Что такое цикл в информатике 6 класс
Перейти к содержимому

Что такое цикл в информатике 6 класс

  • автор:

1. Цикл повторить n раз

Цикл — это многократное повторение некоторой последовательности действий.

Нарисуем с помощью Чертёжника узор из звёзд.

Сначала напишем вспомогательный алгоритм , который будет чертить одну звезду.

Далее в основном алгоритме будем использовать цикл.

Общий вид цикла:
нц раз

кц

Число повторений показывает, сколько раз будет выполняться цикл, а тело цикла какие действия будут повторяться.

«Циклические алгоритмы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: познакомить с циклическими алгоритмами, формировать алгоритмический подход к решению задач, расширить и углубить представление об алгоритмах.

Просмотр содержимого документа
«»Циклические алгоритмы»»

6 класс информатика

Тема урока: Циклические алгоритмы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование к уроку: наглядные пособия (Презентация), карточки с заданиями практической работы, персональный компьютер, видеопроектор, мультимедиа доска.

Образовательные: познакомить с циклическими алгоритмами, формировать алгоритмический подход к решению задач; расширить и углубить представления об алгоритмах; формирование умения составлять блок-схемы по примеру; формирование умения восстанавливать пример по блок-схеме.

Развивающие: расширение кругозора, внимания, творческого воображения, математического, логического и образного мышления; информационной культуры учащихся;

Воспитательные: развитие творческой активности учащихся; воспитание самостоятельности в работе.

Требования к знаниям и умениям: уметь составлять алгоритм по предложенной задаче, знать способ записи алгоритмов в виде блок-схем и основные алгоритмические конструкции (линейная, ветвление, цикл).

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем работать с алгоритмами, познакомимся с еще одним видом алгоритмов. На прошлых уроках вы познакомились с некоторыми из них, сегодня мы познакомимся с циклическими алгоритмами. Но для начала повторим материал предыдущих уроков. II. Проверка домашнего задания, повторение прошлого материала.Прежде чем приступить к проверке домашнего задания 4 учеников выполняют задания по карточкам(Прил. 1) Вспомните, что такое алгоритм? …это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату. Алгоритм позволяет выполнить заданные действия (команды) не только человеку, но и различным техническим устройствам, которые будут называться…? «…будут называтьсяисполнителямиданного алгоритма. Исполнитель – это что-то или кто-то, способный выполнить действия, предписываемые алгоритмом Все алгоритмы обладают определёнными свойствами,назовите их…?понятность, дискретность, определённость (детерминированность), результативность, массовость. Посредством этих свойств алгоритм и превращается в очень полезный инструмент решения определённых задач. Каждый алгоритм можно записать в различной форме, назовите их…?словесный, табличный, графический, программный. Что такое «Блок-схема? … это графическое представление алгоритма Словесным видом записи мы пользуемся повседневно при выполнении самых разных жизненных задач: от завязывания шнурков до прохождения своей любимой компьютерной игры. Табличный – с использованием таблицы, графический – с использований блок схемы, программный самый сложный – алгоритм записывается на языке программирования и выполняется при помощи компьютера. Какие виды алгоритмов вы знаете? Дайте им краткое определение? Это линейный(алгоритм — описание действий, в которых все команды выполняются в строгой последовательности одна за другой).разветвляющийся(алгоритм, в котором выполняется одна либо другая последовательность действий в зависимости от условий: н-р, при переходе через дорогу: если горит красный свет, то ждем когда загорится зеленый, а если горит зеленый, то проходим через дорогу). Какие формы разветвляющегося алгоритма вы знаете? …полная (это форма записи разветвляющегося алгоритма, в которой предусмотрены команды в ветви «да» и в ветви «нет», и неполная – это форма записи разветвляющегося алгоритма, в котором предусмотрены команды только в одной ветви.

  1. Формирование новых понятий и способов действия. Объяснение нового материала.

Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Например,

  1. нужно дозвониться другу, а телефон постоянно занят. Наши действия: снять телефонную трубку, набрать номер и дождаться ответа. Телефон занят. Положить трубку и позвонить снова, повторяя определенный цикл до тех пор, пока на другом конце не возьмут трубку.
  2. На уроке физкультуры сдаем нормативы, пробежать 5 кругов: начало, на старт, бегом 1 круг, …пробежать 5 круг, норматив сдан, конец.
  3. вырезать 15 флажков: начало, взять лист бумаги, вырезать флажок, повторяем чикл со счетчиком еще 14 раз, вырезали 15 флажков, конец.

Прослушайте отрывок из произведения «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и найдите в нем повторения: «Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по крайней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора!.Итак, что такое алгоритм с повторениями или как его называют циклический?Циклический алгоритм – это такая форма организации действий, при которой одна последовательность действий повторяется несколько раз (или ни разу) до тех пор, пока выполняются некоторые условия. Циклические алгоритмы бывают двух типов:

  1. Циклы со счетчиком, в которых какие-то действия выполняются определенное число раз.
  2. Циклы с условием, в которых тело цикла выполняется в зависимости от какого-либо условия. Циклы с условием бывают с предусловием (предварительным условием) и с постусловием (последующим условием). Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать некоторое количество кругов вокруг футбольного поля, отображенного в следующих блок-схемах.

Общая форма записи и блок-схема циклического алгоритма с предусловием

да Пока условие повторять Начало цикла действия Действия Конец цикла
Общая форма записи и блок-схема циклического алгоритма с постусловием

действия Начало цикла Действия Конец цикла Пока повторить

Рассмотрим слайд из Презентации (Слайд 1.14). Из блок-схемы наполнения ведра воды кружкой видно, что мы сначала проверяем условие «ведро неполное», если это так, то добавляем кружку воды в ведро, если полное, то выходим из цикла. В этом примере проверка условия находится, перед тем как долить кружку воды, то есть перед тем, как выполнить цикл. Такие циклы называются циклами с предусловием.Рассмотрим такую задачу: (Слайд 1.15) на столе у школьника стоит банка с карандашами разной длины. В руке он держит карандаш, у которого сломался грифель. Он хочет вытянуть из банки карандаш, который был бы длиннее того, что он держит в руках.Его действия? Давайте посмотрим на блок-схему данного алгоритма (Слайд 1.16). Как мы видим, в этом цикле сначала тянем карандаш, потом проверяем условие и, если он короче, то тянем ещё раз. Циклы, в которых сначала выполняется какое-либо действие, а потом проверяется условие, называются циклами с постусловием. Обычно, цикл с предусловием выполняется, когда условие истинно (правдиво), а цикл с постусловием выполняется, когда условие ложно. Шаги, которые повторяются в цикле, называются телом цикла. В наших примерах телом цикла будет «доливаем кружку» и «тянем карандаш» Между циклами с предусловием и постусловием есть как сходства, так и различия. Взглянем на (Слайд 1.17). Перечислите сходства…? Различия…? Они имеют одно очень важное сходство (Слайд 1.18):

  • В том и другом цикле неизвестно количество повторений (в первом случае нам было неизвестно, сколько кружек воды нужно долить в ведро; а во втором, было неизвестно, сколько карандашей нам понадобится вытянуть, чтобы попался самый длинный)

Различия:

  • Цикл с предусловием сначала проверяет условие, потом выполняет какие-то действия, а с постусловием, сначала выполняет какие-то действия, потом проверяет условие.
  • Из утверждения выше следует, что цикл с предусловием может не выполниться ни разу, а с постусловием всегда выполнится хотя бы один раз.

«…см. «Памятка ученика»:…Цикл
с предусловием с постусловиемразмышляют вслух:… 1) Вытянет какой-нибудь карандаш из банки. 2) Сравнит этот карандаш с тем, у которого сломан грифель, если карандаш короче, то он будет тянуть ещё один, если длиннее, то оставит себе

см. «Памятка ученика»:… Цикл
с предусловием с постусловием

  1. Физминутка.
  1. Практическая часть.
  1. Составьте блок-схему поиска Золушки (Слайд 2.2-2.3)
  1. По блок-схеме на (Слайд 2.4-2.6) определите результат исполнения алгоритма.
  2. На примере выпечки блинов и приготовления яичницы закрепляем знания об алгоритмах с постусловием и предусловием.
  1. Вопросы учеников, подведение итогов урока, выставление оценок.
  1. Домашнее задание.
  • перенести все записи и построения из «Памятки ученика» в рабочую тетрадь;
  • п. 3.5. (пересказать, выучить определения) стр 41-45;

2. Алгоритмы с повторениями

Часто в задачах одно или несколько действий необходимо повторять несколько раз, пока не выполнится заранее обговоренное условие.

Алгоритм с повторением или цикл — это алгоритм, в котором одно или несколько действий повторяются до тех пор, пока не будет выполнено условие.

Зацикливание — это бесконечное повторение одного и того же действия, то есть выполнение цикла никогда не заканчивается.

Графически алгоритм с повторением можно представить следующим образом.

Screenshot_6.png

Если условие выполняется, то мы двигаемся по стрелочке «да» и выполняем ряд команд, после этого условие проверяется до тех пор, пока оно не перестанет выполнятся, тогда по стрелочке «нет» можно будет переходить к последующим действиям.

Алгоритмы с повторениями

Из этого урока учащиеся узнают, что такое цикл, какой алгоритм называют алгоритмом с циклами. Рассмотрено много примеров алгоритмов с повторениями. А также подробно разбирается задача. В практической части урока в редакторе Microsoft PowerPoint описывается способ рисования и редактирования картинки с помощью готовых фигур, создание зацикленной презентации.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ

Конспект урока «Алгоритмы с повторениями»

· алгоритмы с повторениями.

На практике часто встречаются задачи, при решении которых одно или несколько действий необходимо повторять несколько раз, пока выполняется некоторое заранее заданное условие.

Необходимо заполнить ведро водой из бочки. Взять кружку, наполнить кружку водой из бочки, вылить воду в ведро. Наполнить кружку водой из бочки, вылить воду в ведро. Повторять действия, пока ведро не наполнится водой.

Таким образом, Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом или повторением.

Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом, или алгоритмом с повторениями.

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.

Например, Многие процессы в окружающем мире основаны на бесконечном повторении одной и той же последовательности явлений, то есть, зациклены, каждый год наступают зима, весна, лето, осень.

Обратите внимание. При составлении алгоритмов нельзя допускать зацикливания.

Рассмотрим ещё один пример алгоритма с повторениями.

Шестиклассницу Таню мама попросила собрать все красные помидоры. Таня взяла корзину и пошла в огород на грядку с помидорами.

Опишем последовательность действий Тани:

Сорвать красный помидор,

Положить помидор в корзинку,

Сорвать красный помидор,

Положить помидор в корзинку,

То есть Таня будет повторять действия «Сорвать красный помидор», и «Положить помидор в корзинку» пока не соберёт все красные помидоры.

Представим данный алгоритм с помощью блок-схемы:

Выполняемое действие (Подойти к грядке с помидорами);

Условие выполнения (Остались красные помидоры?)

Если да, то выполнять действия (сорвать красный помидор, положить помидор в корзинку). Если нет красных помидор, то пойти к маме.

То есть Таня действовала по алгоритму с повторениями. При его исполнении действия «Сорвать красный помидор» и «Положить помидор в корзинку» будут выполнены столько раз, сколько красных помидор на грядке.

Напомним: алгоритм с повторениями – это алгоритм, содержащий команды, которые повторяются, пока выполняется заданное условие.

А сейчас, давайте решим задачу на переправу:

Три охотника пошли на охоту. Их путь лежит через реку, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как охотникам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного охотника либо двух мальчиков, а охотника и мальчика уже не вмещает?

Нам необходимо составить алгоритм решения данной задачи, и изобразить решение с помощью блок-схемы.

Первое действие алгоритма – переправиться на левый берег двум мальчикам.

Второе действие – одному мальчику вернуться на правый берег.

Третье – переправиться охотнику на левый берег.

Четвёртое – вернуться мальчику на правый берег.

Обратите внимание, что далее действия алгоритма начинают повторяться.

Пятое действие – переправиться двум мальчикам на левый берег.

Шестое – вернуться одному из мальчиков на правый берег.

Седьмое – переправиться охотнику на левый берег.

Восьмое – вернуться мальчику на правый берег.

И снова, алгоритм начинается сначала.

Девятое действие – переправиться двум мальчикам на левый берег.

Десятое – одному мальчику вернуться на правый берег.

Одиннадцатое – переправиться охотнику на левый берег.

Двенадцатое – вернуться мальчику на правый берег.

Выполнив все двенадцать шагов этого алгоритма охотники, без труда переправятся через реку.

Заметим, что в данном алгоритме первых 4 действия повторяются.

Схематично решение данной задачи будет выглядеть следующим образом.

Далее Условие: есть охотники на правом берегу? Если ДА, то

Выполнить действия: переправиться двум мальчикам на левый берег; вернуться мальчику на правый берег; переправиться охотнику на левый берег; вернуться одному из мальчиков на правый берег.

Заметим, что в решении, для того чтобы переправить на другой берег 3 охотников, действия алгоритма повторяются 3 раза.

Вернёмся к условию «Есть охотники на правом берегу?» Если нет, то Конец алгоритма.

А сейчас пришло время для «Компьютерного практикума». Сегодня нам необходимо создать циклическую презентацию с помощью редактора презентаций PowerPoint. Создадим презентацию, в которой девочка будет прыгать со скакалкой, то есть смена слайдов будет зациклена.

Напомним, что открыть программу PowerPoint можно нажав в меню Пуск – Все программы.

Выберем вкладку Главная, затем в группе Слайды нажмём на кнопку Макет нам нужен пустой слайд.

Затем перейдём на вкладку Вставка, нажимаем на Фигуры и с помощью готовых фигур изобразим девочку, прыгающую через скакалку. Например, это можно сделать вот так.

Далее на вкладке Слайды левой панели нажимаем на слайд с девочкой, переходим на вкладку Главная и щёлкаем на Копировать. Вставим в презентацию 3 копии нашего слайда (всего у нас будет 4 слайда), для этого на вкладке Главная нажмём 3 раза Вставить.

Девочка должна прыгать через скакалку. Для этого изменим изображения девочки на остальных трёх слайдах.

Для того чтобы девочку переместить вверх (она подпрыгивает), нужно выделить любой фрагмент девочки, затем нажать сочетание клавиш Ctrl + А.

Теперь мы можем, поднять девочку выше не боясь, что картинка испортится.

Чтобы редактировать скакалку, выделим е`, затем нажимаем вкладку Формат и в группе Вставка фигур выбираем Изменить фигуру – Начать изменение узлов. Теперь, с помощью мыши мы можем редактировать скакалку.

Далее нужно настроить циклическую демонстрацию слайдов, то есть нам нужно, чтобы после показа наших 4 слайдов демонстрация начиналась сначала. Для этого:

перейти на вкладку Показ слайдов и в группе Настройка выбрать Настройка демонстрации;

отметим галочкой «непрерывный цикл до нажатия клавиши ESC»

зададим смену слайдов Вручную;

щёлкнем на кнопке ОК.

Запустим презентацию. Выбираем вкладку Показ слайдов, нажимаем С начала.

Как видим, смена слайдов зациклена и остановится только после нажатия клавиши ESC.

Сохраним презентацию при помощи вкладки Файл, Сохранить как в своей рабочей папке. Указываем путь и задаём имя «Скакалочка». Нажимаем кнопку сохранить.

Итак, в нашей презентации «Скакалочка» цикл – это непрерывная смена слайдов.

Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что:

Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением).

Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом, или алгоритмом с повторениями.

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *