Сколько языков программирования может знать разработчик?
Прочитал недавно стать, и там автор выразил мнение, что программист может нормально разбираться в 1, максимум 2 языках программирования. И если человек пишет, что он знает языков больше, то он смешивает понятия «знать» язык и «знать» синтаксис.
- Вопрос задан более трёх лет назад
- 9771 просмотр
1 комментарий
Оценить 1 комментарий
sir_Maverick @sir_Maverick
Что в вашем понимании такое «знать язык»?
Решения вопроса 1
Saboteur @saboteur_kiev Куратор тега Карьера в IT
software engineer
Автор в статье видимо имел ввиду не сам язык программирования, а все его окружение — язык, библиотеки, движки/фреймворки, известные решения и личный опыт.
Это все вместе — весьма большой багаж знаний, поэтому изучить за жизнь больше 1-3 языков на таком уровне сложно.
Если же чисто сами языки, без всего остального — да хоть по языку в месяц можно подучить.
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 7 Комментировать
Ответы на вопрос 7
Я постоянно использую 4 языка собственно для программирования.
Поэтому я их знаю в прямом смысле этого слова.
Не считая вспомогательные SQL и HTML, CSS, которые я тоже знаю.
А с синтаксисом знаком примерно еще с 5-ю.
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 4 Комментировать
Просто люблю качественно работать
Вполне часто вижу программистов практикующих три языка, синтаксис любого языка я могу прочитать за день
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 3 Комментировать
xmoonlight @xmoonlight
https://sitecoder.blogspot.com
Похоже, что автор статьи — школота.
Для Вас: нужно чётко различать:
1. Знания архитектуры приложения (зависимости объектов, ООП и прочее).
2. Знания алгоритмов, применительно к конкретной задаче (формулы, псевдо-код).
3. Знания алгоритмического языка программирования. (синтаксис, переменные, функции)
Для Вашей задачи — нужно начинать с нужного пункта (в зависимости от задачи):
Хотите разработку архитектуры проекта — с п.1 (архитектор)
Хотите расширение функционала — с п.2 (программист)
Хотите простой кодинг по детализированному ТЗ — с п.3 (разработчик/кодер)
Главные правила:
1. Чем выше уровень манипулирования структурами, тем дороже такая должность и тем большим количеством языков может владеть этот человек, даже не зная их синтаксиса и видя впервые.
2. Если человек не архитектор и говорит, что знает хорошо 2 алгоритмических языка — скорее всего, он лукавит. (Архитектор — может знать до 3-4 алг. языков.)
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 1 Комментировать
Вы преувеличивайте значение знания синтаксиса.
Это от пары часов до пары дней учится.
Всего лишь.
Использую в работе 3 языка. Да, я их действительно знаю.
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 1 Комментировать
Самый лучший программист
Это мнение конкретного автора выраженное из его собственных жизненных принципов и лени.
Как можно нормально не разбираться во множестве языков, если десятками лет приходиться на них писать?
Для примера web разработка ранее требовала знания более 2х языков. (Javascript для фронт и другой для бекенда, Сейчас конечно можно Javascript + Node.js).
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится Комментировать
Абсолютно сколько угодно, вот сложно как раз вызубрить синтаксис и прочую «сырую» информацию и постоянно держать ее в верхний слоях памяти не опираясь на Гугл и т.п., а понять принципы — не проблема, мозг очень хорошо хранит такую информацию, ведь она отлично сжимается с потерей тонкостей которые при необходимости вспоминаются или воспроизводятся на практике, из документации и т.п. Если у вас не хватает объема мозга — то просто для хранения «сырой» информации «подключайте» цифровые носители, которые хорошо для этого подходят, от заметок в Блокноте до серверов того же Гугла, — и будет вам счастье.
Прочитал недавно стать, и там автор выразил мнение
Этот автор хотя бы цифровые компьютеры ремонтировать умеет?
А аналоговый, который в голове, в тысячу раз сложнее.
Сколько времени реально нужно, чтобы освоить программирование?
Этот текст для тех, кто хочет оценить трудовые и временные затраты на изучение профессии разработчика. Посмотрим, какие результаты реально получить за неделю, месяц, полгода и далее.
Спонсор проекта — буткемпы «Яндекс Практикума». Буткемпы — это как обычные курсы Практикума, только вдвое более интенсивные и поэтому короткие. Если классический курс «Аналитик данных» проходится за 6 месяцев, то буткемп по той же специальности длится всего 4 месяца.
- Буткемпы требуют выделять на обучение около 40 часов в неделю. Обычные курсы — около 20 часов.
- Буткемпы нужны тем, кто хочет вот прямо сейчас уйти с работы и попасть в новую специальность. Обычные курсы — для тех, кто изучает новую специальность параллельно с основной работой.
1 неделя: базовые конструкции и простые алгоритмы
Если у вас есть наставник, советчик или просто нормально организованный учебный процесс, первый код на любом языке программирования вы напишете уже в первый день. На второй день вы напишете простую работающую программу.
За неделю занятий вы сможете:
- Писать и запускать свой код.
- Объявлять любые типы данных.
- Делать простые вещи с помощью циклов и условных операторов.
- Работать с массивами, строками и числами; производить математические операции.
- Объявлять функции.
- Работать с объектами.
- Если изучаете JavaScript и HTML, то вы даже сделаете простую интерактивную веб-страницу.
✅ Этого этапа хватит, чтобы начать писать собственные простые программы и экспериментировать. Но пока что вы будете сталкиваться с проблемами на каждом шагу, потому что любой минимально амбициозный проект будет казаться неподъёмным.
⚠️ Подводный камень: вам может начать казаться, что теперь вы умеете программировать, и вы начнёте решать все данные вам задачи теми базовыми инструментами языка, которые вы знаете. Часто ваши решения будут громоздкими и нестабильными. Как с этим быть — вы узнаете дальше.
1—3 месяца: основные задачи, которые решают этим языком
Следующий этап — вы начинаете погружаться в специфику языка программирования и узнавать, какие именно задачи им лучше всего решать и как. Это этап узнавания основных паттернов языка.
На примере фронтенд-разработки:
- Вы начинаете использовать фреймворки для работы с веб-страницей.
- Узнаёте про стандартные компоненты интерфейсов.
- Начинаете общаться с сервером с помощью асинхронных запросов.
- Познаёте силу современных верстальных инструментов типа CSS Grid.
- Учитесь показывать всплывающие и модальные окна, валидировать формы, настраивать анимации.
✅ Это этап всемогущества: вам кажется, что любую задачу, какую вы только можете представить, вы сможете решить с помощью своих знаний этого языка. Это всё ещё не так, но ваши возможности заметно выросли.
⚠️ Очень важно здесь не впасть в состояние самоуверенности. На этом этапе вы ещё не можете идти на работу разработчиком, но уже можете идти джуном, например писать документацию и заниматься рутинной технической работой.
3—6 месяцев: фреймворк, или набор инструментов для решения специфической задачи
На этом этапе вам открывается истина: чтобы делать коммерчески востребованные продукты, нужно не просто владеть языком, но и пользоваться специфическим стеком технологий — фреймворков и библиотек. Вы понимаете, зачем в первый месяц обучения вам рассказали про классы, наследование, прототипы. Вы понимаете, зачем нужны компоненты. Ваш код становится всё более абстрактным и высокоуровневым, потому что иначе вы просто утонете в нём. Вы погружаетесь в специфические фреймворки.
- В случае с веб-разработкой это будут Angular, Vue или React — смотря куда вас понесёт.
- Если вы пишете на Python — вы начнёте специализироваться на каком-то виде вычислений: либо провалитесь в веб-разработку и Django, либо начнёте глубоко изучать математические и визуализирующие библиотеки.
✅ После этого этапа вы уже уверенный разработчик, которого можно нанимать на коммерческие задачи.
⚠️ Вы ещё не знаете, что работа в ИТ-компании — это не только разработка (и далеко не она).
6 месяцев и далее: отраслевой опыт, лучшие практики и боль работы в ИТ-компаниях
Где-то здесь вы уже начинаете искать работу и попадаете в свою первую ИТ-компанию. Скорее всего, первая работа будет на позиции джуна, хотя по уровню знаний вы уже можете претендовать на позицию мидла.
Тут вам открывается, что работа в ИТ-компании несколько больше, чем просто разработка. А именно:
- Вы контактируете с менеджерами и другими разработчиками. Выясняется, что нужно уметь общаться, и это не такой очевидный навык. Договорённости искажаются, поручения теряются, менеджеры приходят с противоречивыми заданиями.
- Вы должны будете научиться управлять собой, своим временем, психологическим состоянием и работоспособностью.
- Некоторые задачи будут скучны настолько, что вы будете адски прокрастинировать.
- Вы поймёте, что писать код для любимых хобби-проектов — это не то же самое, что работать на чужом проекте внутри группы поддержки скучных служебных модулей.
✅ Вы будете уставать и выгорать, но если вы справитесь с этим этапом, у вас откроется второе дыхание и вы станете настоящим мастером разработки.
⚠️ Раньше вы смеялись над людьми, которые выгорают, работая за компьютером. Теперь вы этот человек.
12—24 месяца: оптимизация, рефакторинг, политика
Пройдя долину выгорания и скучных задач, вы узнаете о себе три вещи:
- В мире разработки есть вещи, которые вам искренне интересны.
- Если применить софт-скиллы и навыки переговоров, вы сможете загрузить себя именно такой работой. А всё неинтересное скинуть на других бедолаг.
- Программирование — это своего рода спорт высоких достижений. Ваша программа может работать быстрее.
Это этап, на котором вас начинает раздражать легаси-код. Вы хотите всё переписать под новые фреймворки, оптимизированные под новое железо. Вы начинаете заморачиваться читаемостью кода, скоростью работы и нагрузкой на исполняющие машины; у вас на столе появляются классические учебники по алгоритмам. Вы наконец-то прочитали «Искусство программирования» и всё там поняли (хотя эта книга была у вас уже год).
✅ Ваш софт начинает работать быстрее, стабильнее и просто элегантнее. Вы получаете истинное удовольствие, когда ваши программы запускаются на старом железе.
⚠️ Простые люди перестают вас понимать, считают гиком и занудой.
2—5 лет: вставки на ассемблере, экзотические языки, духовность, квантовая физика
Если не остановить этот необратимый процесс, дальше вас ждёт погружение в глубины машин. В голове рождается мысль, что вы используете недостаточно оптимизированные фреймворки, и вы начинаете разбирать их по частям, выбрасывая лишнее. Но оставшиеся во фреймворках функции тоже оказываются недостаточно оптимизированными, и вы погружаетесь на самый низкий уровень, чтобы оптимизировать этот код с помощью ассемблерных вставок.
Если говорить языком автомобилей, вы разбираете свою машину до двигателя и растачиваете цилиндры, чтобы добавить ещё сотню лошадиных сил.
Вы начинаете изучать ассемблеры, но теперь с полным пониманием, зачем вам это.
Чтобы отвлечься от мыслей об оптимизации кода, вы начинаете программировать микроконтроллеры и случайно воссоздаёте Doom на инженерном калькуляторе.
✅ Почти любую разработческую задачу вы можете решить на одноядерном процессоре с тактовой частотой 500 мегагерц, как в девяностых.
❌ Люди боятся говорить с вами о разработке.
6+ лет: сопромат, проектирование загородного дома
Вы в понимании разработки уже так преисполнились, что решаете любую задачу силой мысли. Ваша клавиатура — кастомная 12-клавишная разработка с десятью функциональными слоями. Вы напечатали её на 3Д-принтере, а логическую плату для вас изготавливали в Гонконге.
Вы начинаете задумываться о других аспектах своей жизни:
- Начинаете думать о покупке земли и строительстве дома. Правда, дом вам интересен в первую очередь как инженерный проект: можно ли его сделать полностью автоматизированным, используя микросхемы времён СССР?
- Нейронка на вашем облачном сервере считает идеальное расположение несущих конструкций вашего будущего дома.
- Вы изучаете вопрос создания собственной системы навигации на базе ГЛОНАСС, чтобы промаркировать своих будущих кур и гусей. Телеметрия и дистанционная ветеринария. Математические модели для выпаса овец. Квадрокоптер-пастух. Непрерывное энергоснабжение. Лазерное энергоснабжение.
- Однажды на рыбалке вам является оптимизация кода в одной из рабочих задач. Вы видите красоту в движении волн.
- Глядя на водную рябь, вы размышляете о критериях разумности машин.
- Вы используете Linux с доработанным вами же ядром. Вам не нужен монитор.
- Вы из тех людей, которые входят в комнату, и все компьютеры резко перестают глючить.
За сколько можно научиться программированию, если заниматься всего 1,5 часа в день?
Советы начинающим и будущим программистам. Чем и как может помочь ИИ?
Время, необходимое для изучения программирования, сильно зависит от различных факторов, таких как:
- Ваш опыт. Если у вас уже есть опыт работы с другими языками программирования или вы знакомы с компьютерными науками, вам будет проще начать изучение нового языка.
- Цели обучения. Ваши цели также определяют, сколько времени потребуется для изучения программирования. Если вы хотите просто познакомиться с основами, это займет меньше времени, чем если вы стремитесь стать профессиональным разработчиком.
- Избранный язык программирования. Некоторые языки программирования сложнее изучать, чем другие. Например, языки вроде Python и JavaScript считаются более доступными для новичков, нежели C++ или Java.
- Личные способности и стиль обучения. Все люди учатся по-разному и в разном темпе. Ваш индивидуальный стиль обучения и способности также влияют на то, как быстро вы научитесь программированию.
Предполагая, что вы абсолютный новичок и занимаетесь 1,5 часа в день, вы можете ожидать, что освоите основы программирования на простом языке, например, Python, за 2-3 месяца. Однако для достижения профессионального уровня потребуется гораздо больше времени на обучение.
Если вы хотите стать профессиональным разработчиком, рассчитывайте на несколько месяцев до года активного обучения и практики. Запомните, что ключ к успешному изучению программирования — это постоянная практика и работа над реальными проектами.
Если вы занимаетесь не каждый день, а, например, только по выходным, процесс может затянуться на годы.
Несколько советов, которые могут помочь вам ускорить процесс и стать успешным разработчиком:
- Изучайте теорию и практикуйте. Основы компьютерных наук и теории программирования очень важны, но одновременно с этим необходимо активно практиковаться. Решайте задачи, создавайте небольшие проекты и экспериментируйте с кодом.
- Используйте онлайн-ресурсы. Интернет предлагает множество ресурсов для изучения программирования, от бесплатных учебников и видеоуроков до интерактивных платформ и сообществ. Воспользуйтесь этим разнообразием и найдите ресурсы, которые подходят именно вам.
- Присоединяйтесь к сообществам разработчиков. Сообщества разработчиков, такие как форумы, группы в социальных сетях и платформы для разработчиков, могут быть очень полезными. Здесь вы можете задавать вопросы, делиться опытом и получать поддержку от коллег.
- Работайте над реальными проектами. Как только вы освоите основы программирования, начните работать над реальными проектами. Это позволит вам применить полученные знания на практике, развивать навыки решения проблем и создавать портфолио для будущих работодателей.
- Не бойтесь ошибок. Ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения. Они помогают вам учиться, расширять знания и становиться лучше. Не бойтесь ошибаться и учиться на своих ошибках.
- Верьте в себя и будьте настойчивыми. Изучение программирования может быть сложным, и иногда вам может показаться, что вы не справляетесь. Важно сохранять веру в себя и продолжать учиться, даже если процесс кажется медленным или трудным.
Помните, что успех в программировании требует времени, терпения и постоянной практики. Следуйте этим советам, и вы сможете ускорить свой прогресс и стать успешным разработчиком.
Как может помочь начинающему программисту GPT от OpenAI
Современные, новомодные нейросети могут помочь начинающему программисту во многих аспектах.
- Обучение и мануал. GPT-3 может предложить материалы для изучения и обучения, такие как книги, видео, онлайн-курсы, статьи и блоги, которые соответствуют вашему уровню знаний и интересам.
- Пояснение концепций. Если у вас возникли вопросы по конкретным концепциям, терминам или алгоритмам, нейросеть может объяснить их вам простым и понятным языком.
- Решение проблем и отладка. Если у вас возникают проблемы с вашим кодом или вы столкнулись с ошибками, GPT-4 может предложить решения и подсказки для отладки кода.
- Подсказки по синтаксису и структуре кода. GPT-4 может помочь вам вспомнить синтаксис и структуру кода для разных языков программирования, а также предложить лучшие практики по написанию чистого и эффективного кода.
- Готовый код. GPT-4 по описанию словами, может сделать готовый код, небольшое приложение, простенький сайт или игру. Однако, следует внимательно проверять код от нейросети, так как возможны ошибки.
- Мотивация и поддержка. Изучение программирования может быть сложным и требовательным процессом. GPT может предложить вам советы по управлению временем, сохранению мотивации и преодолению препятствий, с которыми сталкиваются начинающие программисты.
Чтобы получить помощь от GPT-3-4, зарегистрируйтесь на сайте OpenAI: https://chat.openai.com . Для регистрации понадобиться VPN и временный телефонный номер разрешенной странны; GPT-3 — бесплатный, GPT-4 — платный.
Задайте свой вопрос или опишите проблему, затем отправьте это сообщение ИИ, через несколько секунд появиться ответ. Существует множество аналогов, например, PaLM, Sphere, Galactica и т.д.
Следует отметить, что использование нейросетей, для изучения программирования, необязательно, но значительно облегчает данную задачу. Мы постепенно входим в новую эру, где жизнь без искусственного интеллекта уже не представляется возможным.
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Обучаю работе на компьютере детей и взрослых. Офис, принтеры, сканеры. Информационная безопасность. Редактирование аудио, фото-видео. Основы программирования и английского языка. Делаю ремонт и диагностику неисправности устройств. Образование: Новосибирский государственный педагогический университет.
Автор Павел НА Рейтинг 0.00
Блог Оффтопик 317 2470 RSS Вступить Подписаться
Не упускай интересное! Подпишись на нас в ВК и Telegram.
Пожаловаться на комментарий
10 комментариев
Добавить комментарий
Я забыл из какого это фильма, но там на вопрос ГГ, сколько нужно времени, чтобы этому научится, ответ был — вся жизнь. Быть хорошим специалистом — это всегда смесь таланта и упорства. Талант — это когда ты делаешь что то не из под палки, а по собственному желанию. Например занимаешься самообучением и ставишь перед собой свои собственные цели и достигаешь их. Но талант нужно развивать. И тут помогает упорство. Не знаю, почему в сегодняшних школах на это забили, но я начинал с графики. Я любил игры, хотел создавать свои, любил рисовать. А потому я писал графические программы. А все остальное приложилось уже потом со временем. Насчет первого языка программирования существует большая дилемма. С одной стороны начинать лучше с более простого. Например я даже не понимаю, почему C++ по крайней мере до недавнего времени считался лучшим языком — он ведь жутко кривоватый. С другой стороны потом тяжело будет переучиваться на более сложный. Но тут уже важную роль играют мета-знания. Т.е. если понимать основные принципы, то синтаксис языка становится уже вторичным. И тут очень помогает изучение ассемблера. Изучение ассемблера как изучение электроники. Конечно можно сказать, что и обезьянку можно научить тыкать кнопочки и для повседневных задач настолько глубокие знания не нужны, а иногда даже вредны, т.к. забивают голову лишней информацией, но на самом деле это очень важная вещь, т.к. она дает понимание того, что язык программирования это только обертка над машинными кодами и позволяет использовать определенные инструменты языка с умом и пониманием того, для чего они нужны, а не просто потому, что это стильно-модно-молодежно. Но не стоит становится адептом культа ассемблеристов, которые считают, что только на ассемблере можно написать самый быстрый код. Это далеко не так. Ассемблер забивает голову лишними проблемами и отвлекает от главной вашей задачи — реализации алгоритма. А современные компиляторы имеют уровень оптимизации, не доступный человеку. Но не стоит забывать о главном. Если вы хотите зарабатывать деньги, то должны понимать, что делать что то вам придется не для себя, а для других. А потому следите за потребностью в программистах на определенных языках. К сожалению Python сам по себе не очень хороший язык, да и скриптовый язык в качестве основного — это не очень хорошая затея. Т.к. люди привыкают к удобствам скриптовых языков и пишут потом на них крупные проекты, которые потом выливаются в жуткие тормоза для их пользователей. Но, насколько я знаю, это язык, который сейчас наиболее востребован. Да, писать на ассемблере круто, но специалистов, которые способны например сами писать языки программирования, нужно не так уж и много. Выбор за вами. Быть «настоящим» программистом конечно круто, но иногда я жалею, что не пошел в 1С-ники.
Очень со многим согласен. 1,5 часа в день — ничто. 10-12 часов в день. Без изучения книг по основам программирования и отладки — будет дополнительная громадная потеря времени. Тут можно и нужно сэкономить силы и время.
Ну и крайне желательно, что бы за это время платил работодатель 😉 Так что, базовый курс, немного своих поделок для портфолио и скорее в команду на реальный проект, и там набираться околопроектного опыта, шлифовать навыки.
—
«И тут очень помогает изучение ассемблера.» — не согласен, из личного опыта и вот почему:
ассемблер — процедурный язык, максимально приближенный к машинному коду. (подпрограммы, функции, библиотеки — вот и все структурирование). Все объектно-ориентированные (ОО) «сущности» возникают на следующем уровне языков. Так вот, переход от простой и понятной процедурной концепции к объектной, не так уж прост и требует серьезной перестройки мышления программиста.
При том, что в относительно простых программах, особенно при работе с микроконтроллерами, процедурный подход удобнее и проще. Простота процедурного программирования развращает. 🙂 Лично я, например, до сих пор недолюбливаю обьектный подход и избегаю его, по возможности. В инете, недостатки и достоинства объектных языков подробно разбираются, то же наследование — вещь в себе, но будущее за ОО языками, это факт.
По этому, имхо, не стоит тратить начальное время на ассемблер и процедурные языки, а потом переучиваться на объектные. Проще и результативнее — наоборот, начать с ОО, а ассемблер потом, если уж очень понадобится. 🙂
Да и все серьезные проекты, связанные с ИИ, как ни крути — на ОО языках.
Объектно-ориентированный подход не зависит от языка программирования. Например в WinAPI нет классов и объектов в явном виде, а на самом деле они там есть. И на ассемблере можно реализовать ООП — никто не мешает. ООП — это вопрос масштабируемости. Если нужен один объект — то его можно реализовать и в процедурном подходе. Но всегда нужно держать в голове, что завтра их может потребоваться два, три, десять, неопределенное количество. Потому лучше сразу реализовывать это в ООП, даже если в данный момент это не нужно. А про ассемблер скажу честно, что бывали случаи, когда даже при написании программы на ЯВУ только отладка машинного кода помогала найти скрытую ошибку. При написании сложного кода бывает, что компилятор тебя «неправильно понимает» и это например приводит к неверному неявному преобразованию типов. Выскакивает AV, а почему — не понятно. И если не знать машинного кода и не уметь отлаживать код на этом уровне — никогда и не поймешь. И это я уже не говорю о том, чтобы просто знать, во что в итоге компилируется тот или иной синтаксический сахар. Яркий пример, который я всегда привожу — замыкания в компилируемых языках. Не все знают, что компилируются они на самом деле в интерфейсы. А не зная во что оно компилируется, не будешь знать и когда их лучше применять, а когда не стоит.
На деле во многих API Windows есть классы и объекты в самом явном виде. Обычно они реализованы используя COM, но не всегда. Общеизвестным примером такого API является DirectX. Другим примером является Windows Media Foundation.
Сергей Немчинский: Сколько времени нужно учиться на программиста-джуна?
Самый честный ответ будет: учиться программированию нужно всю жизнь. Выбирая ИТишнутю профессию, вы никогда не сможете сказать, что в рамках своей профессии знаете все, даже через 10 лет работы. Вы все равно будете читать документацию, обращаться к справочникам и лазить по форумам.
Сколько нужно учиться, чтобы стать джуном? Я могу сказать только какие-то приблизительные временные рамки, но уже это вам поможет понять, ввязываться ли вам в эту авантюру или нет. Наверняка вы знаете фразу, что для того, чтобы стать мастером в любом деле, нужно на него потратить 10 000 часов. Для того чтобы стать джуном вам не нужно 10 000 часов, а вот сколько именно нужно – попытаемся разобраться.
Уровни Junior
Я разделяю джунов на несколько уровней. Это важно проговорить, чтобы понимать, время обучение до какого уровня мы будем рассматривать.
«Пред джун» – это тот человек, который еще ни разу не подходил к реальной задаче, т.е. теоретически он что-то читал, но как это сделать – не знает. Такие «специалисты» выходят с большинства курсов, они абсолютно не готовы к живому проекту.
«Strong junior без опыта» – это наши выпускники. Они знают, как делать настоящую работу, но, по факту, еще ее ни разу не делали.
«Strong junior с опытом» – человек, который уже побывал в каком-то боевом проекте и, по большому счету, ему до уровня middle осталось накопить буквально немного опыта.
3 этапа в обучении программированию до уровня джуна
ЭТАП 1. Выбор направления. Я советую прежде чем погружаться в какое-то конкретное направление, попробовать еще пару других. Если вы увидите, что там совсем ничего не идет – значит не ваше. Но чаще всего бывает, что интересно и одно, и другое. При этом вы уже может выбирать более осмысленно. Я советую выбирать из таких вариантов: что-то из бэкенда (Java, C#, Python, Php), что-то из фронтенда (JavaScript), можно попробовать что-то из машинного ниже по уровню (СС++ или rust). Если попробуете язык и точно понимаете, что не ваше – бросайте. Если прям очень понравится – можно другое и не смотреть.
ЭТАП 2. Обучение самостоятельно или на курсах. Т.е. сначала вы выбрали направление, а потому начинаете его учить.
ЭТАП 3. Обучение на реальной задаче. Либо вы устраиваетесь на работу/становитесь фрилансером или учитесь у нас на проекте. Т.е. чтобы привести вас к уровню настоящего джуна, вам нужна настоящая задача (с настоящим заказчиком, сроками, эстимейтами, окружением и пр.).
Сколько вы будете учиться на реальном проекте, чтобы стать strong junior – очень сильно зависит от вас и вашей работы.
Сколько времени нужно на обучение?
Очень многое зависит от вашего бэкграунда, т.е. от того, с чем вы приходите учиться программированию.
Если есть бэкграунд из области ИТ
Если вы из ИТ сферы и были QA, DevOps, Data Scientist или из любой другой специальности, приближенной к программированию, то обучение займет у вас минимум времени. Все что будет нужно – выучить синтаксис соответствующего языка; выучить code style языка (это тоже достаточно банальные вещи); ознакомиться с фреймворками и библиотеками языка. Эти специалисты и так будут знать алгоритмизацию (превращение задачи в алгоритм). В этом случае человеку понадобится в среднем 6 месяцев, иногда меньше.
Если вы знаете какой-то другой язык программирования, то все будет еще проще. Если этот язык родственный, например, с C# на Java или наоборот – то переход займет 1-2 месяца. Если меняете с более далекого языка, например PHP на Java, то это займет 2-4 месяца.
Если бэкграунда нет
Если вы никогда не изучали программирование, то на вход в профессию потребуется очень много времени. Нужно будет учиться понимать, что это такое, как компьютер понимает то, что вы пишите, как научиться превращать задание в программу. Это все лишь введение в программирование и не зависит от выбранного языка.
По моему опыту, все новички делятся на два типа: те, у кого есть умение алгоритмизировать задачу, и у кого этого умения нет. И если его нет, то первые месяцы уйдут просто на то, чтобы научиться понимать, как выстраивать алгоритмы. Сколько на это уйдет месяцев – предположить очень трудно, все слишком индивидуально. Я ни разу не видел хорошей книги, где было бы дано задание и какой-то конкретный принцип, с помощью которого мы его алгоритмизируем. Если бы это было возможно, наверное мы бы уже создали искусственный интеллект, который пишет программы вместо программистов. Но нет. Фактически люди учатся программировать на основе опыта других людей. Поэтому время тратится в основном именно на то, чтобы научиться превращать задачу в алгоритм.
Кроме того, все зависимости от того, сколько времени вы уделяете обучению. Если вы уделяете меньше 1 часа за один присест – вы не выучите программирование никогда, можете даже не браться за это дело. Если вы сели заниматься на 20-30 минут, это время вы каждый раз будете тратить только на то, чтобы восстановить в голове, что вы делали в предыдущий раз. Соответственно заниматься меньше часа за раз – бессмысленно.
Я рекомендую тратить за раз не меньше 2-3 часов. Возможно, у вас не будет получаться уделять обучению каждый день, но важно, чтобы это было не реже 2-3 раз в неделю, иначе, опять же, вы все забудете. В идеале, конечно, заниматься каждый день. В любом случае на обучение у вас уйдет не меньше полугода. Как по мне, реальные сроки – от 9 до 15 месяцев. Ощутимое количество времени (от 3 до 6 месяцев) вы будете просто осваивать, что это вообще за профессия, как к ней подходить, как делать алгоритмизацию. С другой стороны – люди разные, некоторым это все может даваться легко даже без какого-либо бэкграунда. Но даже в этом случае не рассчитывайте менее чем на 6 месяцев обучения.
Всегда ваш Сергей Немчинский.