Как стать UX-дизайнером, 10 советов из практики
Идея этой статьи родилась, когда я стал получать предложения от различных образовательных проектов выступить в качестве преподавателя или ментора.
Аудитория этих курсов очень широкая, с разным уровнем знаний. Но каждый слушатель хочет понять, как развиваться в сфере исследования и проектирования пользовательского опыта, начать зарабатывать, продолжать развиваться.
За мои 20 лет в профессии UX-дизайнера накопилось немало практики и полезных навыков, которые легли в основу 10 основных правил. О них сегодня пойдет речь.
Совет 1: учитесь новому
Меня часто спрашивают, с чего начать свой путь в UX (user experience)? Что делать, если первое образование или предыдущий вид деятельности совсем не пересекаются?
Мой путь в UX-дизайне начинался в 2000 году, тогда научиться ты мог только из зарубежных книг, статей, если у тебя имелся доступ в Интернет. Я закончил факультет Вычислительной Математики и Кибернетики в Казанском Государственном Университете, где научился писать код, разрабатывать, применять алгоритмы.
Современные профессии требуют междисциплинарных навыков. Область UX-дизайна не исключение. Если у вас нет технического образования, как в моём случае, не спешите отчаиваться. Для начала стоит провести аудит ваших навыков. Составьте простой список с названием “Что я умею”, а рядом опишите те навыки, которые понадобятся в новом деле – “Чему нужно научиться”. Скорее всего, имеющиеся у вас знания можно будет использовать в новой профессии. Ведь большинство UX-специалистов, в том числе дизайнеров, пришли в профессию вовсе не из технических ВУЗов, а из маркетинга, социальных наук, психологии.
Так как европейский и американский рынок образовательных услуг развит более широко чем в России: от MIT (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) или Cambridge до Coursera или образовательных программ Google.
За последние 2-3 года в России тоже сформировался тренд на интернет-образование. Свои программы дополнительного образования оцифровали большинство ведущих ВУЗов, корпорации стали запускать профильные курсы.
Выбрать программу образования можно как за рубежом, так и в России. Важный критерий — владение английским языком. Если с языком проблем нет, то смело выбирайте базовый курс по UX (как правило 4-5 недель) с выполнением домашних заданий, например на Coursera. Это позволит плавно войти в тему, сформировать первичное представление, начать знакомиться с базовой литературой.
В свою очередь мне удалось собрать небольшой список учебных заведений, у которых достойные внимания программы обучения по теме UX:
- ВШЭ, онлайн и офлайн курс UX исследователь
- BangBang, курс от Алины Ермаковой
- Британская высшая школа дизайна, офлайн курс по UX/UI дизайну
- Interaction design Foundation
- NN group
Были времена, когда человеку давали толстый справочник со словами: «На, изучай руководство как пользоваться этой программой». Лишь немногочисленная группа программистов считала себя интеллектуальной элитой. Пользователи подстраивались под интерфейс, а не наоборот. Глобальный рынок изменился, а вместе с ним запросы бизнеса. Стали появляться новые профессии: UX-исследователь, UX-дизайнер, UX-аналитик, UX-писатель.
Однако программист перестал играть ключевую роль в создании интерфейсов.
Совет 2: не останавливайтесь
Любая вводная образовательная программа по UX требует большой вовлеченности и мотивации. Вероятно доучиваться придется в том числе самостоятельно — из книг, статей, реальных примеров.
Здесь я привожу основной, на мой взгляд, список литературы, с которого стоит начать:
- Стив Круг. «Веб-дизайн: книга Стива Круга, или Не заставляйте меня думать!»
- Дональд Норман. «Дизайн привычных вещей»
- Алан Купер. «Психбольница в руках пациентов» и «Об интерфейсе»
- Steve Mulder «The User Is Always Right: A Practical Guide to Creating and Using Personas for the Web»
- Tom Tullis, Bill Albert «Measuring the User Experience: Collecting, Analyzing, and Presenting Usability Metrics»
- Джейми Леви. «UX-стратегия. Чего хотят пользователи и как им это дать»
- Расс Унгер и Кэролайн Чендлер. «UX-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия»
Первые несколько месяцев самые сложные: вам всё время будет казаться, что объём информации только растёт, а осилить её невозможно. Знайте, это не так. Самое важное, не останавливаться, не сворачивать с выбранного пути. Например, пишите заметки, рассказывайте о своих достижения друзьям и близким. Безусловно, когда мы передаем и интерпретируем информацию, мы “присваиваем” эти знания, они становятся неотъемлемой частью нашего сознания.
Совет 3: ищите единомышленников
Когда я начинал изучать UX, то стал общаться с коллегами на эту тему, задавал вопросы, обсуждал волнующие темы. Но постепенно собралось небольшое сообщество людей, интересующихся сферой «юзабилити». Мы встречались раз в неделю, обменивались мнениями, информацией. Участники выступали с обзорами зарубежного опыта, делились практикой урегулирования рабочих вопросов. Это помогло расширить кругозор, научиться публичным выступлениям и увеличить круг общения.
Как следствие, со временем возможности для общения стали неизмеримо шире: профессиональные сообщества в соцсетях, блоги специалистов, аккаунты компаний с полезной информацией. Несомненно, любого эксперта можно найти в сети, задать ему вопрос лично, получить рекомендацию.
Не пренебрегайте этими возможностями. Становитесь частью сообществ специалистов, например, UX-дизайнеров. Задавайте вопросы, участвуйте в обсуждениях. Это важная часть вашего самообразования, пожалуй так вы сможете усвоить знания.
Сообществ в сети много, больших или не очень. Вот две группы, где коллеги часто публикуют новости индустрии, вопросы и кейсы:
- UX Club
- https://www.facebook.com/groups/PDC.Russia
Совет 4: учитесь на практике
Моя первая попытка получить работу в качестве проектировщика интерфейсов была провальной несмотря на то, что я обладал навыками программиста, уже имел опыт работы.
Я часто слышу от начинающих специалистов, что работу найти нелегко. Работодатели отказывают без объяснения причин, не хотят брать людей с нуля, учить их. Как в этом случае найти работу и не потерять мотивацию?
Универсального решения нет. Но практика показывает, что нужно действовать комплексно. Не стоит сидеть и ждать, что вас заметят или пригласят. Ищите возможности.
На рынке есть крупные компании, которые набирают на стажировки дизайнеров от месяца до полугода. Например, Авито, Озон, Островок, Яндекс. Мы в “Ю-эксперт” тоже часто приглашаем стажеров на разные проекты. Стажировки отличаются длительностью, условиями. Внимательно изучите условия стажировки, выберите то, что вам больше подходит или кажется перспективным.
Стажировка — хороший шанс начать. Конечно, никто не даст гарантии, что впоследствии вас возьмут на работу, но вы абсолютно точно приобретете ценный опыт.
Будьте готовы, что ваши задачи будут простыми и рутинными, их будет много, работать придется напряженно. А хорошая новость в том, что прогресс при должном усердии происходит быстро.
Через несколько месяцев вы увидите свои первые достижения в UX-дизайне!
Совет 5: продолжайте учиться
В начале моей карьеры в UX сформировалось небольшое сообщество юзабилити-специалистов, где мы много общались. Я понял, что мне не хватает знания психологии, потому что на этом строятся многие вещи в профессии. Например, методы анализа поведения, особенности восприятия человека, его взаимодействие с окружающим миром, реакции. Широта кругозора определяет вашу востребованность со стороны работодателя, ценность для команды.
Получение второго высшего образования по психологии заняло у меня год. Но сегодня возможности онлайн образования позволяют получить больше знаний за более короткий промежуток времени. Ведь не нужно долго чему-то учиться у теоретиков. Современный образовательный формат строится на обмене. А вдобавок вы получаете знания от лучших практиков рынка.
Получив базовые навыки в области user experience (UX), продолжайте учиться дальше. Без всякого сомнения психология, социология, маркетинг помогут вам сформировать представление о создании цифрового продукта. Вы сможете использовать это, чтобы осознанно проектировать пользовательский опыт.
После изучения основных дисциплин стоит выбрать, что вы будете изучать в качестве дополнительного образования. Ввиду того, что в первые 6-12 месяцев вы успеете попробовать себя на разных этапах создания продукта, применить базовые методы анализа аудитории. Вы почувствуете к чему лежит душа, что получается лучше. Именно эти навыки, кстати, стоит развивать, дополнять новыми знаниями из смежных дисциплин.
Изучайте материалы западных коллег и международный рынок. Поскольку это позволит расширить кругозор, а также быть в курсе тенденций.
Здесь некоторые ресурсы, которые я сам читаю с интересом:
- https://usabilitygeek.com/
- https://t.me/uifail
- https://t.me/pdigest
- https://t.me/ilyahov_smotrit
- https://jvetrau.com/
- http://www.nngroup.com/articles/subscribe/
Совет 6: выберите специализацию
Мне довелось учиться у Алана Купера, одного из основателей юзабилити в мире, а также узнать про процесс проектирования в крупных западных компаниях. Позже я участвовал в создании трёх отделов проектирования в крупных российских компаниях: Акронис, Яндекс, Лаборатория Касперского.
Давайте посмотрим, как строится процесс проектирования и отметим специалистов, ответственных на каждом этапе. В небольших командах один человек может выполнять сразу несколько ролей. К сожалению, так часто бывает.
Процесс проектирования:
- Интервьюируем бизнес — узнаем бизнес-цели с приоритетами, узнаем первичную / маркетинговую информацию о ЦА (UX-исследователь, UX-аналитик).
- Выбираем методику исследования, формулируем описание кластеров ЦА, формулируем гипотезы для проверки (UX-аналитик).
- Проводим исследование, фиксируем все показатели / метрики (UX-исследователь).
- Анализируем данные, делаем аналитический отчет (UX-аналитик).
- Разрабатываем концепцию, включая синтез персонажей, разработку пользовательских сценариев, CJM, схему структуры продукта. (UX-аналитик).
- Разрабатываем макет, все тексты для интерфейса (UI-дизайнер, проектировщик интерфейсов, UX-писатель).
- Создаем детальную графику (UX-дизайнер детальной графики).
Должностные обязанности специалистов:
UX-аналитик — выявляет цели и задачи бизнеса с их приоритетами, руководит проведением пользовательских исследований, проводит анализ рынка, оценку основных продуктовых метрик. Как правило, этот блок работы включают в план продуктового маркетолога.
- организация и проведение количественных и качественных исследований на разных этапах жизни продукта;
- разработка аналитического отчета по результатам проведенных пользовательских исследований;
- проработка функционала сервиса / проекта (совместно с дизайнерами, исследователями, разработчиками);
- разработка концепции продукта (синтез персонажей, разработка пользовательских сценариев);
- разработка структуры продукта.
UX-исследователь — проводит пользовательские исследования для выявления характеристик, целей и задач пользователей.
- подбор методологии для проведения исследования (модерируемые/немодерируемые,удалённые/очные юзабилити-тестирования, юзабилити-экспертиза, фокус-группы, глубинные интервью, методики карточной сортировки, анкетирование, полевые наблюдения, А/Б тесты, eye-tracking);
- проведение исследования, фиксация результатов, замер метрик;
- первичная обработка данных, обработка статистики.
UI-дизайнер или проектировщик интерфейсов — проектирует интерфейсы.
- разработка дизайн-концепции продукта;
- проектирование всех страниц, окон и блоков на основе пользовательских сценариев;
- проверка решений;
- контроль качества реализации интерфейса разработчиками.
UX-писатель — создаёт тексты для интерфейсов.
- взаимодействие с менеджерами, дизайнерами и маркетологами на предмет создания текстов для интерфейсов (меню, сообщения об ошибках, подсказки);
- работа с текстами на лендингах, в рассылках, опросах, статьях;
- создание, поддержка ред. политики.
Графический дизайнер — создает детальную графику.
Основные задачи — разработка:
- Визуального стиля, брендбука, стилевых руководств;
- Пиктограмм;
- Фонов, иллюстраций.
Мы рассмотрели основные специализации в UX. Помните, важно получать удовольствие от того, что вы делаете, именно это определяет результат.
На этапе входа в профессию вы всё время учитесь. Дальше пробуете применять знания, приобретаете практический опыт. Снова учитесь, но теперь уже больше на практике, чем в теории. Спустя полгода — год, когда вы достигнете ступени junior. Принято выделять три ступени: junior, middle, senior. Это может применяться ко всем позициям в UX.
Совет 7: найдите себе место
Профессия UX-исследователя относительно молодая, появилась она около 20 лет назад. Роль исследователя и набор компетенций часто зависят от специфики бизнеса. У крупных продуктовых или сервисных компаний, где свои UX-лаборатории, присутствует чёткое деление на специализации. Они могут себе позволить нанять нескольких специалистов: исследователя, аналитика, дизайнера, писателя. У каждого из них свои задачи, работа строится на принципах дизайн-мышления или agile.
Сразу попасть туда удастся, если у вас опыт от 1 года до 3 лет в UX. Вкладываться в образование и развитие человека без опыта работодатели не стремятся, это дорого и долго. Чаще всего не эффективно, т.к. поработав сотрудник уходит туда, где будут платить больше, дадут должность выше.
UX-исследователь может расти как при переходе из компании в компанию, так и внутри одной фирмы, прокачивая профессиональные и менеджерские навыки.
Часто объем задач для исследования превышает возможности внутренней лаборатории, часть отдаётся в агентства. Это хорошая возможность вырасти от стажера до самостоятельного исследователя, поработать с разными сферами бизнеса, продуктами, сервисами.
Модель работы в “Ю-эксперт” именно такая: команда, размер которой изменяется в зависимости от ситуации на рынке. Если у нас много проектов в работе, то команда может достигать 15 человек.
Работа проектная, с почасовой оплатой. Это позволяет сотрудникам понимать свою загрузку, варьировать заработок.
Меня вдохновил пример Джефа Джонсона. Он создал успешную компанию UI Wizards, в которой постоянно работает он один, сотрудников он нанимает на конкретные проекты. С ним сотрудничают Microsoft, Apple и другие известные бренды. У него нет огромного офиса в бизнес-центре, штата сотрудников.
Я понял, что можно начать свой UX-бизнес здесь и сейчас, без инвесторов. Достаточно стать экспертом и самостоятельно представлять компанию. Покинув Яндекс, я сделал серию крупных проектов для Касперского. А позже собрал команду людей, с которыми сейчас сотрудничаю.
Важно найти своё место, свою команду, любимое дело. Не бойтесь менять среду вокруг себя.
Совет 8: научитесь работать в команде
Специфика UX такова, что это всегда часть командной работы по созданию продукта или сервиса. Она всегда существует в привязке к бизнесу или конкретному продукту. Это значит, что одним из важнейших навыков для исследователя является навык коммуникации, взаимодействия с командой. От сбора необходимых данных, до презентации результатов, внедрения «фич».
Все современные подходы к разработке продуктов основаны на работе кросс-функциональных команд. Собираются сотрудники разных подразделений (маркетинг, дизайн, разработка), вместе работают над созданием, доработкой продукта или сервиса.
В идеальном мире каждый член команды вовлечен, активен, открыт, несет ответственность за свою часть работы, общий результат. Однако в реальности команды проходят разные этапы развития, сталкиваются с множеством трудностей, например, отсутствие доверия, нежелание признавать свои ошибки, страх перед конфликтами, двусмысленность в общении, избегание ответственности, невнимательность к результату совместной работы.
Помните, что любой работодатель хочет нанять не только профессионала, разбирающегося в своем деле, но и командного игрока. Иначе ваши навыки и опыт бесполезны.
Работая в команде, соблюдайте несколько несложных принципов:
- задавайте вопросы, проявляйте интерес: ведите конструктивный диалог, проявляйте здоровую любознательность;
- оставайтесь гибким: все мы живые люди, болеем, устаем, часто не успеваем что-то сделать вовремя, поэтому рассчитываем на человеческое отношение в таких ситуациях;
- оставайтесь надёжным: если вы компетентны, обязательны и пунктуальны, члены команды смогут рассчитывать на вас в любой ситуации;
- уважайте коллег: искренность, вежливость и внимание к окружающим залог здоровой обстановки в команде;
- оставайтесь позитивными: благоприятная атмосфера, дружелюбный настрой, комфортный микроклимат влияют на результаты.
Для комфортного и продуктивного общения в удалённом режиме важно:
- согласовать с командой общий режим работы, это позволит всем участникам оставаться в доступе для решения текущих задач;
- поддерживать контакт: физической близости теперь меньше или нет совсем, встречайтесь онлайн, обсуждайте сложные вопросы голосом, а не в переписке;
- формулировать повестку онлайн встречи заранее, прийти должны те, кому хочется что сказать;
- разделять групповые чаты для рабочих вопросов и бытового общения.
Совет 9: вдохновляйтесь
Со временем привычная работа может превратиться в рутину. Выполняешь привычные действия и не замечаешь, как то, что тебя так вдохновляло когда-то становится скучным, обыденным.
Как вернуть запал и поддерживать интерес к тому, что делаешь?
Однажды мне предложили провести обучение по User Experience в Pixonic. Это было для меня не новым, к тому времени я уже научился создавать отделы изучения пользовательского опыта. Нужно было помочь дизайнерам и разработчикам освежить, а также углубить в памяти правила и принципы клиентоориентированного подхода на примере их практических задач.
За время работы я сдружился с ребятами из Pixonic и вдруг осознал, что получаю невероятное вдохновение от возможности делиться. Мы строили гипотезы, спорили, обсуждали.
Как-то раз, придя домой после очередного рабочего дня, я стал делится впечатлениями с семьей. Оказалось, что мой сын увлекся игрой “War Robots”, которую разрабатывал Pixonic, а я помогал создателям игры делать удобные интерфейсы. Это совпадение воодушевило нас обоих. Тогда я попросил организовать сыну экскурсию: он попал в лабораторию, где разрабатывали новых персонажей и игровое оружие. Ему дали понаблюдать за процессом, даже пострелять. Мы оба остались в полном восторге.
Этот принцип я перенес в “Ю-эксперт”. Мы берем стажеров, даем им возможность учиться, если человек заинтересован.
Такой взаимообмен опытом и знаниями держит нас с коллегами в тонусе, заряжает энергией.
Делитесь с другими, это вдохновляет!
Совет 10: не забывайте про личную жизнь
Как-то меня спросили, кем бы я стал, если бы не занялся юзабилити?
Я не задумываясь ответил, что с удовольствием бы занялся психологией, практиками осознанности, дыхательными практиками. Я легко могу превратить это в призвание. Это большая часть моей жизни, которая наполняет ее смыслом, дает мне духовный рост, повышает уровень осознанности. Мне нравится ходить в походы в горы с друзьями, покорять вершины, путешествовать по миру. Люблю играть на гитаре, а недавно вместе с сыном осваивал барабаны. Иногда просто почитать хорошую книгу — большое удовольствие.
Личное пространство, время для семьи и себя, это обязательное условие гармоничной жизни человека, так уж мы устроены.
Не забывайте про эту важную часть и всё получится!
Я организовал юзабилити-стажировку. Более 50 человек уже прошли эту стажировку с нашими менторами, получили прекрасные результаты. Часть из них устроились на хорошие вакансии в крупные, известные компании, такие как Мосбиржа, Газпромнефть, Markswebb, Уральские авиалинии, Лига Ставок, O’STIN, Redmadrobot, американский стартап Chatfuel, российский Кошелёк. А другая часть либо повысила свою зарплату, либо получили более интересные предложения.
Бонусный совет: как прокачиваться
Развиваться можно несколькими путями:
- Самостоятельно. Изучать по книгами и другим учебным материалам, самостоятельно подбирая объем и интенсивность получения знаний. Но на это понадобится куда больше времени, потому что информацию придется искать самостоятельно, а она может быть разрозненная и бессистемная. Рекомендации по книгам, с которых стоит начать обучение ищите в совете 2.
- С помощью курсов. Там знания упорядочены по темам, есть качественные лекции. При выборе отдавайте предпочтение тем, которые имеют обратную связь. Мой личный рейтинг смотрите в совете 1.
- Менторство. Главный плюс – индивидуальный подход, при котором учитываются личностные особенности обучаемого. Ментор не предлагает готовые решения ученику, а помогает выстроить стратегию достижения цели. Найти ментора можно через знакомых, в профессиональных чатах (смотрите совет 3) или на специальных сервисах (например, на Solvery).
Артём Кузнецов
основатель компании “Ю-эксперт”, ментор Solvery, UX-дизайнер.
9 шагов как стать UX/UI дизайнером, если нет образования и опыта работы.
В последнее время ко мне очень часто пишут ребята с приблизительно одинаковыми вопросами:
- Что можно посоветовать тому, кто хочет пройти подобный путь, как я, что рекомендую посмотреть, почитать, послушать и изучить?
- Проходила ли я какие-либо курсы и если да, то как они мне помогли?
- Какие навыки требуют в компаниях как Wargaming и пр.
- Какую роль сыграло портфолио? Какие работы в нем преобладали?
- Где найти работу (если нет ни образования ни опыта работы)?
Поэтому я решила посвятить этому вопросу целый пост, и описать как я начинала работать дизайнером и как, пройдя уже весь этот путь, я советую другим начать свою карьеру в области дизайна.
Как я начинала?
По специальности я графический дизайнер и работала с такими компаниями как Montblanc, Dunhill, Saks Fifth Avenue и многие другие. Итого у меня в общем около 10 лет опыта работы в сфере дизайна. Спустя 7 лет работы графическим дизайнером я решила переквалифицироваться в дизайнера с уклоном на web-дизайн, говорю просто о вебе, так как в то время не было таких делений как UX, UI и другие. (Причиной смены сферы деятельности был интерес к новому направлению в дизайне, большей свободе выражения своих идей и как бы это не звучало типично- больший спрос на рынке и большие перспективы в долгосрочном плане).
Напишу сразу, что у меня, как и у многих из вас сейчас, кто читает эту статью не было опыта в работе над веб и мобильным дизайном. Единственное преимущество, что у меня было- это то, что я боле-менее владела фотошопом. У меня не было подобающего портфолио и опыта. Но спустя некоторого времени подготовки, я все же нашла первую работу, потом другую, потом следующую, пока меня не заметили в Wargaminge и не пригласили на позицию Senior Visual Designer.
“Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности” — Брайан Трейси
Рекомендую книгу всем, кто любит саморазвитие. В книге очень четко описаны методы собственной дисциплины, постановления целей, способов и мотивации, как не отвлекаться и упрямо идти к своей цели, а тем самым и к успеху. Для меня было немного воды, когда автор повторяется и фиксирует свою мысль и все выводы в конце каждой главы, но возможно кому-то такая подача наоборот поможет запомнить полезную информацию. Для себя я вынесла кучу уроков, как точнее определить свои цели, быстрее взяться за план действий и самое главное начать действовать, не смотря ни на что! Очень мотивирующая книга, легко читается, отличный автор.
“Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах” — Майкл Джанда
Эта книга даст гораздо больше для успешной карьеры в дизайне, чем профильное дизайнерское образование или впечатляющее портфолио. Вы познакомитесь с реалиями дизайнерского бизнеса, существующими практиками и неписаными правилами ведения дел, о которых большинство дизайнеров, фотографов и представителей других творческих профессий узнают, только окунувшись в реальную работу. Автор книги, Майкл Джанда, владелец собственной дизайн-студии в утонченной юмористической манере делится сотнями советов, выстраданных за 10 лет, которые он провел в дизайнерском бизнесе.
“Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения” — Остин Клеон
Не нужно быть гением, достаточно быть самим собой! Эта книга родилась из лекции, с которой Остин Клеон выступил в одном Нью-Йоркском университете. Он дал студентам десять советов, которые хотел бы получить сам, когда был начинающим художником.
В мире нет ничего оригинального, поэтому не отвергайте чужое влияние, коллекционируйте идеи, обдумывайте их еще раз, аранжируйте по-новому в поисках собственного пути. Следуйте за своими интересами, куда бы они вас ни завели, и предоставьте свободу своему творческому «я»!
“Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили” — Остин Клеон
В своем бестселлере «Кради как художник» Остин Клеон показывал читателям, как развить креативность с помощью «кражи» идей. В этой еще более важной книге он показывает, как сделать следующий ключевой шаг — стать известным. Используйте свою сеть знакомств, вовлекайте других в творческий процесс и позволяйте красть свои идеи. Полная иллюстраций, статей, цитат и примеров, эта книга содержит 10 правил («Вам не обязательно быть гением», «Делитесь чем-то небольшим каждый день»), которые помогут вам стать смелым, продуктивным, открытым и известным.
Просто огромнейший список ресурсов для UX дизайнеров тут
UX-дизайн: с чего начать, если нет опыта
Привет, меня зовут Маша Татаренко, работаю UX-дизайнером в Astound Commerce около трех лет, в прошлом работала в EVO. Сменила нейробиологию на ІТ, пройдя путь от стажера до продвинутого дизайнера, осваивая большую часть профессии самостоятельно. Сейчас работаю в большой команде UX- и UI-дизайнеров (около 50 ребят) с крупными брендами США, Британии, Германии, участвую в конференциях и провожу лекции по дизайну.
В статье хочу рассказать, как стать UX-дизайнером с нуля, с чего начать изучение и на что обратить внимание, какие выбирать подходы, что необязательно идти на курсы и получать сертификат. Я провожу собеседования с кандидатами на должность UX-дизайнера, поэтому поделюсь тем, что именно нужно знать в теории и на практике, чтобы двигаться в верном направлении и получить работу.
Мне не очень близки вдохновляющие истории «из грязи в князи» или как стать дизайнером за месяц и начать работать в Google. Они всегда звучат красиво, но редко подкрепляются конкретными фактами о пути достижения цели, поэтому мотивация у слушателя через время пропадает. Конечно, на пути освоения дизайна вам может неожиданно в чем-то повезти, но все равно потом придется много учиться, чтобы стать хорошим специалистом.
Как я попала в UX
Я получила академическое образование в области нейробиологии поведения, но, к сожалению, в нашей стране очень сложно реализовать себя в этой професии из-за отсутствия достаточных технологий и уровня развития науки (а выезд за границу я тогда не рассматривала), поэтому моя первая работа заключалась в продаже товаров в зоомагазине. Затем я пришла в колл-центр одной ІТ-компании, проработала там три дня, но, собираясь увольняться, меня заметили в UX-отделе и предложили пройти собеседование. За год до этого публиковала на DOU объявление, что у меня есть ай-трекер (прибор для отслеживания взгляда, который используют для тестирования визуальной части сайтов), и меня пригласили в компанию сделать исследование с помощью этого прибора. Но отложили из-за того, что сайт был не готов. А когда через год пришла в эту же компанию в колл-центр, меня увидели, вспомнили, узнали, что я нейробиолог и у меня всё еще есть ай-трекер, и решили из колл-центра перевести на UX.
Мой опыт в нейробиологии был ценным для их позиции UX-дизайнера. На тот момент я практически ничего не знала о UX, но собеседование прошла. Спрашивали, как я понимаю, что такое UX, основные термины, просили привести пример сайта, UX которого я считаю хорошим, давали задачку на логику — вопросы были скорее базовыми, учитывая отсутствие опыта. Потом началась стажировка вместе с испытательным периодом. Мне дали ментора, который помогал осваивать UX с нуля — по книгам, статьям и видео. Я изучала UX-процессы, принятые в компании, делала тестовые задания, приближенные к реальным, а позже меня подключили к небольшим проектным задачам. И это было трудно.
Несмотря на то, что до этого 6 лет в университете я зубрила сложные молекулярные механизмы и физиологию, изучение UX-дизайна хоть и было более быстрым, но оказалось не менее сложным процессом. Поэтому настройтесь на то, что, прочитав пару книг и статей по дизайну, вы не станете сразу востребованным специалистом. Испытательный период в итоге прошла и проработала в своей первой компании почти два года.
Что такое UX-дизайн и чем он отличается от UI
Общепринятого определения, что такое UX-дизайн, не существует, а прямой перевод с английского User experience — «опыт пользователя», согласитесь, достаточно абстрактный для понимания. Но если простыми словами, то опыт пользователя — это ощущения и эмоции, которые испытывает человек, взаимодействуя с чем-либо. От простого нажатия на кнопку включения электрочайника до сложного запуска ядерного реактора, требующего предварительной подготовки. UX-дизайнер, вопреки расхожему мнению, не проектирует пользовательский опыт, но создает то, что может на этот опыт повлиять, учитывая удобство, эргономику, логичность поведения системы и уменьшение количества ошибок. Другими словами, UX решает, как правильно расположить и обозначить кнопку на чайнике, чтобы легко и быстро его включить, а не вызывать приступ раздражения.
Что же такое UI-дизайн и какова его цель? Если UX— это про функциональность, то UI — про искусство визуальной составляющей, внимание к форме, цвету, пространству в деталях и соблюдение стиля. UX и UI дополняют друг друга, но выполняют разные задачи. Представьте, что если UX- и UI-дизайнеры строят дом. То первого волнует, как разместить стены, а второго — в какой цвет их покрасить. Несмотря на то, что UX и UI выполняют разные задачи, часто бывает, что один дизайнер называет себя UX/UI. Почему так? UX — это модно, поэтому некоторые UI-специалисты добавляют себе приставку UX, повышая свою стоимость на рынке.
Компании тоже хотят быть модными и иметь в штате и UX, и UI, при этом не всегда углубляются в разницу между специальностями. Зачастую это обусловлено желанием сэкономить и нанять специалиста 2 в 1, который покроет глобальное требование «нам нужен дизайнер». В этом нет ничего плохого, но разделение UX и UI обычно показывает зрелость компании и понимание важности того, какое место должно отводиться UX- и UI-дизайну в разработке решений.
Как учиться
Существует два основных способа обучения UX-дизайну: офлайн-курсы и самообучение. Офлайн-курсы требуют много времени, а чаще всего и денег, но хороши тем, что имеют четкое расписание и программу. Еще у вас будет регулярная обратная связь по прогрессу и выполняемым задачам, то есть всегда есть «у кого спросить». Также курсы обеспечат определенный уровень дисциплины, потому что даже если у вас есть сильная мотивация учиться, то сопутствующую лень и откладывание на завтра никто не отменял. Минусами может быть высокая стоимость (от гривен за курс и выше), времязатратность и неудобное расписание, что критично для тех, кто, помимо курсов, учится или работает. Также обучение чаще всего проводится в более крупных городах и не всегда есть возможность их посетить тем, кто живет не в мегаполисах.
Вариантов самообучения есть несколько: онлайн-курсы — можно проходить сразу несколько в любое удобное время и в любом месте, среди них много бесплатных. Недостаток — отсутствие обратной связи, к тому же риск бросить онлайн-курс, особенно бесплатный, выше по сравнению с офлайн-занятием, за которое вы уже заплатили. Тем не менее курсы — не панацея. Не всем подходит обучение только в формате слушателя, поэтому можно учиться с помощью книг, статей, посещения тематических встреч и лекций. Плюс такого самообучения в том, что вы самостоятельно составляете программу на основе того, какая область UX более интересна. Но следует быть осторожным, так как можете упустить неинтересные для вас, но важные для будущей работы, темы. Чтобы решить эту проблему, поищите себе наставника онлайн или если среди знакомых дизайнеров, которые при необходимости помогут скорректировать программу обучения.
Не выбирайте курсы, особенно дорогие, вместо самообучения. Помните, что ни один курс не сделает из вас дипломированного специалиста, которого сразу захотят принять на работу лучшие компании. Но такие занятия дают основные знания и вектор для дальнейшего развития и углубления в UX-дизайн. Целью любого обучения ставьте научиться базовому и гибкому UX-процессу. В каждой компании он имеет свои особенности, и человек должен быть готовым к тому, что что-то в этом процессе будет отличаться от того, что он уже изучил. И нужно уметь быстро подстраиваться.
Чему учиться
Как и в любом деле, стоит освоить и теорию, и практику. Во время обучения периодически просматривайте вакансии по UX-дизайну — они помогут сориентироваться, что требуют разные компании от дизайнера, и оценить, какие знания у вас уже есть, а что нужно подтянуть. Учитывайте, что вакансии на UX-дизайнера называются по-разному. Вот несколько из тех, которые мне попадались: UX/UI designer, UX expert, Product designer, UX analyst, Lead designer, Strong UX designer, UX developer, UX architect, UX researcher, UX consultant. Просматривайте их все как минимум для расширения понимания областей ответственности.
Теория. Для начала изучите базовые понятия: что такое UX-дизайн (причем не одно и не два определения, решите, как именно вы это понимаете), юзабилити и его принципы, UX-паттерны, гайдлайны и best practices. Пройдитесь по основам юзабилити-тестирования: что это, какие методы бывают, чем отличаются качественные от количественных и зачем они нужны. Подумайте, что и для кого вам было бы интересно создавать: приложения, сайты, конкретные продукты, сервисы, для бизнеса (B2B) или конечных пользователей (B2С) и так далее.
Практика. Узнайте, в чем отличие мокапа (mockup), структурной схемы (wireframe) и прототипа (prototype). Что такое интерактивный прототип, low- и high-fidelity. Изучите, какие есть инструменты прототипирования, посмотрите обзоры и возможности, попробуйте их самостоятельно, чтобы понять, с чем комфортнее работать именно вам. Не бойтесь, что изучите один инструмент, а на будущем месте работы используют другой: обучиться новому инструменту это не самое сложное в работе UX-дизайнера. В хорошей компании это не станет препятствием, вам дадут на это время. Достойно освоить новый инструмент с нуля самостоятельно на достаточном уровне займет в среднем до Популярные программы для прототипирования: Axure, Figma, Sketch, Adobe XD. Для Axure, например, есть уроки на английском, на русском (для более ранней версии), а о более сложных решениях можно спросить на форуме и там скачать уже созданный кем-то компонент.
Резюме UX-дизайнера
Универсального шаблона резюме для UX-дизайнера нет, но зато есть правила хорошего тона для любого резюме. Помните, что у HR большой поток входящей информации, поэтому при первом контакте с резюме не должно возникать никаких проблем. Не нужно создавать сайт-визитку, превращать резюме в инфографику или слайд-шоу. Ведь может понадобиться распечатать резюме или оформить в PDF для дальнейшей пересылки тому, кто будет собеседовать, или добавить документ в календарь, где есть ивент с собеседованием кандидата. Также на визитке бывает сложно найти необходимую информацию и быстро просканировать. Сайт-визитка — это больше для UI, где важна визуальная часть. Кроме того, часто приходится немного менять резюме под ту компанию, куда человек хочет подать резюме, или добавлять что-то новое, а с визиткой это сложнее, чем с документом. В крайних случаях можно открыть документ на телефоне офлайн, а доступ к сайту-визитке требует интернета, еще он может не быть адаптирован под другие устройства, а если об этом думать, то нужно заморачиваться. Новичку это вряд ли необходимо. Обычного текстового документа, оформленного аккуратно и без грамматических ошибок, будет достаточно. Свою креативность вы еще успеете проявить.
Укажите свои основные контактные данные, образование и/или пройденные UX-курсы и знания, что там получили, инструменты прототипирования, которыми владеете, напишите о предыдущем месте работы, если есть, оно не должно быть обязательно связанным с дизайном. Избегайте стандартных фраз о том, что вы трудолюбивы, аккуратны и пунктуальны — это не ваши преимущества, а то, что по умолчанию должно быть у любого хорошего сотрудника. Лучше напишите об увлечениях, это сделает резюме более человечным. Если совсем нет идей, какой формат резюме выбрать, воспользуйтесь шаблоном. Также создайте или обновите свой профиль на Djinni и LinkedIn.
Где взять опыт работы
Любой, кто пытался устроиться на первую работу, посмотрев требования в вакансиях, задавался вопросом: откуда появляются люди с опытом, если без него никуда не берут? UX-дизайн не исключение. Почти во всех вакансиях от вас будут требовать опыт работы. Есть два варианта решения, как быть в таком случае. Первый — искать вакансии, где опыт не нужен. Их мало, но все же они есть, если хорошо поискать. Обычно это формат стажировки, но так как похожие позиции достаточно редкие, можно потратить на поиск много времени, а в итоге вас туда все равно не возьмут. Второй вариант — поискать компании, которые проводят курсы по UX-дизайну, а по окончанию обучения лучших выпускников берут на стажировку. Или же напрямую написать в компанию, которая нравится, и спросить, не берут ли туда стажеров.
Если у компании на данный момент нет подходящих вакансий, это еще не значит, что вас не возьмут, если напишете им напрямую. Смотрите рейтинг компаний здесь, в профиле каждой есть доступные вакансии и контакты для связи. Третий вариант — даже если не хватает опыта или вы не подходите по некоторым требованиям, не отбрасывайте вакансию. Даже если есть опыт, ни одна вакансия, за редким исключением, не будет полностью ему соответствовать. И это нормально.
Что такое портфолио
Помимо опыта, в вакансиях почти всегда спрашивают портфолио. Не отказывайтесь сразу от такой вакансии, не стесняйтесь попросить работодателя дать тестовое задание, которое покажет ваши навыки как дизайнера. Но если чувствуете себя совсем неуверенно без портфолио, придумайте проект (приложение, сайт) или сделайте свой редизайн любимого сайта, проведите для него исследование и создайте прототип, пройдясь по всем шагам UX-процесса, который учили. То есть будьте сами себе заказчиком.
Если вы проходили курсы, у вас, скорее всего, были тестовые задания, на которых вы учились, тоже добавляйте их в портфолио. Работами для UX-дизайнера, в отличие от UI, являются не только сами дизайны (прототипы) — добавьте примеры анализа конкурентов, исследования пользователей, составления персон и тому подобное. Подробнее о том, что такое UX-портфолио и каким оно должно быть, читайте здесь.
Что спрашивают на собеседованиях и что спросить самому
Скорее всего, у вас будет как минимум два собеседования. Первое — с HR для того, чтобы составить условный психологический портрет и решить, стоит ли с вами дальше взаимодействовать. Второе — с теми, кто оценит технические навыки: как вы ориентируетесь в теории, какими инструментами владеете, вписываетесь ли вы в команду и приятно ли будет с вами работать коллегам.
Со своей стороны узнайте, есть ли для новичка период онбординга, как он проходит, что от вас ожидают, какой процесс и обязанности у UX-дизайнера в данной компании. Перед собеседованием узнайте немного о компании и готовьтесь к вопросу о том, почему хотите там работать. Учитывайте, что часто оценивается не что, а как именно вы отвечаете. Из своего опыта проведения собеседований с кандидатами могу сказать, что не в последнюю очередь обращаю внимание на софт скиллы, поскольку человек может хорошо разбираться в дизайне и иметь огромный опыт, но при этом вести себя вызывающе, из-за чего ему будет трудно влиться в команду и найти общий язык с коллегами.
Об ожиданиях от работы
Ключевой момент ожиданий в том, что на курсах вас могут научить одному, а в реальной работе все окажется иначе. И вы можете растеряться и почувствовать, что еще не готовы. Помните то, о чем я говорила выше — из обучения вам важно вынести понимание принципов и культуру мышления UX, а также умение применять базовый и гибкий UX-процесс. Еще поначалу может сложиться впечатление, что UX-дизайнер — это никто иной, как креативщик, который постоянно проводит исследования (хотя на самом деле исследованиями занимается не дизайнер, а UX-ресечер), создает умопомрачительные прототипы, интервьюирует пользователей и отстаивает их интересы во что бы то ни стало (о таинственной жизни UX дизайнера смотрите здесь :).
Но, кроме прототипирования и пользовательского тестирования, UX-дизайнер должен:
- понимать ожидания и требования клиента, необходимые для дальнейшей работы над прототипами (а для этого тесно взаимодействовать с бизнес-аналитиками);
- проводить ревью технической документации и UI-дизайнов на соответствие прототипам;
- уметь оценивать время на задачи и риски, проводить презентацию своего прототипа команде (в которую в идеале входит бизнес-аналитик, фронтенд, бекэнд, QA) и клиенту;
- аргументированно защищать свое решение;
- меть работать в условиях технических ограничений;
- находить баланс между требованиями клиента и тем, что может быть лучше для пользователя.
А также быть готовым справляться с рутиной, так как иногда придется заниматься исключительно прототипированием или изучать документацию по 8 часов в день. UX-дизайнеру необходимо понимать истоки поведения пользователей, поэтому, кроме профильной литературы, рекомендую почитать увлекательные книги о поведении и мозге человека, знания из которых не только пригодятся вам в работе, но и расширят кругозор: «Как мы принимаем решения», «(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением», «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми».
Если хотите изучать UX (или уже начали) и у вас есть вопросы, которые не обсуждались в статье, или нужна помощь, пишите мне в LinkedIn или оставьте комментарии к статье ниже, буду рада помочь!
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
Подобається Сподобалось 8
До обраного В обраному 16
Что такое UX/UI-дизайн и как быстро освоить профессию
Помимо паттернов UX-дизайнеры продумывают путь пользователя — от попадания на сайт до целевого действия (когда посетитель оформил заказ или перешел по ссылке). Учитывают разные пользовательские сценарии. Одни люди, скажем, склонны быстро совершать покупки, а другие будут долго листать каталог или отвлекаться на второстепенные разделы. Тут всё зависит от сферы деятельности бренда и специфики аудитории.
Что такое UI-дизайн
UI-дизайн — создание визуальной составляющей. На этом этапе подбирают цветовую гамму, рисуют иконки, уточняют форму кнопок и подложек, задают шрифты. В UI-дизайне в первую очередь учитывают характер бренда и его эмоциональный посыл. Также важно иметь в виду особенности зрительного восприятия: скажем, сделать текст контрастным к фону, избегать чересчур ярких цветов, от которых глаза быстро устают. Учитывают разные особенности мониторов — их разрешение и цветопередачу — чтобы везде сайт отображался корректно. В результате получается макет — картинка, уже в точности похожая на реальный интерфейс. Готовый макет можно передавать фронтенд-разработчику, который перенесет его в код. Но если на сайте много сложной или неочевидной анимации, на этапе дизайна полезно сделать прототип — анимированный макет. На нём разработчик наглядно увидит, как движутся элементы. Если нет прототипа, фронтендер ориентируется на текстовые пометки или консультируется с дизайнером.
- Знание основ digital-маркетинга. Бизнес обращается за созданием сайтов и приложений, чтобы с ними получать больше прибыли. Дизайнер должен понимать, что мотивирует людей покупать и уметь достучаться до любой аудитории. В блоге UX Collective много практически полезных статей про маркетинг в создании интерфейсов — они помогут погрузиться в контекст.
- Понимание методов UX-исследований. Это важно не только чтобы проводить свои. Крупные аналитические компании и маркетинговые агентства тоже изучают поведение пользователей и публикуют результаты — нужно их понимать и использовать. Почитайте вкратце обо всех методах на сайте продуктовой студии Maze. А чтобы углубить знания, можно заглядывать в блог Nielsen Norman Group: там много статей и видео о том, как правильно интерпретировать результаты исследований и каких ошибок избегать.
- Коммуникабельность и умение быстро погрузиться в продукт. Заказчики будут приходить из разных сфер: может, вам нужно будет спроектировать маркетплейс, приложение интернет-банка или онлайн-кинотеатр. У каждого бизнеса своя специфика и аудитория — нужно уметь слушать клиента и задавать правильные вопросы.
- Владение векторными графическими редакторами. Самая популярная программа для дизайна интерфейсов — это Figma: в ней можно делать вайрфреймы, рисовать иконки и кнопки, добавлять простую анимацию. Альтернативная программа — Sketch, хотя сейчас её используют уже меньше.
- Знание основ типографики. Шрифты — важная часть интерфейса. Дизайнер должен их правильно подбирать — так, чтобы все тексты легко читались. Есть полезная статья на Medium, которая охватывает самые азы.
- Навыки работы с сетками. Чтобы интерфейс был единообразным, весь контент размещают по сетке. Мелкие элементы обычно выравнивают по клеточкам, напоминающим миллиметровую бумагу (это пиксельная сетка). А основные блоки выравнивают по колонкам (это колоночная сетка). Самая популярная сетка — из 12 колок. На сайте агентства Talent House можно прочитать, как она устроена и какие еще бывают сетки.
- Понимание колористики. Выбирать хорошие цвета для интерфейса — это тоже непросто. С помощью цвета можно акцентировать главное и передавать то или иное настроение. Хороший гайд по колористике есть на сайте Toptal.
- Умение делать адаптивные версии. Сейчас крайне редко встречаются неадаптивные сайты — обычно делают версии для десктопа, планшетов и мобильных устройств. И даже если речь о мобильных приложениях, экраны смартфонов тоже различаются — и это нужно учитывать. На сегодняшний день есть два способа подогнать интерфейс под устройство — адаптивные версии и респонсив. Познакомиться с этими методами можете в блоге Geeks For Geeks.
- Умение работать с контентом. Для создания интерфейса требуется подбирать фотографии, иллюстрации, иконки на стоках, незначительно их изменять и перекрашивать. Фото можно искать на Unsplash и Pexels, иллюстрации и иконки — на Freepik, Fraction и Icons8. Также можно поискать плагины для Figma с готовыми картинками. Установив их, можно добавлять бесплатные графики, иконки, схемы и иллюстрации, не выходя из программы.
- Насмотренность. Нужно внимательно всматриваться в сайты крупных компаний, подмечать хорошие композиционные приёмы, типографику, цвета. А некоторые бренды выкладывают в открытый доступ свои дизайн-системы — набор элементов и правил вёрстки с пояснениями. Это почти учебники: в них показано и рассказано, как делали интерфейс. Самая популярная дизайн-система — Material Design от Google, изучить её будет точно полезно.
С этим набором скилов уже можно работать. Список немаленький, но вполне постижимый. А если хотите обрести пару конкурентных преимуществ, вот дополнительные навыки, которые могут пригодиться:
- Знание основ HTML, CSS и JavaScript. Программированием занимается разработчик, но круто, когда дизайнер может говорить с ним на одном языке.
- Базовые навыки рисования — чтобы самостоятельно сделать векторную иллюстрацию или отрисовать набор иконок.
- Умение создавать анимированные прототипы в Figma.
- Владение Photoshop. Если в интерфейсе много фотографий и их нужно обработать, возможностей Figma может быть недостаточно. А в Photoshop, например, можно настроить пакетную обработку: чтобы одинаково обрезать и увеличить контрастность 100 фото для карточек товаров.
- Умение самостоятельно проводить UX-исследования: выявлять проблемы в UX, правильно ставить испытуемым задачи и знать, как проверить полученные результаты.
Как стать UX/UI-дизайнером
При большом желании можно освоить азы UX/UI самостоятельно — по информации из открытых источников. Но с курсами дело пойдёт быстрее, а знания будут глубже.
Можно выбрать большой комплексный курс. Например, на Coursera исчерпывающая программа по UX/UI доступна бесплатно — для самостоятельного обучения по видео. Есть платные курсы с проверкой работ преподавателями — в Skvot и в Bang Bang Education.
Можно составить себе учебную траекторию самостоятельно: сочетать короткие курсы по отдельным дисциплинам с самостоятельным обучением. Это более гибкий подход — чтобы осваивать информацию в своем темпе. Можно обратить внимание на:
- Курс по Figma на Udemy — этот редактор непременно придётся освоить.
- Программа по проектированию пользовательского опыта на Coursera — поможет быстрее вникнуть в суть UX.
- Комплексный курс по сеткам, цветам и шрифтам на Udemy — поможет быстро разобраться с практическими вопросами.
- Курс по теории цвета на Domestika — чтобы углубиться в колористику и создавать визуально привлекательные интерфейсы.
- Курс по UX от Google на Coursera. UI-составляющую тут не рассматривают, зато можно вникнуть в маркетинг и продуктовый подход к дизайну.
TL;DR
UX и UI-дизайн — два самодостаточных направления. В первом случае речь идет о проектировании пути пользователя на сайте, во втором — о создании красивых кнопок, иконок и надписей. Но лучше одновременно изучать и UX, и UI — с таким набором скиллов больше возможностей для работы.
UX/UI-дизайнер должен разбираться в основах маркетинга, заботиться об удобстве сайта, подбирать читабельные шрифты, делать интерфейс эмоциональным — с помощью цветов и иллюстраций. Азы профессии можно освоить самостоятельно, но за глубокими знаниями лучше пройти на курсы — хотя бы на краткосрочные. UX/UI-дизайнеры на удаленке требуются даже в небольших компаниях — можно пойти на junior-позицию и постепенно совершенствовать навыки.
Почитать bubble в микро- и даже наноформате можно в instagram. подключайтесь
«Главная ошибка собеса — подгонять ответы». Рекрутеры рассказали о найме в IT
Откуда берутся IT-рекрутеры, с какими трудностями они сталкиваются в попытках закрыть позиции и какие ошибки сами совершают на интервью — полезно знать перед тем, как искать работу.
Изображения: Artem Markov
Нашли ошибку в тексте — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Нашли ошибку в тексте — выделите её и нажмите кнопку «Сообщить об ошибке».