Понятие общественно опасных последствий, их виды.
Не подлежит сомнению, что всякое уголовно-наказуемое деяние вызывает те или иные отрицательные изменения в объектах уголовной охраны, то есть, влечет наступление общественно опасных последствий (ООП). ООА – это тот вред (ущерб), который причиняется объектам уголовно-правовой охраны в результате совершения лицом ООД (действия или бездействия).
Значение ООП для УО заключается в том, что именно характер причиненного или могущего наступить вреда влияет на оценку степени общественной опасности преступления: наступление тяжких последствий рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства (п.«б» ч.1 ст.63); уменьшение вредоности путем добровольного возмещения имущественного ущерба и морального вреда, а также иное заглаживание вреда смягчает наказание (п.«к» ч.1 ст.61).
ООП могут носить материальный (внешне наблюдаемый и фиксируемый) характер, но могут иметь и иную, невозможную для восприятия, форму. В связи с этим, все ООП принято делить на материальные и нематериальные. К материальным ООП относят:
а) имущественный вред (ущерб) – характерный признак преступлений против собственности (кража, грабеж, мошенничество), преступлений в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, незаконное получение кредита) и некоторых других.
б) физический вред (вред жизни и здоровью человека) – характерный признак преступлений против личности (убийство, причинение вреда здоровью) и ряда других посягательств (небрежное хранение оружия, нарушение ПДД, экологические преступления).
К нематериальным ООП относят: причинение морального вреда, ущемление чести и достоинства личности, нарушение конституционных прав и свобод гражданина, организационный вред (нарущение нормальной деятельности организации), подрыв общественной безопасности и порядка, внешней безопасности страны).
Иногда одно деяние (Д или Б) может породить разные ООП: нарушение равноправия граждан (ст.136) может причинить потерпевшему имущественный вред, тяжкий моральный вред или ущемить его права.
В преступлениях с материальным составом ООП являются обязательным признаком объективной стороны преступления, поэтому оконченным такое преступление может считаться при наступлении таких последствий. Их характер и размер могут изменять квалификацию деяния (тяжкий, средней тяжести или легкий вред здоровью или смерть; крупный размер хищения).
Объективная сторона преступлений с формальным составом не включает наступления ООП. Для наличия такого СП достаточно установить факт действия (бездействия). Законодатель тем самым дает возможность считать посягательство законченным на ранней стадии – совершении противоправных действий (разбой, бандитизм).
Составы некоторых преступлений сконструированы так, что включают не фактическое причинение вреда, а возможность причинения ООП (ст.217 – нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах). Такие преступления называются «деликтами ожидания опасности», а СП – составами реальной опасности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Понятие общественно опасных последствий, их виды. От 250 руб
- Контрольная работа Понятие общественно опасных последствий, их виды. От 250 руб
- Курсовая работа Понятие общественно опасных последствий, их виды. От 700 руб
Причинная связь и ее значение в уголовном праве
Причинная связь – это такая связь, при которой ООД, предшествующее по времени, неизбежно порождает ООП, причем является необходимым, главным и решающим условием наступления последствий.
Определение причинной связи ООД и ООП:
1. Конкретное действие/бездействие субъекта, обладающего уголовно-правовыми признаками.
2. Следствие как последнее звено причинной связи суть ООП.
3. Действие/Бездействие по времени должно предшествовать наступлению ущерба.
4. Действие/бездействие должно быть асоциальным, неправомерным либо содержать риск причинения вреда.
5. Деяние должно выполнять роль необходимого условия наступления вреда.
6. Деяние должно быть признано причиной последствий в конкретной обстановке его совершения.
Установление причинной связи так же обязательно для бездействия. Если у лица имелись юр. обязанности совершить требуемое действие и оно не воспользовалось им для предотвращения преступления, тогда наступает причинная связь между бездействием и наступившими ООП.
Если юр. прав у лица не было, вопрос о причинной связи между действием и ООП отпадает.
Причинная связь имеет значение:
а) для установления объективной стороны преступления.
б) для квалификации преступления.
в) для решения вопроса об уголовной ответственности.
г) для назначения справедливого наказания.
Иные факультативные признаки объективной стороны преступления.
Место – определенная территория, где совершается преступление.
Время – определенный временной период, в течение которого может быть совершено преступление.
Обстановка совершения преступления – объективные условия, при которых происходит преступление.
Способ совершения преступления – приемы и методы, используемые преступником для совершения преступления.
