Какая связка команд обозначает цикл
Перейти к содержимому

Какая связка команд обозначает цикл

  • автор:

Главный секрет блока else в циклах пайтона

Это короткая статья для новичков. Наверняка вы знаете, что в пайтоне для циклов for и while предусмотрен блок else . И с этим блоком возникает много путаницы, потому что его действие на первый взгляд неинтуитивно. Приходится тратить немного времени или заглядывать в документацию каждый раз, когда он встречается:

for f in files: if f.uuid == match_uuid: break else: raise FileNotFound()

Когда будет исключение: когда файл не найден? Когда найден? Когда список пуст? На этот вопрос сложно ответить, потому что блок else находится на одном уровне с блоком for и кажется, что это какое-то условие, относящиеся к самому списку; например, когда for не нашел ни одной записи. Но достаточно знать главный секрет блока else для циклов, чтобы больше никогда не терять на это время:

Блок else после циклов относится не к самому циклу, а к оператору break !

И действительно, блок else выполнится в любом случае, если только выполнение цикла не было прервано оператором break , return или raise .

Если читать пример выше так: «если файл имеет нужный нам uuid, то закончить цикл, иначе вызвать исключение», то все становится на свои места.

1. Цикл повторить n раз

Цикл — это многократное повторение некоторой последовательности действий.

Нарисуем с помощью Чертёжника узор из звёзд.

Сначала напишем вспомогательный алгоритм , который будет чертить одну звезду.

Далее в основном алгоритме будем использовать цикл.

Общий вид цикла:
нц раз

кц

Число повторений показывает, сколько раз будет выполняться цикл, а тело цикла какие действия будут повторяться.

Основные блоки для составления схем алгоритмов

Размер a должен выбираться из ряда 10, 15, 20 мм. Допускается увеличивать размер a на число, кратное 5 мм. Размер b равен 1,5a. Основным направлением потока в схемах алгоритмов принято направление сверху-вниз, слева-направо. Если линии потока идут в основном направлении и не имеют изломов, стрелками их можно не обозначать. В остальных случаях направление линии потока обозначать стрелкой обязательно. Записи внутри символа должны быть представлены так, чтобы их можно было читать слева направо и сверху вниз, независимо от направления потока. В схеме символу может быть присвоен идентификатор, который должен помещаться слева над символом. Допускается краткая информация о символе (описание, уточнение или другие перекрестные ссылки для более полного понимания функции данной части схемы). Описание символа должно помещаться справа над символом. В случае необходимости слияния линий потока место слияния должно быть обозначено точкой или символом 0. Слияние линий потока
Слияние линий потока
Назад: Алгоритмизация

Комментариев к записи: 1

Цикл N раз

MyTestX - лего и удобно

Лучшее качества компьютеров проявляются не тогда, когда они рассчитывают значения сложных выражений, а когда многократно, с незначительными изменениями, повторяют сравнительно простые операции. Даже очень простые расчеты могут поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз, а повторять операции миллионы раз человек совершенно не способен.

С необходимостью повторяющихся вычислений программисты сталкиваются постоянно. Например, если надо подсчитать, сколько раз буква «о» встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой программы исполнить ее человеку очень трудно, а для компьютера это задача на несколько секунд.

Вспомним, что описание действий, которые могут повторятся указанное число раз или пока не выполнено заданное условие, называется циклом .

При составлении алгоритмов довольно часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнить несколько раз подряд. Для упрощения записи алгоритма в таких случаях можно использовать специальную конструкцию повторения N раз.

Общий вид цикла:

Например, нужно нарисовать десять одинаковых вертикальных палочек.

Чертежник - палочки

Это алгоритм может быть записан так:

использовать Чертежник
алг черточки1
нач
. сместиться в точку (-4,3)
. нц 10 раз
. . опустить перо
. . сместиться на вектор (0,-2)
. . поднять перо
. . сместиться на вектор (1,2)
. кц
. поднять перо
. сместиться в точку (0,0)
кон

Этот цикл выполнится 10 раз, т. е. команды между «нц» и «кц» повторятся 10 раз. Перечень повторяющихся действий называют телом цикла . Однократное выполнение тела цикла называется итерацией .

Без использования цикла программа выглядела бы так:

использовать Чертежник
алг черточки2
нач
. сместиться в точку (-4,3)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
. поднять перо
. сместиться в точку (0,0)
кон

Разница заметна на глаз. Вместо того чтобы 10 раз подряд писать
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,2)
можно записать, что этот блок команд надо повторить 10 раз. Это не только короче, но еще и понятнее.

Блок-схема такого алгоритма выглядит так:

блок-схема цикл N раз

Рассмотрим еще один пример. Вспомним рисование квадратов. Рисование квадрата можно написать как тело цикла, а можно вынести в отдельный алгоритм и в цикле его вызывать. После рисования каждого квадрата, в этом примере, нужно сместиться на вектор(3,0), чтобы следующий квадрат был правее этого. Объясните почему команда сместится в точку в этом цикле не даст нужного результата.

Квадрат

Таким образом программу можно записать так:

использовать Чертежник
алг квадраты
нач
. сместиться в точку (-7,1)
. нц 5 раз
. . квадрат
. . сместиться на вектор (3,0)
. кц
. сместиться в точку (0,0)
кон
алг квадрат
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,2)
. сместиться на вектор (2,0)
. сместиться на вектор (0,-2)
. сместиться на вектор (-2,0)
. поднять перо
кон

Задание 1. Измените предыдущий алгоритм, чтобы рисовалось не 5, а 8 квадратов.

Задание 2. Используя цикл нарисуйте рисунок:

Задание

Задание 3. Используя вспомогательный алгоритм рисования дощечки нарисуйте забор. Используйте цикл N раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *