DOSBox (Русский)
Состояние перевода: На этой странице представлен перевод статьи DOSBox. Дата последней синхронизации: 21 декабря 2021. Вы можете помочь синхронизировать перевод, если в английской версии произошли изменения.
DOSBox — эмулятор ПК со встроенным окружением DOS, предназначенный для запуска старых DOS-игр и программ.
Установка
Настройка
Никакой начальной конфигурации не требуется, однако официальное руководство DOSBox ссылается на конфигурационный файл dosbox.conf . По умолчанию он находится в директории ~/.dosbox .
Вы можете создавать новый файл конфигурации для каждого приложения, копируя dosbox.conf из ~/.dosbox в каталог с DOS-приложением и изменяя настройки соответствующим образом. Также возможно автоматическое создание файла конфигурации — для этого запустите dosbox без параметров в директории с необходимым приложением:
$ dosbox
И затем выполните следующую команду в командной строке DOS:
Z:\> config -wc dosbox.conf
Конфигурационный файл dosbox.conf сохранится в текущем каталоге, где вы можете настроить необходимые параметры.
Все доступные параметры описаны на официальном вики-ресурсе DOSBox.
Использование
Поместите игру в требуемый каталог, а затем запустите dosbox с именем этого каталога:
$ dosbox ./game-folder/
Теперь у вас появится командная строка DOS с указанным выше рабочим каталогом, откуда вы можете выполнить нужные программы:
C:\> SETUP.EXE
Советы и рекомендации
Освобождение фокуса указателя
Если DOSBox захватил фокус указателя, нажмите Ctrl+F10 , чтобы освободить его.
Воспроизведение музыки в играх
Для воспроизведения музыки в некоторых играх для DOS требуется MIDI-синтезатор, который DOSBox не эмулирует. Однако DOSBox может использовать существующий. Если же на вашем компьютере нет аппаратного синтезатора, воспользуйтесь программным, например, FluidSynth или Timidity.
Смотрите также
- Официальный веб-сайт DOSBox
- DOSGames.com — большой репозиторий DOS-игр.
- Abandonia — большой репозиторий старых и заброшенных DOS-игр.
Retrieved from «https://wiki.archlinux.org/index.php?title=DOSBox_(Русский)&oldid=706938»
- Emulation (Русский)
- Gaming (Русский)
DOSBox в вопросах и ответах
DOSBox — эмулятор DOS-машины. С помощью него вы сможете запустить на современных компьютерах свои любимые старые игры времен DOS’а.
Какую версию использовать?
Используйте последнюю версию программы с официального сайта или из раздела утилит на нашем сайте. На данный момент последняя официальная версия программы — 0.74. Если вы хотите воспользоваться неофициальными функциями — такими, как поддержка Glide-игр, — то качайте неофициальные сборки.
Как запустить игру в DOSBox’е?
Запустить интересующую вас игру с помощью программы DOSBox можно разными способами. Вот некоторые из них:
- Запуск с помощью «перетаскивания исполняемого файла на DOSBox». Для того чтобы запустить таким образом игру, необходимо просто «перетащить» исполняемый файл игры (.exe или .com) на ярлык DOSBox.
- Запуск непосредственно из DOSBox. Запустите DOSBox, далее подмонтируйте диск с игрой и с помощью команд DOSBox’а запустите ее исполняемый файл.
Важно: обязательно требуется переходить в саму директорию с игрой — нельзя запускать файл из корня виртуального диска подобным образом: GAMES\ORION\ORION.EXE
Описания команд DOSBox’а смотрите ниже. Примеры запуска смотрите в отдельной статье.
- Запуск с помощью *.bat-файла. Создайте *.bat-файл вида dosbox c:\games\orion\orion.exe, поместите его в директорию с DOSBox, запускайте его.
- Запуск с помощью прописанных в dosbox.conf командах autoexec. Команды DOSBox’а можно записать в самом конце конфигурационного файла в разделе autoexec — и они будут выполняться по порядку при запуске DOSBox’а.
- Запуск с использованием сторонних фронт-эндов (графические оболочки). Наиболее известную такую оболочку — D-Fend — можно скачать у нас в разделе утилит.
Как запустить PC-booter игру (т.е. игру, запускающуюся напрямую с образа дискеты)?
Вы можете прочитать дополнительную информацию об образах дискет в статье Образ дискеты. Что это такое и как с ним работать.
Как запустить PCjr картридж?
Необходимо выбрать тип эмулируемого компьютера pcjr (machine=pcjr в настройках эмулятора) и затем загрузиться с образа картриджа с помощью команды boot.
Команды DOSBox’а
Я запустил DOSBox — получил чёрный экран и командную строку, что писать?
В DOSBox’е действуют команды, похожие на стандартные DOS-овские:
- cd — команда для смены директории.
- cd .. — перейти на один уровень вверх.
- cd имя_папки перейти к подпапке данного каталога.
- X: — смена диска на диск X:.
- dir — команда для отображения содержимого директории, можно также использовать с ключами /w (вывод по столбцам), /р (пауза после каждого экрана).
- mount — команда для подключения дисков в DOSBox.
Примечание: для упрощения навигации по файловой системе можно использовать один из файловых менеджеров под DOS.
Как мне получить содержимое папки с игрой в DOSBox’е?
Чтобы DOSBox видел вашу папку с игрой или играми, нужно специальной командой «смонтировать» виртуальный диск. В DOSBox нельзя просто без монтирования перейти в папку на вашем диске. Для некоторых игр необходимо также, чтобы виделся CD-ROM с игрой. Для этого необходимо так или иначе «смонтировать» и CD-ROM тоже.
Пример использования команды mount для монтирования папки D:\GAMES на вашем компьютере в качестве диска C: DOSBox’а:
mount c d:\games
Пример подключения CD-ROM в приводе E: на вашем компьютере в качестве виртуального CD-ROM’а D: DOSBox’а:
mount d e:\ -t cdrom
Для некоторых игр с CD-Audio треками может понадобиться параметр -ioctl.
Для того чтобы подключить floppy-дисковод A:, введите:
mount a a:\ -t floppy
Как мне смаунтить директорию, если путь содержит пробелы?
Заключайте путь в кавычки. Например:
mount C "C:\Users\your-user-name\Documents\DOSBox stuff\MyGame"
У меня есть образ диска/дискеты, и я не хочу его записывать на реальный носитель или загружать в виртуальный привод для игры, есть ли способ подключать образ в DOSBox’е напрямую?
Действительно, с версии 0.62 такая возможность есть. Для этого воспользуйтесь командой imgmount. Пример использования для подключения образа диска myiso.iso в качестве виртуального CD-ROM’а — диска D::
imgmount d c:\myiso.iso -t cdrom
Добавлять параметры -fs iso, как правило, не нужно.
Если путь к образу диска/дискеты, либо его имя содержит пробелы, то нужно заключать его в кавычки:
imgmount d "H:\New\Screamer Rally CD\Screamer Rally.cue" -t cdrom
С помощью команды imgmount можно подгружать образы дискет (аналогично образу диска, но с ключом -t floppy), а также образ жесткого диска (аналогично, но с ключом -t hdd).
Также с помощью команды imgmount можно монтировать сразу несколько образов диска на один виртуальный привод, переключение между ними осуществляется по Ctrl-F4:
imgmount d f:\img\CD1.cue f:\img\CD2.cue f:\img\CD3.cue -t cdrom
imgmount d "g:\img\7th Guest CD1.cue" "g:\img\7th Guest CD2.cue" -t cdrom
Важно: команда imgmount поддерживает образы дисков только в форматах ISO и BIN/CUE. Для проигрывания аудиотреков в игре монтировать нужно CUE-файл.
С помощью данной команды, а также команды boot можно запускать так называемые «booter»-игры, то есть игры, которые грузятся напрямую с дискеты, без запуска ОС. Для этого смонтируйте образ командой imgmount и загрузите его командой boot. Пример команд:
imgmount a "floppy.img" -t floppy boot -l a
boot "floppy.img"
Горячие клавиши DOSBox’а
Как перевести игру в полноэкранный режим?
Нажмите ALT + Enter. Чтобы перейти в оконный режим, нажмите эту комбинацию еще раз. Если вы хотите, чтобы игра сразу запускалась на весь экран, отредактируйте dosbox.conf: исправьте fullscreen=false на fullscreen=true.
Как записать видео-ролик или сделать скриншот игры? Как записать музыку?
Видеоролик записывается комбинацией CTRL-ALT-F5 (включить запись или выключить). Скриншоты делаются комбинацией CTRL-F5 (сохраняются в формат *.PNG). Запись музыки возможна в трех режимах:
- В Wav-файл. Делается комбинацией CTRL-F6.
- Запись OPL команд. Делается комбинацией CTRL-ALT-F7.
- Запись MIDI команд. Делается комбинацией CTRL-ALT-F8.
Все труды пользователя отправляются в папку Capture в папке с DOSBox (можно переназначить в dosbox.conf). Начиная с версии 0.73 папка Capture находится в рабочей папке DOSBox:
- %USERPROFILE%\Local Settings\Application Data\DOSBox\ (Windows XP)
- :\Users\\AppData\Local\DOSBox\ (Windows Vista & Windows 7)
Важно: для воспроизведения роликов, записанных в DOSBoxе, необходимо установить кодек ZMBV, который распространяется вместе с программой.
У меня не проигрываются видеоролики, записанные в DOSBox’е!
См. предыдущий вопрос.
Игра идет слишком быстро/медленно, что делать?
Скорость эмуляции регулируется клавишами CTRL+F11 / CTRL+F12. Также можно настроить параметр cycles в dosbox.conf.
В особо запущенных случаях (если всё равно тормозит) стоит попробовать менять параметры core и output в конфиге (подробнее читайте в инструкции DOSBox для пользователей), отключить дополнительные скейлеры (параметр scaler) или даже включить пропуск кадров, делается это клавишами CTRL-F7 / CTRL-F8.
Помните, что DOSBox лучше всего работает на x86, то есть работа на карманных устройствах или Macintosh PPC, к примеру, никогда не будет такой же быстрой.
Есть ли в DOSBOx’е возможность сохраняться в любой момент (как например в эмуляторе Super Nintendo)?
Да, можно — в «корейской» сборке DOSBox есть возможность сохранения/восстановления состояния:
*Alt-F5 : Save States *Alt-F6 : Prev Slot *Alt-F7 : Next Slot *Alt-F9 : Load States
Либо из меню: «Main->Load/Save state».
Как переназначить клавиши в DOSBox’е?
В DOSBox’е есть встроенная функция «mapper». Вызывается она по комбинации Ctrl+F1.
Экран настроек mapper’а
С помощью этой функции можно переназначить клавиши клавиатуры или джойстика на другие клавиши клавиатуры или джойстика (то есть можно назначить управление джойстиком с помощью клавиатуры или же наоборот — клавиатуры на джойстик). Для каждой перенаправляемой клавиши проделайте следующую процедуру:
- Выберите клавишу на экране,
- Нажмите Add,
- Нажмите клавишу на своей клавиатуре или на джойстике, которую вы хотите сопоставить выбранной на экране
После окончания процедуры можно сохранить файл с настройками переназначения (если вы хотите пользоваться этими настройками в следующий раз) и нажмите Exit.
Частые проблемы при запуске игр
На моем ноутбуке при переходе в полноэкранный режим изображение глючит или игра вообще вылетает.
Попробуйте изменить параметр output в dosbox.conf. По умолчанию стоит surface, надо заменить на ddraw или opengl.
Картинка сжата, или, наоборот, хочется, чтобы пропали пустые полосы по бокам экрана в полноэкранном режиме
Измените параметр aspect (true | false) в dosbox.conf.
Где мне искать файл настроек dosbox.conf?
В зависимости от ОС и версии DOSBox’а файл настроек лежит либо вместе с dosbox.exe (в ранних версиях), либо в User profile (например, в версиях 0.73-0.74 или на Маке). В последнем случае вы можете его найти в:
- %USERPROFILE%\Local Settings\Application Data\DOSBox\dosbox-.conf (Windows XP)
- :\Users\\AppData\Local\DOSBox\dosbox-.conf (Windows Vista & Windows 7)
- ~/.dosbox/ (Linux)
- ~/Library/Preferences/DOSBox 0.73 Preferences (Mac OS X).
Также отредактировать конфиг-файл можно в Start > All Programs > Dosbox-0.73 > Configuration в пункте Edit Configuration.
Для версии 0.74: Пуск > Все программы > Dosbox-0.74 > Options в пункте DOSBox 0.74 Options.
В игре нет звука или музыки, хотя они должны быть.
Проверьте настройки звука и музыки в игре. Практически все DOS-игры 90-х годов имеют поддержку Sound Blaster, так что в программе настройки звука в игре (обычно это setup.exe) стоит выбирать именно его. Параметры Sound Blaster в DOSBox по умолчанию стоят такие:
IO (Port) - 220 IRQ (Interrupt Request) – 7 DMA Channel (Direct memory access) - 1 DMA 16-bit – 5. (для Sound Blaster 16 и выше)
В качестве альтернативы можно использовать карту Gravis Ultrasound — ее настройка описана в руководстве для «экспертов». В качестве музыкального устройства можно использовать General Midi – MPU-401, значение ввода-вывода (IO) для него по умолчанию — 330.
Я монтирую диск с игрой как написано, перехожу на него и запускаю игру с помощью команды GAMES\GAME\GAME.EXE (пример), но ничего не работает.
Так делать нельзя. После перехода на виртуальный диск переходите в директорию с игрой и запускайте исполняемый файл оттуда. Если что-то непонятно, еще раз посмотрите Примеры запуска игр в DOSBox.
Все ли игры работают под DOSBox’ом? Что делать, если какая-то одна игра не запускается или глючит, хотя с остальными всё нормально?
У команды DOSBox’а есть список совместимости игр, в нем указаны тестировавшиеся игры; если с их работой есть какие-то проблемы, об этом указывается. В последней версии программы проблемных игр совсем немного, но они есть. С другой стороны, на нашем сайте многие игры, которые считаются неработающими или проблемными, уже починены. Поэтому с проблемой по конкретной игре обращайтесь на форум в тему по DOSBox’у.
См. также
- DOSBox для пользователей (описание настроек программы и развернутая информация по работе с ней)
- DOSBox для знатоков (дополнительные руководства)
- Dosbox.conf (описание файла настроек программы)
Ссылки
- DOSBox Wiki
- Еще одно руководство по пользованию DOSBox на русском языке от автора GamesHistory — Arik’а. Руководство снабжено скриншотами!
dosbox.conf
Естественно, для каждой игры лучше всего настраивать конфигурацию DOSBox’а отдельно. Оптимальным решением будет использование отдельного .conf файла для каждой игры (с максимально подходящими для неё настройками). Для удобства можно запускать DOSBox с помощью ярлыков (shortcut) следующим образом:
"DOSBox.exe -conf "DOSbox-GameName.conf"
При создании данного руководства использовалась информация из [1] .
[sdl]
Этот раздел содержит все низкоуровневые настройки, с помощью которых DosBox взаимодействует с вашим реальным железом. Вы можете настроить разрешения, которые будут эмулироваться, как DosBox будет вести себя при возникновении ошибок и как он будет реагировать на действия, произведённые с помощью вашей мыши, клавиатуры и джойстика. Вы можете достигнуть высокого уровня оптимизации, изменяя эти настройки, однако в большинстве случаев стандартные настройки являются лучшим решением. Эти настройки изменяют параметры библиотеки SDL, которая на низком уровне работает с входными данными, а также позволяют изменить приоритет DOSBox’а.
- fullscreen = true | false (полный экран = истинно | ложно)
- fulldouble = true | false (полный двойная = истинно | ложно)
- fullresolution = width x height | original | desktop (полноэкранное разрешение = ширина х высота | исходное | рабочий стол)
- windowresolution = width x height | original (разрешение в оконном представлении = ширина х высота | исходное разрешение)
- output = surface | overlay | opengl | openglnb | ddraw )
- autolock = true | false (захват мыши = истинно | ложно)
- sensitivity = 1..1000 (чувствительность = 1..1000)
- waitonerror = true | false (ждать после возникновения ошибки = истинно | ложно)
- priority = when-focused,when-minimzed (приоритет = когда-развёрнуто, когда-свёрнуто)
- mapperfile = path-to-mapper-file (файл раскладки = путь к файлу раскладки)
- usescancodes = true | false
Устаревшие (не рекомендованные к изменению) параметры.
- fullfixed = true | false (полноэкранное фиксирование = истинно | ложно)
- fullwidth = width (полноэкранная ширина = ширина)
- fullheight = height (полноэкранная высота = высота)
[dosbox]
Раздел [dosbox] содержит настройки, которые не подходят ни под один другой раздел (такие, как выбор языка, используемого в внутренней справке DOSBox’а, где хранить скриншоты и. т. д.).
- language = path-to-language-file (язык = путь к файлу языка)
- memsize = nn (размер памяти = двузначное число)
- machine = hercules | cga | tandy | pcjr | ega | vgaonly | svga_s3 | svga_et3000 | svga_et4000 | svga_paradise | vesa_nolfb | vesa_oldvbe
- vgaonly (в прошлых версиях vga) — VGA (Video Graphics Array): Графическая система компании IBM, вышедшая вместе с PS/2. Истинное VGA поддерживает 16 цветов при разрешении 640х480 либо 256 цветов при разрешении 320х200. VGA-цвета выбираются из палитры 262 144 цветов (не 16.7 миллиона), потому что VGA использует 6 битов для определения каждого цвета вместо 8 по сегодняшним стандартам.
- Tandy: Графические режимы, доступные на Tandy 1000 или PCjr, которые включают в себя: 160x100x16, 160x200x16, 320x200x16 и 640x200x4. В серию Tandy RL/SL/TL также добавлен режим 640x200x16.
- CGA (Color Graphics Adapter): CGA поддерживает несколько различных режимов; максимальное качество текстового режима — 85х25 символов с палитрой 16 цветов. Графические режимы начинаются от 640x200x2 (монохромный) до 16 цветов при разрешении 160х200. Самым распространённым режимом для игр был 320х200х4. Однако эти четыре цвета не могли свободно использовать 16-цветную палитру CGA. Были только две официальные палитры для этого режима:
- Пурпурный, голубой (magenta, cyan), белый и цвет фона (чёрный по умолчанию). Они больше всего подходили для игр.
- Красный, зелёный, коричневый и цвет фона (чёрный по умолчанию). Иногда есть возможность выбора этого режима в некоторых играх.
- Hercules: Hercules — альтернатива CGA — был придуман для поддержки высоких разрешений в монохромном режиме — как для текста, так и графики. Разрешение в этом режиме — 720x348x2 (один цвет + цвет фона).
- captures = path-to-capture-directory (захваты = путь к директории захвата)
[render]
- frameskip = nnn (пропуск кадров = целое число)
- aspect = true | false(пропорции = истинно | ложно)
- scaler = none | normal2x | normal3x | tv2x | tv3x | rgb2x | rgb3x | scan2x | scan3x | advmame2x | advmame3x | advinterp2x | advinterp3x | 2xsai | super2xsai | supereagle | hq2x | hq3x
- none: scaling не используется.
- normal: nearest-neighbour scaling (большие, квадратные пиксели).
- scan: Работает так же, как и ‘normal’, но с горизонтальными чёрными линиями.
- tv: Работает так же, как и ‘scan’, но с затенённым вариантом соседних пикселей, вместо чёрных линий.
- rgb: Симулирует фосфоры на dot trio CRT(ЭЛТ).
- advmame: Сглаживает углы и зазубрины с диагональных линий.
- advinterp: Идентично ‘advmame’.
- sai: Идентично ‘advmame’, но с гораздо более мягкими цветовыми переходами и краями.
- supersai: Идентично ‘sai’ но чётче.
- hq: ‘high quality'(высокое качество) scaler который выдаёт более чистое и чёткое изображение, чем ‘advmame’ или ‘sai’ scaler-ы.
[cpu]
Раздел CPU управляет методом эмуляции ЦП (центрального процессора) с помощью DOSBox’а, насколько быстрой должна быть эмуляция и её настройки.
DOSBox поддерживает несколько различных методов эмуляции:
- core = simple | normal| dynamic | auto(ядро = простое | нормальное | динамическое | автоматическое).
- normal — Программа интерпретируется как инструкция за инструкцией. Этот метод гораздо более требователен к ресурсам ЦП, чем dynamic, но производит гораздо более точную эмуляцию и требуется для платформ, для которых у DOSBox’а нет настройки dinamic.
- simple — Примерно то же самое, что и normal, но оптимизированное для real-mode игр. В случае запуска protected-mode игр DOSBox автоматически переключается в режим ядра normal.
- dynamic — Программные инструкции находятся в блоках, которые переводятся в инструкции, понятные центральному процессору, и выполняются напрямую. В большинстве случаев этот подход более эффективен, чем интерпретация, за исключением тех программ, которые содержат слишком много самомодифицируемого кода. Эта настройка присутствует не на всех платформах.
- auto — Real-mode-программы запускаются с настройкой normal. Для protected-mode-программ DOSBox переключается на настройку dynamic, если она доступна.
- full — не рекомендована.
- cputype = auto | 386 | 386_slow | 486_slow | pentium_slow | 386_prefetch (тип ЦП)
- cycles = fixed nnnn | max [default%] [limit «cycle limit»] | auto [realmode default] [protected mode default%] [limit «cycle limit»]
- fixed nnnn (фиксированное число) — ставит скорость эмулируемого ЦП на фиксированное количество циклов (nnnn). Значение 3000 означает 3 MIPS. Если это значение слишком велико, некоторые игры будут работать слишком быстро либо аварийно завершаться. Максимальное значение зависит от мощности вашего ЦП. Если значение будет превосходить возможности вашего ЦП, эмуляция будет идти медленно и появятся прерывания звука.
- max (максимальное) — автоматически ставит количество циклов, приближенное к default% процентам вашего физического центрального процессора. Если значение default% не определено, оно приравнивается к 100%. Дополнительный параметр limit ограничивает максимальную скорость до указанного значения.
- auto (автоматический) — для real-mode-игр этот параметр переключается на значение параметра «realmode default», либо на 3000 циклов, если значение не определено. Когда идёт переключение в protected-mode, параметр cycles автоматически переключается в режим max, используя остальные дополнительные параметры.
cycles=fixed 5000, cycles=5000
Все игры, которые вы начнёте, будут работать с фиксированной скоростью ~5 MIPS. Полезно для чувствительных к скорости игр или игр, для которых требуется постоянная скорость ЦП. Вы можете изменять текущее значение с помощью комбинаций клавиш Ctrl+F11 и Ctrl+F12 во время работы DOSBox’а.
cycles=max
Все игры, которые вы начнёте, будут работать на максимально доступной вашему ЦП скорости. Используйте Ctrl+F11 и Ctrl+F12 для изменения процента использования мощности вашего ЦП.
cycles=max limit 50000
Все игры, которые вы начнёте, будут работать со скоростью до 50000 циклов — в зависимости от мощности вашего ЦП.
cycles=max 50%
Будет использовано около 50% мощности вашего ЦП.
cycles=auto
Real-mode-игры будут работать на скорости 3000 циклов. Protected-mode-игры будут работать на настройке cycles=max.
cycles=auto 5000 50% limit 50000
Real-mode-игры будут работать на фиксированной скорости 5000 циклов, protected-mode-игры — на настройке cycles=max 50% limit 50000.
- cycleup = nnn (увеличить количество циклов = число)
- cycledown = nnn (уменьшить количество циклов = число)
[mixer]
Здесь вы можете определять качество эмулируемого аудио.
- nosound=true|false
- rate
- blocksize
- prebuffer
[midi]
Здесь вы можете определять настройки MIDI. Термин MIDI часто используется для определения фоновой музыки в старых играх, но в данном случае он означает аудио-синтезатор (который направлен напрямую от эмулируемых игр к современному железу).
- mpu401 = intelligent | uart | none
- intelligent (умный): (информация из Википедии) MPU-401 может работать в двух режимах: в нормальном режиме и режиме UART (Универсальный Асинхронный Приёмопередатчик). «Нормальный режим» использует 8-канальный секвенсер, MIDI clock, SYNC 24, Tape Sync и метроном; благодаря этим возможностям этот режим часто называют «умным режимом» (intelligent mode).
- uart (Универсальный Асинхронный Приёмопередатчик): этот режим просто эмулирует режим UART, то есть ретранслирует в-/исходящие MIDI-байты данных.
- none: MIDI не эмулируется.
- mididevice = default | win32 | alsa | oss | coreaudio | coremidi | none
- default: Для воспроизведения используется стандартное воспроизводящее MIDI устройство.
- win32: Используется Win32 MIDI-устройство воспроизведения.
- alsa: Используется Linux-овский интерфейс воспроизведения Advanced Linux Sound Architecture.
- oss: Используется Linux-овский интерфейс воспроизведения Open Sound System.
- coreaudio: Оболочка MacOS X для обработки музыки через встроенный в OS X синтезатор.
- coremidi: Оболочка MacOS X для направления MIDI-команд на устройство, которое было настроено в Audio MIDI Setup.
- none: MIDI отключено.
- midiconfig = идентификационный номер устройства MIDI
[sblaster]
- sbtype=sb1,sb2,sbpro1,sbpro2,sb16,none.
- sb1: эмуляция Sound Blaster 1.0, битность устройства — 8, максимальная частота дискретизации звука — 22 kHz, стереорежим — отсутствует, синтез звука — CMS / OPL-2
- sb2: эмуляция Sound Blaster 2.0, битность устройства — 8, максимальная частота дискретизации звука — 44.1 kHz, стереорежим — отсутствует, синтез звука — OPL-2
- sbpro1: эмуляция Sound Blaster Pro 1.0, битность устройства — 8, максимальная частота дискретизации звука — 44.1 kHz (в стерео только 22 kHz), стереорежим — есть, синтез звука — Двойной OPL-2
- sbpro2: эмуляция Sound Blaster Pro 2.0, битность устройства — 8, максимальная частота дискретизации звука — 44.1 kHz, стереорежим — есть, синтез звука — OPL-3
- sb16: эмуляция Sound Blaster 16, битность устройства — 16, максимальная частота дискретизации звука — 44.1 kHz, стереорежим — есть, синтез звука — OPL-3
- none: откючить эмуляцию Sound Blaster; для полного отключения эмуляции платы может требоваться и отключение её FM-синтеза (oplmode=none), иначе порты могут удерживаться
- sbbase= значение порта ввода-вывода.
- irq= значение IRQ.
- dma= значение DMA.
- hdma= значение 16-битного DMA.
- mixer= true|false
- oplmode= auto,cms,opl2,dualopl2,opl3,none
- auto: выбрать в зависимости от настройки sbtype, но только AdLib-совместимые!
- cms: эмуляция Creative Music System / GameBlaster. Поддерживает стерео, в отличие от AdLib, но имеет меньше каналов и хуже качество звука. Обратите внимание, что эта карта не AdLib-совместима, поэтому при выборе этой настройки AdLib музыка в играх не будет работать! Число каналов — 6, стерео режим — есть.
- opl2: эмуляция AdLib / OPL-2 / Yamaha 3812. Долгие годы оставался наиболее популярным стандартом синтеза звука. Число каналов — 9, стерео режим — нет.
- dualopl2: эмуляция Sound Blaster Pro 1.0, реализовавшего стерео через две OPL-2 карты. Число каналов — 9, стерео режим — есть.
- opl3: AdLib Gold / OPL-3 / Yamaha YMF262. Стандарт, поддерживающийся картами Sound Blaster 16. Число каналов — 18, стерео режим — есть.
- none: отключить эмуляцию FM-синтеза; может требоваться для полного отключения эмуляции Sound Blaster.
- oplrate= частота дискретизации звука.
[gus]
- gus=true|false
- gusrate
- gusbase
Основной порт ввода-вывода GUS.
- gusirq
- gusdma
Номер канала доступа к памяти DMA для GUS.
- ultradir
Папка смонтированного в DOSBox’е диска, куда установлен софт и набор звуковых патчей для GUS.
Стандартная настройка: ultradir=C:\ULTRASND
[speaker]
Настройки эмуляции встроенного в материнскую плату динамика (PC Speaker). DOSBox эмулирует PC Speaker, перенаправляя его на звуковую карту.
- pcspeaker=true|false
- pcrate
- tandy=off|on|auto
- tandyrate
- disney=true|false
[joystick]
[serial]
- serialX = device [parameter:value]
- Для directserial: realport (обязательно), rxdelay (дополнительно).
- Для modem: listenport (дополнительно).
- Для nullmodem: server, rxdelay, txdelay, telnet, usedtr, transparent, port, inhsocket (все дополнительны).
- serial1=dummy
- serial2=dummy
- serial3=disabled
- serial4=disabled
Пример настройки реальной serial port для использования I/O:
serial1=directserial realport:com1
[dos]
- xms=true/false
- ems=true/false
- umb=true/false
- keyboardlayout=auto/none/XY
keyb ru 866
Значение none выбирает американскую кодовую страницу (US), тогда как auto должна под ОС Windows выбирать раскладку, выбранную в Windows, но на деле получается, что всё равно американскую. Значение по умолчанию: «auto» (Начиная с версии: 0.73. В прошлых версиях: «none»),
[ipx]
- ipx=true/false
[autoexec]
Здесь вы можете определить содержимое файла AUTOEXEC.BAT (которые выполняются сразу после запуска DOSBox’а). Таким образом, каждый раз при запуске DOSBox’а будут выполняться команды из этого раздела.
См. также
Примечания
- ↑http://www.dosbox.com/wiki/Dosbox.conf
- ↑ 2,02,1 Оптимальные значения зависят от скорости машины. Например, у многих неплохо работают blocksize=512, prebuffer=50.
Dosbox.conf
dosbox.conf is a configuration file that DOSBox can use globally and/or locally per game (and settings that are left out are taken from the global file). It contains various system settings and initialization values that define your emulated environment. Everything can be controlled by editing this file or if you like through more graphically oriented Front Ends. You can also create separate dosbox.conf files for multiple host environments (which is helpful in playing various DOS games that expect various types of hardware).
The configuration file is broken into separate sections which contain section settings. Many of these settings do not need to be fully understood to configure DOSBox, but it is helpful to know where to look. You should also be aware that anything to the right of the # to the end of the line is considered a comment as is totally ignored by DOSBox when it loads.
Contents
- 1 Creation and Location
- 1.1 Windows
- 1.1.1 Windows XP
- 1.1.2 Windows Vista, Windows 7 & Windows 8.x
- 2.1 [sdl]
- 2.2 [dosbox]
- 2.3 [render]
- 2.3.1 frameskip = nnn
- 2.3.2 aspect = true | false
- 2.3.3 scaler = none | normal2x | normal3x | tv2x | tv3x | rgb2x | rgb3x | scan2x | scan3x | advmame2x | advmame3x | advinterp2x | advinterp3x | 2xsai | super2xsai | supereagle | hq2x | hq3x
- 2.4.1 core = simple | normal| dynamic | auto
- 2.4.2 cputype = auto | 386 | 386_slow | 486_slow | pentium_slow | 386_prefetch
- 2.4.3 cycles = fixed nnnn | max [default%] [limit cycle limit] | auto [realmode default] [protected mode default%] [limit «cycle limit»]
- 2.4.3.1 Examples:
- 2.6.1 mpu401 = intelligent | uart | none
- 2.6.2 mididevice = default | win32 | alsa | oss | coreaudio | coremidi | none
- 2.6.3 midiconfig = id of MIDI device
Creation and Location
Depending on the version or host OS, the dosbox.conf file is located either inside the user profile folder or inside the same folder as dosbox.exe. On 0.74, just go to the DOSBox folder and open «DOSBox 0.74 Options.bat» in order to open the configuration file (*.conf).
Windows
Dosbox.conf is created automatically in the Windows’ user profile folder. The location is indicated by the DOSBox Status Window upon startup.
You can find the dosbox.conf by browsing Start > All Programs > Dosbox-
Windows XP
%USERPROFILE%\Local Settings\Application Data\DOSBox\dosbox-.conf
Windows Vista, Windows 7 & Windows 8.x
:\Users\ \AppData\Local\DOSBox\dosbox-.conf
Linux
For Linux the configfile is created on the first run in ~/.dosbox/
The name is dosbox- .conf where version is currently 0.74On Ubuntu in the dosbox man file it is written:
Configuration and language files use a format similar to Windows .ini files. First ~/.dosboxrc (if present) will be loaded. If no config‐ file is specified at the commandline, a file named dosbox.conf (if present in the current directory) will be loaded automatically after‐ wards. If a configfile is specified at the commandline that one will be used instead.
Mac OS X
If you are using Mac OS X, a preferences file will be created for you on the first time you run DOSBox (as of version 0.73). This file contains the same system settings and initialization values as the dosbox.conf file on other systems.
It can be found (and modified) at ~/Library/Preferences/DOSBox 0.73 Preferences, where ~/ is your user profile folder (usually /Macintosh HD/Users/username/). The exact folder name in the Finder may vary, depending on the language you use for OS X.
Wine
Wine makes a temporary config file every time it runs at /.wine/drive_c/users/$/Temp/cfg. tmp. This file is also deleted after DOSBox is launched.
Sections
[sdl]
This section contains all of the low level system settings for how DOSBox interacts with your real hardware. You can define what resolutions are emulated, how DOSBox should treat errors or listen to your keyboard and mouse. You can often achieve a fair level of optimization by working with these setting, though for the most part leaving them at their default settings will create the best experience. These settings are passed on to the SDL Library which handles low level things like input and thread priority.
fullscreen = true | false Start DOSBox directly in fullscreen. Default is false.
fulldouble = true | false Use double buffering in fullscreen. See [1] Default is false.fullresolution = width x height | original | desktop Scale the application to this size IF the output device supports hardware scaling (i.e. any output other than surface). Original is the game’s default or chosen (through setup.exe or in-game menu) resolution. If original resolution is less than desktop resolution, DOSBox will switch the screen resolution to the closest match requested by the game or application. For example, if a game in DOSBox is requesting a graphics screen resolution of (320 x 240) while your desktop is (1920 x 1200), DosBox will switch to (320×240) or the next highest resolution supported by your GPU drivers, e.g. (800 x 600) if the former is not available. Many games will be below the minimum resolution supported by modern video cards, so DOSBox will scale the game up to at least that minimum. Note: the scaler setting under [render] is also able to scale up the original resolution to some degree. Those changes are performed before any additional scaling done with fullresolution setting. Default is original.
windowresolution = width x height | original | desktop Scale the window to this size IF the output device supports hardware scaling (i.e. any output other than surface). Original is the game’s default or chosen (through setup.exe or in-game menu) resolution. Note: the scaler setting under [render] is also able to scale up the original resolution to some degree. Those changes are performed before any scaling done with windowresolution setting. Default is original.
output = surface | overlay | opengl | openglnb | ddraw What to use for output. Surface does not support scaling or aspect correction. More information here: [2] Default is surface.
autolock = true | false Mouse will automatically lock, if you click on the screen. Default is true.
sensitivity = 1..1000 Mouse sensitivity. Default is 100.
waitonerror = true | false Wait before closing the console if DOSBox has an error. Default is true.priority = when-focused,when-minimzed Priority levels for DOSBox. Second entry behind the comma is for when DOSBox is not focused/minimized. Valid priorities are: lowest, lower, normal, higher, highest, and pause. Default is higher,normal.
mapperfile = path-to-mapper-file File used to load/save the key/event mappings from. Default is mapper-.txt.
usescancodes = true | false Avoid usage of symkeys, might not work on all operating systems. Default is true.
[dosbox]
The [dosbox] section contains various settings that do not pertain to any other section (e.g. setting the language used in DOSBox help texts, where to store screen captures, etc.)
language = path-to-language-file Select another language file. The default value empty (language= ). (since 0. )
memsize = nn Amount of high memory (in megabytes) available to programs. Note: DOSBox always allocates 1 MB of low memory, so the total amount of memory equals 1 MB of low memory, plus whatever is allocated for high memory. The default value is 16 (memsize=16). (since 0. )
machine = hercules | cga | tandy | cga | tandy | pcjr | ega | vgaonly | svga_s3 | svga_et3000 | svga_et4000 | svga_paradise | vesa_nolfb | vesa_oldvbe (since 0.73) (previously machine = hercules | cga | tandy | vga) The type of machine (specifically the type of graphics hardware) DOSBox tries to emulate. The default value is svga_s3 (machine=svga_s3) (was previously vga) Definitions are as follows:
svga_s3 (vga on DOSBox 0.71 and 0.72) is SVGA (Super Video Graphics Array): A loose standard designed to allow graphics modes superior to that of VGA. This option emulates an S3 Trio64, one of the most compatible SVGA cards, supporting 256 colors at up to 1600×1200 and full (32- or 24-bit) color at up to 1024×768. It is nearly 100% backwards compatible with VGA, and thus is backwards compatible with EGA and CGA (except 16-color composite mode). It is not backwards compatible with special Tandy, PCjr or Hercules Monochrome graphics modes. (info taken from http://ipggi.wordpress.com/2008/03/16/dosbox-graphic-and-machine-emulation-cga-vga-tandy-pcjr-hercules/ and http://www.datasheetarchive.com/S3%20TRIO%2064-datasheet.html)
vgaonly (vga on DOSBox 0.70 and previous) is VGA (Video Graphics Array): IBM’s graphics system introduced with the PS/2. True VGA supports 16 colors at 640×480 resolution, or 256 colors at 320×200 resolution (and not 256 colors at 640×480, even though many people think it does). VGA colors are chosen from a palette of 262,144 colors (not 16.7 million) because VGA uses 6 bits to specify each color, instead of the 8 that is the standard today. (info taken from http://www.pcguide.com/ref/video/stdVGA-c.html. See also wikipedia:Video Graphics Array and http://members.chello.at/theodor.lauppert/games/vga.htm)
- Magenta, cyan, white and background color (black by default). (much more common for gaming)
- Red, green, brown and background color (black by default). (Can sometimes be selected as an alternate on some games).
Tandy: Refers to the additional graphics modes available on a Tandy 1000 or PCjr, which included 160x100x16, 160x200x16, 320x200x16, and 640x200x4. The Tandy RL/SL/TL series also added a 640x200x16 mode. Also backwards compatible with CGA, except for 16-color composite mode. (info taken from http://www.mobygames.com/attribute/sheet/attributeId,31/)
PCjr: Refers not to a graphics mode but an entire system developed by IBM, and the company’s first attempt at a home computer. Its graphics modes are identical to that of the Tandy, but it is not 100% compatible with any other IBM computer. Allows the user to boot cartridge files specifically designed for this system (.jrc). (infofrom wikipedia:IBM PCjr and www.dosbox.com/DOSBoxManual.html)
Hercules: Refers to a graphics card developed by Hercules Computer Technology as a competitor to CGA for monochrome monitors. Hercules systems generate both high-resolution text and graphics. The resolution is 720 by 348 and only a two colors (foreground and background) are supported. (info taken from http://www.webopedia.com/TERM/H/Hercules_graphics.html and wikipedia:Hercules Graphics Card)
EGA (Enhanced Graphics Adapter): Refers to a graphics card developed by IBM between the CGA and VGA, and thus has capabilities between the two. It supports 16 colors at a time from a set of 64 possible in resolutions up to 640×350. It also supports all the color modes of CGA except 16-color composite mode. This mode is rarely needed as VGA and SVGA can handle all the same modes. (info taken from wikipedia:Enhanced Graphics Adapter)
Aditional SVGA modes (only necessary if svga_s3 doesn’t work.)- vesa_oldvbe the same as svga_s3, but uses a lower version of VESA (1.3), the code used to interface with SVGA cards. This is necessary for some older SVGA programs.
- vesa_nolfb the same as svga_s3 introduces a no-line frame buffer hack. Sometimes runs faster than plain svga_s3. Only needed in a few games due to either a bug in DOSBox or the line-frame buffer mode of the game.
- svga_paradise emulates the Paradise PVGA1A and is only capable of the SVGA resolutions of 256 colors at 640×480 and 16 colors at 800×600. Like all SVGA modes, it is nearly 100% backwards compatible with VGA.
- svga_et3000 emulates the Tseng Labs ET3000, which can handle everything the Paradise card can plus 256 colors at 800×600 and 16 colors at 1024×768.
- svga_et4000 emulates the Tseng Labs ET4000, which is the same as the ET3000 except it can also handle 256 colors at 1024×768.
captures = path-to-capture-directory Directory where things like music (wave and MIDI) and screenshots are captured when special keys CTRL-F5 and CTRL-F6 are used. Screenshots will be captured and saved as (PNG) files with a resolution of 320×200. Note:
The capture directory will not be created automatically — you must create it before you start capturing music and screenshoots, otherwise nothing will be saved.As of v0.73 (possibly prior) it is created automatically on first use. The default value is capture (captures=capture). (since 0.62).[render]
The rendering (drawing) section controls methods that DOSBox uses to improve the speed and quality of the graphics displayed on the screen. E.g. it can «forget» (skip) the every 3rd screen update (which will save time), or it can try to smooth out some of the coarse low-resolution graphics that was used on old displays, but which looks bad when shown on a modern, high-resolution screen.
frameskip = nnn
How many frames DOSBox skips before drawing one.
Default is 0.
aspect = true | false
Do aspect correction. It only affects non-square pixel modes like VGA Mode 13h, which has a resolution of 320×200 pixels and is used by many DOS games (DOOM, etc). Recommended as such games were designed for 4:3 displays, and without aspect correction will look distorted and not as the developer intended.
Default is false.
scaler = none | normal2x | normal3x | tv2x | tv3x | rgb2x | rgb3x | scan2x | scan3x | advmame2x | advmame3x | advinterp2x | advinterp3x | 2xsai | super2xsai | supereagle | hq2x | hq3x
Specifies which scaler is used to enlarge and enhance low resolution modes, BEFORE any additional scaling done according to the Fullresolution and Windowresolution settings under [sdl]. To see comparisons between the different scalers, see Scaler.
none: no scaling is performed. normal: nearest-neighbour scaling (big square pixels). scan: like ‘normal’, but with horizontal black lines. tv: like ‘scan’, but with darkened versions of the data instead of black lines. rgb: simulates the phosphors on a dot trio CRT. advmame: smooths corners and removes jaggies from diagonal lines. advinterp: identical to ‘advmame’. sai: similar to ‘advmame’ but with much softer color gradients and edges. supersai: similar to ‘sai’ but sharper. hq: a ‘high quality’ scaler which delivers a cleaner and sharper image than ‘advmame’ or ‘sai’ scalers.
Default is normal2x.
Supported scalers which still need descriptions: supereagle
[cpu]
The CPU section controls how DOSBox tries to emulate the CPU, how fast the emulation should be, and to adjust it. DOSBox offers 4 different methods of CPU emulation.
core = simple | normal| dynamic | auto
CPU core used in emulation. The choices result in a different efficency of DOSBox and in very rare cases have an effect on stability.
- 1.1 Windows