Средства и орудия совершения преступления – орудия и приспособления, при помощи которых было совершено преступления.
Все признаки объективной стороны имеют троякое значение:
1. Могут быть обязательными признаками преступления (ст.245 УК РФ)
2. Могут быть квалифицирующим признаком – превращают основной состав в квалифицированный вид (ч.2 ст.105 УК РФ)
3. Могут не относится к составу преступления и учитываться в качестве обстоятельств, смягчающий/отягчающий вину.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
kon_up1 (Уголовное право (общая часть)), страница 7
Документ из архива «Уголовное право (общая часть)», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «уголовное право и процесс» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «уголовное право и процесс» в общих файлах.
Онлайн просмотр документа «kon_up1»
Текст 7 страницы из документа «kon_up1»
Формы и виды вины
Поделитесь ссылкой:
Свежие статьи
9 рабочих инструкций, как скопировать текст с картинки
Оформление презентации: 7 фишек, о которых все забывают
Лучшие программы для создания анимации для уроков в школе
А и Б торговали на Студизбе
P2P переводы набирают популярность среди пользователей Студизбы
Популярно сейчас
Командная работа и лидерство
Менеджмент
349 299 руб.
Курсовой проект по деталям машин под ключ в бауманке
Детали машин (ДМ)
КМ-3 + КМ-4 под ключ — полностью закрыть письменные по метрологии ЗА 3 ДНЯ!
Метрология и информационно-измерительная техника
5799 5449 руб.
Антидемидович
Математический анализ
Домашние задание №1
Производственная практика: технологическая практика — отчёт с презентацией за 5 суток.
Производственная практика: технологическая практика
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
То есть уже всё готово?
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
А я могу что-то выложить?
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
А если в купленном файле ошибка?
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Можно заказать выполнение работы на СтудИзбе?
Нет! Мы не выполняем работы на заказ, однако Вы можете попросить что-то выложить в наших социальных сетях.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает — и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе «Студизба»
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Уголовное право зарубежных стран
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511)
составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии
Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.
Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии
Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.
1. Цели освоения дисциплины
1.1. | Целью изучения данной учебной дисциплины является анализ основных систем уголовного права зарубежных стран. Формирование у студентов целостностного представления об особенностях российского уголовного права в сравнении с правовыми системами других государств. Развитие правосознания, базирующегося на усвоении природы уголовного права зарубежных стран, как на уровне теоретических знаний (ОК-1), так и в их применении на практике; развитие общей юридической культуры и правового мышления у будущих правоведов; развитие навыков и умений, необходимых для профессионального применения уголовного законодательства, а также овладение методами сравнительно-правового анализа. Задачи курса состоят в том, чтобы дать студентам прочные знания об основах уголовного права зарубежных стран, обеспечить уяснение концепции и основных положений зарубежного уголовного законодательства. Сформировать у обучаемых устойчивые навыки применения норм уголовного права (ПК-3). |
---|
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-1 | способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
ПК-3 | способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и свобод человека и гражданина. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-5.3. Владеет навыками правового разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и свобод человека и гражданина. |
4. Структура и содержание дисциплины
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. | ||||||
1.1. | Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
1.3. | Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей | ||||||
2.1. | Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран | ||||||
3.1. | Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 4. Источники уголовного права зарубежных стран | ||||||
4.1. | Источники уголовного права зарубежных стран | Лекции | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
4.2. | Источники уголовного права зарубежных стран | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Источники уголовного права зарубежных стран | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 5. Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран | ||||||
5.1. | Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
5.3. | Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран | ||||||
6.1. | Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 7. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран | ||||||
7.1. | Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
7.2. | Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран | Сам. работа | 7 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 8. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран | ||||||
8.1. | Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
8.2. | Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
8.3. | Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 9. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран | ||||||
9.1. | Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
9.2. | Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
9.3. | Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.1, Л2.1 |
5. Фонд оценочных средств
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценка сформированности компетенции ОК-1 — способность использования философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Примеры заданий закрытого типа 16. Основной принцип определения наказания по Законам Хаммурапи Выберите один ответ: а. общей композиции б. телесные наказания в. талиона Ответ: в 17. Основным источником права в континентальной правовой системе является Выберите один ответ: а. закон б. прецедент в. обычай г. доктрина Ответ: а 18. Совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний – это Выберите один ответ: а. Прогресс науки б. Средства науки в. Методология науки г. Предмет науки Ответ: в 19. Элементы социо-нормативного и правокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени — это Выберите один ответ: а. Правовые условности б. Правовые обязательства в. Правовые обычаи г. Правовые нормы Ответ: в 20. Укажите несуществующую правовую семью: Выберите один ответ: а. Традиционалистская правовая семья б. Романо-германская правовая семья в. Индо-Европейская правовая семья г. Англосаксонская правовая семья Ответ: в 21. Из судебного прецедента исходит Выберите один ответ: а. Романо-германское право б. Индуистское право в. Англосаксонское право г. Мусульманское право Ответ: в 22. Какая правовая система получила значительный импульс для своего развития после норманнского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов? Выберите один ответ: а. Романо-германская правовая система б. Индуистская правовая система в. Мусульманская правовая система г. Англосаксонская правовая система Ответ: г 23. К какой правовой семье принадлежат Южно-Африканская Республика, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Нигерия? Выберите один ответ: а. Индуистской правовой системы б. Романо-германской правовой системы в. Англосаксонской правовой системы г. Мусульманской правовой системы Ответ: в 24. Какая правовая система носит ярко выраженную религиозную окраску? Выберите один ответ: а. Социалистическая правовая система б. Мусульманская правовая система в. Англосаксонская правовая система г. Романо-германская правовая система Ответ: б 25. К какой общей группе относятся страны Океании, Африки и Мадагаскара? Выберите один ответ: а. Романо-германской правовой семье б. Социалистической правовой семье в. Семье религиозно-традиционного права г. Семье общего права Ответ: в 26. Выберите компонент правовой системы Выберите один ответ: а. Все вышеперечисленное б. Правовое сознание в. Правовые отношения г. Правовые тексты Ответ: а 27. Кто из учёных выступил основателем теории опасного состояния личности? Выберите один ответ: а. П.Н. Тарновская б. Э. Ферри в. Р. Гарофало г. Д.А. Дриль Ответ: б 28. Какая школа уголовного права выдвинула принцип «нет ни преступления, ни наказания, без указания на то в законе»? Выберите один ответ a. классическая б. социологическая в. позитивистская г. антропологическая д. легистская Ответ: а 29. К какой школе уголовного права может быть применено высказывание «измерить, взвесить и повесить»? а. классическая б. антропологическая в. легистская г. социологическая Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
Примеры заданий открытого типа
21. Наивысшая юридическая сила среди источников мусульманского уголовного права принадлежала именно этому источнику
Ответ: коран
22. Основной принцип определения наказания по Законам Хаммурапи между равными
Ответ: талион
23. Совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний – это
Ответ: методология науки
24. Элементы социо-нормативного и правокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени — это
Ответ: правовые обычаи
25. Какая правовая система получила значительный импульс для своего развития после норманнского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов?
Ответ: англосаксонская
26. К какой правовой семье принадлежат Южно-Африканская Республика, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Нигерия?
Ответ: англосаксонская
27. Какая правовая система носит ярко выраженную религиозную окраску?
Ответ: мусульманская
28. По немецкому законодательству обстоятельства, которые исключают ответственность или наказуемость деяния, либо обстоятельства, которые уменьшают ответственность —
Ответ: Основания, исключающие противоправность деяния
29. В немецком уголовном праве определяются как противоправное действие, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года — это
Ответ: уголовные преступления
30. Выделение на основе специ фики основных уголовно- правовых институтов в конкретном государстве, практики их применения, социальной основы, правовой культуры общества и организационной структуры правовых учреждений следующих систем уголовного права: 1) романо-германская; 2) англосаксонская; 3) социалистическая; 4) мусульманская — это
Ответ: типология уголовно-правовых систем
31. Осознание законодателя и ученых о том, что преступность — это не отдельные неправедные поступки отдельных людей, а некое социальное и массовое явление, т. е. явление, порождаемое неблагоприятными факторами, обусловленными деформациями социальной жизни, связано с появлением какой школы уголовного права?
Ответ: социологическая
32. Выдача иностранному государству лица, нарушившего законы страны, куда передается нарушитель — это
Ответ: экстрадиция
33. Установленная законом (или иным нормативным правовым актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям — это
Ответ: юрисдикция
34. Антропологическое направление в уголовном праве и криминологии — это
Ответ: криминальная антропология
35. Лицо, которое не рассматриваеся гражданином какого-либо государства в силу его закона — это
Ответ: апатрид (вариант — лицо без гражданства)
36. Родовое понятие по отношению к давности исполнения обвинительного приговора и давности привлечения к уголовной ответственности — это
Ответ: давность
37. Принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ — это
Ответ: депортация
38. Комплекс либеральных правовых воззрений, основанных на идеях просвещения XVIII в. о естественных и неотъемлемых правах человека, присущих ему с рождения — это
Ответ: доктрина естественного права
39. Философская концепция, отрицающая закономерности причинности и ставящая случайность в основу всех происходящий событий и явлений — это
Ответ: индетерминизм
40. Одновременное наличие юрисдикций различных государств в отношении одного и того же лица или объектов, а также осуществление или попытка осуществления такими государствами своей юрисдикции в отношении соответствующих лица или объектов — это
Ответ: конкуренция юрисдикций
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Оценка сформированности компетенции ПК-3 — способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права
Примеры заданий закрытого типа
31. Ломброзианство — это
Выберите один ответ
а. классическая школа
б. антропологическая школа
в. постклассическая школа
г. социологическая школа
ответ: б
32. с какой школой уголовного права связывают зарождение криминологии?
Выберите один ответ
а. классическая
б. социологическая
в. постклассическая
г. антропологическая
ответ: б
33. На идее-доминанте человека, по мнению Г.А. Есакова, основана уголовно-правовая система
Выберите один ответ
а. англосаксонская
б. дальневосточная
в. мусульманская
г. континентальная
д. обычного права
ответ: а
34. субъективные ошибки по немецкому уголовному праву делятся на:
Выберите один ответ
а. в характере последствий и в развитии причинной связи
б. в личности потерпевшего и в предмете преступления
в. релевантные и нерелевантные
г. в объекте и в объективной стороне
ответ: в
35. Критерием разделения уголовно-правовых институтов на материально-правовые и процессуально-правовые необходимо считать:
Выберите один ответ
а. такого критерия не существует
б. влияние на вину и, соответственно, наказуемость
в. закрепление в материальном или процессуальном законе
г. определение процессуальных и материальных прав сторон
Ответ: б
36. Необходимость разграничения материальных и процессуальных уголовно-правовых норм обусловлена:
Выберите один ответ
а. особенностями национальной уголовно-правовой системы
б. перспективным действием новых материально-правовых норм, ухудшающих положение адресата, и правилом немедленного действия процессуальных норм
в. требованиями законодательной техники
г. объемом гарантий прав и свобод при осуществлении уголовного преследования
Ответ: б
37. УК США был принят:
Выберите один ответ
а. в 1871
б. в 1909
в. США не имеют федерального кодифицированного акта в области уголовного права
г. в 1992
д. в 1962
Ответ: в
38. Кодифицированный федеральный уголовный акт в ФРГ — это
Выберите один ответ
а. закон о преступлениях и наказаниях ФРГ 1991 г.
б. УК ГДР 1986 г.
в. УК ФРГ 1997 г.
г. Уголовное уложение Германской империи 1871 г. в ред. 1997 г.
Ответ: г
39. С чем связана редакция УК Германии 1997 г.?
Выберите один ответ
а. с отменой УК ФРГ 1949 г.
б. это обычная техническая правка
в. с отменой УК Германии 1933 г.
г. с объединением Германии
д. с принятием нового кодекса
Ответ: г
40. Кодифицированный уголовно-правовой акт во Франции
Выберите один ответ
а. УК 1994 г.
б. УК 1992 г.
в. УК 1810 г. (Кодекс Наполеона)
г. УК 1958 г. (Кодекс де Голля)
Ответ: б
41. Первый УК Франции был принят
Выберите один ответ
а. в 1673 г.
б. в 1792 г.
в. в 1810 г.
г. в 1992 г.
Ответ: б
42. Особенностью англосаксонского состязательного процесса выступает
Выберите один ответ
а. действует стандарт доказывания путем ясных и убедительных доказательств
б. суд обладает активной ролью в установлении истины по делу
в. ключевое значение имеет собственное признание обвиняемого
г. предварительное следствие не рассматривается как процессуальная стадия
Ответ: г
43. по какому принципу построена система источников уголовного права ФРГ?
Выберите один ответ
а. существования УК, дополнительного уголовного права, которое не должно противоречить общим положениям УК, а также уголовного права земель в части, не урегулированной федеральным уголовным правом
б. стопроцентной кодификации уголовно-правовых запретов
в. Федерального УК ограниченного действия и уголовного права земель
г. УК и дополнительного уголовного права с самостоятельной системой запретов и наказаний за их нарушение
Ответ: а
44. УК Германии предусматривает ответственность за
Выберите один ответ:
а. преступления и проступки
б. уголовно-правовые деликты
в. преступления
г. проступки
Ответ: а
45. Фелония и мисдиминор различаются между собой
Выберите один ответ
а. это одно и то же
б. по названию
в. по источнику закрепления
г. по степени опасности
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Примеры заданий открытого типа
41. Определенные категории лиц, указанные в меж дународно-правовых документах, посягательство на которых угрожает не только их безопасности, но и создает серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для сотрудничества между государствами — это.
Ответ: Лица или учреждения, которые пользуются международной защитой
42. Часть земного шара, расположенная в пределах границ данного государства и находящаяся под его суверенитетом —
Ответ: государственная территория
43. Изъятие определенной категории лиц и организаций из-под действия территориальной юрисдикции государств, непривлечение их к уголовной ответственности за нарушение правовых запретов либо привлечение в ограниченном объеме — это
Ответ: иммунитет (вариант: иммунитет от международной уголовной юрисдикции)
44. Особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права — это
Ответ: международные преступления (вариант: конвенционные преступления/преступления против мира и безопасности человечества)
45. Структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течении определенного периода времени и действующая согласовано с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с конвенционными нормами, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду — это
Ответ: организованная преступная группа (вариант: организованная группа)
46. Особая разновидность преступлений по международному уголовному праву, которые посягают на отношения по международному сотрудничеству государств в экономической, социально-культурной, предпринимательской, научно-исследовательской, правоохранительной и иных областях — это
Ответ: преступления международного характера
47. Состояние и положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них — это
Ответ: рабство
48. Группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура — это
Ответ: структурно оформленная группа
49. Обладание верховенством государственной власти внутри страны и независимостью во внешнеполитических сношениях — это
Ответ: суверенитет
50. Установленные законом или иным нормативным правовым актом полномочия государственных органов и должностных лиц решать какие-либо правовые вопросы, в том числе разрешать юридические споры, применять меры юридической ответственности и т.д. — это
Ответ: юрисдикция
51. Бесчеловечные действия, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой или группами и совершаемые с целью сохранения такого режима — это
Ответ: преступления апартеида
52. Категория международных преступлений, которые выражаются в разного рода бесчеловечных деяниях, совершаемых в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц в мирное или военное время, если они совершается сознательно — это
Ответ: преступления против человечности
53. «Лицо, не пользующееся доверием», «нежелательная личность», представитель государства, не пользующийся либо утративший доверие, в силу различных обстоятельств, со стороны правительства того государства, куда он был назначен, в связи с чем подлежит выдворению из страны пребывания — это
Ответ: персона нон грата
54. Деяния, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство членов данной группу, причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное их уничтожение, меры, рассчитанные на предотвращение деторождение в среде этой группы, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую — это
Ответ: геноцид
55. Деятельность по привлечению граждан третьих государств для выучки и участия в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение — это
Ответ: вербовка наёмника
56. Суммы, которые побежденное государство уплачивает победителю по условиям мирного договора либо принудительные поборы взимаемые оккупационными властями с населения оккупированных земель —
Ответ: контрибуция
57. Применение к субъектам, совершившим правонарушение, предусмотренное нормами международного права, меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке — это
Ответ: международно-правовая ответственность
58. Лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующее в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянного на территории данного государства, а также не является лицо направленным для исполнения официальных обязанностей — это
Ответ: наёмник
59. Обстоятельство, исключающее уголовную ответственность, когда деяние было совершено лицом по приказу правительства или начальника, будь то военного или гражданского, и это лицо было юридически обязано исполнять приказы данного правительства или данного начальника, не знало, что приказ был незаконным, и этот приказ не был явно незаконным — это
Ответ: приказ о совершении преступления (вариант: преступный приказ)
60. Окончательное утверждение международного договора верховной властью государства (утверждение правительством именуют «конфирмацией») посредством издания международно-правового (ратификационной грамоты) либо внутригосударственного акта (национального закона, указа, постановления), в которой государство выражает свое согласие на обязательность для него этого международного договора — это
Ответ: ратификация
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Особенности сравнительного метода в праве. Сравнительное правоведение.
2. Основания типологии уголовно-правовых систем: цивилизационный (правокультурный) подход.
3. Подходы к типологии правовых семей в общей теории права и в уголовном праве
4. Типология уголовно-правовых систем Г.А. Есакова.
5. Западная уголовно-правовая традиция (англо-американское и континентальное уголовное право).
6. Мусульманская уголовно-правовая традиция.
7. Дальневосточная уголовно-правовая традиция (Китай; Япония).
8. Индусская уголовно-правовая традиция.
9. Системы обычного права и уголовное право.
10. Сквозные проблемы зарубежного и отечественного уголовного права и их краткая характеристика.
11. Материальные и процессуальные уголовно-правовые нормы: характер соотношения. Правовой силлогизм вины.
12. Смешанные (материально-процессуальные) институты в уголовной сфере: виды, особенности, правовое значение.
13. Наказание и некарательное воздействие: общее, различия, соотношение.
14. Субъект и объект в уголовно-правовой сфере: материально-правовая и процессуально-правовая сторона
15. Действие и субъект. Действие и бездействие. Альтернативные подходы к добровольному действию.
16. Причина и результат. Концепции причинной связи.
17. Умысел и неосторожность в их соотношении.
18. Релевантные и нерелевантные ошибки.
19. Основания защиты: необходимая оборона, личная и общая необходимость.
20. Совершение преступления и соучастие в нём.
21. Источники англо-саксонского уголовного права и уголовного права США.
22. Источники уголовного права в романо-германской правовой традиции (ФРГ, Франция).
23. Источники мусульманского уголовного права.
24. Источники уголовного права КНР.
25. Источники уголовного права Индии.
26. Источники уголовного права Японии. Японское уголовное право и уголовное право европейских государств: общее и отличия.
27. Источники уголовного права Республики Казахстан.
28. Источники уголовного права Республики Беларусь.
29. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
30. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по романо-германскому уголовному праву (ФРГ, Франция).
31. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния в мусульманском уголовном праве.
32. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву КНР.
33. Понятие преступления, виды преступлений, преступления и иные правонарушения по уголовному праву Индии.
34. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву Японии.
35. Понятие уголовного правонарушения, виды уголовных правонарушений и состав деяния по уголовному праву Республики Казахстан.
36. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву Республики Беларусь.
37. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
38. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по романо-германскому уголовному праву (ФРГ, Франция).
39. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по мусульманскому уголовному праву.
40. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву КНР.
41. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Индии.
42. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Японии.
43. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Республики Казахстан.
44. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Республики Беларусь.
45. Наказание и смежные с ним меры по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
46. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву ФРГ и Франции.
47. Наказание и смежные с ним меры в мусульманском уголовном праве.
48. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву КНР.
49. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Индии.
50. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Японии.
51. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Республики Казахстан.
52. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Республики Беларусь.
53. Основные институты Особенной части англосаксонского уголовного права и уголовного права США.
54. Основные институты Особенной части уголовного права ФРГ и Франции.
55. Основные институты Особенной части мусульманского уголовного права.
56. Основные институты Особенной части уголовного права КНР.
57. Основные институты Особенной части уголовного права Индии.
58. Основные институты Особенной части уголовного права Японии.
59. Основные институты Особенной части уголовного права Республики Казахстан.
60. Основные институты Особенной части уголовного права Республики Беларусь.
Критерии оценивания ответа на открытые вопросы
Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Е. Крылова [и др.]; отв. ред. Н.Е. Крылова | Уголовное право зарубежных стран в 3 т. Том 3. Особенная часть. – 5-е изд., перераб. и доп: | Юрайт, 2022 | www.biblio-online.ru/book/BF9DE008-FF1A-4DDC-8DD4-5AACC8C758AD |
Л1.2 | Крылова Н.Е. | УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 3 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. АНГЛИЯ. США 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | https://biblio-online.ru/book/E58E2F3E-E4F2-4C48-BFE4-B50C9327A324 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Крылова Н.Е. — Отв. ред. | УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 3 Т. ТОМ 2. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ. ИТАЛИЯ. ЯПОНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | https://biblio-online.ru/book/13357172-566D-4AC0-97C8-F2F88F4F8F26 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека издательства Юрайт. https://biblio-online.ru/ | https://biblio-online.ru/ | ||
Э2 | Электронный образовательный портал Юридическая Россия http://law.edu.ru | http://law.edu.ru | ||
Э3 | электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ «Уголовное право зарубежных стран» | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2933 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip Adobe Reader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
108С | лаборатория информационных технологий — компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius — 16 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
410С | лаборатория «Лингафонный кабинет» — учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 — 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |