Как привлечь инвестиции в город
Перейти к содержимому

Как привлечь инвестиции в город

  • автор:

Как привлечь инвестиции в город

В современном высококонкурентном мире не только коммерческим компаниям, но даже городам приходится бороться за внимание и узнаваемость посредством создания сильного бренда. Узнаваемый образ, бренд для города — это возможность привлечения выгодных инвестиций, увеличение туристического потока и, конечно, комфортная среда для жизни и развития горожан.

Например, Ноябрьск активно формирует привлекательную для местных жителей и туристов среду. Развиваются парки, строятся скверы, создаются новые точки притяжения, запланированы реализация современных музеев и специальный объект — арт-резиденция для молодежи.

Архитектурное бюро Pergaev Bureau создало более 55 проектов в направлении Government по всей России за последние 12 лет, нами были решены нетривиальные задачи по благоустройству общественных территорий, архитектуры зданий и интерьеров. Далее мы расскажем, как после успешной реализации одного проекта наше сотрудничество переросло в комплексную работу над развитием территориального бренда.

Как остановить отток молодого населения из города?

Ноябрьск — город в Ямало-Ненецком автономном округе России, второй по численности населения город автономного округа после Нового Уренгоя, в Ноябрьске проживает 108 376 человек. Город возник в результате освоения нефтегазовых месторождений в середине ХХ века. Фактически город строился с нуля, там не было исторических зданий, город не формировался столетиями, он возник из небольшого населенного пункта, который существовал для поддержания предприятия.

Из-за недостаточно развитой инфраструктуры, отсутствия интересных развлечений и возможности продуктивно провести свой досуг, город столкнулся с проблемой оттока молодого населения. Молодые люди — это то, что способствует развитию города, ценный ресурс, с которым не хочется расставаться. Поэтому администрация города Ноябрьск приняла решение развивать город, наполнять его новыми точками притяжения, парками и арт-пространствами.

Парк — лицо города, которым нельзя пренебрегать

Одним из первых проектов, над которым работало наше архитектурное бюро в Ноябрьске, был «Ноябрьск-парк». Территорию в 50 Га необходимо было наполнить интересными зонами, развить дорожно-тропиночные сети и сформировать единую концепцию навигации на территории всего парка.

Парки формируют лицо города: вспомните знаменитый Центральный парк в Нью-Йорке или Парк Гу­эля в Бар­се­лоне! Местные жители проводят в парках свое свободное время, а туристы приезжают со всего мира, чтобы посмотреть на уникальную концепцию.

В Ноябрьске мы задумали реализовать концепцию новой городской среды, где можно и погулять, и устроить пикник, и заняться спортом, и одновременно с этим окунуться в историю Ямала, посетив современный музей. Концепция новой городской среды в Ноябрьске, подобно всемирно известным городским объектам, должна сформировать образ открытого, комфортного, трендового, идущего в ногу со временем, узнаваемого города.

Создаем арт-пространства и места для неформального образования

Как было упомянуто ранее, молодые люди от 16 лет покидают город. Сейчас условия таковы, что в городе недостает пространств и ресурсов, чтобы подростки и дети могли реализовывать себя в творческих проектах. Администрация города Ноябрьска решила использовать старое здание «Дворца молодежи», чтобы создать в нем среду для неформального образования и самовыражения.

На трех этажах площадью 2497 кв.м. мы запроектировали магазин с сувенирами, кафе, мастерские, многофункциональные залы, гримерные, коворкинги, балетный зал, медиа-центр, студия звукозаписи. Получилось огромное насыщенное современное пространство, где дети и молодые люди всех возрастов смогут найти способ для самореализации.

«Новые подходы к привлечению инвестиций в регионы в рамках решения задач пространственного развития»

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Новые подходы к привлечению инвестиций в регионы в рамках решения задач пространственного развития» (далее – парламентские слушания). В парламентских слушаниях приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В настоящее время перед Российской Федерацией стоят значительные вызовы, в числе которых последствия пандемии COVID-19, беспрецедентное санкционное давление со стороны недружественных иностранных государств, необходимость структурной перестройки экономики и переориентации логистических цепочек и ряд других.

В существующих условиях особое значение приобретает обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, в числе основных направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, называет совершенствование существующих и создание новых институтов развития, в том числе особых режимов ведения предпринимательской деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько инструментов развития территорий, в том числе территории опережающего социально-экономического развития (в частности, в Дальневосточном федеральном округе, монопрофильных муниципальных образованиях, закрытых административно-территориальных образованиях), свободный порт Владивосток, свободная экономическая зона, особые экономические зоны, а также промышленные технопарки, индустриальные (промышленные) парки, промышленные кластеры, территориальные инновационные кластеры, инновационные научно-технологические центры и другие.

Все указанные инструменты развития достигают целей прежде всего за счет привлечения на территорию инвесторов для реализации как правило новых проектов по созданию производств, разработке и коммерциализации новых идей и открытий, развитию инфраструктурных объектов.

Основным механизмом привлечения инвесторов является предоставление налоговых льгот и административных преференций, связанных с арендой земельных участков, упрощением градостроительных процедур, льготным подключением к инфраструктуре.

При этом налоговые льготы в рамках инструментов развития территорий в основном схожи и дают преференции по одним и тем же налогам, различаясь размером ставок и сроком предоставления в зависимости от целей, для достижения которых создавался тот или иной инструмент развития.

Таким образом, по мнению участников парламентских слушаний, в настоящее время приоритетным направлением развития действующих преференциальных режимов является упорядочение правил применения механизмов развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, унификация процедур их создания, функционирования и оценки эффективности при наличии дифференциации мер поддержки инвесторов в зависимости от специфики территории (геостратегические территории, моногорода, закрытые административно-территориальные образования, исторические поселения и иные территории) и целей применения инструментов развития.

Возможно выделить две основные группы режимов с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности:

«территориально-ориентированные» режимы (территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе, монопрофильных муниципальных образованиях, закрытых административно-территориальных образованиях, свободный порт Владивосток, свободная экономическая зона) – инструменты, направленные на ускоренное развитие отдельно взятых территорий и предоставляющие инвестору максимально широкий круг преференций, для обеспечения перераспределения инвестиционных потоков на геостратегические территории, снижения миграции рабочей силы из таких территорий, а также сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий;

режимы отраслевого характера (особые экономические зоны, промышленные технопарки, индустриальные (промышленные) парки, промышленные кластеры, территориальные инновационные кластеры, инновационные научно-технологические центры и другие) – режимы, направленные на развитие различных отраслей экономики и предоставляющие инвесторам те преференции, которые смогут помочь ему сократить срок начала операционной стадии проекта и выхода на самоокупаемость. При этом эффект от применения таких режимов будет достигаться не за счет максимальной концентрации инвесторов на определенном участке территории, а за счет масштабирования их количества. Названные режимы могут быть созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также исходя из анализа практики функционирования инструментов развития территорий и информации, полученной от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о наличии следующих вопросов и актуальных задач в рассматриваемой сфере, требующих решения:

— согласование целей функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности и стратегических целей развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации;

— упрощение процедур создания и функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, получения статуса резидента территорий;

— упорядочение применения налоговых льгот в отношении резидентов территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, в частности, льгот по страховым взносам для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях и (или) разработка мер поддержки, альтернативных пониженному размеру налогов и страховых взносов;

— совершенствование механизмов государственной поддержки проектов по созданию инфраструктуры территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

— совершенствование методик оценки эффективности территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

— оптимизация деятельности управляющих компаний, осуществляющих функции по управлению территориями с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

— расширение участия органов местного самоуправления в решении вопросов создания и функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленных на совершенствование функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток, особых экономических зон, свободной экономической зоны, а также промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, территориальных инновационных кластеров, инновационных научно-технологических центров и иных инструментов поддержки промышленной и инновационной деятельности.

2. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, предусматривая:

упорядочение правил применения механизмов развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, включая определение критериев дифференциации мер поддержки в зависимости от специфики территории (геостратегические территории, моногорода, закрытые административно-территориальные образования, исторические поселения и иные территории);

согласование целей функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности и стратегических целей развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации;

учет вопросов экологического развития при принятии решений о создании территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

расширение участия органов местного самоуправления в решении вопросов создания и функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

упрощение процедур получения статуса резидента территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

упрощение процедур изменения границ территорий опережающего социально-экономического развития;

2) рассмотреть вопрос об отмене поручения, в соответствии с которым Министерством экономического развития Российской Федерации не принимаются к рассмотрению предложения о создании новых территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях;

2) рассмотреть вопрос о расширении перечня критериев оценки созданных до 1 января 2022 года территорий опережающего социально-экономического развития (за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа) в целях продления до 31 декабря 2024 года включительно периода, в течение которого плательщики страховых взносов, приобретая статус резидента такой территории опережающего социально-экономического развития, получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, и (или) о применении в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития мер поддержки, альтернативных пониженному размеру страховых взносов;

3) рассмотреть вопрос об унификации подхода к определению видов экономической деятельности, которые вправе осуществлять резиденты территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях, предусмотрев для таких территорий опережающего социально-экономического развития, независимо от даты их создания, упрощенный порядок утверждения и изменения перечня видов экономической деятельности, при осуществлении которых на территории опережающего социально-экономического развития не действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности;

4) рассмотреть возможность установления срока действия территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях не менее 20 лет;

5) рассмотреть вопрос о продлении срока действия особой экономической зоны в Магаданской области после 1 января 2026 года и распространении особого режима осуществления предпринимательской деятельности на всю территорию Магаданской области;

6) рассмотреть возможность расширения мер государственной поддержки наукоградов и инновационных территориальных кластеров;

7) уделить приоритетное внимание скорейшему принятию:

постановления Правительства Российской Федерации, определяющего методику распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета на 2022 год, а также на очередной финансовый год и плановый период;

постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего упрощение требований к промышленным кластерам, а также право государственных фондов развития промышленности, создаваемых субъектами Российской Федерации, выступать в качестве специализированной организации промышленного кластера.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

1) рассмотреть вопрос об учете отраслей перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации при принятии решений о создании территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон;

2) рассмотреть вопрос о совершенствовании методик оценки эффективности территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон, предусмотрев в числе критериев их эффективности вклад в достижение национальных целей и целей, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации;

3) рассмотреть вопросы об оптимизации деятельности управляющих компаний, осуществляющих функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития и особыми экономическими зонами, в том числе путем изменения организационно-правовой формы, об установлении для их руководителей системы ключевых показателей эффективности, включая показатели, характеризующие финансовый результат деятельности управляющих компаний;

4) рассмотреть вопрос о включении в число мер поддержки резидентов территорий опережающего социально-экономического развития права на предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

1) рассмотреть возможность расширения перечня субъектов Российской Федерации, которым предоставляются субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий и проектов по созданию и (или) развитию промышленного (индустриального) парка, агропромышленного парка, технопарка или промышленного технопарка в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», предусмотрев включение в указанный перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к геостратегическим территориям Российской Федерации;

2) рассмотреть возможность предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий и проектов по созданию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития в закрытых административно-территориальных образованиях и монопрофильных муниципальных образованиях, а также инфраструктуры особых экономических зон;

3) рассмотреть возможность предоставления резидентам портовых особых экономических зон льгот по уплате таможенных пошлин;

4) рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации права предоставлять налогоплательщикам – резидентам территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности льготы по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;

5) рассмотреть возможность освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче государственного или муниципального имущества в собственность управляющих компаний территорий опережающего социально-экономического развития и их дочерних хозяйственных обществ.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о разработке системы оценки эффективности деятельности промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, предусматривающей критерии оценки их вклада в развитие экономики и согласованность таких критериев с целевыми показателями документов стратегического планирования Российской Федерации и национальных проектов;

2) рассмотреть возможность разработки механизма льготного кредитования предприятий обрабатывающей промышленности – участников промышленных кластеров в целях реализации проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о расширении сферы применения института специальных инвестиционных контрактов, предусмотрев возможность реализации в рамках таких контрактов межрегиональных инвестиционных проектов;

2) рассмотреть вопрос о включении управляющих компаний особых экономических зон, промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков в число заемщиков, которым может быть предоставлен кредит по субсидируемой процентной ставке в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 года № 1570;

3) рассмотреть вопрос об упрощении процедур подтверждения соответствия промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков требованиям к таким паркам, предусмотренным Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о разработке методических рекомендаций по подготовке документов для подтверждения названного соответствия.

7. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка субсидирования ставки по кредитам, выданным резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток на реализацию инвестиционных проектов на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, предусмотрев расширение перечня приоритетных отраслей экономики, в которых в целях реализации инвестиционных проектов инвесторам предоставляется государственная поддержка в форме субсидирования процентной ставки по кредитам.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) активизировать внедрение системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»регионального инвестиционного стандарта») в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»Региональный инвестиционный стандарт»)»;

2) совместно с органами местного самоуправления рассмотреть вопрос о разработке и внедрении муниципальных стандартов поддержки новых инвестиционных проектов и развития предпринимательства;

3) оказывать управляющим компаниям промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков поддержку в целях обеспечения их соответствия требованиям к таким паркам, предусмотренным Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) рассмотреть вопрос о разработке мер государственной поддержки деятельности по созданию и развитию инфраструктуры промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров;

5) рассмотреть возможность оказания государственными фондами развития промышленности, создаваемыми субъектами Российской Федерации, поддержки проектам по созданию промышленных кластеров.

9. Органам местного самоуправления:

1) принять участие во внедрении системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»регионального инвестиционного стандарта») в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»Региональный инвестиционный стандарт»)»;

2) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о внедрении муниципальных стандартов поддержки новых инвестиционных проектов и развития предпринимательства.

Как привлечь инвестиции в город

1. Распоряжение правительства Воронежской области от 01.08.2013 №605-р «Об утверждении инвестиционной стратегии Воронежской области на период до 2020 года и основные направления до 2030 года».

2. Социально-экономическое положение Воронежской области (аналитический доклад с приложением) в январе-декабре 2013 года (шифр 0101). Аналитический доклад / Воронежстат.- 2014.

3. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт-РА» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:/www.raeexpert.ru/database/regions/Voronezh/param-groupid/121 — Заглавие с экрана.

4. Послание исполняющего обязанности губернатора Воронежской области А.В. Гордеева Воронежской областной Думе и исполнительным органам государственной власти области «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Воронежской области» Электронный ресурс] — Режим доступа : http://econom.govvrn.ru

5. Степичева О.А., Зиновьева И.С. Исследование сущности и характеристик сбалансированного развития экономики регионов малолесной зоны // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 2(25). С. 41-47.

Одной из главных проблем инвестиционной политики для регионов является поиск источников финансирования. В настоящее время существует много вариантов привлечения инвестиций в региональные проекты. Инвестиционный потенциал региона является одним из главных показателей, характеризующих привлекательность территории.

Региональный инвестиционный потенциал – это возможность собственных и привлечённых в регион финансовых ресурсов обеспечивать инвестиционную деятельность в масштабах, определённых экономической политикой региона.

Данная тема в настоящее время является актуальной, т.к. привлечение инвестиций и создание благоприятной инвестиционной среды является залогом поступательного комплексного развития экономики региона.

Воронежская область, образованная 13 июня 1934 года, является центром Черноземья. Для обеспечения жителей города и области рабочими местами, предоставления социальных гарантий и создания условий для жизни необходимы значительные инвестиции. Правительство Воронежской области разработало основные направления инвестиционного развития региона, которые определены в «Инвестиционной стратегии Воронежской области на период до 2020 года» [1].

С 2008 года по 2009 год, среднегодовой объём инвестиций увеличился на 122 млрд. рублей. В данном периоде область заняла лидирующее место среди регионов по темпам роста привлекаемых инвестиций.

Таким образом, в сопоставимой оценке инвестиции в экономику области в 2013 году к уровню 2008 года увеличились в 1,8 раза (в РФ на 8,6%) [2].

В рамках Программы социально-экономического развития области в период с 2009 года на территории Воронежской области было запущено более 55 производств. К 2014 году благодаря поддержке правительства области активно реализуются более 70 проектов. Объём инвестиций в 2013 году превысил объём инвестиций 2008 года в 4,5 раза. В настоящее время инвесторами вложено более 175 млрд. рублей на реализацию данных проектов.

Ежегодно в области дается старт от 15 до 20 проектам. Реализуемые проекты связаны с новыми производствами в ведущих отраслях экономики. При этом необходимо подчеркнуть государственную поддержку, которая за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет за 2009-2013 гг. составила 8 млрд. рублей, что превысило общий объём областной поддержки более чем в 2 раза.

Важным шагом для области стал проект по производству стейкового (мраморного) мяса. Он позволит создать самовоспроизводящуюся систему производства высококлассного мяса говядины как для экспорта, так и для импорта. Наряду с этим проектом, был запущен уникальный для России проект по производству цемента, не имеющий аналогов ни в России, ни в странах СНГ. На предприятии применены современные технологии цементной промышленности, позволяющие повысить производительность труда до 3,5 раз и снизить потребление топлива в 1,5 раза по сравнению с заводом, работающим по традиционному способу производства. Выбросы в экологическую среду данного производства снижены в 2,5 раза и соответствуют самым высоким экологическим стандартам. Также реализуются и проекты по модернизации крупных промышленных предприятий: «Воронежсинтезкаучук», «Воронежский шинный завод» и других.

По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», по итогам 2013 года область заняла 6 место среди регионов в номинации «Регионы с минимальными рисками инвестирования», улучшив свои позиции в рейтинге на 17 пунктов [3].

Регионы с минимальными рисками инвестирования по итогам 2013 г.

Помимо финансовых льгот, для устойчивого экономического роста на территории Воронежской области, правительство оказывает организационную поддержку – снижает минимальный объём инвестиций для признания проекта особо значимым, проводит PR-кампании в СМИ, привлекает крупные компании для реализации инвестиционных проектов.

В целях создания благоприятной инвестиционной среды на территории Воронежской области определены и реализуются следующие инициативы.

Первая инициатива – реализация Прогноза научно-технического развития Воронежской области. Реализуемая Стратегия социально-экономического развития Воронежской области признана одной из лучших экспертным сообществом и Министерством регионального развития на международном форуме в г. Санкт-Петербурге в 2011 и 2012 годах. По результатам конкурса область заняла соответственно 2-е и 3-е места. В 2013 году на региональном уровне впервые разработан Прогноз научно-технического развития, позволяющий решать задачи формирования направлений развития региональной науки, разработать новый подход к определению областей науки и инноваций.

Вторая инициатива – разработка Генеральной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области. Данная схема взаимоувязывает планы развития и размещения отраслей экономики, межотраслевые комплексы, схемы территориального планирования и планы социально-экономического развития региона.

Третья инициатива – внедрение Стандарта деятельности исполнительных органов власти Воронежской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Обязательным условием реализации Стандарта является экспертная оценка бизнес-сообществом региона результативности данных мероприятий. Для этого сформирована экспертная группа, в которую вошли представители общероссийских общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России», «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Торгово-промышленная палата», иных заинтересованных организаций [4].

Четвертая инициатива – развитие инноваций. На территории области созданы 4 технопарка: «Содружество», «Митэм», «Калининский» и «Космос-Нефть-Газ», а также функционируют 3 бизнес-инкубатора: «Авиационный», «Восток» и бизнес-инкубатор на базе ВУЗа – «ВГАСУ».

Предприятиям предоставляются производственные и офисные площади, льготы по аренде помещений, налогам на имущество и налогам на прибыль.

Пятая инициатива – сокращение отдельных процедур, а также оптимизация процессов оформления разрешительной и согласовательной документации при реализации инвестиционных проектов. Эта работа соответствует целям, поставленным Президентом РФ по вхождению России в число стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом.

Шестая инициатива – создание новых механизмов привлечения частного капитала. В Воронежской области завершена разработка нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства и заключено первое в Российской Федерации концессионное соглашение в области водоснабжения населения.

Седьмая инициатива – разработка региональной программы повышения производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест.

Реализация инвестиционных проектов сопровождается работой по улучшению механизмов взаимодействия власти и бизнеса. Для повышения инвестиционной активности власти Воронежской области оказывают содействие в выделении земельных участков, совершенствуют региональную налоговую базу и оказывают поддержку хозяйствующим субъектам.

Приоритетным направлением для привлечения инвестиций в Воронежскую область является существование конкурентных преимуществ региона, а также целевая направленность на модернизацию традиционных и развитие новых видов экономической деятельности. Правительство области осуществляет формирование максимально комфортных условий для инвесторов. Для повышения инвестиционной активности правительство Воронежской области оказывает содействие в выделении земельных участков под строительство производственных объектов, координирует опережающее развитие энергосистем, постоянно ведет работу по развитию инженерной инфраструктуры, совершенствованию регионального налогового законодательства, оказанию государственной поддержки хозяйствующим субъектам.

Как привлечь инвестиции в город

13 октября в рамках ижевского форума «Территория бизнеса – территория жизни» состоится мастер-класс Андрея Крылова, бизнес-тренера, социолога, управляющего партнёра Living Eyes Consulting, эксперта Практической академии государственного и муниципального управления «ОПОРЫ РОССИИ», эксперта трэка «моногорода» форсайта «Кама-2035», модератора обучения «моногородов» в РАНХиГС.

Значимость инвестиционной привлекательности городов, муниципальных образований и целых регионов, а также территориальный брендинг как инструмент привлечения инвестиций и туристического трафика и развития малого бизнеса набирает популярность в нашей стране. Перед встречей с предпринимателями и представителями муниципальных властей эксперт в области развития территорий Андрей Крылов рассказал, как общими усилиями можно создать благоприятную среду для инвестиций.

— Какие параметры влияют на инвестиционную привлекательность территории?

— Параметры ИП (инвестиционная привлекательность – прим.ред.) формируются на основании того, как бизнес принимает решения об инвестициях, насколько та или иная территория приемлема для этого. Эти параметры можно разделить на блоки:

Базовые критерии выбора инвесторов:

· дополнительная прибыль, которую планирует получить бизнес от инвестиций;

· репутация территории, её администрации, влияние проекта на репутацию самого бизнеса;

· понятные и предсказуемые «правила игры» в отношениях с властью, возможность инвестора влиять на эти «правила игры», степень безопасности и риска;

· удалённость рынков сбыта и транспортная доступность территории (в часах);

· наличие бизнес-партнёров и самой логики развития бизнеса на данной территории и т.п.

Далее идут необходимые инфраструктурные и ресурсные условия инвестора для реализации проекта, например:

· наличие на месте квалифицированных кадров по адекватной стоимости;

· степень готовности инвестиционных площадок (с нужным подключением к электро-, газо-, водо-, тепло-коммуникациям, быстрота подключение к ним);

· близость источников сырья, природных ресурсов (если есть в них необходимость), удобство их логистики;

· наличие инфраструктуры: инженерной, транспортной, IT, социальной и т.п.

И конечно блок факторов заинтересованности администрации и партнёрства с ней. Это про то, какой опыт реализации проектов у администрации уже существует, про налоговые льготы, как, например, наличие ТОСЭР (Территория опережающего социально-экономического развития в РФ – прим.ред.), личный контакт и заинтересованность в реализации проектов, скорость принятия решений администрацией, позицию вышестоящих властных структур и тому подобное.

Это один из вариантов. Мы его разработали, исходя из реальной ситуации принятия бизнесом решения, то есть взгляда самого бизнеса. В этом смысле – это более клиентоориентированный подход к бизнесу и инвесторам. Есть и другие хорошие подходы. Всё зависит от задачи, которую решает модель. Например, рейтинг инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив состоит из четырёх с лишним десятков показателей по четырём направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. При составлении этого рейтинга идёт учёт таких факторов, как уровень развития малого предпринимательства, качество и доступность финансовой поддержки, эффективность институтов, обеспечивающих защищённость бизнеса, административное давление на бизнес, сколько времени уходит на оформление открытия бизнеса.

— Существуют ли стандартные стратегии привлечения инвесторов в регионы или каждый регион самостоятельно регулирует инвестиционную деятельность?

— Я перечислил общие и базовые параметры, влияющие на инвестиционную привлекательность территории. Исходя из этих параметров и влияя на них, территория, а точнее её администрация, может формировать привлекательность своих инвестплощадок.

Вы спросили о стандартных стратегиях привлечения инвесторов в регионы. Безусловно, есть стандартизированный алгоритм, но в каждом конкретном случае нужна и полезна доработка под конкретный регион, территорию. Это как покупать одежду для важного случая. Конечно, лучше сшить её по индивидуальным меркам у хорошего портного, чем купить на оптовом рынке. Хотя и то, и другое приемлемо.

Есть стандартные мероприятия, без которых сколько угодно значимую ИП сложно представить. В первую очередь у региона или города должен быть идентифицирующий уникальный образ, имидж — это как имя для человека. Имидж – это внешний образ, создаваемый территорией, с целью вызвать определённое впечатление, мнение, отношение у целевых групп, и основанный на учёте уже сложившегося внешнего восприятия его в сознании этих групп. Например, в июне к форуму «Стратегия Тувы — 2030» мы провели небольшое исследование по восприятию региона вовне республики через ассоциации. Самыми частыми ассоциациями получились: «далеко, природа, горы, степь, Шойгу, Сибирь, олени». И затем на основе проведённой подготовки провели сессию с главами муниципальных образований и Главой Республики. Алогично сессии по анализу и развитию инвестиционной привлекательности муниципальных образований мы начинали с представления командами особенных черт своих территории и проверки их на уникальность.

В разработанный бренд входят фирменный стиль, герб, коммуникационная платформа, медиаплан продвижения в масс-медиа и через события. Все эти события и формируют то, что о городе узнают вовне – и формируемые ассоциации должны быть целевыми, то есть формировать нужное мнение у нужных аудиторий: тех же инвесторов, потенциальных туристов, жителей города и так далее. Естественно продвижение должно сочетаться с подготовленными предложениями для инвесторов, площадками и вариантами проектов, в которые можно инвестировать. Например, как это сделано в агентстве инвестиционного развития г. Череповца.

Я давно занимаюсь маркетингом и брендингом и могу сказать, что людей сближает общая позитивная история — она ведёт к доверию. А если есть доверие, легче вести совместные дела. Все мероприятия уже подтягиваются под эту формулу — доверие через совместную позитивную деятельность и историю. Она может быть представлена и в виде коммуникации в СМИ, и в виде конференций, форумов, в виде совместного времяпровождения, например, инвестиционного пикника. Сформированное доверие у инвесторов к власти является базовым и из него следуют дальнейшие шаги инвестиционных проектов.

— Насколько важны предпочтения инвестора для инвестиционной привлекательности территории? Стоит ли подстраиваться под инвестора?

— Это всегда многофакторный и комплексный процесс со многими неизвестными. Подойдёт аналогия про «брачный контракт» с инвестором, который всегда подразумевает компромисс. Естественно, инвестор всегда будет исходить из того, что ему нужно получить от территории максимум по бизнес-показателям, по финансовой отдаче, а город/территория будет стараться взять больше от работающего бизнес-проекта в виде налогов, рабочих мест, инвестиций, возможно создаваемой инфраструктуры и благоустройства.

И важно, чтобы каждая из сторон «брачного контракта» (город/территория и инвестор) ставили целью долгосрочные отношения и делали всё для этого. Как и добрая семейная история – отношения инвестор-город, это про взаимное понимание, компромиссы и совместные слаженные действия для общего блага. Это коммуникация по модели win-win (от англ. выигрыш – выигрыш – прим.ред.). Но для этого должны быть прозрачные и понятные правила на входе. И эти правила должны быть неизменны, чтобы инвестор видел долгосрочное развитие проекта, был уверен в его успешном развитии и не боялся вкладывать деньги в развитие. Как видите, это целый комплекс факторов, а не какой-то один из них. Часто бывает, что инвестор не приезжает издалека, а непосредственно находится на территории: зачастую это местный предприниматель или те бизнесмены, которые уже реализовывали какие-то проекты на этой территории. Важна реальная готовность и заинтересованность власти работать на развитие инвестиционных проектов и готовность находить компромиссы в работе с интересами инвесторов.

— Можно ли сравнивать методы маркетингового продвижения имиджа городов и имиджа компаний?

— Да, закономерности одни. И они основаны на законах восприятия людей. Инвесторы, горожане, чиновники — те же люди. Разница проявляется в наполнении содержания, в повестке. Где-то проявляются политические заявления, где-то городская среда или потребительские и корпоративные предпочтения. И там, и там есть целевые группы (инвесторы, горожане или потребители) и мотивы их потребления. О мотивах инвесторов при выборе территории для инвестиций мы уже упоминали, а мотивом для инвестора могут быть налоговые преференции, например ТОСЭР. И дальше «продукт» вступает в следующую фазу, фазу реализации – на рынки сбыта или на инвестиционной площадке. Всё то же самое, но со своей спецификой. В этом смысле иногда муниципальный маркетинг находится на 2-3 шага позади маркетинга товаров FMCG (от англ. Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса – прим. ред.).

— Как Вы считаете, через какие инструменты могут взаимодействовать чиновники и предприниматели, чтобы вместе сформировать благоприятную среду для развития экономики и инфраструктуры региона?

— Это могут быть такие совместные мероприятия, как форсайт-сессии, где все заинтересованные стороны договариваются о плане развития города, района или целого региона. Это могут быть и проектные и стратегические сессии, на которых рабочие команды формируют и работают над конкретными шагами развития для достижения желаемого образа будущего. К примеру, обучающиеся команды моногородов в РАНХиГС и в Сколково, которым предстоит совместно развивать город, как правило состоят из пяти человек – представителей разных заинтересованных сторон. Во-первых, это глава города или района, далее представитель региональной власти, который может способствовать реализации инвестиционных проектов в моногороде. В-третьих. представитель градообразующего предприятия моногорода, затем представитель МСП города, и, наконец, представитель потенциального инвестора. Совместное обучение на пяти модулях, собственно работа над проектом и межмодульное взаимодействие в течение нескольких месяцев в Сколково или в РАНХиГС делает из такой разносторонней группы работоспособную боевую команду для развития города.

Коллективная деятельность, коворкинг всегда помогают сторонам лучше понять друг друга. Это может быть и совместное обучение, и работа над проектом, и инвестсессия, и стартап-пикник или конференция, и площадка АСИ «Точка Кипения». Главное, чтобы все эти мероприятия работали на одну цель – развитие инвестиционных проектов. Подобных возможных видов активностей много. Но важнее цели, к которым они ведут, и оценка эффективности той или иной площадки для развития конкретного региона, города, территории.

— С точки зрения финансирования – насколько затратными может стать реализация брендинговых и инвестиционных кампаний в российских городах? Все ли регионы смогут осилить бюджетные затраты на подобные проекты?

— Если поставят цель и будут к ней идти, то большая часть дойдёт. А если не идти, то точно не дойдёшь. «Долго ли ждать перемен к лучшему? – Если ждать, то долго» — суть в этом. Я приведу аналогию. У каждого из нас находятся какие-то средства для того, чтобы одеться. Я не встречал на улице голых людей, хотя у всех нас разные возможности. С реализацией проектов инвестпривлекательности то же самое – можно выполнить задачу по своим средствам. Способы реализации этой задачи будут разные – образно выражаясь, в каких-то случаях богатый регион одевает дорогую одежду от кутюр, а менее обеспеченный – одежду из магазинов попроще. Но любая «одежда» служит одной и той же цели. У каждого региона есть свои проекты и инвесторы, которые в них заинтересованы.

— По Вашему мнению, способствует ли территориальному брендингу наличие в городе или регионе своего рода персональной визитной карточки в бизнесе – например, успешного производства или туристического объекта?

— Безусловно. На сессиях с муниципальными образованиями после знакомства я просил участников представить свой город, район, а люди с других территорий оценивали эти ассоциации. Люди, живущие в Вологодской области, могут очень тонко оценить, подходят ли эти ассоциации их региону и являются ли они уникальными для данного места или нет. Это самый первый шаг для построения бренда, оттолкнуться от уникальности и имеющегося восприятия. Если ассоциации подобраны верно, то далее необходимо понять, каким образом они повлияют на целевые группы – на тех же инвесторов. Аналогия опять с одеждой – ты можешь одеть либо то, что тебе нравится, либо то, что модно в обществе. Большинство находит компромисс между двумя крайностями. В результате – совместное движение вперёд.

— Не могли бы Вы назвать наиболее успешные регионы, практики регионального или муниципального развития, которые могут послужить примерами для других?

— Если мы приведем в примеры те или иные территории, в чём-то их опыт будет полезен, а в чём-то его избыточно применять. Тот же город Сарапул в Удмуртии, получивший недавно статус ТОСЭР – на его примере видно, что многое уже сделано, и ещё большее предстоит сделать. Когда у нас была стоянка форсайт-теплохода в Сарапуле, на обеде в ресторане «Город» я воочию увидел потенциал для гастрономического туризма и конкретный позитивный пример взаимодействия бизнеса и власти в лице главы города, Александра Ессена, и его команды. Сарапул может служить определённым кейсом для рассмотрения, но это не идеальный пример-эталон. Идеальных нет. Каждый конкретный случай индивидуален в зависимости от целей, которые ставят по развитию территории. Но нужно знать и изучать опыт и Сарпула, Устюга, Плёса, Урюпинска, Костомукши, Костромы, Череповца, и, конечно, зарубежный опыт, а также позитивные примеры и ошибки, которых конечно ещё больше.

— То есть каких-то общих формул успеха не существует?

— Общие формулы есть, но они звучат банально. Во-первых, вам необходимо понять, кем вы уже являетесь и кем бы вы хотели быть. Выберите основное и распространите эти ассоциации на вашу целевую аудиторию: инвесторов, туристов, квалифицированных специалистов, которых вы хотите привлечь в город, самих горожан. Трансляция вашего имиджа целевой аудитории должна быть подкреплена реальными действиями. Сверяйте реализацию с целями и средой, вносите коррективы раз в 3-4 месяца и будьте при этом последовательны. Делайте это постоянно. И ещё раз повторю, собирайте хотя бы раз в квартал всех заинтересованных лиц в одном месте на проектной сессии, превращая накопившиеся проблемы в задачи совместной деятельности. Делайте так, чтобы все заинтересованные стороны участвовали в развитии города не словами, а делами.

— Недавно завершился Межрегиональный форсайт-флот «Рынки будущего: КАМА-2035», в котором участвовала и Удмуртия. Расскажите, пожалуйста, об итогах этого мероприятия.

— Когда мы плыли на теплоходе «Владимир Маяковский» с 26 по 30 сентября по Каме, на треке «моногородов», лидером которого выступил Максим Колесников, заместитель руководителя Фонда развития моногородов, у нас зародился перспективный проект «Я – хозяин города!». Расскажу о нём. Причина низкой социальной активности граждан в том, что власть или бизнес берут инициативу горожан под контроль и, соответственно, доверие горожан, вера в свободу выбора и бескорыстность действий во благо города часто теряется. Наша команда предложила механизм, который позволит через некоммерческое партнёрство объединить население, бизнес и власть, чтобы вместе стимулировать активность горожан по благоустройству и развитию городской среды. Реализация через создание совместного будущего на форсайте, затем «расшивка» на проекты и образование команд горожан для реализации проектов во благо собственного города. Интеграция реализуется через интернет-портал и мобильное проложение, где горожане могут выбрать для себя проект и включиться в работу, а также оценить уже сделанное. Например, проект покрасить детский садик благодаря софинансированию и участию жителей – подобные простые вещи приведут к реальным и видимым для всех улучшениям. Если ты болеешь за проект, ты получаешь больше удовлетворения от его реализации – это и есть механизм улучшения взаимоотношений, когда граждане видят результаты своего труда и вносят свой вклад в развитие родного города. И чем больше они участвуют «руками» в проектах, тем большее влияние в выборе следующих проектов они могут получить.

Напоследок хочу рассказать притчу о том, что каждый находит то, что он ищет и во что верит: мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?». «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спрашивает мудрец. «Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные». «Здесь — то же самое», — ответил мудрец. Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», — ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», — сказал мудрец. «Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди?» — спросил мудреца ученик. «Везде есть и хорошие люди, и плохие, — ответил ему мудрец. — Просто каждый находит только то, что умеет искать». Каждый находит то, что он ищет и во что верит.

Андрей Крылов, в маркетинге, продвижении и исследованиях с 2000 года, 15-летний опыт проведения обучения в области бизнеса, маркетинга, брендинга и развития. По разработанным программам Андрея Крылова с 2002 года обучено свыше 14 тыс. человек в более чем 100 компаниях и 30 регионах, в том числе по заказам Правительства Москвы, Татарстана, Свердловской, Рязанской, Вологодской, Иркутской, Астраханской областей, Республик Удмуртия, Хакасия и Тыва. Консалтинговые проекты с более чем 100 компаниями, в том числе Газпромнефть, Лукойл, BP-ТНК, Почта России, Эвалар, Сбербанк, Райффайзен Банк и другими. Автор более 100 публикаций в СМИ. Управляющий партнёр содружества консультантов и тренеров Living Eyes Consulting с 2006 года. Один из организаторов российского сити-фермерского сообщества. Живёт в Москве и в экопоселении «Красивая Сказка». Женат, 3 дочери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *