Когда можно петь чужую песню (кавер) без разрешения автора?
Некоторые из Вас задумываются над тем, на каких условиях можно петь чужие песни на концерте в школе, на городском празднике, на конкурсе или фестивале? Насколько законно исполнение каверов без разрешения автора? Когда и как нужно получать разрешение от правообладателя — автора песни или артиста, исполняющего песню на радио? Что будет, если петь чужую песню без получения разрешения? Можно ли выкладывать чужие песни в своём исполнении в Ютубе (Youtube)?
А если Вы поёте чужие песни, но ни разу не задавались вопросом, насколько это законно, то совершенно зря! Сразу скажу, ответственность за исполнение песен без разрешения правообладателя (автора) очень суровая.
В этом вопросе очень много противоречивых мифов. Даже руководители музыкальных коллективов часто не знают реальные правила. Интернет полон голословных ответов «знатоков» и «экспертов».
Кто-то пишет, что можно свободно петь любые песни, которые уже пелись на радио (были обнародованы). Кто-то считает, что можно свободно петь чужие песни на городских праздниках, конкурсах и даже в ресторанах, в случаях, если артист сам не получает за это вознаграждение. Откуда берутся такие мифы, а вернее, непрофессиональные ответы – совершенно не понятно.
Всё это не имеет никакого отношения к реальности! Например, для некоммерческого исполнения действуют ровно те же правила, что и для коммерческого. И Вы можете получить ровно те же проблемы за нарушение законодательства, даже если не пытались заработать на своём пении.
Россия совсем недавно (по мировым стандартам) вступила на путь охраны авторских прав. Поэтому в большинстве случаев, действительно, никто не предъявляет претензий. Но это – только до случая. Претензии могут возникнуть неожиданно и в том числе за прошлые «грешки».
Если Вы не хотите, чтобы через пару-тройку лет Вам выкатили огромную сумму штрафа за незаконное исполнением чужих песен, то лучше знать правила. Как минимум понимать:
- Какие разрешения нужно получить, чтобы исполнять песню, написанную не Вами?
- Когда можно не получать разрешение на исполнение чужой песни?
- В каких случаях можно законно не платить авторский гонорар при исполнении чужой песни?
- Когда можно не указывать автора песни?
Давайте попробуем разобраться. Ответы на все эти вопросы можно найти в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Статей, которые придётся прочитать, достаточно много. Поэтому я выписал основные положения. Но если Вы хотите сами убедиться в достоверности изложенного, то прочитайте главы «70» и «71» ГК РФ.
Если Вы не хотите сами вникать в тонкости законодательства, предлагаем Вам
помощь квалифицированного юриста.
Указание автора произведения
Необходимо различать право на исполнение произведения БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ автора и право на исполнение произведения БЕЗ УКАЗАНИЯ автора.
При исполнении песни ВСЕГДА нужно указывать автора музыки и слов! Отсутствие указания автора песни незаконно.
Исключением является наличие у Вас явного (письменного) разрешения от автора (или его представителей) на публикацию произведения без указания автора.
Это правило не имеет срока. Даже если автор уже давным-давно умер.
Внесение в песню изменений без разрешения автора
Внесение при исполнении песни каких-то дополнений, правок, изменения слов или музыки, в том числе и сокращения песни (пропуска слов) и дополнения новыми словами без разрешения автора — незаконно. Самое странное, что без согласия автора не допускается даже сопровождение песни какими-либо дополнительными иллюстрациями, комментариями, предисловиями и послесловиями. Исключением является только сурдоперевод (перевод песни для глухих).
Обратите внимание на то, что обязанность указания автора и недопустимость искажений охраняются бессрочно!
Законное исполнение песни без разрешения автора
На радость артистам существуют случаи, когда можно совершенно законно исполнять чужие песни, не получая разрешение автора (правообладателя), и даже не заботиться об оплате авторского гонорара. Правда, их не так много, как некоторые думают. Вот эти случаи:
- Вы поёте в обычном кругу семьи, не выкладывая потом Ваше исполнение в Интернет (в Ютуб, Инстаграмм, ВК и т.п.).
- Со смерти автора и с момента первого публичного исполнения песни прошло более 71 года (точнее — 70 лет, считая от 1 января года, следующего за годом смерти автора). Существуют также случаи, когда данный срок продлевается (для авторов участников ВОВ, и репрессированных авторов). Это правило действует, только если автор не запретил исполнение его песни в письменной форме, например, в завещании, что бывает крайне редко.
- Вы «в живую» поёте песню в детском саду, школе, больнице, дет-доме, доме престарелых, или в иной образовательной, медицинской организации, организации социального обслуживания, или учреждении уголовно-исполнительной системы.
Но! Во-первых, при этом Вы должны иметь непосредственное отношение к деятельности данной организации. То есть, быть учителем или учеником этой школы, врачом или пациентом этой больницы, и т.п. Во-вторых, исполнение песни не должно предусматривать коммерческих целей.
Также это исключение не относится к премьерам песни – в данном случае речь идёт только о песнях, которые уже исполнялись (были обнародованы) ранее. - Вы исполняете песню во время официальной или религиозной церемонии, либо похорон. Здесь также действует правило, что песня не должна быть новой. Кроме того, песня может исполняться только в объёме, оправданном характером такой церемонии.
- Вы поёте отрывок песни в качестве примера к какому-то рассказу в рамках образовательной теле- или радио-передачи. Например, в передаче о том, как нужно развивать голос. Этим исключением не стоит злоупотреблять. Закон позволяет исполнить песню только в необходимом объёме, оправданном учебной целью передачи. Здесь также речь идёт об уже исполненных ранее песнях.
Интересно также, что без разрешения автора песни Вы можете создать и исполнять пародию. Полагаю, что авторы переделок и пародий могут ликовать! Однако, злоупотреблять не стоит. Граница между переделкой и искажением произведения очень зыбкая!
Есть также и другие случаи, когда Вы можете законно петь песню без разрешения автора. Но они встречаются крайне редко. Поэтому я не стал их сюда переписывать. Если у Вас очень сложный случай, почитайте статьи ГК РФ (начиная со статьи 1271), либо воспользуйтесь помощью нашего юриста.
Когда исполнение песни без разрешения автора или публикация песни в Интернет, например в Ютубе (Youtube) нарушают закон?
Внимание! Во всех остальных случаях исполнения чужой песни (кавера) закон требует получение разрешения автора! Причём за нарушение этого правила предусмотрена суровая ответственность!
- Без получения разрешения автора незаконно петь песню на публичных мероприятиях, в том числе городских праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях. Даже если Вы не получаете ни копейки за исполнение! И даже если Вы являетесь детским коллективом! Причём к публичным в данном случае относятся любые мероприятия, на которых присутствует кто-то кроме членов Вашей семьи.
Соглашусь, что очень странная обязанность, получать разрешение автора для того, чтобы попеть известные песни с друзьями на кухне или в подъезде или у костра. Но закон есть закон. Лучше его не нарушать, даже когда он несовершенен. - Без получения разрешения автора незаконно петь песню даже на школьном конкурсе, если Вы не являетесь учеником или учителем этой школы.
- Без получения разрешения автора нельзя выложить Ваше исполнении чужой песни в Интернет для публичного доступа. В том числе в Ютубе (Youtube), в социальных сетях. Тем более, если к аккаунту имеют доступ не только члены Вашей семьи. Даже если к Вашему аккаунту имеют доступ только друзья. Даже если само исполнение было законным (например, Вы пели песню дома или в своей школе), размещение этого исполнения в сети интернет всё-равно будет считаться нарушением.
- И т.п.
Что касается исполнения песен в караоке-клубах. Караоке-клубы вместе с приобретением музыкального контента получают соответствующие лицензии от правообладателей, которые регулируют возможность исполнения песен. Соответственно, продюсеры караоке-дисков уже урегулировали за Вас с авторами возможность исполнения песен. А караоке-клубы за Вас заплатили авторские гонорары. Так-что исполнение Вами песен в караоке без разрешения авторов – вполне законно. По крайней мере, отвечать перед автором будет владелец клуба. Но вот если Вы выложите Ваше исполнение в Интернет, например, в Ютуб, то это уже нарушение, за которое наступает Ваша ответственность!
Если Вы участвуете в телевизионном конкурсе на федеральном канале, где предполагается исполнение чужих песен (каверов), то часто сами организаторы получают разрешение авторов на использование песни в конкурсе. Именно поэтому на таких конкурсах участнику часто предоставляется выбор песни из числа предложенных организаторами.
Также важно понимать, что ограничения применяются, даже если Вы исполняете только отрывок из песни.
Более того, во всех случаях, Вы не только обязаны получать разрешение автора на исполнение песни, но и выплачивать гонорар за это исполнение. Опять-таки, вне зависимости от того, получали ли Вы сами какие-то деньги за исполнение или пели на благотворительном концерте!
Причём с претензиями к Вам может обратиться не только сам автор. Но ещё и Российское Авторское Общество (РАО).
Можно ли не получать разрешение автора на исполнении песни, если я плачу авторский гонорар с исполнения?
Эту скучную главу Вы можете пропустить, если не платите гонорар РАО.
Необходимо различать штрафы за нарушение авторского права и авторский гонорар.
Даже если автор взял с исполнителя деньги за разрешение петь его песню, он всё-равно вправе получать авторский гонорар с каждого исполнения этой песни. Это — небольшая плата, и, как правило, взимается с артистов и организаторов концертов Российским Авторским Обществом, а затем распределяется между авторами прозвучавших произведений.
РАО вправе требовать с Вас авторский гонорар в любом случае – в том числе, и при законном исполнении чужой песни. Причём вне зависимости от того, просил ли автор об этом РАО. РАО сначала потребует с Вас уплаты авторского гонорара, а потом будет искать автора, которому перечислить причитающееся. Были разъяснения, что РАО имеет право требовать авторский гонорар с исполнителя даже тогда,… когда исполнителем является сам автор песни. Вот так!
А вот наказание за нарушение авторского права возникает только при отсутствии согласия автора. В некоторых случаях разрешение на исполнение может представлять само РАО по поручению автора. Но далеко не всегда.
Поэтому не надо путать! Отсутствие претензий от РАО по уплате в РАО авторского гонорара и отсутствие возможных штрафов за нарушение исключительного права (претензии от правообладателя за незаконное исполнение его песни без разрешения) – это совершенно разные вещи!
Если Вы оплатили авторский гонорар в РАО, или РАО по иным причинам не имеет к Вам претензий по его уплате, это совершенно не обозначает, что Вы застраховались от претензий за нарушение исключительного права автора или артиста, которому автором переданы исключительные права. Если Вы не получали права на исполнение чужой песни (кавера), то правообладатели вполне могут оштрафовать Вас за нарушение их исключительных прав на распоряжение произведением и его исполнение без разрешения.
И наоборот. Получение разрешения на исполнение песен от автора, как правило, не освобождает от законной обязанности уплаты авторского вознаграждения через систему РАО при каждом исполнении песен.
Что будет, если не получать разрешение автора, исполняя чужие песни (или каверы)?
Наверное, логичный вопрос, а что же бывает за исполнение чужой песни без разрешения автора или другого правообладателя? Может быть, нет смысла напрягаться? Ну, сделают замечание, тогда и исправимся?
Нет. Всё намного серьёзнее. Замечанием могут не ограничиться. Статья 1301 ГК РФ предусматривает ответственность вплоть до 5 миллионов рублей за нарушение авторских прав. У Вас есть лишние 5 миллионов? За каждую песню?
Я конечно, ни разу не видел, чтобы ребят из подземного перехода оштрафовали наследники Виктора Цоя. Да и на бардовских фестивалях все как-то спокойно поют чужие песни. Пока.
Следует понимать, что отсутствие претензий сегодня, не гарантирует спокойную жизнь завтра. Сегодня, может быть, Вам ничего не сказали, а через пару лет, автор, его наследники, или артист, имеющий исключительную лицензию, решат поправить своё материальное положение, найдут запись в интернете или свидетелей и…. за всё, что было Вами спето без разрешения… 5 миллионов рублей. Оно Вам нужно?
Поэтому рекомендую с авторскими правами не шутить!
Как получить разрешение автора?
Если Вы собираетесь петь песню не в кругу своей семьи (вне зависимости от того, получаете ли Вы за это деньги), необходимо убедиться, что Вы не станете нарушителем авторских прав и исполняете чужую песню законно.
Если Ваш случай не подходит под короткий список ситуаций, когда Вы можете исполнять чужую песню без разрешения автора, то ничего не остаётся, как получить такое разрешение.
Благо, это не так сложно. По крайней мере, проще, чем потом ходить по судам и собирать деньги на штраф.
Сначала поищите координаты автора в интернете. Если не нашли, то попробуйте обратиться в РАО (rao.ru). Многие авторы (по крайней мере, те авторы, чьи песни звучат на радио) регистрируются в РАО и оставляют там контакты на случай возникновения вопросов, связанных с использованием их произведений. А иногда даже поручают РАО управлять своими правами.
Дальше нужно связаться с автором песни и получить от него официальное разрешение на законное исполнении песни. Разумеется, в письменном виде.
Для того, чтобы потом не стать участником разбирательств, желательно получить от автора гарантию, что он не передавал исключительные права на исполнении песни другим артистам. Очень часто автор передаёт артисту «исключительное право» на исполнение произведения. Это означает, что сам автор уже не вправе разрешать исполнение песни другим. В таком случае разрешение на исполнение нужно спрашивать у артиста (или продюсерского центра), которому переданы исключительные права. Но иногда автор может помочь Вам с ними связаться и посодействовать в переговорах.
Желательно иметь разрешение на исполнение чужой песни (кавера) именно Вами. Однако законом предусмотрена также возможность использования «открытой лицензии» — когда автор официально разрешает петь песню любому желающему. Подробнее об открытой лицензии можно прочитать в статье 1286.1 ГК РФ.
Также важно, чтобы в разрешении на исполнение песни было указано как можно больше способов её использования. И уж точно указан тот способ, которым собираетесь её использовать именно Вы. Например, если Вы хотите выложить исполнение чужой песни в Ютубе, то в разрешении (лицензии) желательно указать возможность размещения (публикации) песни в Вашем исполнении в сети Интернет в сопровождении иллюстраций и видеоматериалов. Кроме того, не лишним будет сразу оговорить возможность размещения рекламных материалов рядом с Вашей видеоверсией чужой песни, особенно если Ваш канал в Youtube настроен на монетизацию.
Если у Вас остались вопросы, предлагаем Вам
помощь квалифицированного юриста.
Исполнение моих песен
Что касается моих песен. Информацию о правах я размещаю на персональных страничках песен на своём сайте olhanskiy.ru .
На некоторые из моих песен исключительные права никому не передавались. Поэтому я легко подпишу Вам разрешение на исполнение.
На некоторые песни исключительные права переданы артистам. Но у меня есть их контакты. Они все — вполне адекватные люди. Если Вы не собираетесь отнимать у них заработок, петь песню на федеральных каналах или ездить с ней по всей стране, то мы попробуем уговорить их подписать лично Вам право на исполнение песни на локальных концертах, конкурсах и т.д.
Просто напишите мне по электронной почте свою просьбу, укажите координаты, и я с Вами свяжусь. Наличие таких разрешений от автора и артиста будет являться гарантией того, что к Вам не возникнет претензий в будущем.
Ну и напомню, что все мои песни без исключения Вы легко можете исполнять на школьных концертах и конкурсах, если являетесь учеником этой школы. Для этого совершенно не обязательно получать разрешение ни у меня, ни у официального исполнителя песни. Более того, в таких случаях с Вас никто никогда не вправе потребовать авторский гонорар. Смело пойте и смело делитесь со мной своими успехами! Мне будет очень приятно, если Вы напишите, как прошло Ваше выступление.
С уважением, Ваш Алексей Ольханский
P.S. Если Вы нашли ошибку или неточность в этой статье, сообщите, пожалуйста, мне по координатам, указанным на странице «Контакты».
Перепечатка материалов допускается только при указании на сайт https://olhanskiy.ru
- Авторское право
- Когда можно петь чужую песню (кавер) без разрешения автора?
- Закон об авторском праве — выписка из Гражданского Кодекса РФ.
- Права, смежные с авторскими. Выписка из Гражданского Кодекса РФ.
- 10 советов, как написать стихи для современной песни
- Советы по работе со студиями при записи новых песен от композитора Алексея Ольханского
- Иван Болдырев (Artissound) — аранжировщик-мошенник.
- Советы участникам детских вокальных конкурсов
- Как правильно выбрать конкурс
- Как выбрать песню для детского вокального конкурса
- Где найти песни с минусовками для вокальных конкурсов
- Как правильно готовить материалы для заявки на детский вокальный конкурс
- Как понять оценки жюри на детском вокально-эстрадном конкурсе?
Как выпустить кавер-версию песни (законно)
Каверы могут быть отличным способом укрепить или дополнить ваше присутствие как музыканта, независимо от того, начинаете ли вы или уже зарекомендовали себя (вспомните «Walk off the Earth», кавер на «Somebody That I Used To Know» Готье, или кавер Ленни Кравица на «American Woman» от The Guess Who’s). »). Их можно использовать в качестве дополнения между вашими оригинальными релизами, чтобы фанаты были довольны. Они могут быть для развлечения, потому что вам просто нравится песня, или для праздничного релиза. Или они могут стать основой всей карьеры, как в случае с трибьют-/кавер-группами.
Кавер-песня — это та, которую вы сами не написали, но которую хотите записать. Если вы не являетесь владельцем авторских прав на песню, вы не имеете права «делать копию» ее (т. е. записывать аудиоверсию или снимать ее на видео). Для этого вам необходимо получить разрешение от владельца(ей) авторских прав. Владельцем авторских прав является автор(ы) песен, но также могут быть звукозаписывающие компании и/или издатели. Для выпусков крупных лейблов может быть задействовано множество владельцев авторских прав (а иногда и разные издатели для каждого автора), которые должны дать разрешение на юридический выпуск кавер-версии.
Вы всегда должны быть заранее уверены, что у вас есть разрешения (лицензии), прежде чем вкладывать деньги в запись звуковой дорожки или создание видео кавер-версии песни. Если вы не получили письменного разрешения (лицензии) заранее, вы потенциально можете заплатить деньги за проект, который вы не сможете выпустить.
Внесение изменений в существующую песню не меняет владельца авторских прав. Вы не можете просто переписать/добавить текст, изменить аккорды или внести другие изменения в целях заявления о частичном владении песней. Изменение жанра или других аспектов музыкального представления также не меняет правообладателя.
Можно ли получать роялти? Да, заработать на записи и дистрибуции кавера возможно. Хоть вы и не будете получать авторские гонорары, например, те, которые выплачиваются за трансляцию по радио, вы будете владеть новой мастер-записью и сможете получать гонорары, связанные с ней, точно так же, как и за вашу запись собственного оригинального материала, роялти за интерактивную потоковую передачу (т. е. Spotify, Apple Music, Yandex Music, VK Music и другие) — вы будете получать доход от цифровых продаж песни. Если вам нужна возможность лицензировать свою кавер-версию для использования в телешоу, фильме, рекламе и т. д., вам необходимо запросить лицензию на синхронизацию у владельцев авторских прав на песню. IW Music проведет переговоры между продюсером шоу и всеми заинтересованными сторонами песни.
Куда загрузить свою музыку в интернете для продвижения и продажи?
Написав музыку или записав песню, любому музыканту хочется, чтобы его произведение услышало, как можно больше людей. И интернет дает такую возможность. В этой статье я расскажу вам про основные сайты и сервисы на которых вы сможете разместить свою музыку и даже заработать на ней.
Итак, и начну я с самого пожалуй известного в рунете сайта Promo DJ . Здесь вы можете создать страничку вашего музыкального проекта (группы), оформить её, загрузить свою музыку, видеоклипы, фотографии, вести блог, размещать анонсы, отслеживать статистику посещений, скачиваний и прослушиваний. Причём адрес странички будет расположен на домене 3го уровня. (типа http://7side.promodj.ru или http://7side.pdj.ru ) Выделяется подо всё 1,5 гигабайта и если вам его не будет хватать, то вы всегда можете докупить дополнительное место, правда не на всё время, а на определённый срок. Теперь место выделяется за деньги. За подписку. Бесплатно только жалкие 100 Мб. Так же на этом сайте вы можете поучаствовать в конкурсах ремиксов, которые здесь проводятся известными и не очень исполнителями, с неплохими призами. (например недавно там проходил конкурс от MOBY) Можно создать свой подкаст и слушать общий, выбрав по стилю. так же имеется на сайте свое радио и ТВ.
Следующий сайт в моём списке это Real Music. Работает аж с 2000 года. По оформлению конечно попроще, но по количеству слушателей и групп не отстаёт от Promo DJ . Ограничений по дисковому пространству под ваши треки на сайте нет, что радует. Единственное, файл не должен быть больше 40 мегабайт. Также есть возможность вести блог, загружать видео, опубликовывать стихи, отслеживать статистику по прослушиваниям и скачиваниям. Как и на Promo DJ имеется свое радио.
Ещё один интересный сайт называется Kroogi . Здесь можно выложить свою музыку, клипы, видеоарт, книги, фотоработы. За своё творчество на этом сайте можно получать деньги от слушателей и зрителей, которые захотят вас отблагодарить. Можно указать рекомендуемую сумму. Оплату на сайте можно производить с помощью кредитной карты, WebMoney, Яндекс.Денег и SMS. Здесь также можно собрать средства на какой-нибудь проект с помощью краудфандинга. Для получения денег вам нужно будет привязать свой доллоровый кошелёк WebMoney. С полученных взносов Круги будут удерживать комиссию в размере 15% для кредитных карт, WebMoney и Яндекс.Денег и 8% для SMS.
Далее пройдёмся по зарубежным сайтам.
Очень рекомендую зарегистрироваться на Sound Cloud . Это очень крупный музыкальный портал. И если вы хотите добиться известности, то обязательно выкладывайте свою музыку сюда. Поддержка прямой публикации на этот сайт есть практически во всех музыкальных приложениях для iOS (iPad, iPhone) Бесплатно места выделяется на 2 часа звучания, то есть вы можете закинуть 2 своих альбома. Если этого времени не хватает, то можно будет оплатить Pro или Unlimited аккаунт. На Pro ( 3 евро в месяц ) выделяется места на 4 часа, а на Unlimited (9 евро в месяц ) соответственно нет ограничений. Здесь есть очень удобный плеер, который не отключается когда вы переходите на другую страницу этого сайта. Удобно слушать новые треки ваших друзей и подписчиков, продолжая серфить в поиске новых.
Следующий сайт, где вы тоже должны обязательно зарегистрироваться и создать профиль вашего музыкального коллектива это Last.fm . Этот проект отслеживает, то что слушают люди, показывает им похожих исполнителей и пользователей со схожими вкусами. Также вы можете закачать сюда свою музыку для бесплатного прослушивания или скачивания.
Ещё один зарубежный сайт, который я порекомендую это Bandcamp . Здесь вы можете не только выкладывать свою музыку для бесплатного прослушивания, но и продавать её, выставив цену за каждый трек и альбом. Треки для скачивания можно загружать в разных форматах .wav, .aif .flac , размером до 291 мегабайта. Ограничений по количеству треков и альбомов нет. Ваша страничка будет иметь удобный адрес на домене 3го уровня ( типа такого http://sevenside.bandcamp.com )
Так же еще рекомендую создать свой канал на youtube. Там можно выкладывать просто треки с картинкой, а лучше конечно же клипы, живые выступления или так называемые Live session (Live Performance)(это когда берут и записывают трек одним дублем на лету).
Ну и на последок порекомендую два сайта именно для продажи музыки. Так называемые аудиостоки.
Первый это Pond5 . На нём вы можете продавать не только музыку, но и различные звуковые эффекты, видео, 3d графику, фотографии. Плюсом его является то, что он на русском языке и требования к материалам для продажи не такие высокие.
Второй это audiojungle . Здесь вы тоже можете выставить на продажу свою музыку и звуковые эффекты. Но требования к качеству материала повыше, чем на Pond5 , сам сайт на английском и проверяют треки достаточно долго ( от 2х недель до 1го месяца )
Более подробно про работу с этими аудиостоками я расскажу вам в следующих статьях. Так что подписывайтесь на новости.
И ещё один совет, если вы хотите поскорее получить признание и популярность, то не забывайте слушать и комментировать других музыкантов, добавляться к понравившимся в друзья.
Ну вот, надеюсь из этой статьи вы узнали, куда можно загрузить свою музыку для продвижения и продажи. А какие сайты вы используете для этого? Напишите в комментариях. Мне очень будет интересно узнать. И не жалейте лайки, если статья понравилась.
Использование сэмплов, запись ремиксов и каверов
В последнее время выходит все больше трибьютов, треки известных групп обрастают каверами, а сэмплы успели стать основополагающим элементом для нескольких музыкальных жанров. При этом многие музыканты по-прежнему не знают, как легально использовать чужое творчество и не увязнуть в судебных разбирательствах. Какие основные понятия авторского права стоит запомнить артисту, чтобы сделать свой кавер? Как очистить сэмпл? Как, наконец, защитить себя от обвинений в плагиате?
За ответами мы обратились к экспертам. На вопросы «ИМИ.Журнала» отвечают юристка компании Nevsky IP Law Елена Гладкова, юрист Вадим Хохлов, который сотрудничает со многими хип-хоп-исполнителями, а также директор по работе с артистами и репертуаром DNK Music Руслан Иванов.
Юристка компании Nevsky IP Law, специалист по праву интеллектуальной собственности и защите креативного бизнеса
Руслан Иванов
Руководитель отдела по работе с артистами и репертуаром в DNK Music
Юрист по интеллектуальной собственности, работает с лейблами «Саппорт Музыка» и CPLUS
Основные правовые понятия
Любое музыкальные произведение относится к объектам авторского права. Причем закон защищает не только произведение в целом, но и его отдельные части (музыку, текст, название трека или альбома), если они — результат творчества артиста.
Так, у автора появляются права, которые остаются с ним навсегда и не могут быть переданы другим людям или компаниям — их называют личными неимущественными правами (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и другие). Есть еще права имущественные — их можно предоставлять третьим лицам. Например, артист может отдать права на синхронизацию или разрешить лейблу дистрибутировать свою музыку. За счет имущественных прав автор и зарабатывает на созданном им произведении.
Один из главных принципов авторского права — получение согласия правообладателя на любое использование произведения или его части. Из этого правила есть исключения — музыкальный материал можно свободно заимствовать в информационных, научных, учебных или культурных целях. Здесь имеется в виду цитирование музыки или иллюстрирование чего-либо с ее помощью. В любом случае такое использование не подразумевает получение коммерческой выгоды.
Музыка не существует лишь «на бумаге» — исполнение песни регулируется смежным правом, в котором, как и в авторском, есть имущественные и неимущественные аспекты. Еще один объект смежного права — фонограмма или запись музыкального произведения.
Подробнее о правах, которые есть у специалистов, учавствующих в создании, записи и исполнении музыки, читайте в нашей инструкции.
Как очистить права на сэмпл?
Елена Гладкова: Сэмпл — это охраняемая часть музыкального произведения. Сэмплы и биты часто создаются и существуют в сети сами по себе, то есть, без привязки к какой-либо существующей песне. И закон считает их отдельными произведениями.
Поэтому на сэмпл, который может длиться лишь пару секунд, распространяется тот же уровень правовой охраны, что и на симфонию. Очистка прав на сэмпл подразумевает серьезную проверку всей документации или вообще ее подготовку с нуля, так как для его использования необходимо иметь соответствующее право или разрешение правообладателя.
Как и в отношении любого другого произведения, очистка начинается с поиска правообладателей. Затем следует проанализировать все цепочки договорных отношений с авторами и изготовителями фонограмм, вступить с ними в переговоры, чтобы получить согласие на использование сэмпла в новом произведении и, в отдельных случаях, определить вознаграждение правообладателя за такое использование (роялти). Весьма показателен пример группы Public Enemy — их песни принесли больше убытков, чем доходов как раз из-за того, что музыканты слишком беспечно отнеслись к подбору сэмплов и не смогли оплатить все лицензии.
Руслан Иванов: Важно понимать, что при использовании мелодии или текста нужно очищать только авторские права. Если речь о сэмпле, то уже необходимо очищать и смежные права. Я часто сталкивался музыкантами, которые считают, что если они взяли сэмпл из трека в 3 секунды или, например, текст в две строчки, то о правах можно не задумываться. Очистить права — значит обратиться к правообладателю и договориться об условиях использования. Нужно оговорить, какой кусочек будет взят, как будет звучать фонограмма, в каком формате будут происходить выплаты. В общем, согласовать все условия.
Очищать права на тот или иной сэмпл лучше всего при помощи профессионалов, но артисту это под силу и самому. Главное — понять, что такое сэмпл. Это не самая простая задача: зачастую трудно сказать, является ли сэмпл объектом авторских прав или смежных, является ли звуковой материал вообще каким-либо произведением, потому что в сэмпле может отсутствовать творческий вклад артиста. Если это просто какой-то звук длиной в полсекунды, вряд ли приложил к его созданию какое-либо творческое усилие. Если же это отрывок в 2-3 секунды, у которого есть какая-то отличительная особенность, и его тяжело воспроизвести или повторить, то он становится объектом авторского права.
Как сделать ремикс на трек и не нарушить авторские права?
Вадим Хохлов: Важно определиться, что мы считаем ремиксом. Возьмем два примера — трек Saint Jhn «Roses (Imanbek Remix)» и «Cristal & Moet (Remix)» от Моргенштерна. Первый — ремикс в традиционном понимании, классическая клубная версия. Второй — скорее кавер, переработка произведения с новыми соавторами, каждый из которых пишет свой куплет, вследствие чего возникает новый объект авторского права.
Если в случае с Imanbek была изменена уже существующая звуковая дорожка, то в ситуации с Моргенштерном, оригинальный трек не меняли, а фактически записали новый. То есть, получили новую фонограмму. С точки зрения права ее даже сложно назвать переработанной фонограммой. Скорее эту запись следует считать принципиально новым треком, который пересекается с предыдущим разве что названием и битом.
Если музыкант делает классический ремикс, происходит переработка существующей фонограммы — иными словами, переработка объекта смежных прав. В этом случае, разумеется, нужно обращаться к правообладателю, который владеет правами на эту фонограмму.
Елена Гладкова: В первую очередь стоит найти правообладателей соответствующего произведения — как правило, это издательства или лейблы. В процессе обсуждения условий сотрудничества нужно понять границы использования произведений, особенности допустимой переработки и размер вознаграждения. В будущем это позволит избежать претензий и неожиданных трат. Лучше заранее получить соответствующие гарантии от правообладателя и определить, какую информацию об авторах следует указать в ремиксе, чтобы не нарушить чьи-либо личные неимущественные права (например, права на авторство).
Руслан Иванов: Самый простой способ выпустить ремикс легально — выложить его в бесплатный доступ («ВК», YouTube или SoundСloud), попробовать раскачать различными способами и подождать, пока вас заметят. Тогда правообладатели обратятся к вам сами.
Если же ремиксы выходят официально, то артист, его лейбл или команда сами предлагают другим музыкантам переосмыслить трек. В этом случае отрегулировать вопрос с правами максимально просто.
Вообще формат ремикса постепенно вымирает: гораздо легче сейчас записать кавер.
Как договориться о правах, чтобы исполнить или записать кавер?
Елена Гладкова: Прежде всего, необходимо сначала выяснить, кто является правообладателем оригинала и как с ним связаться для обсуждения условий. Вероятность того, что вам разрешать использовать произведение бесплатно, крайне маловероятна. Поэтому стоит изначально оценить собственные перспективы и обоснованность выплаты серьезного вознаграждения правообладателю. Если же игра стоит свеч, то можно приступать к переговорам о цене и деталях использования.
Вадим Хохлов: В случае с каверами и очисткой прав, для того, чтобы перепеть композицию, существуют исключения. Без согласия автора можно сделать только пародию на композицию. В остальных же случаях нужно (независимо от того, коммерческая ли это история или нет) получать согласие у того, кто обладает авторскими правами на произведение. Если вы получаете доход с незаконно записанного кавера, автор может взыскать с вас компенсацию. При этом, отсутствие извлечения выгоды из использования произведения не отменяет факта нарушения прав.
Например, какая-то неизвестная группа выпускает кавер-версию трека в своем паблике во «Вконтакте» без монетизации, а пользователи начинают пересылать эту песню в личных сообщениях. Популярность группы растет, они записывают альбом, начинаются концерты, а толчком ко всему этому стал кавер, который они записали. Выходит, что коммерческую выгоду они все же из него извлекли, просто не прямую. Такие ситуации в отношении каверов по-прежнему вызывают множество споров.
В случае с исполнением кавер-версий на концерте такая же история. В статье 1270 ГК РФ перечислены способы использования какого-либо объекта авторских прав: в том числе публичное исполнение. Поэтому публично исполнять чью-либо песню без лицензии от правообладателя недопустимо.
Что делать в случае конфликта с автором оригинала и как не попасть под плагиат?
Елена Гладкова: Если вы использовали чужое произведение, и у вас возник конфликт с автором, необходимо вступить с ним в переговоры и постараться урегулировать спор во внесудебном порядке. Сам процесс таких переговоров поможет понять, какая стратегия потребует минимальных затрат и приведет к лучшему результату — выплата компенсации сразу или же судебный процесс.
Наличие или отсутствие плагиата в каждом случае решается индивидуально. В судебных разбирательствах нередко привлекают экспертов в музыкально-патентоведческой сфере, которые проводят исследования и представляют заключения.
Единственной универсальной рекомендацией может стать сотрудничество с надежными артистами, которые не будут использовать чужое творчество без согласия правообладателя. С таким подходом плагиат в треке не станет для вас неприятной новостью.
Вадим Хохлов: Если вы хотите использовать ту или иную песню для кавера или ремикса, обращаться к автору напрямую чаще всего бессмысленно: скорее всего, у него нет прав на то, чтобы дать вам разрешение. Он наверняка передал их в управление лейблу или издательству. Недавно произошла история с Сергеем Жуковым и тиктокером Егором Шипом, использовавшим песню «Руки вверх!». Жукова возмутило, что трек позаимствовали без его согласия, но по факту его согласие и не было нужно. Нужно было связаться с людьми, которые вправе выдавать лицензию на переработку.
Руслан Иванов: Попасть под плагиат довольно сложно: в мире может существовать десять треков, которые как-то используют вашу мелодию или текст, но вы об этом не узнаете. Отследить это невозможно, кроме случаев, когда «плагиатный» трек становится известным. В таких случаях у каждой площадки есть процедуры по подаче жалоб. Вы кидаете «страйк», а потом предъявляете свои права на мелодию, текст или трек.
У таких площадок, как «Вконтакте» и YouTube есть технология цифрового отпечатка — она определяет, когда кто-то хочет монетизировать ваши права. Например, во «Вконтакте» часто бывает, что рэперы загружают со своего аккаунте трек с чужим битом. Система считывает это и не дает зарабатывать на чужом творчестве без ведома правообладателя.