Россия — родина слонов
Первая статья русского раздела Википедии называлась «Россия». Она появилась 24 мая 2001 года и состояла из одной фразы: «Россия — великая страна». Вскоре вместо нее появилась другая:
«Россия — родина слонов (ушастых, повышенной проходимости — см. мамонт)».
Русская Википедия в тот момент реально не существовала; фраза представляла собой «рыбу», то есть текст, который должен быть заменен настоящим. Однако выбор именно этой фразы знаменателен. Откуда же она появилась?
В 1974 году в Париже вышла книга «Заложники: Роман-документ». Ее автором был писатель Григорий Свирский, который двумя годами ранее эмигрировал из СССР. Здесь сообщалось, что «Россия — родина слонов» — «самый распространенный университетский анекдот сорок девятого года о русском приоритете во всем и вся».
Действительно, «родина слонов» пародирует официальные штампы позднесталинской эпохи: «Россия — родина радио», «Россия — родина электричества», «Россия — родина авиации» и т. д. Однако «анекдот сорок девятого года» имел за собой давнюю интернациональную родословную, а русскому поговорочному слону предшествовал поговорочный польский.
Традиционная тема анекдота — особенности национального характера различных народов («Заходят в бар ирландец, англичанин и американец…»; «Летят русский, американец и француз на воздушном шаре…» и т. д.). Один из таких анекдотов возник в годы Первой мировой войны. В марте 1916 года в московской газете «Раннее утро» появилась заметка «Психология наций», взятая из «одной голландской газеты». Здесь рассказывался следующий анекдот. В Африку была послана международная научная экспедиция для изучения нравов диких слонов. По возвращении немец написал три тома о слонах с точки зрения военной, биологической, геологической, этнографической, географической и исторической, француз — фельетон на тему «Слоны и любовь», а поляк — политическую брошюру «Слон и польский вопрос».
В том же году этот анекдот появился в немецкой печати, а затем и в англоязычной.
В романе классика польской литературы Стефана Жеромского «Канун весны» (1924) читаем:
— Словом, всё, всегда и везде — Польша, Польши, Польше, Польшу…
— Да. (. ) Мы рождены с дефектом полоноцентризма.
— …В любом рассуждении на философские и социальные темы возникает Польша, как deus ex machina [бог из машины, лат.]. Есть известный анекдот на тему «Слон». Поляк, который — после представителей других народов — должен представить сочинение о слоне, не задумываясь пишет: «Слон и Польша».
Французский критик Альбер Тибоде опубликовал свою, «философскую» версию анекдота:
Предлагается написать книгу о слоне. Англичанин уезжает в Африку или Индию и возвращается с большим хаотичным трудом, полным описаний и цифр, включая гостиничные счета автора. Немец уходит в себя, чтобы отыскать Идею Слона, слона-в-себе, Пра-слона. Француз пишет блестящую статью о слоне в кафе сада Аклиматасьон [парк со зверинцем в Париже. — К. Д.] (. ). Поляк сочиняет трактат «Слон и польский вопрос» (что не так уж смешно). Русский [философ-эмигрант] приносит книгу под названием «Существует ли слон?». Сюрреализм же доводит до крайности русский взгляд на вещи: никакого слона не существует — слоном является всё.
(«Размышления о литературе», 1925)
Хотя анекдот возник, скорее всего, за пределами Польши, только в Польше выражение «Слон и польский вопрос» стало фразеологизмом. В 1995 году известный поэт Станислав Бараньчак опубликовал книжку пародий под заглавием «Бог, труба и отчизна: Слон и польский вопрос глазами поэтов». Здесь пародировались хрестоматийные патриотические стихотворения, и во всех пародиях обыгрывалась тема слона.
Советскую версию этого интернационального сюжета (пока еще без «родины слона») записал в 1935 году в своем дневнике драматург Александр Афиногенов:
В Академии наук объявили конкурс на тему о слоне. Англичанин принес работу минуту в минуту к сроку на тему: «Хобот слона как рычаг работы и клыки как экспортная статья». Немец пришел даже за пять минут до срока и сдал увесистый том: «К постановке вопроса об изучении проблемы исследования слонов». Француз прибежал запыхавшись и чуть опоздав и сдал работу на тему: «Любовь у слонов и любовь со слонихой». Русский опоздал на два дня: «У меня была больна тетя, и я не мог написать к сроку. А также ввиду того, что со слонами я не знаком, я написал работу на тему о лишнем человеке».
Что же касается «анекдота сорок девятого года», то его самая ранняя известная нам запись принадлежит работникам следственных органов. Она содержалась в деле учителя из Днепропетровска Д.И. Ровинского, который в 1953 году был обвинен в антисоветской агитации и пропаганде:
Во Франции в газетах появились заголовки «Слоны и любовь», в Англии — «Слоны и британский импорт», а в СССР начали печатать заголовки «СССР — родина слонов», «Слоны в борьбе за мир», «Классики марксизма-ленинизма о слонах».
Позднее возник и болгарский слон:
Объявлен мировой конкурс на лучшую книгу о слонах. Прибыли: из Германии «Краткое введение в основы слоноведения», из Англии «Слон и империя», из США «Слоны и деньги», из Франции «Слон и любовь», из СССР «Россия — родина слонов», из Болгарии «Советский слон — лучший друг болгарского слона».
В 2002 году в журнале «Знание-сила» появилась статья Андрея Никонова «“Россия — родина слонов”? Нет — мамонтов». Автор писал:
В определенном смысле можно сказать: Россия — родина мамонтов. И уж во всяком случае, родина их изучения. И почему бы этому факту, как и множеству действительных отечественных достижений, не быть предметом гордости?
Эту тему подхватила пародийная Абсурдопедия:
Россия — родина слонов? Абсурд! Россия — это кладбище мамонтов!
Таким был один из эпиграфов к статье «Россия» с подписью: «Жорж Кювье. Recherches sur les ossements fossiles (Исследование ископаемых окаменелостей)».
Крайняя чувствительность в вопросах национального приоритета была присуща не только позднесталинскому государству. Математик В.И. Арнольд, член АН СССР и Французской академии наук, вспоминал:
Признать влияние Ньютона или Гиббса французам трудно (. ). О том, как во Франции преодолели эту трудность, мне стало известно в результате многообразной деятельности «Комитета по защите наследия французской науки от иностранцев», членом которого меня назначил министр науки Франции (и в работе которого я, впрочем, никакого участия не принимал, все вспоминая о родине слонов).
(«Что такое математика?», 2002)
Здесь же Арнольд дает сноску:
Слова «Россия — родина слонов» изобрел в XVIII веке испанский путешественник, рекламировавший таким способом увиденные им в кунсткамере Петербурга остатки мамонтов.
В викторинах и играх типа «Что, где, когда?» можно встретить вопрос: «Благодаря какому острову родилась пословица: “Россия — родина слонов”?» Правильным ответом считается: «Соловки», поскольку там располагался Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).
Наконец, еще одна версия связывает появление выражения с книгой В.В. Данилевского «Русская техника» (1947), где упомянут «“паровой слон” — паровой автомобиль Аммоса Черепанова, племянника паровозостроителя». В 1940-е годы В.В. Данилевский внес большой вклад в борьбу за «приоритет отечественной науки и техники».
Однако все это не более чем этимологические легенды, созданные задним числом.
Россия – родина слонов. Символическая ценность слона в русской культуре
Подкаст «Вавилон Москва» из архивной серии «Далеко от Москвы», 2002 год.
Россия – родина слонов. Эта фраза восходит к политическому анекдоту конца сороковых. Мы решили найти её буквальное подтверждение и узнать о жизни слонов, живых и виртуальных. Слоны в русской культуре, в советской политике, в зоопарках и на комодах, на Урале и в Москве. В поиске сюжетов принимали участие корреспонденты и редакторы Радио Свобода.
Embed share
Далеко от Москвы. Россия, родина слонов
Embed share
Текст скопирван
The URL has been copied to your clipboard
- Поделиться в Facebook
- Поделиться в Twitter
No media source currently available
0:00 0:30:35 0:00
Скачать медиафайл
- 128 kbps | MP3
- 64 kbps | MP3
Pop-out player
Документальный фильм «Побег слонов из России» полон разнообразных удивительных исторических сведений, а также мифов и народных легенд. В частности, в фильме говорится о слоне, которого в конце тридцатых годов подарил Иосифу Сталину абиссинский правитель Хайле Селассие. Началась Вторая мировая война, и слон был отправлен в Свердловск. Режиссер Светлана Быченко родом оттуда, и эта история была рассказана ей одним из сотрудников Уральского университета.
Светлана Быченко, режиссер, автор фильма «Побег слонов из России»: Слон приехал зимой, был конец ноября. И пешком без валенок прошествовал от вокзала до зоопарка. Но там места для слона не оказалось, и его поселили в церкви. Для этого пришлось разломать стеночку, слона запустили, стеночку снова поставили, и приставили там некого Егорку, который за ним ухаживал. Говорят, что это был бывший дьякон. Но слон, естественно, заболел. Его пытались оживить, вылечить. Собрали пенициллин из госпиталей, но это слону не помогло. Слон умер. Но фантастические события продолжают развиваться дальше. Слоновьи кости никто не выбросил. Их несколько лет вываривала некая лаборантка уральского университета. Потом их много лет собирали в чучело, и в конце концов, в начале 60-х годов, это чучело наконец было поставлено. Но и тут события не прекращаются. Друг Хайле Селассие приезжает сам на Урал, именно в Свердловск. Вот его встречают, водят по шахтам, по университету, и он ходит мимо скелета своего любимого слона и ничего об этом не знает. В этом есть что-то фантастическое, абсурд всей истории.
Евгения Назарец: Кандидат биологических наук Александр Михайлович Марвин слышал историю, будто индийская слониха, препарированная на кафедре зоологии в конце пятидесятых годов, имеет отношение к международной политике. На самом деле сегодня она имеет отношение к науке, а при жизни – к искусству.
Александр Марвин, доцент кафедры зоологии УрГУ: Где-то в районе Красноуфимска проезжал цирк, видимо, выездной. И вот эта слониха была в составе труппы. И она погибла. К сожалению, причины установить не удалось. Все говорили, что она выступала в цирке, снималась в двух фильмах даже.
Спустя много лет я с удивлением узнал, что якобы эта слониха была подарена эфиопским императором Иосифу Виссарионовичу Сталину, и якобы во время войны она у нас жила в городе Свердловске. Но, честно говоря, я никогда не слыхал ни от Михаила Яковлевича Марвина, своего отца, профессора, ни от кого-то другого, что у нее такая бурная слава. Это уже через третьи лица, причем не биологов, а тех, кто работал когда-то в университете, причем некоторые из них, я знаю, большие фантазеры были.
Иеромонах Флавиан, настоятель Крестовоздвиженского мужского монастыря, Екатеринбург: Я слышал неоднократно, что якобы в алтаре нашего храма содержалась слониха. Больше всего православных людей оскорбляло и шокировало, что это именно не слон, а слониха. По православной традиции вход лицам женского пола в алтарь запрещен. Миф это или не миф, я не могу судить, никаких документальных подтверждений мы не искали и не видели.
Приходилось слышать другой миф, что в нашем монастыре размещалась мумия Владимира Ильича Ленина, которая была эвакуирована в Сибирь, и, значит, одним из промежуточных мест ее хранения был именно Крестовоздвиженский монастырь.
В Самаре в начале ХХ века купец первой гильдии Константин Головкин построил дачу, которая сразу стала местной достопримечательностью. Ее украшают два огромных слона.
Сергей Хазов: Сделанные из особо приготовленного гипса, на металлическом каркасе слоны, выкрашенные в белый цвет, смотрелись очень величественно: без малого семиметровой высоты, с огромными бивнями. Головкин ставит скульптуры на высоком берегу перед дачей: чтобы все, проплывающие по Волге, могли лицезреть его творение. Слоны оставались на даче Головкина всегда: и в 1914 году, когда Константин Павлович передал дачу под дом для детей-сирот, и после Октябрьской революции, когда на даче разместились отряды Красной армии. В Великую Отечественную войну на даче Головкина проживали эвакуированные из Москвы работники аппарата Центрального комитета партии. Вначале партийные чиновники хотели уничтожить слонов, как не вписывающихся в рамки советской архитектуры. Но потом передумали, и слоны остались целы и невредимы. В послевоенное время в здании бывшей купеческой дачи размещался клуб Самарского водоканала, дом отдыха и санаторий. Каждый новый хозяин перестраивал дачу на свой лад, но слоны всегда оставались такими же, как и в начале ХХ века.
