Компьютерная Энциклопедия
Вы здесь: Главная Процессор
Архитектура ЭВМ
- Базовая организация ЭВМ
- Процессор
- Память. Нижний уровень
- Память. Верхний уровень
- Ввод-вывод
- Кодирование символов
Компоненты ПК
- Устройства вывода информации
- Процессоры
- Системные платы
- BIOS: базовая система ввода-вывода
- Оперативная память
- Накопители на жёстких дисках
- Видеоадаптеры
- Устройства оптического хранения данных
- Аудиоустройства
Интерфейсы
Мини блог
- Операционные системы
- IT
- Сетевые технологии
Самое читаемое
- Арифметико логическое устройство (АЛУ)
- Страничный механизм в процессорах 386+. Механизм трансляции страниц
- Организация разделов на диске
- Диск Picture CD
- White Book/Super Video CD
- Прямой доступ к памяти, эмуляция ISA DMA (PC/PCI, DDMA)
- Карты PCMCIA: интерфейсы PC Card, CardBus
- Таблица дескрипторов прерываний
- Разъемы процессоров
- Интерфейс Slot A
Бесплатный торрент скачать без смс.
Процессор
Процессор
Процессор — аппаратный уровень. Операционные устройства
Подробности Родительская категория: Процессор Категория: Процессор — аппаратный уровень.
Процессор — это ядро и мотор компьютера, обеспечивает как выполнение операций, так и функционирование всех узлов. Обычно простой процессор включает в себя декодер команд, арифметико-логическое устройство (АЛУ), регистры, транслятор адресов операндов и устройство управления. Отдельные элементы связаны внутренней шиной. Связь с внешними устройствами осуществляется через внешнюю шину.
Структура процессора
Все перечисленные элементы могут помещаться в одной микросхеме — микропроцессоре. Они доступны через выводы микросхемы при выполнении команд, загружаемых из ОЗУ. На следующем рисунке показаны выводы типичного микропроцессора. Рассмотрим как работает процессор изнутри, на аппаратном и микропрограммном уровне. Далее будет представлено рассмотрение конкретного процессора i8086.
Типичный процессор
Аппаратный уровень процессора в настоящее время не является ни программно доступным, ни даже наблюдаемым, однако представление о нем помогает пониманию таких вопросов, как скорость выполнения команд, возможность конвейеризации и т.д.
Для того чтобы понять как выполняются команды в процессоре рассмотрим работу операционных устройств. В машине фон Неймана в качестве операционного устройства применяется АЛУ. Учитывая разнообразие выполняемых операций и обрабатываемых данных, можно говорить не об одном устройстве, а о целом комплексе специализированных операционных устройств, каждое из которых выполняет свое подмножество операций (команд). Следует выделить операционные устройства:
- целочисленной арифметики;
- логических операций;
- десятичной арифметики;
- чисел с плавающей запятой.
Кроме указанных устройств процессоры в зависимости от их назначения могут иметь и другие операционные устройства: управления потреблением, графических операций, упаковки/распаковки изображений и др. В минимальном варианте операционное устройство целочисленной арифметики (АЛУ) должно содержать аппаратуру для реализации лишь основных логических операций, сдвигов, инвертирования, а также сложения чисел в формате с фиксированной запятой. Опираясь на этот набор, можно программным способом обеспечить выполнение остальных арифметических и логических операций как для чисел с фиксированной запятой, так и для других форм представления информации. Следует отметить, что подобный вариант не позволяет добиться высокой скорости вычислений, поэтому по мере расширения технологических возможностей доля аппаратных средств в составе АЛУ постоянно возрастает. Набор элементов, на основе которых строятся структуры различных операционных устройств, называется структурным базисом. Структурный базис операционных устройств включает в себя:
- регистры, обеспечивающие хранение слов данных;
- шины, связывающие регистры и предназначенные для передачи слов данных;
- комбинационные схемы, реализующие вычисления по управляющим сигналам от устройства управления.
Выполнение команды может быть сведено к нескольким (одновременно или последовательно во времени) операциям пересылки из регистра в регистр(на рисунке). Возможно с промежуточным преобразованием пересылаемых двоичных слов на комбинационных логических схемах. В следующей теме подробно рассмотрим регистры.
Регистры операционного устройства
Устройство управления. Микропрограммный автомат
Устройство управления (УУ) ЭВМ реализует функции управления ходом вычислительного процесса, обеспечивая автоматическое выполнение команд программы (см. рисунок). Входной информацией для УУ служат:
- тактовые импульсы — с каждым импульсом УУ выполняет одну или несколько микроопераций;
- код операции — поступает из регистра команды и используется, чтобы определить, какие микроопераций должны выполняться;
- флаги — требуются для оценки состояния процессора, что необходимо для выполнения команд условного перехода;
- сигналы из системной шины — обслуживание прерывания, прямого доступа в память. В свою очередь УУ, а точнее микропрограммный автомат, формирует следующую выходную информацию:
- внутренние сигналы управления — перемещают операнды из регистра в регистр и инициируют работу операционных устройств;
- сигналы в системную шину — управляющие сигналы в память или в устройства ввода-вывода.
Модель устройства управления
Как отмечалось, процесс функционирования ЭВМ состоит из последовательности элементарных действий в ее узлах. Такие элементарные действия, выполняемые в течение одного такта сигналовсинхронизации, называются микрооперациями. Совокупность одновременно выполняемых микроопераций образует микрокоманду.
Последовательность микрокоманд, определяющая порядок реализации машинного цикла, составляет микропрограмму. Микропрограммный автомат определяет микропрограмму как последовательность выполнения микроопераций. В общей структуре УУ можно выделить две части: управляющую и адресную. Управляющая часть предназначена для координирования работы операционного блока, адресной части, основной памяти и др. Адресная часть обеспечивает формирование адресов команд и адресов операндов в основной памяти. Состав управляющей части: регистр команды, микропрограммный автомат, узел прерываний и приоритетов. Микропрограммный автомат на основе декодирования команды вырабатывает определенную последовательность микрокоманд. В зависимости от способа формирования микрокоманд различают микропрограммные автоматы с жесткой и программируемой логикой. Адресная часть УУ включает в себя: операционный узел устройства управления (ОПУУ), регистр адреса, счетчик команд. Регистр адреса используется для хранения исполнительных адресов операндов, а счетчик команд — для выработки и хранения адресов команд. Их содержимое посылаются в регистр адреса основной памяти. ОПУУ обрабатывает адресные части команд, формируя исполнительные адреса операндов, а также подготавливает адрес следующей команды при выполнении команд перехода. Иногда ОПУУ совмещают с основным операционным устройством. Ниже будет рассмотрена схема ОПУУ процессора i8086.
Конвейер команд. Конвейеризация — способ обеспечения параллельности выполнения команд
Подробности Родительская категория: Процессор Категория: Конвейер команд
Первым шагом на пути обеспечения параллельности уровня команд явилось создание конвейера команд. Идея конвейера команд была предложена в 1956 году С.А. Лебедевым. Команда подразделяется на несколько этапов, каждый из которых выполняется своей частью аппаратуры, причем, эти части могут работать параллельно. Если на выполнение каждого этапа расходуется одинаковое время (один такт), то на выходе процессора в каждый такт появляется результат очередной команды. Производительность при этом возрастает благодаря тому, что одновременно на различных ступенях конвейера выполняется несколько команд. Конвейерная обработка такого рода широко применяется во всех современных быстродействующих процессорах. Количество этапов, на которые конструкторы разбивают выполнение процессорной команды, может быть различным (в разных моделях процессоров х86 колеблется от 2 i8088 до 20 Pentium IV).
Конвейеризация — способ обеспечения параллельности выполнения команд
Выполнение типичной команды можно разделить на следующие этапы:
- выборка команды — IF (по адресу, заданному счетчиком команд, из памяти извлекается команда);
- декодирование команды / выборка операндов из регистров — ID;
- выполнение операции / вычисление эффективного адреса памяти — EX;
- обращение к памяти — MEM;
- запоминание результата — WB.
В зависимости от типа команды и способа адресации, время выполнения команды сильно варьируется. Дольше всего выполняются этапы, связанные с обращением к памяти. На рисунках показаны блоки и конвейер команд гипотетического процессора, имеющего пять блоков исполнения команд и соответственно пять этапов (ступеней). Изображены выполняемые команды, номера тактов и этапы выполнения команд. На первом такте считывается первая команда. На втором, пока декодируется первая команда, считывается вторая. На пятом такте в процессоре одновременно находятся пять команд, каждая в своем узле.
Блоки прохождения команды в процессоре
Пятиступенчатая схема конвейера
Конвейеризация увеличивает пропускную способность процессора (количество команд, завершающихся в единицу времени), но она не сокращает время выполнения отдельной команды. Имеются некоторые накладные расходы на конвейеризацию, возникающие в результате несбалансированности задержки на каждой его ступени. Частота синхронизации (такт синхронизации) не может быть выше, чем время, необходимое для работы наиболее медленной ступени конвейера. Конвейер не всегда представляет собой линейную цепочку этапов. В ряде ситуаций оказывается выгодным, когда функциональные блоки соединены между собой не последовательно, а в соответствии с логикой обработки. Отдельные блоки в цепочке могут пропускаться, а другие — образовывать циклические процедуры. Это позволяет с помощью одного конвейера вычислять более одной функции.
Поток команд — естественная последовательность команд, проходящая по конвейеру процессора. Процессор может поддерживать несколько потоков команд (суперпроцессоры 5 и 6 поколения), если для каждого потока и каждого этапа есть исполнительные элементы.
Суперконвейер команд — разбиение каждой ступени на подступени при одновременном увеличении тактовой частоты внутри конвейера; включение в состав процессора многих конвейеров, работающих с перекрытием. Дробление ступеней позволяет поднять тактовые частоты процессора. К суперконвейерным относятся процессоры, в которых число ступеней больше шести (см. таблицу).
Суперконвейер
Cуперконвейер ведет не только к увеличению скорости вычислений, но и к возникновению дополнительных сложностей. Возрастает вероятность конфликтов. Дороже встает ошибка предсказания перехода — приходится сбрасывать весь длинный конвейер, на что требуется дополнительное время. Усложняется логика взаимодействия ступеней. Однако за счет использования новых архитектур удается справиться с большинством проблем. При рассмотрении современных процессоров будут описаны новые идеи: исполнения команд с изменением последовательности, переименования регистров, спекулятивного исполнения и другие.
Способы адресации. Функции способов адресации (и механизма трансляции адреса)
Подробности Родительская категория: Процессор Категория: Способы адресации
Способы адресации
Простейшая структура адресной части команды:
Адресные поля содержат физические адреса.
1) Для ЭВМ 1 — .2 поколений были характерны небольшой обьем ОЗУ (4. 32 Кслов) и значительная длина машинного слова (40. 64 и более бит). Длина слова выбиралась обычно достаточной для представления числа с инженерной точностью в плавающем формате. При этом в поле адреса мог поместиться полный физический адрес (для маленького объема ОЗУ он был коротким).
2) В ходе развития ЭВМ
•увеличивался обьем ОЗУ, а, следовательно, и длина требуемого физического адреса;
•желательно было вычислять / модифицировать адреса. Это давало возможность одному участку программы обрабатывать данные, расположенные в разных адресах.
Перешли к следующей структуре (см. рисунок ниже):
Двухуровневая схема трансляции адреса
Простейший вариант: физический адрес содержится в адресном регистре, а адресное поле содержит имя (код, номер) адресного регистра плюс код, обозначающий способ адресации (в данном случае косвенно-регистровую адресацию — см. далее). Длина такого поля адреса, могла быть гораздо меньше длины адреса. Например, если процессор содержит восемь регистров общего назначения и использует не более 8 разных способов адресации, длина номера регистра = 3 бита, длина кода способа адресации — также 3 бита. Адресное поле в команде будет содержать всего 6 бит.
3) При дальнейшем развитии ЭВМ — увеличивается размер адресного пространства.
При 32-разрядном адресе размер адресного пространства = 4 ГБайт. В то же время реальный обьем ОЗУ составляет 16. 128 МБайт (длина физического адреса: 24. 27 разрядов). Таким образом, имеет место несовпадение диапазона логических адресов (в частности, тех чисел, которые могут храниться в адресных регистрах процессора) и диапазона физических адресов, нумерующих реально существующие ячейки ОЗУ. Поэтому все более широко используется следующая схема преобразования адресов (см. следующий рисунок):
Трехуровневая схема трансляции адреса
В результате вычисления в соответствии со способом адресации формируется объект, называемый исполнительным (executive) или эффективным (так переводят английский термин effective, хотя более правильным является перевод “исполнительный” или “действующий” адрес). Это понятие уровня языка ассемблера почти эквивалентно используемому в языках высокого уровня понятию указатель(pointer). Все перечисленные в данном абзаце понятия — прежде всего суть понятия логические (логические адреса).
Логические адреса требуется отображать на физические адреса фактически имеющейся памяти. В простейшем случае можно это делать «один в один», начиная (размещая, загружая) всю программу целиком в определенное место памяти. В то же время, как увидим далее, такое взаимно-однозначное отображение адресов не всегда удобно, а иногда даже и невозможно.
Понятие «Способ адресации» включает:
•1)Способ кодирования адреса в адресном поле команды;
•2)Условное обозначение (синтаксис) способа адресации при записи команды на языке ассемблера;
•3)Алгоритм вычисления исполнительного адреса по информации, содержащейся в адресном поле, а также в других элементах процессора, имеющих отношение к вычислению адреса (хранящих адресную информацию, компоненты адреса).
Функции способов адресации (и механизма трансляции адреса)
1. Обеспечить удобство вычисления логических адресов при отображении на память компонентов сложных структур данных (массив, структура и поля ее записей, список и т.п.) Это одно из свойств, которые обычно имеют в виду, когда говорят, что «микропроцессор оснащен средствами для программирования на языках высокого уровня».
2. Обеспечить переход от содержимого адресного поля команды к логическому адресу и отображение пространства логических адресов на пространство физических адресов.
3. Обеспечить перемещаемость программных модулей (для легкости компоновки из этих модулей большой программы) или обеспечения позиционной независимости программы.
Под термином «перемещаемость» могут иметь в виду одно из двух различных свойств программы. Статическая перемещаемостьсостоит в том, что оттранслированную программу можно, без модификации адресных частей команд, загружать, начиная с различных адресов, при этом программа сохраняет работоспособность. Динамическая перемещаемость — более сильное свойство, состоящее в том, что загруженную и выполняющуюся программу можно в любой точке остановить, переместить, как единое целое, в другое место памяти и затем успешно продолжить выполнение с точки останова.
4. Для настройки на реально существующую в системе физическую память.
5. Обеспечить возможность многозадачного режима работы, когда в памяти одновременно находятся и выполняются несколько программ: надо разрешить этим программам обмениваться информацией, но защитить их друг от друга (чтобы одна программа не имела возможности испортить другую).
Что такое «многозадачность»?
В простейшем случае есть две задачи: программа пользователя ПрП и операционная система ОС. ПрП не должна иметь возможности испортить ОС.
Другой пример: кроме ОС, две ПрП, из которых одна работает в фоновом режиме. Например, основная задача — текстовый процессор, с которым работает человек, редактируя текст. В паузах, когда человек думает, какую клавишу нажать, работает фоновая задача, например, распечатывается на принтере другой текст. Еще более сложный случай — многопользовательская система, когда на одном процессоре работает несколько пользователей одновременно, они разделяют процессорное время, пространства памяти и другие ресурсы. Механизм трансляции адреса позволяет отображать логические адреса программ, выполняемых на вычислительной системе именно в тот диапазон физических адресов, который соответствует реально установленной памяти.
Архитектуры системы команд
Подробности Родительская категория: Процессор Категория: Архитектуры системы команд
С развитием вычислительной техники появлялись различные архитектуры системы команд (АСК), некоторые из них становились основными на каком-то этапе. Сложившуюся на настоящий момент ситуацию в области архитектуры команд иллюстрирует рисунок.
При анализе/выборе архитектуры команд существенны два момента. Первый — это состав операций, выполняемых вычислительной машиной, и их сложность. Второй — место хранения операндов, что влияет на количество и длину адресов в адресной части команды.
Современная технология программирования ориентирована на языки высокого уровня (ЯВУ), главная цель которых — облегчить процесс программирования. Переход к ЯВУ, однако, породил серьезную проблему: сложные операторы, характерные для ЯВУ, существенно отличаются от простых машинных операций, реализуемых в большинстве вычислительных машин. Проблема получила название семантическою разрыва, а ее следствием становится недостаточно эффективное выполнение программ на ЭВМ. Пытаясь преодолеть семантический разрыв, разработчики вычислительных машин в настоящее время выбирают один из трех подходов и, соответственно, один из трех типов АСК:
- архитектуру с полным набором команд: CISC (Complex Instruction Set Соmputer);
- архитектуру с сокращенным набором команд: RISC (Reduced Instruction Set Compllter);
- архитектуру с командными словами сверхбольшой длины: VLIW (Vегу Long Instruction Word)
В вычислительных машинах типа CISC проблема семантического разрыва решается за счет расширения системы команд, дополнения ее сложными командами, семантически аналогичными операторам ЯВУ.
Основоположником СISС-архитектуры считается компания IBM, которая начала применять данный подход с семейства машин IBM 360 и продолжает его в своих мощных современных универсальных ЭВМ, таких, как IBM ES/9000. Аналогичный подход характерен и для компании Intel в ее микропроцессорах серии 8086 и Pentium. Эта архитектура является практическим стандартом для рынка микрокомпьютеров.
Для СISС-архитектуры типичны:
- наличие в процессоре сравнительно небольшого числа регистров общего назначения;
- большое количество машинных команд, некоторые из них аппаратно реализуют сложные операторы ЯВУ;
- широкое использование микропрограммирования;
- разнообразие способов адресации операндов;
- разная временная структура выполнения команд;
- множество форматов команд различной разрядности (Pentium — длина команды 1-10 байт);
- преобладание двухадресного формата команд;
- наличие команд, где обработка совмещается с обращением к памяти.
Рассмотренный способ решения проблемы семантического разрыва вместе с тем ведет к усложнению аппаратуры ЭВМ, главным образом, устройства управления, что, в свою очередь, негативно сказывается на производительности ЭВМ в целом. Это заставило более внимательно проанализировать программы, получаемые после компиляции с ЯВУ. Был предпринят комплекс исследований, в результате которых обнаружилось, что доля дополнительных команд, эквивалентных операторам ЯВУ, в общем объеме программ не превышает 10-20%, а для некоторых наиболее сложных команд даже 0,2%. В то же время объем аппаратных средств, требуемых для реализации дополнительных команд, возрастает весьма существенно. Так, емкость микропрограммной памяти при поддержании сложных команд может увеличиваться на 60%.
Детальный анализ результатов упомянутых исследований привел к появлению RISC-архитектуры. Термин RISC впервые был использован Д. Паттерсоном и Д. Дитцелем в 1980 году. Идея заключается в ограничении списка команд ЭВМ наиболее часто используемыми простейшими командами, оперирующими данными, размещенными только в регистрах процессорах. Сложные команды ЯВУ выполняются набором простых, число которых больше чем в СISC, но время их выполнения меньше.
Основные особенности RISC-архитектуры :
- небольшое число команд с простым декодированием;
- резко уменьшено количество форматов команд;
- почти все команды выполняются за один такт;
- ограничено количество способов адресации;
- длинный регистровый файл, что позволяет большему объему данных храниться в регистрах на процессорном кристалле большее время и упрощает работу компилятора по распределению регистров под переменные;
- обращение к памяти допускается лишь с помощью специальных команд чтения и записи;
- используются трехадресные команды, что помимо упрощения дешифрации дает возможность сохранять большее число переменных в регистрах без их последующей перезагрузки
- эффективно загружен конвейер команд.
Элементы RISС-архитектуры впервые появились в вычислительных машинах CDC 6600 и супер-ЭВМ компании Сгау Research. Однако окончательно понятие RISC в современном его понимании сформировалось на базе трех исследовательских проектов компьютеров: процессора 801 компании IBM, процессора RISC университета Беркли и процессора MIPS Стенфордского университета.
Разработка экспериментального проекта компании IBM началась еще в конце 70-х годов, но его результаты никогда не публиковались и компьютер на его основе в промышленных масштабах не изготавливался. В 1980 году Д.Паттерсон со своими коллегами из Беркли начали свой проект и изготовили две машины, которые получили названия RISC-I и RISC-II. Главными идеями этих машин было отделение медленной памяти от высокоскоростных регистров и использование регистровых окон. В 1981году Дж.Хеннесси со своими коллегами опубликовал описание стенфордской машины MIPS, основным аспектом разработки которой была эффективная реализация конвейерной обработки посредством тщательного планирования компилятором его загрузки.
Достаточно успешно реализуется RISС-архитектура и в современных ВМ, например в процессорах Alpha серии РА фирмы Hewlett-Packard, семействе PowerPC и т. п. Отметим, что в последних микропроцессорах фирмы Intel и AMD широко используются идеи, свойственные RISС- архитектуре, так что многие различия между CISC и RISC постепенно стираются.
Концепция архитектуры команд cо словами сверхбольшой длины (VLIW) базируется на RISС-архитектуре, где несколько простых RISC- команд объединяются в одну сверхдлинную команду и выполняются параллельно. См. процессоры Itanium, Transmeta.
Важную роль в выборе АСК играет ответ на вопрос о том, где могут храниться операнды и каким образом к ним осуществляется доступ. С этих позиций различают следующие виды архитектур системы команд:
- стековую;
- аккумуляторную;
- регистровую;
- с выделенным доступом к памяти.
Еще статьи.
- Система команд процессора
- Управление вычислительным процессом
- Кодирование команд в процессоре х86
- Регистры. Шины. Вентили (Gates)
Устройства, входящие в состав процессора: описание, функции
Сегодня у подавляющего большинства людей в развитых странах дома есть несколько компьютеров, а также планшеты и другие мобильные устройства. «Сердце» каждого из них — процессор (CPU или CPU). Имеет сложную структуру. Чтобы понять, как работает ПК, нужно знать, что входит в состав процессора.
Назначение и функции
Прежде чем изучать устройства, из которых состоит процессор, вы должны знать, для чего он предназначен. Следовательно, процессор является центральным блоком ПК. Его цель:
- выполнять операции по обработке информации.
- проверить работу компьютера по определенной программе;
Устройства, входящие в состав процессора
На данный момент центральный процессор представляет собой специальную интегральную схему.
В состав процессора входят:
- шина данных и адреса;
- АЛУ (арифметико-логический блок);
- математический сопроцессор.
- войти;
- кэш-память;
Регистр
это блок ячеек памяти, которые образуют сверхбыструю оперативную память внутри процессора. Он используется отдельно и недоступен для программистов. Объем памяти составляет несколько сотен байт.
Регистры ЦП делятся на 2 типа: общего и специального назначения.
Регистры типа 1 используются при выполнении операций логического и арифметического типа или дополнительных операций с набором команд, таких как SSE, MMX и т.д.
Регистры второго типа содержат системные данные, необходимые для работы процессора. К ним относятся журналы управления, системные адреса, журналы отладки и т.д. Доступ к ним строго регламентирован.
Кроме того, такие устройства включают счетчик команд, содержащий адрес команды, которую ЦП начнет выполнять в следующем цикле операций.
Кэш-память
Устройства, входящие в состав процессора, совершенно разные. Это включает в себя кеш. Это кеш-память. Его цель — ускорить работу вашего ПК. Для этого, когда ЦП обращается к памяти, он сначала проверяет, кэшированы ли требуемые данные. Для этого адрес входящего запроса сравнивается со значениями всех тегов кеша, где эти данные могут храниться. Соответствие между строкой кэша и тегом называется попаданием в кеш. В противном случае регистрируется ошибка кеширования. Попадание в кэш позволяет процессору немедленно читать или записывать данные в строке с соответствующим тегом. Показателем эффективности кеш-памяти для выбранного алгоритма (программы) является отношение количества успешных обращений к кеш-памяти к общему количеству запросов процессора к памяти, называемое частотой попаданий.
ALU
Хотя некоторые устройства, составляющие процессор, имеют собственную память, ALU представляет собой специальную комбинаторную схему без собственных элементов памяти. Его цель — реализовать важнейшие операции процесса обработки данных:
- генерирует и выводит результат операции.
- принимает 2 операнда на 2 входа (содержимое 2 регистров и т д.);
Он состоит из выполнения набора простых арифметических операций (АО), разделенных на 3 основные категории: логические, арифметические и битовые операции. АО — это процедуры обработки данных (вычитание, сложение, умножение или деление), аргументы и результат которых являются числами. Они отличаются от логических операций. Они задуманы как процедуры, которые выполняют построение сложных предложений (И, НЕ, ИЛИ).
Арифметико-логический блок состоит из регистров, элемента управления и сумматора с логическими схемами. Он работает по кодам операций, выполняемых над переменными, которые помещены в регистры.
Шины данных и адресов
Эти устройства, входящие в состав процессора, представляют собой набор проводов. Первый из них предназначен для передачи адреса ячейки памяти, в которую передаются данные. Для каждого из них передается 1 бит. Соответствует 1 цифре в адресе. Увеличивая количество проводов, используемых для формирования адреса, можно маркировать больше ячеек. Ширина шины определяет максимальный объем памяти, который может быть адресован процессором.
Если шина данных сравнивается с автомагистралью и ее пропускная способность рассчитывается с количеством полос движения, то адресная шина связана с нумерацией улиц или домов. Количество его строк равно количеству цифр (знаков) в номере дома. Следовательно, если номера домов на определенной улице состоят более чем из двух десятичных знаков, количество домов, расположенных на ней, не может превышать 100 (т. Е. 102). С 3-значными числами количество возможных адресов увеличивается до 103.
Адрес и шина данных независимы, и разработчики микросхем сами выбирают разрядность по своему усмотрению. В то же время, чем больше битов на шине данных, тем больше их в адресной шине. Их разрядность — показатель возможностей конкретного процессора. В частности, в шине данных он определяет способность процессора обмениваться информацией, а ширина адресной шины указывает на объем памяти, с которым он может работать.
Математический сопроцессор
Продолжая рассматривать то, что входит в состав процессора компьютера, нельзя не сказать несколько слов об этом устройстве. Он направлен на расширение возможностей ЦП и обеспечение его функциональности с помощью так называемого модуля с плавающей запятой для процессоров, не имеющих встроенного модуля.
Математический сопроцессор не является одним из обязательных элементов ПК и от него можно отказаться. Раньше многие производители поступали так по экономическим причинам.
Однако при решении задач, требующих выполнения большого количества математических расчетов (для научных или инженерных расчетов), необходимо было решить вопрос о повышении производительности ПК.
Если ранее модуль математического сопроцессора устанавливался на материнской плате в виде отдельной микросхемы, то современные персональные компьютеры не требуют использования этого устройства в этом формате, поскольку изначально оно было встроено в центральный процессор.
Другие устройства ПК
Персональный компьютер — самая сложная и слаженная система.
перечислить в двух словах все возможные устройства, из которых состоит компьютер, невозможно.
Помимо процессора, в состав ПК входят:
- оперативная память;
- диск на компакт и dvd;
- источник питания;
- материнская плата с разъемом для процессора;
- разъемы (порты) для дополнительных устройств и др.
- жесткие диски и дискеты;
Кроме того, используются различные периферийные устройства, такие как:
- микрофон;
- клавиатура;
- динамики и т д.
- компьютерная мышь;
Теперь вы знаете, что все возможные устройства, составляющие компьютер, являются частями сложной системы, управляемой процессором. Его роль трудно переоценить, так как работа ПК зависит от его нормального функционирования. На данный момент специалисты прогнозируют, что в ближайшие десятилетия материальная часть процессоров претерпит существенные изменения. Это связано с тем, что технологический процесс устареет, а обычные ПК будут заменены квантовыми, биологическими и т.д. Компьютерами.
Похожие записи:
- Интересно: техникум – это какое образование?
- Компьютерная безопасность (специальность): кем работать?
- Поступление в колледж психологии после 9 класса: экзамены, испытания
- Центр компетенции — это что такое? Организация центра компетенций
Из чего состоит центральный процессор?
Центральный процессор часто называют «мозгом» компьютера, ведь он, как и человеческий мозг, состоит из нескольких частей, собранных воедино для работы над информацией. Среди них есть те, что отвечают за прием информации, ее хранение, обработку и вывод. В этой статье портал TechSpot разбирает все ключевые элементы процессора, за счет которых и работают ваши компьютеры.
Этот текст входит в серию статей, в которых тщательно разбирается работа ключевых компонентов компьютера. Кроме того, если вы заинтересовались темой, рекомендуем ознакомиться с переводами статей серии «Как разрабатываются и создаются процессоры?».
В этой статье будут затронуты как основы работы процессоров, так и более сложные понятия. К сожалению, без некоторой абстрактности не обойтись, но на это есть свои причины. К примеру, если взглянуть на блок питания, можно легко рассмотреть все его части — от конденсаторов до транзисторов, однако в случае с процессорами все не так просто, ведь мы физически не можем разглядеть все микросхемы, а Intel и AMD не спешат делиться подробностями работы своей продукции с широкой публикой. Тем не менее, информация, представленная в статье, применима к подавляющему большинству современных процессоров.
Итак, приступим. Любому вычислительному устройству нужно нечто наподобие центрального процессора. По сути, программист пишет код для выполнения собственных целей, а затем процессор выполняет его для получения необходимого результата. Процессор также подключен к другим частям системы, вроде памяти и устройств ввода/вывода, чтобы обеспечить загрузку необходимых данных, но в этой статье мы не будем акцентировать на них внимание.
Фундамент любого процессора: архитектура набора команд
Первое, на что натыкаешься при разборе любого процессора — это на архитектуру набора команд (ISA). Архитектура является чем-то вроде фундамента работы процессора и именно от нее зависит то, как он работает и как все внутренние системы взаимодействуют друг с другом. Существует огромное количество архитектур, но самыми распространенными являются x86 (преимущественно в стационарных компьютерах и ноутбуках) и ARM (в мобильных устройствах и встроенных системах).
Чуть менее распространенными и более нишевыми являются MIPS, RISC-V и PowerPC. Архитектура набора отвечает за ряд основных вещей: какие инструкции процессор может обрабатывать, как он взаимодействует с памятью и кэшем, как задача распределяется по нескольким этапам обработки и др.
Чтобы лучше понять устройство процессора, разберем его элементы в том порядке, по которому выполняются команды. Различные типы инструкций могут следовать разными путями и использовать разные компоненты ЦП, поэтому здесь они будут обобщены, чтобы охватить максимум. Начнем с базового дизайна одноядерных процессоров и постепенно будем переходить к более продвинутым и сложным экземплярам.
Блок управления и исполнительный тракт
Элементы процессора можно разделить на два основных: блок управления (он же — управляющий автомат) и исполнительный тракт (он же — операционный автомат). Говоря простым языком, процессор — это поезд, в котором машинист (управляющий автомат) управляет различными элементами двигателя (операционного автомата).
Исполнительный тракт подобен двигателю и, как следует из названия, это путь, по которому данные передаются при их обработке. Он получает входные данные, обрабатывает их и отправляет в нужное место после завершения операции. Блок управления, в свою очередь, направляет этот поток данных. В зависимости от инструкции, исполнительный тракт будет направлять сигналы к различным компонентам процессора, включать и выключать различные части пути, а также отслеживать состояние всего процессора.
Блок-схема работы базового процессора. Черными линиями отображен поток данных, а красными — поток команд.
Цикл выполнения команд — Выборка
Первое, что должен сделать процессор — определить, какие команды необходимо выполнить следующими, а затем переместить их из памяти в блок управления. Команды создаются компилятором и зависят от архитектуры набора (ISA). Наиболее распространенные типы базовых инструкций (например, «загрузка», «хранение», «сложение», «вычитание» и др.) общие для всех ISA, но существует множество дополнительных, специальных типов команд, уникальных для конкретной архитектуры набора. Блок управления знает, какие сигналы и куда нужно направить для выполнения определенного типа команды.
К примеру, при запуске .exe файла в Windows, код этой программы отправляется в память и процессор получает адрес, с которого начинается первая команда. Процессор всегда поддерживает внутренний реестр, отслеживающий откуда должна будет выполняться следующая команда. Этот реестр называется счетчиком команд.
После того, как процессор определил точку, с которой нужно начинать цикл, происходит перемещение команды из памяти в вышеупомянутый реестр — этот процесс называется выборкой команды. По-хорошему, команда, скорее всего, уже находится в кэше процессора, но этот вопрос будет рассмотрен чуть позже.
Цикл выполнения команд — Декодирование
Когда процессор получает команду, ему нужно точно определить тип этой команды. Данный процесс называется декодированием. Каждая команда обладает особым набором битов, опкодом, который дает возможность процессору распознать ее тип. Примерно по тому же принципу работает распознавание компьютером различных расширений файлов. К примеру, .jpg и .png — форматы изображений, но каждый из них обрабатывает данные по-разному, поэтому компьютеру и нужно точно распознавать их тип.
Стоит отметить, что сложность декодирования может зависеть от того, насколько продвинутой является архитектура набора команд процессора. У архитектуры RISC-V, к примеру, несколько десятков команд, а у x86 — несколько тысяч. У типичного процессора Intel x86 процесс декодирования является одним из сложнейших и занимает огромное количество памяти. Чаще всего процессоры декодируют команды, связанные с памятью, арифметическими вычислениями и переходом.
3 основных типа команд
Команда памяти может представлять собой нечто вроде «прочтите значение из адреса памяти 1234 вместо значения А» или «запишите значение Б в адрес памяти 5678». Арифметические команды имеют вид в духе «добавьте значение А к значению Б и сохраните результат в значении В». Инструкции перехода, в свою очередь, похожи на «выполните этот код, если значение В положительное, или выполните другой код, если значение В отрицательное». Зачастую в программах используется цепочка сразу из нескольких вышеупомянутых примеров, из-за чего конечный результат выглядит примерно так: «добавьте значение адреса памяти 1234 к значению адреса памяти 5678 и сохраните его в адресе памяти 4321, если результат положительный, либо в адрес 8765, если результат отрицательный».
Перед тем, как перейти к выполнению декодированной команды, давайте уделим немного внимания регистрам.
Регистрами называются немногочисленные, но крайне быстрые фрагменты памяти процессора. У 64-битных процессоров каждый из них вмещает 64 бита, а всего их может быть несколько десятков на одно ядро. Регистры используются для хранения используемых в данный момент значений и их можно считать чем-то вроде кэша нулевого уровня. В приведенных выше примерах команд значения А, Б и В будут сохранены именно в регистре.
Арифметико-логическое устройство
Вернемся к этапу выполнения команд. Сразу отметим, что он отличается для всех трех вышеупомянутых типов команд, поэтому давайте рассмотрим каждый их них.
Самыми простыми для понимания являются арифметические команды. Эти команды отправляются в арифметическо-логическое устройство (ALU) для последующей обработки. Устройство представляет собой цепь, которая чаще всего работает с двумя значениями, отмеченными сигналом, и выдает результат.
Представьте себе обычный калькулятор. Для любого вычисления вы вводите значения, выбираете необходимую арифметическую операцию и получаете результат. Арифметическо-логическое устройство (ALU) работает по похожему принципу. Тип операции зависит от опкода команды, который управляющий автомат отправляет в ALU и которое в дополнение к базовой арифметике может производить со значениями такие битовые операции, как AND, OR, NOT и XOR. Кроме того, арифметическо-логическое устройство выводит информацию о проведенном вычислении для управляющего автомата (например, оказалось ли оно положительным, отрицательным, равным нулю или вызвало переполнение).
Несмотря на то, что арифметическо-логическое устройство чаще всего связано именно с арифметическими операциями, оно находит свое применение и в инструкциях памяти или перехода. Например, если процессору нужно вычислить адрес памяти, заданный в результате прошлого вычисления, либо в случае необходимости вычислить переход для добавления в счетчик программ, если инструкция того требует (пример: «если предыдущий результат отрицателен, перейти на 20 команд вперед»).
Команды и иерархия памяти
Чтобы лучше понять принцип работы команд, связанных с памятью, стоит обратить внимание на концепцию иерархии памяти — связь между кэшем, оперативной памятью и главным запоминающим устройством. Когда процессор работает с командой памяти, данных о которой у него еще нет в регистре, он будет продвигаться по иерархии памяти, пока не найдет нужную информацию. Большинство современных процессоров имеют три уровня кэша: первый, второй и третий. Сначала процессор проверит наличие необходимых команд в кэше первого уровня — самом маленьком и быстром из всех. Зачастую этот кэш разделен на две части: первая отведена под данные, а вторая — под команды. Помните, команды извлекаются процессором из памяти так же, как и любые другие данные.
Типичный кэш первого уровня может состоять из нескольких сотен килобайт. Если процессор не найдет в нем то, что нужно, то перейдет к проверке кэша второго уровня (размером в несколько мегабайт), а затем — третьего (уже занимающего десятки мегабайт). В случае, если необходимых данных не будет и в кэше третьего уровня, то поиск будет производиться в оперативной памяти, а затем в накопителях. С каждым подобным «шагом», увеличивается не только объем доступных данных, но и задержка.
После того, как процессор нашел необходимые данные, он отправляет их вверх по иерархии памяти для сокращения время поиска, на случай, если они понадобятся в дальнейшем. Для справки: процессор может считывать данные во внутреннем регистре всего за один-два цикла, в кэше первого уровня понадобится немногим больше, в кэше второго уровня уже около десяти, а третьего — несколько десятков циклов. Если приходится задействовать память или накопители, то процессору может понадобятся десятки тысяч, а то и миллионы циклов. В зависимости от системы, у каждого ядра процессора может быть собственный кэш первого уровня, общий с другим ядром кэш второго уровня и кэш третьего уровня у группы из четырех или более ядер. Более подробно речь о многоядерных процессорах пойдет позже.
Команды перехода и ветвления
Последняя из трех основных типов команд — это команда ветвления. Команды современных программ постоянно переходят с одного потока процессов на другой, а это значит, что процессор крайне редко выполняет более дюжины смежных команд без перехода. Команды ветвления происходят от элементов программирования, таких как код IF, FOR и RETURN. Все они используются для прерывания выполнения программы или переключения на другую часть кода. Кроме команд ветвления существуют и команды перехода, которые отличаются от первых тем, что они всегда участвуют в процессе выполнения программы.
Кроме обычных команд перехода, существуют и условные переходы, с которыми процессору работать особенно сложно, поскольку он может выполнять несколько инструкций одновременно и конечный результат всей ветки может быть нельзя определить пока не начата работа над выполнением связанных команд.
Чтобы понять, почему процессору трудно работать с условными переходами, стоит обратить внимание на такое понятие, как вычислительный конвейер. Каждый шаг в выполнении какой-либо команды может занимать несколько циклов, а это значит, что арифметико-логическое устройство могло бы простаивать без дела пока происходит выборка команды. Чтобы максимизировать эффективность вычислительной мощности процессора, каждая стадия разделяется на несколько частей — в процессе, который называется вычислительным конвейером (конвейерной обработкой).
Самой простой аналогией будет процесс стирки. Предположим, что у вас достаточно вещей на две полные загрузки стиральной машины, а стирка и сушка каждой партии занимает по часу. Вы вполне можете загрузить в стиральную машину первую партию вещей, а потом переместить на сушилку, а когда они высохнут — заняться второй партией. Это займет четыре часа. Однако, если вы разделите процесс на этапы и начнете стирку второй партии вещей, пока сушится первая, вы сможете выполнить всю работу за три часа. Сокращение времени зависит от количества загружаемых вещей и количества стиральных/сушильных машин. Для выполнения отдельной загрузки в любом случае понадобится два часа, но в приведенном примере накладывание процессов увеличивает общую пропускную способность с 0,5 загрузки/час до 0,75 загрузки в час.
Графическое представление конвейера, используемого в ядрах процессоров AMD Bobcat (2011). Обратите внимание, как много в нем различных элементов и стадий.
Процессоры используют тот же принцип для повышения пропускной способности команд. Конвейеры современных процессоров на архитектуре ARM или x86 могут использовать свыше 20 стадий вычислительного конвейера, а это значит, что ядро процессора одновременно обрабатывает свыше 20 различных команд. Процессоры могут отличаться по разделению этих стадий под различные нужды, но в одном из примеров, принцип работы которого находится в открытом доступе, имеется 4 цикла для выборки, 6 циклов для декодирования, 3 цикла для выполнения команд и 7 циклов для отправки результатов в память.
Возвращаясь к теме, теперь вы можете понять в чем проблема. Если процессор не определил тип команды до десятого цикла, то он начнет работу уже над 9 новыми командами, которые могут оказаться ненужными, если ветка команд уже не работает. Чтобы этого не происходило, процессоры оборудованы сложным механизмом, который называется модулем предсказателем переходов. По принципу работы этот механизм схож с машинным обучением. Детальное описание работы модуля предсказателя переходов — это тема для отдельной статьи, поэтому придется обойтись довольно простым объяснением: данный механизм отслеживает статус предыдущих переходов, чтобы определить, будет ли задействован следующий переход или нет. Современные предсказатели переходов могут обеспечить точность в 95% и выше.
После того, как точно станет известен результат перехода (т.е. завершился конкретный этап на конвейере), счетчик команд обновится и процессор приступит к выполнению следующей операции. Если же результат не совпал с тем, который предугадал предсказатель команд, процессор сбросит все команды, которые начал выполнять по ошибке, и запустит работу с правильной точки.
Внеочередное исполнение
Теперь, когда вы знаете принцип работы трех наиболее распространенных типов команд, давайте уделим внимание более продвинутыми функциям процессоров. Практически все современные модели ЦП фактически исполняют команды не в порядке их получения. Существует такая функция, как внеочередное исполнение, призванная сократить время простоя процессора во время ожидания завершения остальных команд.
Если процессор понимает, что следующей команде необходимы данные, для поиска которых понадобится больше времени, он может изменить порядок команд, начав работу над не связанной командой, пока происходит поиск. Внеочередное исполнение команд — необычайно полезная, но далеко не единственная вспомогательная функция процессора.
Еще одной крайне полезной особенностью процессора является предвыборка. Если засечь время, необходимое для выполнения случайной инструкции от начала и до конца, то можно обнаружить, что большую часть времени занимает доступ к памяти. Блок предварительной выборки — элемент в ЦП, который рассматривает команды, находящиеся в очереди, и определяет, какие данные им потребуются. Если он замечает, что для операции нужны данные, которые еще не находятся в кэше процессора, то он извлечет их из оперативной памяти и в кэш. Отсюда и его название.
Ускорители и будущее процессоров
Еще одна важная функция, которая все чаще появляется в процессорах — ускорители для конкретных задач. Эти ускорители представляют собой небольшие схемы, главная цель которых — как можно быстрее выполнить определенную задачу. Этой задачей может быть шифрование, кодирование данных или машинное обучение.
Конечно, процессор может делать все это самостоятельно, но созданный конкретно для этой цели блок будет намного более эффективен. Наглядным показателем мощностей ускорителей будет сравнение встроенного графического процессора с дискретной видеокартой. Разумеется, процессор может выполнять вычисления, необходимые для обработки графики, но наличие отдельного блока обеспечивает намного более высокую производительность. С ростом числа ускорителей фактическое ядро центрального процессора может занимать всего лишь небольшую часть чипа.
На первом рисунке снизу изображено устройство процессора Intel, выпущенного более десяти лет назад, где большая часть занята ядрами и кешем, а на втором показан гораздо более современный чип от AMD. Как мы видим, во втором случае большая часть кристалла отведена не под ядра, а под другие компоненты.
Кристалл процессора Intel первого поколения архитектуры Nehalem. Обратите внимание: ядра и кэш занимают подавляющее часть площади.
Кристалл системы на чипе от AMD. Много места отведено под ускорители и внешние интерфейсы.
Многоядерность
Последняя особенность процессоров, которая будет рассмотрена в этой статье — то, как можно объединить несколько отдельных процессоров для получения многоядерного. Это не просто объединение нескольких копий одного ядра, ведь как нельзя просто превратить однопоточную программу в многопоточную, так нельзя и провернуть подобное с процессором. Проблема возникает из-за зависимости ядер.
В случае с четырьмя ядрами процессору необходимо отправлять команды в 4 раза быстрее. Также нужно четыре раздельных интерфейса для памяти. Именно из-за наличия нескольких ядер на одном чипе, потенциально работающих с одними и теми же частями данных, возникает проблема слаженности и согласованности их работы. Предположим, если два ядра обрабатывали команду, использующую одни и те же данные, то как процессор определяет, у которого из них правильное значение? А что, если одно ядро модифицировало данные, но они не успели вовремя дойти до второго ядра? Поскольку у них есть отдельные кэши, в которых могут храниться пересекающиеся данные, для устранения возможных конфликтов необходимо использовать сложные алгоритмы и контроллеры.
Чрезвычайно важную роль в многоядерных процессорах играет и точность прогнозирования переходов. Чем больше в процессоре ядер, тем выше вероятность того, что одной из исполняемых команд будет именно команда перехода, способная в любое время изменить общий поток задач.
Как правило, отдельные ядра обрабатывают команды из разных потоков, тем самым снижая зависимость между ядрами. Поэтому, открыв диспетчер задач, вы чаще всего видите, что загружено лишь одно ядро процессора, а другие едва работают — многие программы попросту изначально не предназначены для многопоточности. Кроме того, могут быть определенные случаи, в которых эффективнее использовать только одно ядро процессора, а не тратить ресурсы на попытки разделить команды.
Физическая оболочка процессора
Несмотря на то, что большая часть этой статьи была посвящена сложным механизмам работы архитектуры процессора, не стоит забывать и о том, что все это должно быть создано и работать в виде реального, физического объекта.
Для того, чтобы синхронизировать работу всех компонентов процессора, используется тактовый сигнал. Современные процессоры обычно работают на частотах от 3.0 ГГц до 5.0 ГГц, и за последнее десятилетие ситуация особо не изменилась. При каждом цикле внутри чипа включаются и выключаются миллиарды транзисторов.
Такты важны для того, чтобы обеспечить идеальную работу каждой стадии вычислительного конвейера. Количество команд, обрабатываемых процессором за каждую секунду, зависит именно от них. Частоту можно увеличить путем разгона, сделав чип быстрее, но это в свою очередь повысит энергопотребление и тепловыделение.
Фото: Michael Dziedzic
Тепловыделение — главный враг процессоров. Когда цифровая электроника нагревается, может начаться разрушение микроскопических транзисторов. Это в свою очередь может привести к повреждению чипа, если тепло не отвести. Чтобы этого не произошло, каждый процессор оборудован термораспределителями. Сам кристалл может занимать всего 20% площади процессора, ведь увеличение площади позволяет более равномерно распределять тепло по радиатору. Кроме того, дополнительно увеличивается количество имеющихся ножек процессора (контактов), предназначенных для взаимодействия с другими компонентами компьютера.
На современных процессорах может располагаться свыше тысячи входных и выходных контактов на задней панели. Мобильный чип может быть оснащен всего несколькими сотнями, поскольку большинство вычислительных элементов расположены уже внутри чипа. Независимо от дизайна, около половины из них предназначены для распределения питания, а остальные — для передачи данных с оперативной памяти, чипсета, накопителей, устройств PCIe и др. Высокопроизводительным процессорам, потребляющим сто и более ампер при полной нагрузке, нужны сотни ножек для равномерного распределения тока. Обычно они покрываются золотом для улучшения проводимости. Стоит отметить, что разные производители располагают ножки по-разному во всей своей многочисленной продукции.
Подытожим на примере
Чтобы подвести итоги, кратко рассмотрим архитектуру процессора Intel Core 2. Это было еще в 2006 году, поэтому некоторые детали могут быть устаревшими, но информации о новых разработках отсутствуют в публичном доступе.
На самом верху располагается кэш команд и буфер ассоциативной трансляции. Буфер помогает процессору определить, где в памяти располагаются необходимые команды. Эти инструкции хранятся в кэше команд первого уровня, а после этого отправляются в предекодер, так как из-за сложностей архитектуры x86 декодирование происходит во множество этапов. Сразу же за ними идет предсказатель переходов и предвыборщик кода, которые снижают вероятность возникновения потенциальных проблем со следующими командами.
Далее команды отправляются в очередь команд. Вспомните, как внеочередное исполнение позволяет процессору выбрать именно ту команду, которую практичнее всего выполнить в конкретный момент из очереди текущих инструкций. После того, как процессор определил нужную команду, та декодируется во множество микроопераций. В то время как команда может содержать сложную для ЦП задачу, микрооперации представляют собой детализированные задачи, которые процессору легче интерпретировать.
Затем эти инструкции попадают в таблицу псевдонимов регистров, переупорядочивающий буфер и станцию резервации. Подробно расписать их принцип работы в одном абзаце, увы, не получится, так как это — информация, которую обычно подают на последних курсах технических вузов. Если в двух словах, то все они используются в процессе внеочередного исполнения для управления зависимостями между командами.
На самом деле, у каждого ядра процессора множество арифметическо-логических устройств и портов памяти. Команды отправляются в станцию резервации, пока не освободится устройство или порт. Затем команда обрабатывается с помощью кэша данных первого уровня, а полученный результат сохраняется для дальнейшего использования, после чего процессор может приступать к следующей задаче. На этом все!
Пусть эта статья и не предназначалась для того, чтобы служить исчерпывающим руководством по тому, как работает каждый из процессоров, она должна дать вам базовое представление об их внутренней работе и сложности. К сожалению, о том, как действительно работают современные процессоры, знают лишь работники Intel и AMD, поэтому информация, описанная в этой статье — лишь вершина айсберга, ведь каждый пункт, описанный в тексте — это результат огромного количества исследований и разработок.
Другие материалы по теме
Если вам хочется узнать больше о том, как создаются различные компоненты, описанные в этом тексте, то настоятельно советуем обратить внимание на вторую часть серии статей «Как разрабатываются и создаются процессоры?». Если же вы больше заинтересованы в том, как производятся физические оболочки процессоров, то вам стоит ознакомиться с третьей статьей той же серии.
основные блоки центрального процессора.. Помогите пожалуйста
Процессором называется устройство, непосредственно осуществляющее процесс обработки данных и программное управление этим процессом. Процессор дешифрирует и выполняет команды программы, организует обращения к оперативной памяти, в нужных случаях инициирует работу периферийных устройств, воспринимает и обрабатывает запросы, поступающие из устройств машины и из внешней среды (“запросы прерывания”).
Процессор занимает центральное место в структуре ЭВМ, так как он осуществляет управление взаимодействием всех устройств, входящих в состав ЭВМ.
Выполнение команды (машинной операции) разделено на более мелкие этапы — микрооперации (микрокоманды) , во время которых выполняются определенные элементарные действия. Конкретный состав микроопераций определяется системой команд и логической структурой данной ЭЗМ. Последовательность микроопераций (микрокоманд) , реализующих данную операцию (команду) , образует микропрограмму операции.
Для определений временных соотношений между различными этапами операции используется понятие машинного такта. Машинный такт определяет интервал времени, в течение которого выполняется одна или одновременно несколько микроопераций. Границы тактов задаются синхросигналами, вырабатываемыми специальной схемой — генератором синхросигналов.
Таким образом, может быть установлена следующая иерархия этапов выполнения программ в процессоре: программа, команда (микропрограмма) , микрооперация (микрокоманда) .
В процессор входят: арифметическо — логическое устройство АЛУ, управляющее устройство (управляющий автомат) УУ, блок управляющих регистров БУР, блок регистровой памяти (местная память) и блок связи с ОП и некоторым другим, в том числе внешним по отношению к ЭВМ, оборудованием.
В состав процессора могут также входить и некоторые другие блоки, участвующие в организации вычислительного процесса (блок прерывания, блок защиты памяти, блок контроля правильности работы и диагностики процессора и др.) . Оперативная (основная) память выполняется в виде отдельного устройства, хотя в небольших ЭВМ может конструктивно объединяться с процессором и использовать частично его оборудование.
Арифметическо-логическое устройство процессора выполняет логические и арифметические операции над данными. В общем случае в АЛУ выполняются логические преобразования над логическими кодами фиксированной и переменной длины (над отдельными битами, группами бит, байтами и их последовательностями) , арифметические операции над числами с фиксированной и плавающей точками, над десятичными числами, обработка алфавитно-цифровых слов переменной длины и др. Характер выполняемой АЛУ операции задается командой программы.
В процессоре может быть одно универсальное АЛУ для выполнения всех основных арифметических и логических преобразований или несколько специализированных для отдельных видов операций. В последнем случае увеличивается количество оборудования процессора, но повышается его быстродействие за счет специализации и упрощения схем выполнения отдельных операций.
Управляющее устройство (управляющий автомат) вырабатывает последовательность управляющих сигналов, инициирующих выполнение соответствующей последовательности микроопераций, обеспечивающей реализацию текущей команды.
Блок управляющих регистров предназначен для временного хранения управляющей информации. Он содержит регистры и счетчики, участвующие в управлении вычислительным процессом: регистры, хранящие информацию о состоянии процессора, регистр-счетчик адреса команды — счетчик команд (СчК) , счетчики тактов, регистр запросов прерывания и др. К блоку управляющих регистров следует также отнести управляющие триггеры, фиксирующие режимы работы процессора.
Для повышения быстродействия и логических возможностей процессора и микропроцессора в их состав включают блок регистровой памяти (местную память) небольшой емкости, но более высокого, чем ОП, быстродействия. Регистры этого блока (или ячейки местной памяти) указываются в командах программы путем укороче
Источник: www.kolasc.net.ru/cdo/programmes/os/14.htm
Остальные ответы
Способность выполнения нескольких машинных инструкций за один такт процессора путем увеличения числа исполнительных устройств. Появление этой технологии привело к существенному увеличению производительности. В то же время существует определенный предел роста числа исполнительных устройств, при превышении которого производительность практически перестает расти, а исполнительные устройства простаивают. Частичным решением этой проблемы являются, например, технология Hyper Threading.
[править]
CISC-процессоры
Complex instruction set computer — вычисления со сложным набором команд. Процессорная архитектура, основанная на усложнённом наборе команд. Типичными представителями CISC являются микропроцессоры семейства x86 (хотя уже много лет эти процессоры являются CISC только по внешней системе команд: в начале процесса исполнения сложные команды разбиваются на более простые микрооперации (МОП’ы) , исполняемые RISC-ядром) .
[править]
RISC-процессоры
Reduced instruction set computer — вычисления с упрощённым набором команд (в литературе слово «reduced» нередко ошибочно переводят как «сокращённый») . Архитектура процессоров, построенная на основе упрощённого набора команд, характеризуется наличием команд фиксированной длины, большого количества регистров, операций типа регистр-регистр, а также отсутствием косвенной адресации. Концепция RISC разработана Джоном Коком (John Cocke) из IBM Research, название придумано Дэвидом Паттерсоном (David Patterson).
Упрощение набора команд призвано сократить конвейер, что позволяет избежать задержек на операциях условных и безусловных переходов. Однородный набор регистров упрощает работу компилятора при оптимизации исполняемого программного кода. Кроме того, RISC-процессоры отличаются меньшим энергопотреблением и тепловыделением.
Среди первых реализаций этой архитектуры были процессоры MIPS, PowerPC, SPARC, Alpha, PA-RISC. В мобильных устройствах широко используются ARM-процессоры.
[править]
MISC-процессоры
Minimum instruction set computer — вычисления с минимальным набором команд. Дальнейшее развитие идей команды Чака Мура, который полагает, что принцип простоты, изначальный для RISC-процессоров, слишком быстро отошёл на задний план. В пылу борьбы за максимальное быстродействие, RISC догнал и перегнал многие CISC процессоры по сложности. Архитектура MISC строится на стековой вычислительной модели с ограниченным числом команд (примерно 20-30 команд) .
[править]
VLIW-процессоры
Very long instruction word — сверхдлинное командное слово. Архитектура процессоров с явно выраженным параллелизмом вычислений, заложенным в систему команд процессора. Являются основой для архитектуры EPIC. Ключевым отличием от суперскалярных CISC-процессоров является то, что для них загрузкой исполнительных устройств занимается часть процессора (планировщик) , на что отводится достаточно малое время, в то время как загрузкой вычислительных устройств для VLIW-процессора занимается компилятор, на что отводится существенно больше времени (качество загрузки и, соответственно, производительность теоретически должны быть выше) . Примером VLIW-процессора является Intel Itanium.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Процессор
АРИФМЕТИКО-ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЕ, РЕГИСТРЫ, КОНТРОЛЕР ПРЕРЫВАНИЙ, КОНТРОЛЕР ВВОДА-ВЫВОДА, КЕШ И ИНТЕРФЕЙСНОЕ УТРОЙСТВО