Как устроен лифт? Знакомимся с конструкцией
Что стоит знать об установке, монтаже, сроках и этапах замены лифта?
Наружные лифты: можно ли новой моделью заменить стандартную конструкцию?
Первые прототипы лифтов появились еще в Древнем Египте. В те времена работающей движущей силой конструкция была сила животных, людей. Использовались лифты в строительстве. Однако XVII-XVIII веке такого рода механизмы стали использовать во дворцах королей.
Сейчас лифт является больше нормой, чем редкостью. В большинстве случаев подобного рода конструкция – просто необходимость. Отталкиваясь от статистики отметим, что в России сейчас больше, чем полмиллиона лифтов. Часть из них – модели нового типа. То, как устроен лифт, зависит от его назначения и вида. Специалисты выделяют классические, гидравлические и электрические приводы. Так как устроен стандартный пассажирский лифт?
Как работает классическая конструкция?
Кабина лифта фиксируется за счет специальных тросов из стали, они обхватывают колесо с канавкой. Этот элемент необходим для корректного распределения силы.
При использовании электрокабеля сигнал будет поступать в машинное отделение, располагающееся сверху шахты. Кабель соединяет кнопочную панель в кабине и шкаф управления.
Грузы противовеса находятся на тросе с одного конца. Они помогают уравновешивать кабину. Когда двигатель начинает работать и груз опускается, платформа начинает подниматься. Для того, чтобы поднять кабину, нужна минимальная мощность, поскольку вся нагрузка уходит на противовес.
Как понять, на чем базируется грузоподъемность лифта?
Максимальный вес, поднимаемый платформой, базируются на силе сцепления троса со шкивом, мощности самого троса. В этом и состоит отличие пассажирских и грузовых лифтов, поскольку в первых создан дополнительный трос, который дважды обкручивает ведущее колесо.
Подъемники лифта могут иметь редуктор. Применяется червячная передача, если говорить о механизме, который передает и преобразует крутящий момент. Другими словами, движение вала переходит в движение колеса. Поступательный и вращательный принцип действия элементов актуален, если поднимается груз небольшой по весу, и расстояние подъема – небольшое. Используются такие конструкции для отелей, пансионов, коттеджей.
Какое отличие между лифтом и подъемником?
Дело в том, что две конструкции отличаются только устройством работы двери. Подъемник – одностворчатый, а лифт – двухстворчатый. От пассажиров лифтов часто поступают жалобы на очень длительное либо очень медлительное открывание дверей.
Что касается вопросов безопасности, то у лифтов есть тормоз, который выполняет фиксацию кабины и противовеса. Если тросы тормоза ослаблены либо оборваны, платформа будет блокироваться.
При наступлении аварийной ситуации работают ловители, которые фиксируются с устройством ограничителя внизу шахты. Если кабина двигается со скоростью больше максимально заданной, ловители могут выполнять функцию тормоза.
Что стоит знать о работе гидравлических и пневматических лифтов?
Гидравлические модели появились в XIX веке, их преимущество в том, что кабина поднимается за счет тросов. Скорость конструкции – небольшая, обслуживание достаточно дорогое, да и шум при движении раздается немалый. Конструкции устраиваются в зданиях с небольшим количеством этажей. К плюсам можно отнести плавность подъема.
Если рассматривать вопрос установки гидравлических лифтов, то специалисты говорят о том, что монтаж выполняется достаточно просто, а установка возможно, если есть хотя бы одна несущая стена.
Расскажем кратко и о пневматических лифтах. Их еще называют аэролифт. В этом случае в устройстве нет кабеля, блока, поршней. Машина отделения как таковая не создается. Модель приводится в движение за счет изменения давления, создаваемого турбиной и вакуумным насосом. Опускание происходит благодаря силе тяжести.
Как работает современный лифт с электрическим приводом: устройство и система безопасности
Первые упоминания о лифтах принадлежат перу римского архитектора Витрувия, который ссылается на Архимеда, построившего подъёмный аппарат в 236 году до нашей эры. Затем лифты строили 6 веке в Египте, в 18 веке во Франции и Российской империи. В 1854 году американский изобретатель Элайша Отис совершил прорыв в конструировании лифтов и продемонстрировал устройство безопасности — ловители. Это дало возможность строить небоскрёбы. Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке тремя годами позже. А первый электрический лифт был запатентован Отисом в 1861 году. Как же работает современный лифт с электрическим приводом?
Кабина лифта подвешена на нескольких стальных проволочных канатах или тросах. Обычно их от 3 до 8 штук. Чтобы тросы не скрипели и не ржавели, их пропитывают маслом. В движение лифт приводит силовая установка — лебедка, расположенная в большинстве случаев в верхней части шахты. Она управляется электромотором и представляет собой канатоведущий шкив, или, иными словами, колесо с широким ободом, которое огибают стальные тросы. Они спускаются на противовес — груз, который уравновешивает кабину лифта и уменьшает нагрузку на двигатель. Оптимальный вес противовеса равен суммарному весу пустой кабины и половины полезной нагрузки.
При вращении шкив за счет сил трения перематывает канаты на сторону кабины или противовеса, которые тем самым всегда движутся в противоположных направлениях. Основная нагрузка выполняется противовесом, к которому тросы крепятся при помощи мощных пружин. Это необходимо для плавности кабины при остановке или начале движения лифта. Скорость движения кабины контролируется специальным контроллером. Снаружи кабины расположены направляющие башмаки, которые скользят по направляющим шахты и поддерживают кабину в вертикальном положении.
Безопасность пассажиров современного лифта обеспечивают около 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными из них являются автоматические ловители. Эти механические устройства управляются отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости. При падении или перегрузке кабины трос ограничителя скорости прекращает движение и за счет этого сильным рывком «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, которые останавливают лифт.
Еще одним предохранительным устройством являются буфера. Эти устройства плавного замедления кабины расположены на дне шахты. Они могут быть полиуретановыми, пружинного или масляного типа в зависимости от номинальной скорости. Буфера предназначены для преобразования кинетической энергии кабины и противовеса в тепловую и призваны смягчить удар в случае неостановки кабины на уровне первого этажа.
Что касается открытия дверей, то этим процессом управляет специальный контроллер. Он определяет вызванный этаж и при помощи автоматического привода открывает двери, чтобы впустить и выпустить пассажиров. Внешние двери лифта не имеют собственных приводов и сами открыться не могут: они надежно удерживаются специальным замком. Открыть их может только кабина лифта: именно на ней расположен привод дверей — и внутренних, и внешних. Для точной остановки на нужном этаже на кабине лифта установлен индукционный или герконовый датчик, который взаимодействует с магнитными шунтами на каждом этаже и тем самым определяет точное положение.
В настоящее время инженеры и конструкторы продолжают совершенствовать лифтовое оборудование. Так, компания thyssenkrupp Elevator работает над первым в мире бесканатным лифтом MULTI, который позволит перемещаться нескольким кабинам в одной шахте в вертикальном и горизонтальном направлении.
Источник: ©Hi-News.ru
Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках
Лифт. Устройство лифта.
Лифт — подъемно-транспортное устройство, которое перевозит пассажиров лифта или грузы в вертикальном направлении по жестким стальным лифтовым направляющим. Как правило лифт движется внутри шахты лифта. Скорость лифта бывает от 0,15 м/сек до 10 м/сек и выше. Грузоподъемность лифта достигает 20 тонн.
Лифтовая кабина обычно имеет квадратную или прямоугольную форму, у нее есть стены, пол кабины и потолок. Вход в лифт осуществляется через автоматические двери лифта — лифтовой портал.
Электрическая схема лифта предполагает, что лифтом может управлять любой пассажир лифта самостоятельно, но перед этим ему обязательно необходимо ознакомиться с правилами устройства и эксплуатации лифтов.
Устройство лифта
Система лифта состоит из:
✔ Кабины лифта – это закрытое купе лифта, в котором перемещается пассажир лифта, высота кабины обычно 2100-2200 миллиметров, размер кабины лифта должен позволять с удобством перевозить нескольких пассажиров
✔Дверей лифта – в пассажирских лифтах есть лифтовые двери кабины лифта и двери шахты лифта
✔Направляющих лифта — лифтовые направляющие из стали по которым движется кабина и противовес лифта (вес направляющих лифта около 50 кг/метр)
✔Лебедки лифта — это привод лифта, который дает лифту скорость
✔Троса лифта — канаты лифтовые, на которых подвешена кабина лифта. Тяговый канат лифта имеет 14 кратный запас прочности. Канаты для лифтов специальные, изготавливаются из стальной проволоки
✔Станции управления лифта — мозг лифта, который им управляет и задает скорость лифта, задает ускорение кабины лифта и управляет схемой лифта
✔Устройств безопасности лифта
✔Ограничителя скорости – лифтового устройства, которое контролирует скорость движения лифта
✔Ловителей лифта — улавливающих заклинивающих захватов лифтовой кабины. Обязательны для современного лифта
✔Паспорта лифта — технического документа, который обязан иметь каждый лифт. В паспорте лифта указывается вся необходимая информация о лифте
Масса кабины лифта
Масса кабины лифта примерно равна грузоподъемности лифта, чем больше грузоподъемность пассажирского лифта, тем больше масса его кабины и масса противовеса лифта.
Какие лифты бывают
Семейство лифтов включает в себя:
★пассажирские лифты★грузовые лифты★малогрузовые лифты★больничные лифты★кухонные лифты★лифты для морских судов★лифты для самолетов★лифты для шахт★панорамные лифты★частные лифты★подъемные платформы для инвалидов★автомобильные лифты.
Несмотря на кажущееся разнообразие, лифты четко подразделяются на электрические лифты и гидравлические лифты по типу привода лифта.
Кто производит лифты в России
Производство большей части отечественных лифтов сосредоточено на двух лифтостроительных заводах — ОАО Щербинский Лифтостроительный Завод (ОАО ЩЛЗ) и ОАО Карачаровский Механический Завод (ОАО КМЗ), некоторое количество лифтов производит в России американская компания OTIS.
В России выпускаются лифты грузоподъемностью до 5000 кг и скоростью до 2 м/с. Иностранные лифтовые заводы могут производить лифты с грузоподъемностью до 20 тонн и скоростью до 10-15 м/сек (такие лифты нужны для высотных зданий – к примеру скорость лифта в останкинской башне 7 м/сек).
Сколько лифтов в России
По самым приблизительным подсчетам в России работают около 500 000 лифтов и большая часть из этих грузопассажирских лифтов это пассажирские лифты в жилых домах.
Пассажир лифта
Масса пассажира лифта сейчас принимается в 80 килограммов. Именно исходя из этой массы пассажира лифта и рассчитывается размеры кабины лифта и его грузоподъемность.
Стеклянный панорамный лифт                                         Грузовой лифт
 
Лифт с машинным помещением                                                       Лифт без машинного помещения
 
Как устроен лифт? Описание конструкции лифтов
Первые варианты устройства лифта появились ещё в древнем Египте. В те времена большая часть лифтов, работающих за счёт силы людей или животных, использовалась в строительстве. Начиная с XVII-XVIII веков, подъёмные механизмы перекочевали во дворцы коронованных особ.
Нам с вами повезло больше: лифт — не роскошь и редкость, а необходимость. Если верить статистике, в России насчитывается более 500 000 лифтов. Часть из них постепенно заменяют машинами нового образца.
Устройство лифта зависит от его вида и назначения. Специалисты подразделяют лифты на 3 типа: гидравлические, пневматические и «классические», то есть — с электрическим приводом. Давайте посмотрим, как устроен традиционный пассажирский лифт.
Принцип работы лифта
Кабина лифта крепится на прочных стальных тросах, обхватывающих колесо с канавкой, или шкив. Этот приводной механизм нужен для того, чтобы перераспределять силу.
Сигналы передаются по электрокабелю в машинное отделение, которое находится в верхней части шахты. Если быть точными, то кабель соединяет шкаф управления внизу и кнопочную панель в кабине.
Тросы с одного конца имеют грузы-противовесы, необходимые для того, чтоб уравновесить кабину лифта. После запуска двигателя грузы опускаются, поднимая платформу (и наоборот). Для подъёма кабины не нужна большая мощность, так как основная нагрузка идёт именно на противовесы.
От чего зависит грузоподъёмность лифта? Вес, который способна поднять платформа, зависит от мощности троса и силы его сцепления со шкивом. Оборудование грузовых лифтов отличается от пассажирских машин, прежде всего, тем, что здесь имеется ещё один трос, то есть, ведущее колесо обкручено дважды.
Лифты с редуктором и червячная передача
Подъёмники, которыми оснащены грузоподъёмные машины, могут иметь редуктор. Если схема лифта предусматривает механизм, отвечающий за передачу и преобразование крутящего момента, то речь идёт о так называемой «червячной передаче».
Это значит, что движение вала преобразуется в движение колеса. Механизмы с поступательно-вращательным принципом действия применяются в тех случаях, когда поднимаемые грузы — невелики, а расстояние, которое проходит платформа, — небольшое. Обычно монтаж лифтов этого типа заказывают для коттеджей, небольших отелей, пансионатов и так далее.
Чем отличается подъёмник от лифта?
Мало кто знает, что подъёмник от лифта отличается только устройством дверей. Так, лифт имеет двустворчатые двери, а подъёмник — одностворчатые.
Иногда пассажиры жалуются на то, что двери лифта закрываются слишком долго или очень быстро. Это значит, что реле времени настроено неправильно.
Далее поговорим о безопасности. Оборудование лифтов включает в себя тормоз, который обязан фиксировать противовесы и кабину. В том случае, если тросы ослабились или оборвались, должна произойти блокировка платформы.
В аварийной ситуации срабатывают ловители, связанные канатами с устройством-ограничителем внизу шахты, в приямке лифта. Также ловители заменяют тормоз, если кабина превышает заданную скорость.
Как выглядит лифт схематически?
Если найти схемы лифта в интернете, то чертежи будут включать в себя следующие элементы:
- Натяжное устройство;
- Буфер противовеса;
- Буфер кабины;
- Опора направляющих;
- Лестница в приямке;
- Кабина (платформа);
- Направляющие кабины;
- Противовес;
- Вызывная панель;
- Дверь шахты;
- Канат ОС и тяговые канаты;
- Направляющие противовеса;
- Ограничитель скорости, лебёдка (на станции управления).
Об устройстве гидравлических и пневматических лифтов
Гидравлические лифты появились в XIX веке. Принцип работы такой машины состоит в том, что в вертикальном цилиндре находится поршень, который приводится в движение благодаря гидравлическому маслу, нагнетаемому насосом. В итоге кабина лифта поднимается тросами.
Скорость у гидравлических лифтов, как уже говорилось, небольшая. Также к минусам относят высокий уровень шума и дороговизну. Обычно такие механизмы устанавливают в малоэтажных зданиях. Если говорить о преимуществах этих грузоподъёмных машин, то стоит сказать о плавности подъема.
Если же оценивать оборудование гидравлических лифтов с точки зрения специалистов, а не пассажиров, то здесь речь пойдёт о простоте монтажа. Установить лифт можно при наличии всего одной несущей стены.
Напоследок расскажем о пневматических лифтах, которые именуют также аэролифтами. Устройство такого лифта исключает блоки, кабели и поршни. Помимо этого не нужно строить машинное отделение.
Аэролифт движется за счёт разницы давления, которое создаёт турбина и вакуумный насос. Опускается платформа из-за действия силы тяжести.