Михаил Федоров, культуролог: Самарские слоны – это суперслоны, таких действительно нигде нет! Стремление к каким-то вещам, которые поражают воображение, а слоны всегда поражали воображение людей, наверное, так и сохранилось у самарцев. Вообще-то, слоны – это, наверное, потомки мамонтов. А мамонты, несомненно, обитали на нашей территории, во всяком случае, осколки их бивней находят и у нас. Есть какие-то сентиментальные вещи, в советское время именовавшиеся «символом пошлости», те семь слоников, которые были практически в каждой семье и которых хранили, которых оберегали. И у нас были эти семь слоников. Сейчас они, наверное, где-то стоят в глубинах шкафа, с отбитыми хоботами, пожелтевшие, но очень дорогие, потому что их касались руки очень многих моих родных и близких.
Павел Ситников, сотрудник краеведческого музея, Тюмень: Мамонтов было навалом. Другие слоны тоже были. Ведь до мамонтов здесь был таргонтериевый слон, его хотят поставить в Ханты-Мансийском музее, но он так раздроблен по косточкам, что вряд ли это удастся. Но самый массовый – шерстистый мамонт, несколько десятков тысячелетий подряд водился. Они вымерли почти все около десяти тысяч лет назад. Иногда находят, приносят, пытаются продать за деньги, но это отдельные кости, а не скелет, то есть в них ценности мало.
Скелет слона – старожил тюменского областного краеведческого музея и одна из главных его достопримечательностей.
Павел Ситников: Впереди у него реставрация. Хотим полностью восстановить все его мелкие кости. Хвоста, например, у него нет. Будет хвостик у него из косточек, как положено. Верхние зубы вставим. И, может быть, даже поставим на задние лапы.
Эвелина Щербатова, коллекционер, Павловский Посад: Почему в России любят слонов? Вы глаза слонов видели? Задумчивые, грустные, и в то же время очень мудрые и лукавые. И вот, наверное, все эти качества есть в русских людях. И есть в русских глазах, которые могут и улыбаться, и смеяться, и лукавить, все это одновременно.
Марина Кулакова, писатель: Слон водится в русской литературе, и со времен Крылова он весьма заметен. «Не приметить слона» действительно очень трудно. Он встречается у Аверченко, Чехова и Булгакова, он не дает покоя поэтам, и не только детским. Казалось бы, что нам слоны? Откуда они у нас? И сами поэты вряд ли ответят. «Не знаем», – скажут Северянин и Гумилев, и более близкие к нам по времени Арабов, Пригов и Жданов. Есть у нас слоны, пришли, мол, и все тут.
Отношение к слонам более чем положительное. Оно романтическое и символическое. Пожалуй, интереснее и полнее всего отобразил это отношение Александр Иванович Куприн в рассказе, который так и называется – «Слон». Сюжет таков. Шестилетняя девочка Надя больна. Ее ничто не радует, она тает на глазах. Врачи предписывают исполнять любые ее желания, но она ничего не хочет. Родители в отчаянии. И вот однажды, проснувшись, она высказывает, наконец, долгожданное пожелание: она просит слона. После некоторых вполне понятных возражений и колебаний просьба исполняется. Достигнута договоренность с немцем, хозяином зверинца, и ночью не самого крупного, но все же слона ведут к больной девочке. Наутро девочка видит слона: уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Девочка радуется и выздоравливает. Вот ведь до какой степени, просто жизненно необходим слон простому русскому человеку, в душе которого всегда живет маленький, хрупкий, болезненный ребенок. Слон, особенно живой, в России нужен и неизбежен.
Мария Мамонтова, коллекционер: В моей коллекции есть слоны практически из всех материалов. Есть из соли, есть из фосфора, из полудрагоценных камней, стеклянные, деревянные. Однажды моя ученица поехала на каникулы в Ленинград, и в витрине комиссионного магазина увидела слоника, металлического. Она сказала, что дядя выкупит этого слона, он по тем временам стоил всего 20 рублей. Дядя выкупил слона. И когда его упаковывали, в магазин случайно вошел представитель органов. Когда он увидел этого слона, у него расширились глаза. Этот слон был похищен из индийского храма. Он был из платины, глаза у него были изумрудные. Слоны почти как люди. Слоны помнят добро и зло. Могут быть нянькой, растить детей. На Цейлоне есть школа для слонов. Там три года обучают слонов-подростков. В этой школе есть слоны-второгодники. Слониха, которая была абсолютно неспособна к обучению, хорошо рожала детей. Вот точно так же, как у людей. Я считаю, что слоны действительно приносят счастье.
Александр Секацкий, философ, Петербург: Слон является символической константой в истории человеческой государственности. Обратимся к любопытным законодательным актам европейского или китайского Средневековья. Право содержать зверинец изначально было исключительной королевской привилегией. Частные лица могли позволить себе держать кое-каких диких зверей, если на то имелось специальное королевское разрешение. Представители благородных сословий нередко владели собственными бестиариями, однако эти собрания не могли включать в себя царственных животных, право владеть которыми принадлежало только государю. Традиция сохранялась в Европе вплоть до эпохи буржуазных революций. Европейские монархи получали слонов в подарок, как верительные грамоты, как самые достоверные свидетельства дружбы и благих намерений. За доставкой царственных даров следили специальные гонцы, а затем и газеты, передавая подробные репортажи с маршрута следования. С началом Нового времени большинство королевских привилегий было отменено, однако наличие слона и его, так сказать, принадлежность отнюдь не утратили своего символического значения. В бюджете, который ежегодно подписывает бургомистр Гамбурга, содержание слона стоит отдельной строкой. О прибавлении в семействе царственных животных газеты по-прежнему сообщают, как о рождении отпрысков королевской крови. Отсутствие слона наносит несомненный, хотя и смутно ощутимый ущерб суверенитету. Нехватка «спокойной достоверности духа» подспудно беспокоит подданных государства. В этом контексте вполне объяснимым становится знаменитый тезис «Россия – родина слонов», едва ли можно найти более яркий бессознательный симптом имперского самочувствия.
Андрей Шарый: Индийские слоны Сони и Ланка прожили на Хорватском побережье Адриатики четверть века. На остров Вели Бриюн в Адриатическом море, где югославский социалистический лидер Иосип Броз Тито устроил летнюю резиденцию с зоопарком, слонов привезла в подарок президент Индии Индира Ганди. Два умильных слоненка радовали дорогих гостей маршала, политиков из десятков стран мира, актеров, спортсменов, писателей.
На острова приезжали Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Индира Ганди, Муаммар Каддафи, Мао Цзэдун, Сухарто, Брижит Бардо, Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Джина Лоллобриджида. Многие гости привозили в подарок хозяину экзотических животных, и со временем на Бриюне возник целый зоопарк. После Тито хозяином островов стал президент независимой Хорватии Франьо Туджман, а когда и его не стало, архипелаг почти целиком открыли для туристов. Наследство Тито потихоньку распродавали, денег на содержание животных не хватало. Ланка и Сони старели и грустнели. Вместе с другими достопримечательностями из коллекции подарков маршала, вроде автомобиля «мерседес» из гаража вождя немецкого коммунизма Эриха Хонеккера, Сони и Ланку выставили на торги, и в конце концов продали немецкому бизнесмену, который принимал участие в аукционе инкогнито. По острову Вели Бриюн теперь с громким бибиканьем ездит туристический паровозик. Вольер, в котором так счастливо жили любимцы вождя слоны Сони и Ланка, опустел.
Любовь Чижова: Я сейчас нахожусь в слоновнике Московского зоопарка, рядом со мной несколько слонов и заведующий отделом млекопитающих Московского зоопарка Евгений Степанович Давыдов. Как живется слонам в Московском зоопарке? Как проходит обычный день рядового слона?
Евгений Давыдов: Слонам, в виду их большого интеллекта, скучновато. Они ужасно рады каждому новому человеку. Сразу подходят, начинают с ним общаться, открывать рот, трогать хоботом, при случае могут и в карман залезть и утащить, что там есть. Слоны южные животные, для них более-менее комфортна температура от 15 до 25 градусов. Хотя, с другой стороны, слоны очень прочные животные, никакой мороз им не страшен. Чисто русский характер.
Если мы пройдем дальше, там стоит группа азиатских слонов (слева большой самец, а справа две самки). Поступление их в Московский зоопарк было просто уникальным и даже немножко трагическим. В 85-м году Вьетнам предложил Кубе группу слонов. Их погрузили в трюм, а это довольно длинный путь, они его мужественно преодолели. Но когда караван подошел к Кубе, оказалось, что они привиты от ящура, а на Кубе никогда ящура не было. Поэтому животных, привитых от ящура, там не принимают по определению. К этому времени слоны уже очень устали. Это были молоденькие слоники, они стояли закованные в трюме. И возник вопрос: куда их девать? Ехало одновременно восемь слонов. Запросили зоопарки мира. Ни один зоопарк не согласился принять эту группу слонов, согласился только Московский зоопарк, и они двинулись в Ленинград. Мы подготовили два вагона. Один вагон был как термос, а другой – простой железнодорожный. Совсем слабых мы переправляли в вагоне-термосе, там было тепло. Туда же мы направляли наших заболевших сотрудников, потому что операция проходила очень тяжело и для людей. А во второй вагон посадили более крепких слонов и более крепких сотрудников. Переезд длился сутки, но в вагоне-термосе температура была около 20 градусов, как и положено, а вот в железнодорожном вагоне стояла температура такая же, как и на улице, минус 33 градуса. Там стояла печка-буржуйка, но на полном ходу натопить железнодорожный вагон совершенно невозможно. При всем при том слоны прекрасно доехали, они выдержали эту температуру. Единственное, нас загрузили великолепными кубинскими фруктами, в 85-м году это было, конечно, потрясающе. Мы даже никогда не видели таких бананов, апельсинов, мандаринов. Все это было скормлено по дороге. Мы собирались угостить своих сотрудников в зоопарке чем-то из этого, но необходимо было кормить и кормить, чтобы греть слонов изнутри. И они прекрасно доехали, вытерпели этот, казалось бы, чудовищный мороз и живы-здоровы.
Любовь Чижова: А существуют какие-то истории любовных взаимоотношений слонов?
Евгений Давыдов: Но ведь слоны не люди, тут истории-то все такие… Вот у нас, например, был огромный могучий самец Шанго, который очень любил кидать в посетителей своим навозом. И чтобы он этого не делал, у него мгновенно забирали навоз из клетки. А потом через какое-то время он опять начал кидаться, мы не могли понять, в чем дело. Оказывается, самка, которая очень хорошо к нему относилась, свой навоз к нему пододвигала, а он брал и кидал в посетителей. Я их всех люблю. Первые года три-четыре меня слоны каждую ночь гоняли во сне со страшной силой. Тянулись ко мне хоботами, изо всех углов доставали и растаптывали. Как-то так психически на меня действовали. А последнее время просто доброе теплое отношение. Я вот в отпуск уйду, две-три недели, а уже тоскую. Вся жизнь с ними прошла.
Вилли Мельников, переводчик: Я по образованию ветеринарный врач. И когда я еще был студентом, учился в ветеринарной академии, меня приятели со старших курсов, которые работали в зоопарке, пригласили полечить слона. Мы тогда сочинили целую мифологию: и как слоны попали на землю, и как они к ней приспосабливались, и как слоны превратились в людей, и когда нужно, они скидывают человеческую оболочку и снова предстают в своем царственном виде. Вторая моя встреча со слоном была, когда меня угораздило попасть на войну, я призвался на срочную службу в Советскую армию, попал в Афганистан. И вот там я встретился со слоном. Тридцать километров южнее Герата на стене средневековой мечети святого Хейзера было схематическое начертание, довольно неумелый детский рисунок, но это явно был слон. С точки зрения мусульманской религии слон – это посланец Азраила. Азраил – это ангел смерти у мусульман. Именно на нем Азраил приходит, чтобы забрать очередную душу.
Это был последний тематический выпуск “Далеко от Москвы”, но мы продолжим рассказы об удивительных людях и городах в подкасте «Вавилон Москва» на сайте Радио Свобода. Подписывайтесь и слушайте нас на Apple podcasts Google podcasts Yandex music
Россия — родина слонов
«Росси́я — ро́дина слоно́в» (также «СССР — родина слонов») — устойчивый оборот, впервые появившийся в советских анекдотах конца 1940-х годов [1] высмеивающих попытки искажения истории научных открытий в политических целях, [2] в ходе сталинской кампании «борьбы с космополитизмом», а также навязчивой патриотической пропаганды превосходства «советской науки и техники».
Первоначально фраза имела жёстко-иронический оттенок, однако к 2010-м годам, во времена патриотического ренессанса, она получила и обратное, почти одобрительное значение, утверждая приоритет всего российского над заграничным, в особенности, над западным.
- 1 Родина слонов в кратких цитатах
- 2 Родина слонов в публицистике и научно-популярной литературе
- 3 Родина слонов в мемуарах и дневниковой прозе
- 4 Родина слонов в беллетристике
- 5 Родина слонов в поэзии
- 6 Источники
- 7 См. также
Родина слонов в кратких цитатах [ править ]
Многие писали: «Россия родина слонов». А я почти без подготовки возмутился. Я сломал стул. Я пошёл. Я заявил. «Вы ничего не понимаете. Россия родина мамонтов!» [3]
Конечно, люди, лишенные фантазии и душевного изящества, <. >хорошо знающие, что только Россия родина слонов, не могли своим куцым умом додумать до того, что уважающий себя писатель должен говорить не «слоны», как это все делают, а «мамонты». [3]
Тонкий стилист, страстотерпец и рыцарь русской литературы Юрий Олеша не настаивает на том, что Россия родина слонов. Юрий Олеша (тонкий стилист) настаивает: Россия родина мастодонтов. [3]
Атом первым расщепил Ивашка Хмырев в XII веке, когда колол дрова. СССР ― родина слонов. [4]
Россия ― родина слонов, Челябинск ― родина верблюдов… [5]
После 1985 г. наши соотечественники усомнились в том, что Россия является родиной слонов ― и вот что получилось. [6]
Конечно, говорит он, Россия ― родина Достоевского, Наташи Ростовой и слонов. [7]
. как известно, родиной слонов и клёнов является Приморье. [8]
Если Россия — родина слонов, справедливо задавались вопросом башковитые аппаратчики, то почему медвежий край — не родина для евреев? [9]
Родина слонов в публицистике и научно-популярной литературе [ править ]
Шутили. Один из присутствовавших, давясь хохотом, рассказывал, что в издательстве «Советская Россия» чуть не вышла хорошая книга. Другой, катая от смеха голову по тарелкам, вспомнил, как он по ошибке переспал с женой одного своего друга, а должен был переспать с женой другого.
— В годы культа, — рассказывал улыбающийся человек, — бывали случаи, когда в издательстве заставляли писать, что Россия родина слонов. Ну, вы же понимаете, — это не дискуссионно. Такие вещи не обсуждаются. Одиссей не выбирал, приставать или не приставать к острову Кирки. Многие писали: «Россия родина слонов». А я почти без подготовки возмутился. Я сломал стул. Я пошёл. Я заявил. «Вы ничего не понимаете. Россия родина мамонтов!» Писатель не может работать по указке. Он не может всегда соглашаться. [3]
Конечно, люди, лишенные фантазии и душевного изящества, которым некогда заниматься какими-то травами(?!), зорями(?!), красками(?!), хорошо знающие, что только Россия родина слонов, не могли своим куцым умом додумать до того, что уважающий себя писатель должен говорить не «слоны», как это все делают, а «мамонты», что, несомненно, накладывает печать подлинной творческой индивидуальности. Обстоятельства складывались весьма неблагоприятно, и только такому сдержанному и хорошо умеющему владеть собой человеку, каким был Юрий Олеша, удалось избежать осложнений. [3]
. как раз именно в то время стало не менее непреложным научным фактом, что Россия не только родина слонов, но, что гораздо важнее, — мамонтов, а теми, кто еще более беззаветно любил свое отечество, настаивал, что этого мало и следует считать Россию родиной мастодонтов, было установлено много других замечательных вещей. Эта тема не была специальным пристрастием или особенностью издательского профиля журнала «Огонёк». Многие другие журналы, альманахи, сборники и газеты, романы, повести и рассказы, стихотворения и поэмы, трагедии, драмы, комедии, водевили и оперетты, кинофильмы, ученые записки, словари, справочники и энциклопедии, а также все остальные типы полиграфической продукции и все прогрессивные типы советского общества были нацелены именно на этот предмет и проявляли лихорадочный, а в отдельных случаях даже горячечный интерес к вопросу о приоритете в различных областях знания. При этом каждый день совершались выдающиеся открытия.
Кому принадлежит честь изобретения трактора? «Россия — родина трактора». [10] В том же году неопровержимо доказан «приоритет отечественной науки в кожевенной промышленности». [11] А еще за год до этого уже малые дети знали о том, что «механизировав технологические операции по переработке продуктов и создав внутризаводский транспорт, Козьма Дмитриевич Фролов (1726-1800) организовал в сущности завод-автомат». [3]
Вульгарному социологизму было безразлично, кто изобрёл трактор и где именно находится родина слонов. Наоборот, ему даже выгодно было, чтобы трактор и слоны появились на Западе, поскольку это лишний раз доказывало превосходство капиталистического способа производства над феодальным. Но государству, которое считало необходимым держать свой народ в состоянии мобилизационной готовности, нужно было уверить этот на все готовый народ, что это он изобрел трактор, что слоны впервые завелись в окрестностях г. Калуги, и поэтому такому народу есть, что защищать, и он будет защищать и разгромит всех внешних и уж, конечно, внутренних врагов. [3]
В нашей стране живет слон-полиглот Вова. Его привезли в Ереван из Лондона. На Британских островах Вова освоил английский, по дороге в Советский Союз он гостил в ГДР и там познакомился с немецким. На новой родине африканский слон изучает армянский и русский языки. В результате Вова понимает около 25 команд, отдаваемых на четырёх языках. [12]
Ещё недавно мы “соборно” поклонялись нетленному трупу Ленина в Мавзолее. Боготворили Сталина. И, проклиная “развратный Запад”, лезли на мировой форум с идеей: “Россия — родина слонов”. А нынче снова, оказывается, русский народ — богоносец, вооруженный самой передовой философией, и ждет не дождется Нравственной революции под мысленный малиновый звон сорока сороков… А реально, в современной России, нет ни Ренессанса (даже религиозного), ни революции (даже нравственной). Просто нам понравились с детства и запали в душу слова — “Ренессанс” и “революция”. [13]
. Поскольку же хайдеггеровское представление об ограниченном характере понимания нигилизма у Достоевского до сих пор имеет на Западе прочность предрассудка», то философ считает своим долгом напомнить, что фактически именно Россия Родина слонов, и т. д. [14]
Можно, конечно, отметить свойство отечественной истории повторять самое себя. Однако тот градус категоричности, которым отмечена высказанная в статье С. В. Лёзова (с. 6) претензия на роль абсолютных пионеров, начинающих на пустом месте, все же представляет собой некоторое преувеличение. Россия, конечно, не родина слонов (и не цитадель библеистики), однако и не совсем необитаемый остров. Упомянуть (с любой дозой полемичности) хотя бы о деятельности Н. Н. Глубоковского не повредило бы. [15]
Тогда лампочка накаливания стала не Эдисона, а Яблочкина (хотя до этого была Ильича), радио изобрел не Маркони, а, конечно, Попов. Ну а все остальное ― братья Черепановы (отец и сын). Народ же тогда изобрел шутку: «Россия ― родина слонов». Воспитанный таким образом, наш человек раз и навсегда проникся отвращением ко всему произведенному от Бреста до Находки. Слово «импорт» с середины пятидесятых годов, когда появились в более или менее свободной продаже изделия стран народной демократии, а затем и дружественной Финляндии, означало предел материальных мечтаний. Мирные граждане, как на войну, шли в очереди за волосатыми полушерстяными гэдээровскими костюмами, ботинками «Цебо» и китайскими плащами, брюками и рубашками «Дружба». [16]
. в душах партстроителей и имиджмейкеров поселяются грусть и неуверенность в завтрашнем дне. Мы советуем им избавиться от этих ревизионистских чувств и подумать о знаменитостях, неохваченных по причине их нынешней, как бы поизящней выразиться… некоторой нематериальности в гражданской ипостаси. Вспомним П. И. Чичикова и придуманный им оригинальный способ быстрого обогащения. Плавал он, однако, мелко… Россия ― родина не только слонов, но и тьмы гениев. Возьмём для начала искусство и науку: Ломоносов, Пушкин, Толстой, Репин, Циолковский, Гагарин… Даже краткий список богов и героев национального культурного пантеона займёт половину партийной брошюры. Так почему некоторым не укрепить своим авторитетом партийные списки ― тем более возражений с их стороны, уверяю, не последует? Прецеденты имеются уже сейчас ― назвал же именем Сталина свой блок Виктор Анпилов, чем фактически отвёл генералиссимусу первое место в списке. [17]
В СССР всегда ценились слова «мировой рекорд», «впервые в мире»… Иногда достижения были из области «Россия ― родина слонов», а иногда ― действительно «впервые в мире». К таким и относится основанный в 1965 году Московский детский музыкальный театр. [18]
Самым первым в мире пересадку сердца сделал советский ученый Николай Петрович Синицын. Было это в победном 1945 году. Нет, мы вовсе не утверждаем, что Россия ― родина слонов, просто отдаём должное замечательному ученому, успешно пересадившему сердце лягушки другой лягушке. Это был тот необходимый первый шаг, с которого началась длинная дорога к пересадкам человеческого сердца. [18]
В определённом смысле можно сказать: Россия — родина мамонтов. И уж во всяком случае, родина их изучения. И почему бы этому факту, как и множеству действительных отечественных достижений, не быть предметом гордости. [19]
И все же главным знаменем «новых правых» становится требование преодоления «пораженчества» (какое пораженчество ― у них давно уже все в порядке). После 1985 г. наши соотечественники усомнились в том, что Россия является родиной слонов ― и вот что получилось. Потому «новые правые» и нашли свою версию национальной идеи, которая ― если пробиться через гущу их словесной трескотни ― сильно напоминает именно «родину слонов»: что-де русские всегда жили и богаче, и свободнее, и «законнее», чем Запад, а уж из кризиса прошлого десятилетия давно выбрались. [6]
Помню, например, его статью, появившуюся в самый пик борьбы за российские приоритеты в науке, – когда «французскую» булочку переименовали в «московскую» и все мы повторяли только что родившуюся остроту: «Россия – родина слонов».
Эренбург, включившись в эту кампанию (статья, кажется, называлась «Некто Бидо»), не стал упирать на то, что Россия – родина таблицы Менделеева, радиотелеграфа (Попов, а не Маркони), паровоза (Ползунов, а не Джефферсон). Не стал особенно настаивать и на том, что Ломоносов «одновременно, и даже несколько раньше», чем Лавуазье, открыл закон сохранения материи.
Небрежно отмахнувшись от всех этих навязших в зубах примеров, он сказал, что во всяком случае уж никто не посмеет оспорить приоритет России в другом, в главном: это мы, наш народ, русские рабочие и крестьяне в октябре 1917 года первыми указали человечеству путь к новой жизни, к новому, справедливому мироустройству. [20]
— В годы культа, — рассказывал улыбающийся человек Виктор Шкловский, — бывали случаи, когда в издательстве заставляли писать, что Россия — родина слонов… Многие писали: «Россия — родина слонов». А я почти без подготовки возмутился. Я сломал стул… Я заявил: «Вы ничего не понимаете. Россия — родина мамонтов!» [20]
Раскрыв её наугад, я сразу наткнулся на ещё одну (помимо той, которую только что вспоминал) изящную разработку мотива «Россия – родина мамонтов»:
«Меня пригласили в Цюрихе в гости. В гостиной оказалось человек двадцать, среди них мэр города. Один из гостей, одетый как сноб, скучающим голосом мне сказал: “Вы утверждаете, что наши газеты пишут неправду о вашей стране? Не думаю. Я, например, читал статью о том, что у вас поезда часто опаздывают. У нас этого не бывает. Если у вас поезда тоже не опаздывают, почему бы вам не написать об этом в цюрихской газете?” Я ответил: “Проблемы железнодорожного транспорта не моя тема. Но я хочу вам сказать, что один русский поезд пришёл вовремя – поезд в Берлин, только благодаря этому вы остались живы и невредимы”».
Эту статью Эренбурга я, конечно, читал и тогда, в 1950 году. Может быть, даже дважды: сперва в газете, а потом в книжке. Из множества его статей, которые он публиковал в то время, я, наверное, не пропустил ни одной. Но сейчас, перечитывая ее, я так и не смог вспомнить, как реагировал на этот пассаж тогда, в то время.
Хотя – подумаешь тоже, бином Ньютона! Восторгался, наверное, ловкостью его ответа. Ответ ведь и в самом деле был ловкий. А кроме того, это ведь была чистая правда: не разгроми мы Гитлера, не приди наш поезд (тот самый наш «бронепоезд», который стоял у нас «на запасном пути») вовремя в Берлин, этому швейцарскому снобу и в самом деле пришлось бы не сладко.
Что говорить, тот факт, что Россия – родина мамонтов, оспаривать было трудно: останки этого вымершего млекопитающего действительно не раз находили на севере Сибири. Нет, этот эренбурговский пассаж меня тогда, наверное, не возмутил. Да и сейчас, по правде говоря, тоже не больно возмущает. [20]
. оценки Кутузова советскими историками после слов тов. Сталина о величии Кутузова-полководца стали дутыми, примерно того же типа, как все фантазии о приоритете русской науки, техники и любых проявлений человеческого духа, откуда и произошла фраза «Россия ― родина слонов». [21]
Есть люди, которым ужасно нравится думать, что у нас в России чего-то нет! Ну хоть чего-нибудь пусть в России не будет — и то уже им приятно… Канальство, — как же легко их сделать счастливыми! «Россия — родина слонов!» — иронизируют они — и гогочут своему, без конца воспроизводимому, «остроумию». (Украшенному ещё и невежеством!) «Россия не может быть родиной слонов», — имеют в виду, злорадствуя, эти пересмешники. А между прочим, почему бы и нет? Да будет сомневающимся известно, что именно на территории России, — как показывают, кстати, раскопки учёных, — было обнаружено САМОЕ БОЛЬШОЕ В МИРЕ количество останков мамонтов! Пересмешники не верят? — пусть проверят. (Если это для них так важно…) Археологи, палеонтологи солгать не дадут. Так что, господа остроумцы, Россия не только родина слонов, но даже ещё и ПРАРОДИНА МАМОНТОВ. Знайте это на всякий случай. Если уж (повторю), — вы изволите придавать сему обстоятельству такое значение.
Меня же иногда занимает не столько проблема слона (и Моськи!), сколько вопрос: а является ли Россия Родиной (или законным странноприимным домом) наших доброжелателей? Тоже вроде бы здешних. [22] :279
Весь его интеллектуальный багаж при этом ― два притопа, три прихлопа. Конечно, говорит он, Россия ― родина Достоевского, Наташи Ростовой и слонов, а тут, у америкосов, какое-то непотребство. И потом опять смотреть что-нибудь американское. Это же 90% населения таким образом себя приподнимает. [7]
Родина слонов в мемуарах и дневниковой прозе [ править ]
Анекдот: Объявлен был международный конкурс на сочинение о слонах. Из Германии прислали 10 пухлых томов ― «Введение в слоноведение». Из Америки ― компактную, отлично изданную брошюру «Что должен знать о слонах каждый средний американец». Из Франции ― изящный волюм со множеством фотоиллюстраций «Любовь в жизни слонов и любовь слонов и женщин». Из СССР ― сочинение «СССР ― родина слонов». [23]
В те годы, когда мы занимались изделием и сидели на объекте, в печати, в научных и культурных учреждениях, в преподавании бушевала инспирированная свыше кампания борьбы с “низкопоклонством перед Западом”. Выискивались русские авторы каждого открытия или изобретения: “Россия ― родина слонов” ― шутка тех лет. Трагедия не обходилась без курьёзов: братьев Райт должен был вытеснить контр-адмирал Можайский с его “воздухоплавательным снарядом”, но опубликованный тогда в спешке портрет Можайского и часть его биографии принадлежали его брату. [24]
Мой ответ звучал так: «Уважаемый Владимир Зурбекович! Я, разумеется, знаю, что Россия ― не только родина слонов, но и родина энциклопедистов. Однако мне всё же неловко рекомендовать серьёзным людям доктора, кандидата и профессора, который берётся читать лекции и по политической психологии, и по международным экономическим отношениям. Боюсь, что меня поймут неправильно (или, может быть, правильно?) Искренне Ваш…» [25]
Победу в войне коммунисты приписали одной России (союзники ― только тушенку давали). И сильно загордились: «Мы ― великий русский народ». Стали неимоверно хвастать и всякими мнимыми открытиями в науке: «Россия ― родина слонов». Начался ползучий антисемитизм. [26]
Другой случай был в Германии, в Мюнхене. Там есть замечательный музей «Deutsches Museum» («Немецкий музей»), музей истории науки и техники, доказывающий очень точно, что Германия ― родина слонов. Его в конце XIX века основал доктор Мюллер, он говорил, что каждый немецкий мальчик должен обязательно хотя бы раз побывать в «Немецком музее». [27]
В Кремль папа попал, будучи проездом в Москве. В 1933-м, в пору очередного голода в Одессе, он «повез» свою старшую сестру Бетю в Биробиджан. Там намеревались создать родину для теплокровных евреев непрошибаемого по крепости мозгов Советского Союза. Если Россия — родина слонов, справедливо задавались вопросом башковитые аппаратчики, то почему медвежий край — не родина для евреев? «Родина! Родина!» — закричали в Одессе люди еврейской национальности, состоящие из супного набора — костей, сухожилий и хрящей. И кинулись на берега реки Биры за толикой калорий, чтобы нарастить мясо на скелетном каркасе тела. [9]
Родина слонов в беллетристике [ править ]
Сталинский апокалипсис странно тяготел к комизму. Это его качество в полной мере проявилось в борьбе с безродными космополитами и низкопоклонством перед Западом. Отстаивая русский приоритет во всех областях человеческой деятельности, дошли до полного маразма. Атом первым расщепил Ивашка Хмырев в XII веке, когда колол дрова. СССР ― родина слонов. Это ведь не анекдоты, а крошечный сдвиг вполне серьезных утверждений советской пропаганды тех лет. [4]
Я снял заляпанные очки и поплелся на работу, до которой оставалось несколько шагов, уныло думая при об этом об издержках провинциальной жизни, о конфликте ментальностей, о бренности всего сущего, сочиняя что-то вроде: Россия ― родина слонов, Челябинск ― родина верблюдов… [5]
Слоники ― «сквер со слониками», одно из легендарных мест Владивостока, менявшее свою дислокацию, а в 2010 году к 150-летию города обернувшееся «сквером городов-побратимов», в котором места слоникам (как известно, родиной слонов и клёнов является Приморье) уже не нашлось. [8]
Родина слонов в поэзии [ править ]
Россия — родина слонов,
Велосипедов, бумерангов.
В любой стране иного ранга
Не мог родиться Иванов. <. >
Россия! Родина. слонов,
Велосипедов, водорода.
Что ни любовь – любовь до гроба.
Что ни поэт – то Тягунов! [28]
Источники [ править ]
- ↑Константин Душенко. Россия — родина слонов: метаморфозы интернационального анекдота. — М.: Вестник культурологии. — 2019. — Вып. 91, № 4.
- ↑Константин Душенко. Словарь современных цитат: 5200 цитат и выражений ХХ и XXI вв., их источники. — М.: Эксмо, 2006
- ↑ 1234567А.В.Белинков, «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша». — Мадрид, 1976 г.
- ↑ 12Ю. М. Нагибин, «Тьма в конце туннеля». «Моя золотая тёща». — М.: Независимое изд-во «Пик», 1994 г.
- ↑ 12С. И. Ваксман. Я стол накрыл на шестерых (главы из романа). — Екатеринбург: «Уральская новь», № 14, 2002 г.
- ↑ 12Б. И. Макаренко, Новые запросы и старые партии. — М.: «ПОЛИТКОМ. РУ», 13 апреля 2003 г.
- ↑ 12Дмитрий Бавильский, Игорь Манцов. У каждого ума свой телескоп. — М.: «Частный корреспондент», 20 августа 2010 г.
- ↑ 12В. О. Авченко. Глобус Владивостока. Краткий разговорник-путеводитель (комментарии к ненаписанному роману). — М.: Ад Маргинем Пресс, 2012 г.
- ↑ 12Ефим Гаммер, Живые зеркала. — Иерусалим: «Ковчег», № 44, 2014 г.
- ↑Л. Л. Давыдов. Россия — родина трактора. Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества по распространению политических и научных знаний. — М., 1949.
- ↑ История техники. Библиографический указатель. 1949 г. — М., Издательство Академии Наук СССР, 1952, стр. 30. См. также: «Легкая промышленность», 1949,№ 8, стр. 17-18;№ 11, стр. 22
- ↑Клуб Почемучек, «Слон-полиглот». — М.: «Юный натуралист», 1975, №12
- ↑Андрей Синявский. Сны на православную Пасху. — «Синтаксис», 1980, №8.
- ↑В.В.Бибихин, Узнай себя. Из записей на тему самопознания. Отдельные записи и отрывки из дневников. — СПб.: «Наука», 1998 г.
- ↑Аверинцев С. С. Канонические Евангелия. Перевод с греческого В. Н. Кузнецовой: Рецензия. — М.: «Альфа и Омега», 1994 г.
- ↑Александр Мостовщиков, Александр Кабаков. «Шило & Мыло». — М.: журнал «Столица», №21 за 1997 г.
- ↑А. Ю. Колобродов. Пиаровыпускание литературы, или Возьми великих в партийный список. Избирательный процесс как опыт фиксации русского литературоцентризма. — Саратов: «Волга», № 1, 20000 г.
- ↑ 12Владислав Быков, Ольга Деркач. «Книга века». ― М.: Вагриус, 2001 г.
- ↑Никонов А. П. Россия — родина слонов? Нет — мамонтов. — М.: Знание — сила, №11, 2002 г. стр. 60-67
- ↑ 123Бенедикт СарновРоссия — родина мамонтов (рус.) . // Лехаим, 29 сентября 2003 г.
- ↑Валерий Лебедев. Умно-ленивый полководец Кутузов. — Нью-Йорк. Интернет-альманах «Лебедь», 14 сентября 2003 г.
- ↑Новелла Матвеева. Мяч, оставшийся в небе: Автобиографическая проза, стихи. — М.: Молодая гвардия, 2006 г. — 672 с. (Близкое прошлое. Б-ка мемуаров).
- ↑ Из дневников историка С. С. Дмитриева. — М.: Отечественная история. 1999. №№3-6, 2000. №1-3, 2001. №1.
- ↑А.Д.Сахаров, «Воспоминания» (1983-1989).
- ↑Александр Бовин, «Пять лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства» (из дневника). — М., Захаров, 2000 г.
- ↑Амосов Н.М.. «Голоса времён». — М.: Вагриус, 1999 год. – (серия: Мой 20 век)
- ↑С.П.Капица, «Мои воспоминания». — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008 г.
- ↑Роман Тягунов. «Стихи (1980–2000)». Предисловие Вл. Матвеева. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001 г.
См. также [ править ]
Россия — родина слонов:
- Статья в Википедии
- Значения в Викисловаре
Поделитесь цитатами в социальных сетях:
ВКонтакте • Facebook • Твиттер • Живой Журнал
- Тематические статьи по алфавиту
- Юмор
- Метафоры
- Фразеологизмы
- Викицитатник:Ссылка на Википедию непосредственно в статье
- Статьи со ссылками на Викисловарь
Россия — родина слонов (очень старый анекдот)
ООН объявила Год Слона. Разные страны издают книги на «слоновью» тему.
Немцы издали 1-ю часть 1-го полутома пятитомника «Краткое введение в слоноведение».
Американцы — книжку карманного формата «Что нужно знать среднему американцу о слонах».
Англичане — монографию «Слоны в Британской Индии».
Израильтяне — статью «Слоны и еврейский вопрос».
Итальянцы — эссе «Слоны и музыка».
Французы — буклет «Любовь у слонов».
В Советском Союзе вышел трёхтомник: первый том назывался «Россия — родина слонов», второй том — «Классики марксизма-ленинизма о слонах», третий том — «Слоны в свете решений двадцать шестого съезда КПСС» (вариант — «Роль слонов в национально-освободительном движении»).
Вслед за советским трёхтомником вышел и четырёхтомник в Болгарии. Первые три тома представляли собою перепечатку советского издания, а четвёртый том назывался: «Болгарский слон — лучший друг советского слона».