Какие из перечисленных инструментов являются асинхронными
Перейти к содержимому

Какие из перечисленных инструментов являются асинхронными

  • автор:

Какие из перечисленных инструментов являются асинхронными

Настоящий обзор посвящен анализу синхронных и асинхронных взаимодействий в рамках образовательной деятельности вуза. В настоящее время электронная информационно-образовательная среда стала необходимым условием для функционирования вуза. В связи с тем, что использование синхронных и асинхронных трактуется в ФГОС ВО как необходимое требование к электронной информационно-образовательной среде вуза, осуществляющего образовательную деятельность, тема данного исследования представляется актуальной. В данной работе рассмотрены преимущества и недостатки использования электронной информационно-образовательной среды в образовательной деятельности; приведены основные средства синхронных и асинхронных взаимодействий; представлена классификация программного обеспечения поддержки дистанционного обучения. Были изучены научные работы таких авторов как Ахаян, Зайченко, Иванченко, Часовских, Коваленко, Сатунина, Малитиков, Сараев, Полат, Федотов, Хусяинов, Хуторской, Юревич, Dias, Kats, Desmarais, Mayer, Nagy, Udaya, William.

электронная информационно-образовательная среда
синхронное взаимодействие
асинхронное взаимодействие
коммуникации
образовательная деятельность
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 1997.
2. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. – СПб.: Корифей, 2001. – 170 с.
3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. – Уфа, 2010.

4. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения : монография. – СПб.: Астерион, 2004. – 188 с.

5. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 167 с.

6. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения : монография. М.: Союз, 2005. 192 с.
7. Коваленко В.Е. Задачи анализа, планирования и оптимизации в АСУ ВУЗ. – М.: НИИВШ, 1980. – 40 с.

8. Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.П. Колмогоров // Право и образование. – 2000. – № 1(2). – С. 42–54.

9. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006.

10. Постановление правительства Москвы от 17 сентября 2014 года №547–ПП.

11. Сараев В. Неленинский университет миллионов // Эксперт: журнал. – М., 2014. – № 28 (907). – ISSN 1812–1896.

12.Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 89–90.

13. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2004.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования магистратура. Направление подготовки менеджмент. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 322.

15. Федотов А.В. Моделирование в управлении вузом. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 115 с.

16. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. – 2014. – № 4. – С.30–41. DOI: 10.7256/2306–434X.2014.4.14288

17. Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как образовательной технологии // Наука. Мысль. – 2015. – № 2. – C. 21–29.

18. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. – № 36. – С. 26–30.

19. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – № 2. – С. 30–35.

20. Хуторской А. В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. – М., 2000.

21. Часовских В.П. Сайт преподавателя вуза – реальное приложение // Эко-Потенциал. – 2015. – № 1 (9). – С. 61–78.

22. Часовских В.П., Стаин Д.А. Исследование системных связей и закономерностей формирования и управления образовательным процессом на основе современных web-технологий в контенте сайта вуза // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 7–1. С. 128–132.

23. Часовских В.П., Стаин Д.А. Исходные данные модели образовательного процесса вуза в среде современных web-технологий // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1.

24. Часовских В.П., Стаин Д.А. Методы оптимизации и повышения эффективности доступа к данным в информационных системах управления организацией // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (ч.10). – С. 2114–2119.

25. Часовских В.П., Стаин Д.А. Модель образовательного процесса и сайт вуза 2.0 // Эко-Потенциал. – 2014. – № 2(6). – С. 113–119.

26. Часовских В.П., Стаин Д.А. Новая роль образовательного процесса университета в среде технологии Интернет // Эко-потенциал. – 2015. – №4(12). – С. 45–49.

27. Часовских В.П., Стаин Д.А. Структура, содержание и среда разработки веб-сайта вуза // Эко-потенциал. – 2013. – № 3–4. – С. 160–173.

28. Часовских В.П., Усольцев В.А. Интернет и социальные медиа сегодня // Эко-Потенциал. – 2014. – № 3(7). – С. 106–118.

29. Часовских В.П., Усольцев В.А. Информация – гармония и хаос // Эко-Потенциал. – 2014. – № 3(7). – С. 97–105.

30. Юревич А.В. Информационно-коммуникационная система образования, 2011.

31. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States / Babson Survey Research Group. – 2013. – P. 4. – ISBN 978–0–9840288–3–2.

32. Dias S.B., Diniz J.A., Hadjileontiadis, L.J. Towards an Intelligent Learning Management System Under Blended Learning: Trends, Profiles and Modeling Perspectives. – Springer International Publishing, 2013. – 235 p. – ISBN 9783319020785.

33. Kats, Y. Learning Management System Technologies and Software Solutions for Online Teaching: Tools and Applications: Tools and Applications. – Information Science Reference, 2010. – 486 p. – ISBN 9781615208548.

34. Kats, Y. Learning Management Systems and Instructional Design: Best Practices in Online Education. – IGI Global, 2013. – ISBN 9781466639317.

35. Martin Desmarais. India company chases U.S. online tutoring market. INDIA New England (3 january 2011).

36. Mayer, R. E. (2001). Multimedia learning. New York: Cambridge University Press. ISBN 0–521–78749–1.

37. Nagy, A. The Impact of E-Learning // E-Content: Technologies and Perspectives for the European Market / Bruck, P.A.; Buchholz, A.; Karssen, Z.; Zerfass, A. (Eds). – Berlin: Springer-Verlag, 2005. – P. 79–96.

38. Udaya SriK., Vamsi Krishna T.V. E-Learning: Technological Development in Teaching for school kids // International Journal of Computer Science and Information Technologies. – 2014. – P. 6124—6126.

39. William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant’s Handbook. Systems Analysis and Design. – CRC Press, 1998. – 800 с. – ISBN 0849370019.

Цифровой век принес в повседневную жизнь большое множество изменений. Человечество, за короткий период времени, окружило себя технологиями, которые еще двадцать-тридцать лет назад считались научной фантастикой. Сейчас же – это реальность, повседневность, которая нас окружает. Гаджеты, смартфоны, ноутбуки, смарт-часы, навигаторы, регистраторы, планшеты, компьютеры, и многие другие технологии в наше время являются вполне обычным атрибутом обычного человека.

Находясь в любой точке цивилизованного мира, у человека есть связь, что позволяет ему быть мобильным и многозадачным. Что, несомненно, открывает перед ним огромное множество возможностей для реализации себя в какой-либо деятельности.

В наше время является обыденностью работа в интернете на дому, фриланс, тестировщик аппаратного или программного обеспечения, партнёрские программы – всё это является возможностью реализовать себя в существующем мире.

Эти процессы не обошли стороной и способы обучения. Так в России появляется концепция e-learning [21-23], которая, развиваясь, с течением времени трансформировалась в «виртуальную образовательную среду» [1,2], а затем в «электронную информационно-образовательную среду» [21, 25, 27].

В данный момент электронная информационно-образовательная среда не только обрела большую популярность, но и стала необходимым условием для полноценного функционирования образовательной организации [26,28,29]. Поскольку задачей любой образовательной среды является обеспечение взаимодействия ее участников, а также в связи с тем, что использование синхронных и асинхронных согласно всех ФГОС ВО [14] является общесистемным требования к электронной информационно-образовательной среде вуза, тема данного исследования представляется актуальной.

Дополнительными свидетельствами актуальности выбранной темы служат выпускаемые Постановления правительств и прочие нормативно-правовые акты затрагивающие необходимость повышения компьютерной грамотности населения России [10]. Это значит, что существует проблема повышения компьютерной грамотности у соотечественников, и один из способов ее решения – обучение с использованием электронной информационно-образовательной среде, в т.ч. синхронных и асинхронных взаимодействий.

Преимущества и недостатки электронной информационно-образовательной среды

Основные аспекты создания, развития и эксплуатации электронной информационно-образовательной среды рассмотрены в [21–24, 27, 32, 33].

Преимущества электронной информационно-образовательной среды:

Преподаватель доступен практически круглосуточно. Ахаян А.А. [2] в своей работе «Виртуальный педагогический вуз. Теория становления» описывал этот пункт как удобство, ведь у студента есть возможность написать преподавателю в любое удобное время, и в короткий срок получить ответ. Это особенно удобно при смешанной модели обучения, так как не нужно более «ловить» преподавателя в университете или ждать его возле кабинета. Если же необходимо встретиться лично, то о времени встречи можно договориться заранее с помощью электронной почты, специального форума или чата.

Обучение возможно на дистанции, то есть вне зависимости от времени и места. Зайченко Т.П. [5] отмечал, что появляется возможность делать работы на дому или в любой другой комфортной обстановке, что положительно сказывается на результатах. Особенно приятным является тот факт, что все учебные материалы можно найти в два-три клика на сайте университета, или в его специальной базе данных. Это же упоминалось в работе «Достоинства и недостатки дистанционного обучения» [3].

Индивидуальный контроль над обучением. Иванченко Д.А. в публикации «Системный анализ дистанционного обучения»[6] отмечает, что преподавателю проще контролировать процесс обучения, он может видеть ритм обучения своих студентов, конкретное время сдачи работ, их регулярность. Это позволяет выстроить своего рода график обучения для студентов. Так же появляется возможность консультировать каждого студента по отдельности, причем, исключая какое-либо предвзятое отношение. Для студентов же это позволяет более точно контролировать свою успеваемость и вовремя исправлять результаты своих работ.

Контент многократного использования. В одной из своих статей, Зайченко Т.П. «Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения» [4] поднимает тему того, что университету больше не приходится каждый раз писать заново повторяющиеся в нескольких различных дисциплинах темы, у него есть возможность использовать материалы, что были написаны ранее. Это значительно сокращает затраты и время для разработки новых учебных курсов.

Снижение временных и финансовых затрат на обучение. Этот пункт Зайченко Т.П. [5] расписывает и для университета, и для студентов, ведь выгода не односторонняя. Для университета: постепенное снижение временных и финансовых затрат для разработки новых курсов растущее в геометрической прогрессии со временем, о чем говорилось ранее. Для студента: уменьшение временных затрат, затрат на дорогу «до» и «от» университета, уменьшение финансовых затрат на учебные материалы, так как даже если обучение платное, то всё равно все учебные материалы хранятся в доступной онлайн базе данных университета, и входят в стоимость обучения.

Разнообразие и вариативность дидактических подходов. Автор публикации «Задачи анализа, планирования и оптимизации в АСУ ВУЗ» Коваленко В.Е. [7] основывается в тексте на то, что каждый человек – индивидуален, соответственно стоит понимать, что материал, который элементарен для одного студента, может вызывать множество вопросов у другого. Преподаватель имеет возможность учитывать возможности всех его подопечных. Стоит добавить, что при смешанном типе обучения есть возможность предоставить всем максимально комфортные условия для обучения – это может быть курс аудио или видео лекций, различные презентации или просто текстовые материалы. При этом у студентов остается возможность учиться традиционно, так как они уже привыкли.

Гибкость обучения. Студент сам выбирает продолжительность и последовательность материалов для изучения предмета. Тем самым адаптируя учебный курс под свои возможности и потребности, сообщает Сатунина А.Е. в работе под названием «Электронное обучение: плюсы и минусы» [12].

Недостатками электронной информационно-образовательной среды являются:

Невозможность использования старых методов обучения. Согласно с мнением Сатуниной А.Е. [12], большая часть учебных материалов, подходящих для традиционного обучения, не подходят для использования в онлайн или смешанном обучении. Её нужно перерабатывать и подстраивать под ноу-хау.

Потребность живого общения, при удалённом обучении. Так же Сатунина А.Е. [12] считает, что обучаясь только удалённо по средствам информационных технологий, студент не получает возможности нарабатывать и закреплять те необходимые навыки, которые он получал бы на лекциях и семинарах. Это техника личной презентации, «живая» дискуссия, контроль эмоций и многое другое. К этому мнению присоединяется Малитиков Е. М., сообщая о схожих проблемах виртуального образования в работе «Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ» [8].

Необходимость переобучения преподавательского состава. Практически все авторы каких-либо публикаций о виртуальной образовательной среде говорят об этом пункте. Особенно её выделяет Полат Е.С. в публикации «Педагогические технологии дистанционного обучения» [9], ссылаясь на то, что преподавателям при работе с e-learning необходима специальная подготовка, так как им придется встретиться с новыми для них технологиями лицом к лицу, уметь ориентироваться в необходимом программном обеспечении. А далеко не все преподаватели университета в состоянии самостоятельно освоить новые технологии виртуальной образовательной среды. Плюсом к этому, преподавательский состав необходимо как-то мотивировать, ведь большинство людей консервативны, а значит, не хотят что-либо менять в обстановке, к которой они привыкли.

Необходимость оснащения оборудованием университета. Это значительные затраты времени и средств для университета. Нужно подготовить место для серверной, создать новую или взять существующую базу данных. Постоянно обновлять «железо» и программное обеспечение. Данный пункт упоминается в той или иной степени практически в любой работе о виртуальной образовательной среде, например Сараев В. [11] считает, что эти затраты необходимы. Так как каждый ВУЗ должен быть оснащен по последнему слову техники, «идти в ногу со временем».

Проблемы развития навыков работы с новыми технологиями у студентов. Малитиков Е.М. [8] добавляет, что для успешной и эффективной работы в виртуальной образовательной среде студенты тоже должны уметь свободно ориентироваться в используемом программном обеспечении.

Элементы электронной информационно-образовательной среды

Для наглядности, стоит провести аналогию с очным обучением, где система дистанционного обучения – является книжной полкой, а материалы, содержащиеся в её базе данных – книги, что на ней стоят [13].

Виртуальная образовательная среда должна представлять собой целое «здание университета». Она состоит из многих инструментов, предназначенных для какой-либо работы в сети: специальная система тестирования, чаты, форумы, система обмена файлами, виртуальные классные комнаты, туториалы, виртуальные лаборатории, системы электронных ведомостей, блоги и так далее [13,15,38].

Не стоит забывать, что участники процесса обучения, тоже являются элементами системы. Преподаватели в электронной среде становятся тьюторами, студенты – слушателями, а сотрудники деканатов – организаторами.

Виды взаимодействий в рамках электронной информационно-образовательной среды

Все взаимодействия между участниками образовательной деятельности (преподаватели, студенты, работники деканата) в рамках электронной информационно-образовательной среды подразделяются на два основных вида:

Синхронные взаимодействия между участниками образовательной деятельности [16–18].

Асинхронные взаимодействия между участниками образовательной деятельности [16–18].

Существуют и другие виды деления взаимодействий в виртуальной образовательной среде, но они скорее являются исключениями, ведь чаще всего используется именно это подразделение.

Синхронные взаимодействия между участниками образовательной деятельности.

Синхронные взаимодействия между участниками учебной деятельности, далее синхронные коммуникации – чаще всего это средства общения между студентом и преподавателем в режиме реального времени [19].

В настоящее время подобная практика в университетах Российской Федерации является редкостью, из-за ряда причин [19, 20]:

1. Отсутствие хорошего интернет соединения.

2. Отсутствия хорошего мобильного интернет-покрытия у сотовых операторов.

3. Необходимость высоких технических характеристик вычислительной техники в пользовании университета.

4. Необходимость высоких технических характеристик вычислительной техники в пользовании студента.

5. Общее свободное время у преподавателя и его подопечных (студентов).

Синхронные коммуникации чаще используются для решения конкретных задач или частного общения между преподавателем и студентом [20,30,36].

Основными видами синхронных коммуникаций, распространённых в Российской Федерации являются:

1. Чат [6, 33, 34]. Средство коммуникации, путем обмена сообщениями между преподавателем и студентом (группой студентов) по компьютерной сети в режиме реального времени.

2. Аудиоконференция [6, 33, 34]. Средство коммуникации, путем соединения голосовой связью между преподавателем и студентом (группой студентов) по компьютерной сети в режиме реального времени.

3. Видео конференция [6, 33,3 4]. Средство коммуникации, обеспечивающее одновременно двухстороннюю передачу, обработку и представление видео картинки в реальном времени, а так же голосовой связи между преподавателем и студентом (группой студентов) по компьютерной сети в режиме реального времени.

4. Виртуальная доска [6, 33, 34]. Виртуальная имитация классной доски, для передачи информации в реальном времени.

5. Виртуальный класс [6, 33, 34]. Виртуальная имитация общения при аудиторной встрече при обучении. Является комплексом программного обеспечения реализующего сразу множество элементов синхронного общения. Является наиболее приближенным видом синхронного виртуального общения к реальному (лицом к лицу), с помощью нескольких основных функций [6, 33, 34]:

• Общий аудио и видео чат.

• Функция поднятой руки.

• Индивидуальный обмен информацией между преподавателем и студентами.

• Показ каких-либо ученых материалов, например презентаций. Может включать в себя многие другие функции, необходимые для некоторых узких групп пользователей.

Хотя синхронные коммуникации являются очень редким видом взаимодействий в виртуальной образовательной среде, существует очень множество разнообразного программного обеспечения как профессионального, так и пользовательского, позволяющего использовать данный вид взаимодействия в образовательной деятельности [37, 39].

Асинхронные взаимодействия между участниками учебной деятельности

Асинхронные взаимодействия между участниками учебной деятельности, далее асинхронные коммуникации – чаще всего это средства общения между студентом и преподавателем с задержкой во времени [6, 13].

Уже сейчас данный тип коммуникации, является частой практикой в университетах Российской Федерации, даже если в тех не подразумевается дистанционное обучение, чаще всего сами преподаватели используют сей тип коммуникаций со студентами для удобства проверки их учебной деятельности.

Асинхронные коммуникации негласно признаны более удобным методом взаимодействий в виртуальной образовательной среде, нежели синхронные по ряду причин:

Независимость от времени коммуникации [13, 29]. Студент может отправить задание в любое удобное для него время суток. Преподаватель может проверить задание в любое удобное для него рабочее время.

Простота использования [13]. Практически каждый интернет-пользователь имеет свой e-mail (почтовый ящик), и умеет пользоваться услугами электронной почты.

Долгосрочное хранение информации [13]. Базы данных электронной почты обеспечивают достаточно долгосрочное хранение информации, это больше чем необходимо для комфортного обмена учебными ресурсами между преподавателями и студентами.

Точная информация о времени отправления сообщений [13].

Базы данных электронной почты хранят точное время отправки и получения сообщений, что может исключить некоторые конфликтные ситуации между преподавателем и студентом.

Это действительно удобно. Большинство преподавателей предпочитают получать работы студентов по средствам электронной почты.

Основными видами асинхронных коммуникаций, распространённых в Российской Федерации являются:

1. Электронная почта [6, 33, 34]. Технология и служба по пересылке и получению электронных сообщений, самый распространённый метод. Так как практически у каждого интернет-пользователя есть свой аккаунт (свой почтовый ящик). Все участники учебного процесса (преподаватели, студенты, сотрудники деканатов) заранее знакомы с этим типом асинхронной коммуникации, поэтому он общепринято является самым простым и при этом удобным видом асинхронного взаимодействия между ними.

2. Различные системы обменов файлами [6, 33, 34]. Специальные сайты и ресурсы университета, куда сохраняются файлы учебной деятельности всех участников учебного процесса, для передачи информации между преподавателями и студентами.

3. Веб-форумы [6, 33, 34]. Специальные разделы на сайтах (базах данных) университетов или же отдельные сайты, предназначенные для проведения онлайн-дискуссий, где любой участник учебного процесса может оставлять сообщения на какую-либо тему соответствующую специальному разделу.

Виды асинхронного взаимодействия между участниками образовательной деятельности гораздо более распространенны в Российской Федерации, нежели методы синхронной коммуникации.

На данный момент существует огромное число приложений для поддержки дистанционного обучения [30, 31, 35]:

1. Система управления обучением (LMS):

1.1. Российские LMS:

1.2. Западные LMS:

1.2.1. IBM Lotus Workplace Collaborative Learning.

Тест «Практика организации дистанционного и смешанного обучения»

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

О теме: Эффективность образовательного процесса на дистанте напрямую зависит от уровня подготовленности учителя. Для современного педагога важно, в соответствии с поставленной образовательной задачей, уметь выбирать и использовать инструменты для изложения учебного материала, контроля знаний, организации проектной деятельности учащихся и других форм работы. Зачем это учителю: Данный тест даёт педагогам возможность проверить свои знания об инструментах для организации дистанционного и смешанного обучения.

Система оценки: 5 балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

Удобное и надежное место для хранения различных типов файлов: текстовых документов, таблиц, графических и иных изображений, аудио- и видеоконтента – это…

Варианты ответов
  • Google Диск
  • Google Таблицы
  • Google Документы
  • Google Формы
  • Google Сайт
Вопрос 2

Выберите из предложенных вариантов те, которые НЕ являются сервисами для проведения онлайн-конференций.

Варианты ответов
  • Zoom
  • Skype
  • Microsoft Teams
  • YouTube
  • Vimeo
  • Facebook
  • ВК
  • Google Conference
  • Google Hangsout
  • Google Meet
  • Viber
  • OneNote
Вопрос 3

Какие существуют форматы онлайн-обучения?

Варианты ответов
  • Традиционный
  • Нетрадиционный
  • Синхронный
  • Асинхронный
  • Смешанный
  • Раздельный
Вопрос 4

Что такое гибридное обучение?

Варианты ответов
  • Вид смешанного обучения, при котором одни учащиеся посещают занятия лично, а другие присоединяются к занятиям виртуально из дома
  • Просто один из синонимов смешанного обучения
  • Обучение с применением AR/VR технологий
  • Образовательная модель, при которой роль преподавателя выполняет робот-андроид
Вопрос 5

Назовите факторы успешной реализации гибридного обучения.

Варианты ответов
  • Получение информации «маленькими порциями»
  • Персонализация
  • Обучение, основанное на мастерстве
  • Высокие ожидания
  • Личная ответственность
Вопрос 6

Soft Skills – это…

Варианты ответов
  • Технические способности или наборы навыков, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать, как правило, их можно изучить, посещая курсы, семинары, читая книги и получив специфический опыт
  • Навыки, которые позволяют людям распознавать и управлять своими эмоциями, успешно справляться с конфликтами, решать межличностные проблемы, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике
  • Инструменты, которые обеспечивают процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия
Вопрос 7

Как называется программа для совместного просмотра и обсуждения видео?

Варианты ответов
  • Vimeo
  • Watch2Gether
  • Watch&Talk
  • Все варианты верны
Вопрос 8

Укажите правильное расположение категорий «Лестницы успеха» Б.Блума от нижней до верхней.

Варианты ответов
  • Оценка – синтез – анализ – применение – понимание – знание
  • Понимание – применение – синтез – анализ –знание – оценка
  • Знание – понимание –применение – анализ – синтез – оценка
Вопрос 9

Выберите платформы, которые представляют собой онлайн-доски, предназначенные для совместной работы и централизации коммуникации.

Варианты ответов
  • Miro
  • APIdoc
  • Classroomscreen
  • Popplet
  • DesktopDoc
Вопрос 10
Варианты ответов
  • Техника, которая помогает визуализировать мысли и передавать их другим
  • Образовательная инфографика, изображающая события или процессы
  • Зарисовка географических карт по памяти с помощью обучающего онлайн-приложения
Вопрос 11

Что такое Google Meet?

Варианты ответов
  • Онлайн-доска для совместной работы
  • Сервис видеотелефонной связи
  • Образовательный чат-бот
Вопрос 12

Какие приемы из перечисленных позволяют организовать совместную деятельность на онлайн-уроке?

Варианты ответов
  • Работа с Google Презентациями
  • Прохождение онлайн-тестов
  • Работа в чате
  • Составление опорного конспекта/кластера
Вопрос 13

Какое условие является необходимым для использования Google Класса в учебном заведении?

Варианты ответов
  • Аккаунт Google
  • Аккаунт G Suite for Education
  • Все варианты верны
Вопрос 14

Не более скольких минут может длиться бесплатная трансляция в Zoom?

Варианты ответов
  • 60 минут
  • 30 минут
  • 40 минут
  • 10 минут
Вопрос 15

Какие основные виды поддержки преподавателю должны быть оказаны при переходе на дистанционно обучение?

Варианты ответов
  • Методическая
  • Психологическая
  • Техническая
  • Организационная
Вопрос 16

Какой сервис для проведения видеотрансляций требует дополнительного программного обеспечения?

Варианты ответов
Вопрос 17

Какая универсальная платформа позволяет использовать все свои инструменты для работы?

Варианты ответов
  • Яндекс
  • Google
  • Discord
Вопрос 18

Можно ли использовать сервис Пликерс для проверки знаний при дистанционном взаимодействии?

Варианты ответов
Вопрос 19

Необходима ли учителю доска или флипчарт при дистанционном взаимодействии?

Варианты ответов
  • Да
  • Нет
  • При необходимости
  • Можно заменить онлайн ресурсами.

Какие из перечисленных инструментов являются синхронными. Синхронные коммуникации

Главная задача преподавателя при применении ИТ в обучении фонетической стороне речи — создать условия для практического овладения языком.

Цели

1) Активизировать познавательную деятельность

В рамках этой цели осуществляются два подхода:

  • личностно-ориентированный

а)сотрудничество преподавателя со студентом

б)проектная методика (использование ИТ)

  • подход «кнута и пряника»

2) Применить отработанные формы обучения фонетической стороне речи

  • прослушивание эталона
  • объяснение характера звука
  • тренировка

Возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями

  • возможность прослушивать эталон с разной скоростью воспроизведения
  • анимированная демонстрация работы артикуляционного аппарата
  • запись звуков, произнесенных пользователем для анализа самооценки
  • сравнение произнесенных пользователем звуков с эталоном и определение степени совпадения
  • осуществление управляемого диалога

В рамках данных возможностей должен постоянно осуществляться принцип обратной связи: обучающемуся дается возможность знать, на правильном ли он пути. Преподаватель же, в свою очередь, имеет возможность постоянно и синхронно наблюдать за учебным процессом.

Обучающие программы

Наиболее популярными программами, которые помогают в обучении фонетике, являются:

Рассмотрим данные программы с стороны трех аспектов: методического, эргономического и технического.

Методический аспект Эргономический аспект Технический аспект
Мой говорящий словарь Нельзя редактировать учебный материал, нет описания звуков, не учитывается методика формирования фонетических навыков Нет доступа к базе данных слов, статей, нельзя выбрать произвольное слово для изучения Дает возможность сравнить речь пользователя с эталоном, но не дает критериев оценки
Talk to me Учебный материал соответствует разговорнику, а не словарю(от фразы к звуку) Дает критерии оценки, ведет от одной фразе к другой в диалоге Сравнение речи по графикам, 7-балльная шкала
Professor Higgins Путь от звука к фразе Позволяет настроить темп произношения, следить за произношением эталона по фонетическому образцу\по работе органов речи, доступность справочных материалов по данному звуку Имеет анимацию артикуляции звуков(+текст), сравнивает запись с эталоном, не содержит инструментального журналирования

Критическая оценка протестированной программы Professor Higgins

Обложка Professor Higgins

В данном разделе нашей статьи оценим программу Professor Higgins.

Плюсы Professor Higgins:

  • возможность для обучающегося воспринимать собственное произношение визуально и сравнивать его с произношением носителей языка
  • объём словаря программы в 8000 слов; также в программу включены пословицы, поговорки, стихотворения, скороговорки
  • использование принципа «от простого к сложному»
  • хорошо разработанный и разнообразный блок упражнений
  • в программе широко используются иллюстрации и анимация, помогающие лучше понять артикуляцию звуков
  • программа позволяет настроить темп собственного произношения
  • программа создает интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации
  • программа не русифицирована
  • программа имеет определенный алгоритм оценивания и не допускает нескольких вариантов ответа
  • отсутствие реальной коммуникации

Ресурсы

Существуют различные мультимедиа-учебники, такие как:

  • гипертекстовый документ (HTML, Java)
  • компьютерные программы (case-технологии)

Ресурсы (как русскоязычные, так и аутентичные) бывают теоретическими и практическими.

Функции ресурсов

Теоретическиее ресурсы (учебники) сосредотачиваются на ряде следующих фонетических вопросов:

  • словесное ударение
  • правильное чтение букв и слов
  • редукция звуков
  • типы слогов
  • паузация, ритм, темп

Свойства практических ресурсов:

  • содержат образцы речи, озвучиваемые носителями языка
  • нет полной информации об интонационной структуре речи
  • подробный набор фонетических явлений

Однако, эти ресурсы имеют и свои недостатки:

  • слишком большое количество ресурсов
  • не все аудиоматериалы являются эталонами для подражания

Средства коммуникации в Интернет

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Таким образом можно заметить,что средства коммуникации в Интернет — мощное средство в обучении, они позволяют человеку непосредственно участвовать в диалоге. Существуют синхронные и асинхронные средства коммуникации.

Синхронные средства коммуникации

Синхронные средства коммуникации — это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения.

Виды синхронных средств коммуникации:

  • Голосовые и видео конференции

Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного.

  • Текстовые конференции (чаты)

Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с 3-я и более участниками процесса дистанционного обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие визуального контакта, а со стороны преподавателя, невозможность проверить с кем он действительно общается. Это особенно важно в моменты тестирования и проверки знаний, например при проведении дистанционных экзаменов или семинаров.

Асинхронные средства коммуникации

Асинхронные средства коммуникации позволяют обмениваться информацией с задержкой во времени. В отличие от синхронных средств коммуникации, они более гибкие и позволяют обучающемуся выбирать удобное для него время работы с материалами курса.

Аудиоблог
  • стандартизация передачи данных на основе протокола RSS
  • унифицировать способы передачи информации о разных материалах, появившихся в Интернет
  • динамический характер
  • бесплатность авторских программ
  • видеозаписи уроков по практической фонетике
  • развитие навыков аудирования
  • детальное изучение акцентов, стилей речи
Голосовая почта

Голосовая почта — это обмен аудио- и видео-сообщениями. Использование голосовой почты на уроках английского языка помогает реализовать принцип аутентичности общения. Наиболее эффективно может быть использована при реализации проектной методики (например, если в проект вовлечены носители языка, то более целесообразным будет использование при общении русско- и англоговорящих участников именно голосовой почты. Развивается способность слышать и понимать речь носителей языка.

Голосовые форумы

Голосовые форумы — это форумы, где темы дискутируются с помощью голосовых посланий (такие, как, например, голосовой форум Voxopop , более известный под своим старым названием Chinswing ). Все дискуссии категоризованы на тематические каналы. Внутри этих каналов находятся многопользовательские обсуждения. Каждое сообщение — это голосовое послание зарегистрированного пользователя Voxopop . В структуре сайта — две страницы: одна содержит список всех дискуссий на данную тему, а другая отображает непосредственно страницы дискуссий, на которых непосредственно производится прослушивание голосовых записей пользователей.

  • реализация проектной методики
  • стимуляций творческой активности
  • возможность вовлечь студента в коммуникацию с носителем языка, при этом преодолевается языковой барьер
  • мотивация для изучения иностранных языков
  • возможность применить свои знания иностранного языка в обсуждениях очень широкого спектра тем

Направления в использовании ИКТ в обучении фонетической стороне речи

ИКТ в обучении фонетической стороне речи используются в двух направлениях:

  • использование обучающих программ , достоинство которых состоит в организации самостоятельной работы.
  • использование интернет-технологий и телекоммуникаций , создающих среду общения и обучения, приближенную к аутентичной.

В случае взаимодействия без буферизации, процесс-отправитель направляет получателю запрос на передачу данных и продолжает свою работу. Этот запрос будет ожидать от процесса-получателя готовности к приему данных и соответствующего вызова командыreceive() , после чего начнется собственно передача данных. Взаимодействующие процессы смогут узнать об окончании сетевого обмена и, следовательно, о возможности работать с передаваемыми и принимаемыми данными без риска их повреждения с помощью команд, проверяющих признак завершения операцийsend() илиreceive(). Эта ситуация иллюстрируется рис. 1.9а.

В случае буферизованного взаимодействия, отправитель инициирует копирование передаваемых данных из своего буфера в дополнительный буфер отправки и сразу продолжает работать. При этом дальнейшая обработка передаваемых данных процессом-отправителем становится безопасной в момент завершения операции копирования. На стороне получателя командаreceive() инициирует перемещение данных из дополнительного буфера приема в адресное пространство получателя и возвращает управление в вызвавший процесс. Стоит отметить, что возращение управления произойдет даже в том случае, если данные еще не поступили от отправителя в дополнительный буфер приема. При этом запрос от командыreceive() будет ожидать поступления данных. Как видно из рис. 1.9б, использование механизма неблокирующей буферизованной отправки/ получения позволяет уменьшить время, в течение которого работа с передаваемыми и принимаемыми данными является небезопасной.

Таким образом, блокирующие примитивы взаимодействия обеспечивают простоту программирования и гарантируют выполнение семантики передачи данных, в то время как неблокирующие операции применимы для увеличения производительности компьютерных систем за счет маскирования издержек обмена данными. Однако в последнем случае разработчикам ПО приходится следить за тем, чтобы приложение не обращалось к передаваемым и принимаемым данным до завершения операций отправки или приема. Поэтому большинство современных библиотек, реализующих операции обмена сообщениями, обычно предоставляют как блокирующие, так и неблокирующие примитивы.

1.5.5. Синхронный и асинхронный обмен сообщениями

Основной смысл определения блокирующих и неблокирующих операций отправки и приема данных заключается в описании локального поведения вызывающего процесса без учета хода выполнения других процессов. А именно, блокирующие примитивы возвращают управление вызывающему процессу при завершении копирования данных из адресного пространства процесса-отправителя или в адресное

пространство процесса-получателя, неблокирующие – лишь начинают соответствующую операцию. Имеет смысл рассматривать взаимодействие также сглобальной точки зрения. В этом контексте различают синхронный и асинхронный механизм обмена сообщениями.

Синхронный обмен сообщениями . При синхронном обмене сообщениями отправитель и получатель дожидаются друг друга для передачи каждого сообщения, и операция отправки считается завершенной только после того, как получатель закончит прием сообщения.

Завершение синхронной операции send() свидетельствует не только о том, что семантика передачи данных оказывается обеспеченной, но и о том, что получатель достиг определенной точки в ходе своего выполнения, а именно вызова соответствующей операцииreceive() . Поэтому процессы не только обмениваются данными, но и синхронизируют свое выполнение во времени.

Другое преимущество синхронного обмена сообщениями заключается в том, что для передачи сообщения не требуется использования дополнительных буферов, т.к. синхронная операция send() все равно не сможет завершиться, пока не будет вызвана соответствующая операцияreceive() . Хотя, конечно, возможна реализации этих примитивов и с использованием буферизации. Важно отметить, что синхронная операцияreceive() после получения сообщения должна отослать соответствующее подтверждение (англ.acknowledgement ) отправителю для завершения операцииsend() .

В случае использования блокирующих примитивов взаимодействия передача сообщения с помощью пары вызовов send() иreceive() может рассматриваться как одна атомарная операция.

Асинхронный обмен сообщениями. При асинхронном обмене сообщениями не происходит никакой координации между отправителем и получателем сообщения. Для завершения операции send() отправителю не требуется дожидаться приема сообщения процессом-получателем. При отправке нового сообщения, отправителю неизвестно, получено ли его предыдущее сообщение, направленное этому же или, возможно, другому получателю. Поэтому, если канал связи между отправителем и получателем не сохраняет порядок передаваемых по нему сообщений, т.е. не обеспечивает свойство FIFO (англ. First In First Out ), получатель может принимать сообщения в другом порядке, нежели они были переданы отправителем. Асинхронной операции receive() нет необходимости отсылать отправителю подтверждение (англ. acknowledgement ) о приеме сообщения.

Преимуществом асинхронного обмена сообщениями является возможность перекрывать вычисления отправителя и получателя во времени, т.к. процессы не будут ожидать друг друга для передачи каждого сообщения.

В связи с тем, что отправка и прием сообщения не синхронизированы во времени, передача сообщения с помощью блокирующих примитивов требует наличия дополнительных буферов для размещения отправленных, но еще не полученных сообщений. Как уже обсуждалось, в этом случае необходимо определить поведение операции send() в ситуациях переполнения буфера. Если блокировать отправителя до освобождения требуемого пространства, то непредсказуемо может возникнуть ситуация взаимной блокировки процессов. Если сообщение отбрасывать, то коммуникацию нельзя считать надежной.

Я написал курсовую работу на тему общения в интернете, чтобы получить зачет по гуманитарному курсу по выбору «Социальная психология». Вроде получилось неплохо. Может кому-то пригодится:)

Введение

Интернет (Сеть ) — всемирная система объединенных компьютерных сетей . С точки зрения пользователя интернет выполняет две основных функции: информационную и коммуникационную. В данной работе исследуется коммуникационная функция, а так же ее влияние (в психологическом аспекте) на пользователя.

Говоря об интернете, нельзя не использовать специфические термины, или даже, в некоторых случаях, сленг. Понятиям и явлениям, о которых идет речь, нет устоявшихся названий. Для обозначения обычных средств общения (в противоположность связанным с интернетом) будем использовать термин «офлайн ». Русский сегмент интернета будем называть «рунет ».

Общение с помощью компьютерных сетей — принципиально новый пласт социальной реальности.

Разумеется, общение в интернете, несмотря на значительные отличия, есть разновидность межличностных отношений и отношений в группах, поэтому к ним можно применить общий подход. Согласно , стандартная (офлайновая) коммуникационная модель включает в себя «источник-сообщение-получатель», и на ее основе можно классифицировать обычные средства связи между людьми. Интернет многообразен, каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением — журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем — один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

Все это многообразие можно разделить на три группы:

  1. Асинхронная коммуникация по принципу один-к-одному (электронная почта).
  2. Синхронная коммуникация, которая может быть построенной по принципу один-к-одному и один-ко-многим, организованная вокруг определенной темы, чаты и программы обмена сообщениями (интернет-мессенджеры, например, ICQ).
  3. Асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, и которая может быть построена по принципу многие-к-одному, один-к-одному или один-к-многим (сайты, форумы, блоги).

Рассмотрим более подробно каждый из способов общения. Попутно будем отмечать плюсы и минусы каждого способа, специфичные для него. Такие минусы, как обязательное наличие компьютера, отмечать не будем. Затем охарактеризуем общие особенности общения в интернете.

Модель один-к-одному

Обычно описывает общение между двумя знакомыми людьми.

Асинхронная коммуникация

В основном асинхронная коммуникация в модели один-к-одному осуществляется через e-mail (электронную почту). По-видимому, это самый массовый способ общения в интернете, который, к тому же, появился в нем раньше всех остальных способов. Каждый человек, хоть немного связанный с интернетом, имеет электронный «почтовый ящик», и, зачастую, не один. Асинхронность заключается в том, что человек, который пишет электронное письмо, не знает, когда его прочтет адресат. Таким образом, аналогом электронной почты в офлайне является обычная почта. Особенности данного способа общения практически целиком определяются тем, что электронное письмо — это обычный текст, который необходимо набрать. Разумеется, его легко редактировать или распечатать.

Синхронная коммуникация

В противоположность электронной почте, синхронная коммуникация подразумевает мгновенный обмен (обычно) короткими сообщениями между двумя пользователями, одновременно подключенными к Сети. Для этого вида коммуникации необходима клиентская программа, так называемый мессенджер (англ. message — сообщение).

Большинство программ позволяет видеть, подключены ли в данный момент абоненты, занесенные в список контактов. В ранних версиях программ все, что печатал пользователь, тут же передавалось. Если он делал ошибку и исправлял ее, это тоже было видно. В таком режиме общение напоминало телефонный разговор. В современных программах сообщения появляются на мониторе собеседника только по окончанию редактирования и отправке.

Этот вид общения обладает гораздо большей степенью интерактивности, позволяет создать ощущение «живого» общения с собеседником. В этом скрываются и «подводные камни»: человек не успевает (в отличие от e-mail) полностью сформулировать свою точку зрения, и он может быть понят неправильно. Электронная почта и мессенджеры дополняют друг друга. По электронной почте можно отправлять достаточно длинные описания или рассуждения о чем-то, в то время как мессенджеры подходят для обсуждения.

Как следует из данных, приведенных в , в Европе интернет-пейджерами пользуются 82 миллиона человек, а в Соединенных Штатах — 69 миллионов, что составляет 49% и 37% интернетчиков соответственно. Самый высокий уровень проникновения интернет-пейджеров (64%) был отмечен в Латинской Америке. В России самым популярным интернет-пейджером является ICQ. В нашей стране насчитывается 3,3 миллиона активных пользователей.

Опрос, проведенный американским институтом Пью (Pew), выявил примечательный факт: подростки не слишком жалуют электронную почту. Они считают ее слишком официозной, хотя и пользуются ею по необходимости — для переписки со взрослыми. В целом же они предпочитают другие способы коммуникации. По данным института Пью, интернет-пейджерами пользуется 75% подростков и только 42% людей старшего возраста. ()

Модель один-ко-многим. Блоги

В офлайне этой модели соответствуют классические СМИ: телевидение, радио, газеты. Получателями таких обычных сообщений является практически каждый, но далеко не любой может быть источником. В интернете ситуация отличается кардинально. Он предоставляет такие массовые способы общения, которые не имеют аналогов в офлайне.

Практически всегда это асинхронный доступ: сначала автор написал материал, а потом, спустя некоторое время, читатели могут с ним ознакомиться и, например, оставить комментарии. С тех пор, как интернет стал массовым явлением (имеется в виду, на Западе), моделью один-ко-многим описывались конференции и доски объявлений. За последние несколько лет, получило широкое распространение такое явление, как блог . Это слово образовалось от английского «web log» и обычно означает «сетевой дневник». Обычно блог представляет собой сайт и состоит из коротких заметок на одну или несколько определенных тем. Автор может писать о своей профессиональной деятельности или об увлечениях, о текущих событиях или свои размышления. Часто посетители могут оставлять комментарии. На западе блоги очень популярны. Количество блогеров (ведущих блоги) в Рунете также увеличивается. Блоги набирают популярность, потому что человек получает легкий в обращении инструмент, обладающий огромным потенциалом и позволяющий реализовать его стремление стать известным на просторах интернета.

Приведем некоторые данные из .

Термин «блогосфера » — совокупность всех блогов — впервые появился в 1999 году. Сам автор неологизма, Брэд Грэм, подавал его как шутку: в то время вся «блогосфера» ограничивалась сотней сайтов. Пять лет спустя, в 2004 году, самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» — сетевой дневник — словом года. Мировая блогосфера к тому времени уже достигла совсем нешуточных размеров. По данным одного из ведущих англоязычных блог-поисковиков Technorati.com на сентябрь 2006 года в мире было более чем 54 миллиона блогов.

В русскоязычной блогосфере, по данным службы Яндекса «Поиск по блогам» , сегодня больше, чем 1 150 000 блогов, а записей (постов) — больше 80 миллионов. Каждую секунду появляется в среднем три новых записи. Конечно, не все блоги ведутся постоянно, есть и «заброшенные». Из более чем миллиона за последний квартал обновлялись 540 тысяч — то есть таких активных блогов в российской блогосфере — 46%. По данным Technorati.com ежедневно в мире появляется 1,6 млн новых постов. В русскоязычной блогосфере по данным поиска по блогам Яндекса — больше 106 тысяч. Таким образом, российских блогов в мире всего 2%, а записей на русском языке каждый день создается около 7% от записей на всех языках. В среднем русскоязычный блоггер пишет в три раза чаще, чем западный.

Средний российский блоггер — это девушка, ей 21 год. Она живет в Москве, учится в ВУЗе. Ее записи регулярно читают 24 других блоггера.

Одним из достоинств блогов является сокращение затрат времени на то, чтобы сообщить друзьям о каком-нибудь событии. Достаточно дать ссылку на описание этого события в блоге. Люди получают возможность больше писать, а, значит, систематизировать свои мысли. Возможное отрицательное влияние блогов, связанное с анонимностью, мы обсудим позже.

Логически дальнейшим развитием (хоть и появившимся раньше блогов) являются так называемые авторские проекты. Они содержат не просто заметки, а более объемные материалы, в которых авторы, например, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее рассуждениями и фактами, публикуют свои произведения. Наиболее характерные примеры — exler.ru , spectator.ru . Подробно рассматривать авторские проекты не будем, поскольку это явление не является широко распространенным.

Важным элементом является сообщество блога — те люди, которые читают блог и оставляют в нем комментарии. Польза, приносимая автором читателю, и польза, приносимая автору от комментариев, находятся на противоположных полюсах, различаемых ролью сообщества. По мере увеличения этой роли, блог по своей сути переходит в форум.

Модель многие-ко-многим

Асинхронная коммуникация

по этой модели воплощена в форумах . Согласно , форум — специальное программное обеспечение для организации общения посетителей сайта. Обычно форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Форумы собирают людей по всевозможным критериям. Например, тематические форумы: форум любителей кино, научные форумы и т.д. Другой критерий — «перенесение» реального сообщества в интернет, например, форум студентов нашего факультета. Форумы могут быть открытыми — где участвовать могут случайные посетители, иногда лишь с требованием предварительной регистрации.

Часто на тематических форумах можно получить качественный ответ практически на любой вопрос, который может возникнуть.

Синхронная коммуникация

Реализована в чатах. Чаты содержат в себе интерактивность (свойственную интернет-пейджерам) и поэтому объединяют в себе их свойства и свойства форумов. Как правило, форум отличается от чата более серьёзными обсуждениями, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа.

Общие особенности общения в интернете

Во-первых, в коммуникации в интернете теряют свое значение невербальные средства общения, о чем сказано в . Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов» (комбинаций символов, например, 🙂 , 😉 , :(и др.), физическая удаленность участников приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, также как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому «в интернете легче вести серьезный разговор»; «в интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно — все равно не видно, как ты обижаешься»; «в интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «в интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше» (приведены цитаты из бесед с пользователями-подростками). То есть, в интернете в результате анонимности теряет свое значение целый ряд барьеров общения, например пол, возраст, социальный статус, внешность и т.д.

Во-вторых, важное следствие анонимности — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Ведь анонимность общения в интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет.

В интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Здесь возникает вопрос об отношении между «виртуальным Я» (то есть «Я», которое человек использует в телекоммуникации) с реальным «Я» этого же человека. Если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотив для выхода в сеть и создания виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотив создания виртуальных личностей у него, по-видимому,отсутствует.

Следует отметить, что во многих случаях может возникать зависимость от интернета, когда общение в интернете для него становится сравнимым по важности с общением в обычной жизни. Обычно это происходит, если человек испытывает определенные проблемы психологического характера (например, боязнь, подозрительность) в общении с другими людьми. Пытаясь реализовать потребность в общении через интернет, он усугубляет существующие проблемы.

Общение в интернете не является «привычным», характерным для человека. Оно должно дополнять, но не замещать общение в офлайне. Всё хорошо в разумных пределах. Если человек пишет письма своим друзьям, которые находятся далеко, участвует на тематических форумах, помогая другим, отвечая на их вопросы или ища ответ на свои, то это нормально. А когда общение начинает происходить ради общения, начинаются проблемы. Таким людям необходимо понять, что события в реальной жизни для них важнее. Ведь полностью уйти в интернет из офлайна нельзя.

Литература

  1. Смирнов Д. В. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернета .
  2. Жичкина А.

Synchronousbitsynchronization–строго периодический режим с фиксированной скоростью передачи данных, они требуют применения механизма синхронизации, обеспечивающего согласование таймеров отправителя и получателя. Для координации временных соотношений используются три метода:

гарантированное изменение состояния;

отдельный сигнал синхронизации;

Гарантированное изменение состояния – метод, при котором информация синхронизации встраивается в сам сигнал передачи данных.

Отдельный сигнал синхронизации – метод, в котором используется специальный канал между передатчиком и приемником, по которому передается исключительно информация синхронизации.

Передискретизация – метод, при котором приемник дискретизирует сигнал с более высокой тактовой частотой, чем скорость передачи данных.

Синхронное соединениеиспользуется, главным образом, для скоростных каналов связи и передачи мультимедийного трафика, для соединения мейнфреймов и миникомпьютеров. Одна из проблем асинхронной передачи данных связана с очень высокой избыточностью кода. Для каждого байта информационных символов мы вынуждены присовокупить 3-4 бита служебной информации.

Последовательная передача называется синхронной, если точно определен момент отправки и приема каждого бита. При этом поток бит группируется в кадры (frames), нет пустых интервалов, осуществляется синхронизация на протяжении всей передачи. Отсюда высокая скорость передачи данных и, естественно, возможность применения высокоскоростных приложений.

Direction of flow

В случае синхронного соединения исходное сообщение разбивается на достаточно крупные фрагменты (пакеты, кадры, сегменты). Каждый пакет сопровождается служебной информацией содержащейся в заголовке (header) и концевике (tail), который говорит об окончании пакета и приеме его без ошибок. Это позволяет существенно поднять эффективность методов обнаружения и коррекции ошибок, по сравнению с асинхронным методом.

По порядку передачи коммуникации различают: симплексная ,полудуплексная идуплексная или полная дуплексная.

Симплексная (simplex communication)

Данные передаются исключительно в одном направлении (одностороннее движение). Метод в чистом виде используется редко, нет возможности сообщать и корректировать ошибки вовремя. Пример: телевидение.

Полудуплекс (half-duplexcommunication)

Полудуплексный канал посылает и получает пакеты данных по одной линии связи, но попеременно или с разделением во времени. Пример: СВ радио.

Пример реализации полудуплексного протокола FTP(File Transfers Protocol).

Полный дуплекс (full-duplex communication)

При этом методе данные проходят в обоих направлениях по единственной линии связи одновременно. Это похоже на улицу с двусторонним движением. Пример: телефон.

Передача в основной полосе частот и широкополосная передача.

Шириной используемой полосы частот называют выделенную полосу пропускания среды передачи данных. Общую полосу пропускания среды передачи можно разделить на каналы. Канал представляет собой часть полосы пропускания, которая применяется для передачи данных. Существует два способа выделения полосы пропускания среды передачи данных:

передача в основной полосе частот (baseband), в этом случае для одного канала используется вся полоса частот;

широкополосная передача (broadband), этот вид передачи предусматривает разделение полосы пропускания на отдельные каналы.

Синхронизация

При передаче данных выполнение тактовой синхронизации является обязательным условием успешной передачи и приема данных, однако при этом возникает одна, но фундаментальная проблема. Несмотря на то, что передатчик и приемник имеют генераторы тактовых импульсов одинаковой частоты (естественно с какой то погрешностью), для декодирования данных приемник должен не только определить тактовую частоту передатчика более точно, но и подстроить фазу этих двух частот.

ТЕОРЕТИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Современные условия диктуют необходимость поиска новых форм обучения, способных расширить номенклатуру образовательных ресурсов, организовать учебный процесс в нескольких средах, дать возможность синхронной и асинхронной связи между преподавателями и студентами. В этом контексте особую роль приобретает смешанное обучение, способное сформировать особую образовательную среду, обладающую преимуществами традиционного и онлайн-обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздева А. В.

Актуальные вопросы развития электронного (дистанционного) обучения в ДПО СВФУ в условиях цифровизации

Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете

Концепции организации интегрированной инструментальной среды поддержки инновационного асинхронного образования

Интегрированная инструментальная среда поддержки инновационных образовательных процессов

Виртуальная коммуникативная профессионально ориентированная образовательная среда как средство повышения эффективности дистанционного обучения

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

ТЕОРЕТИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© 2020 А. В. Гвоздева

доктор пед. наук, профессор кафедры романо-германской филологии

e-mail: gvav 2011@mail.ru

Курский государственный университет

Современные условия диктуют необходимость поиска новых форм обучения, способных расширить номенклатуру образовательных ресурсов, организовать учебный процесс в нескольких средах, дать возможность синхронной и асинхронной связи между преподавателями и студентами. В этом контексте особую роль приобретает смешанное обучение, способное сформировать особую образовательную среду, обладающую преимуществами традиционного и онлайн-обучения.

Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционное обучение, традиционное обучение, цифровые образовательные технологии.

В современных условиях от выпускника вуза требуется овладение все большим количеством компетенций, включая цифровые. В этой связи особую актуальность приобретает новая модальность обучения, а именно технология гибридного, или смешанного, обучения. Смешанное обучение — это многоканальное обучение, основанное на интеграции электронного (онлайн) обучения через цифровую платформу с традиционным (очным). При этом увеличивается номенклатура и вариативность различных образовательных технологий, а также происходит большее центрирование образовательного процесса на обучающегося, который, благодаря усилившейся интерактивности, чувствует себя более вовлеченным, а следовательно, более мотивированным. Кроме того, процесс обучения становится более индивидуализированным, поскольку студенты лучше контролируются и реализуют индивидуальные траектории обучения.

Смешанное обучение представляет собой достаточно сложную систему, обладающую такими характеристиками:

— константа самостоятельности, означающая полную независимость компонента и возможность его функционирования вне рассматриваемой структуры;

— константа открытости, то есть возможность и готовность к взаимодействию с другими компонентами, приводящие к новым свойствам не только компонентов, но и системы;

— константа подчинения, то есть обязательная для целостного функционирования системы взаимосвязь компонентов.

Эти характеристики позволяют организовать систему теоретического знания о смешанном обучении и определяют степень вовлеченности и интеграции в него компонентов традиционного (очного) и онлайн-обучения.

Вышеобозначенные характеристики обеспечивают формирование образовательной среды, базирующейся на определенных принципах и включающей в себя следующие основные компоненты: деятельностный, коммуникативный, пространственно-предметный.

Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, свойственных как традиционному, так и онлайн-обучению. Интегративная совокупность этих видов необходима для целостного для обучения

и развития обучающихся. В смешанном обучении к таким видам деятельности можно отнести рефлексию, анализ, самоанализ и самооценку, исследовательскую и проектную деятельность и т.д.

Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание синхронной и асинхронной форм обучения, использование четкой системы оценивания, повышение образовательных потребностей студентов.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента:

— гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения;

— партнерство преподавателя и студента;

— свободная коммуникация всех участников образовательного процесса;

— виртуальная коммуникативность, позволяющая субъектам образовательного процесса общаться в рамках электронного обучения.

Пространственно-предметный компонент включает в себя пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает функционирование образовательной среды. Наиболее важные из них для организации смешанного обучения — информационная образовательная среда, цифровые образовательные платформы, виртуальная медиатека и т.д. [Методические рекомендации. ]. Номенклатура принципов смешанного обучения включает в себя:

— принцип последовательности, который определяет эксплицитное получение знаний студентами;

— принцип индивидуализации, определяющий учет персональных стилей и стратегий обучения и выработку индивидуальных образовательных маршрутов;

— принцип кооперативного обучения, определяющий взаимодействие и взаимозависимость субъектов обучения внутри группы при совместном решении учебной задачи;

— принцип интерактивности мультимедийного образовательного инструмента, включающий в себя два уровня: уровень технического взаимодействия и уровень образовательного взаимодействия. Первый уровень подразумевает взаимодействие субъектов образовательного процесса с компьютером и не имеет ничего специфического для области обучения. Второй уровень касается педагогических аспектов взаимодействия пользователя с содержанием обучения;

— принцип вариативного представления материала, предполагающий задействование различных репрезентативных систем обучающихся за счет использования традиционных средств обучения и мультимедийного контента;

— принцип доступности, определяющий легкий доступ к учебным материалам и освоение их в удобное время, в удобном месте, в персональном темпе;

— принцип непрерывности, ориентированный на переход от одного типа обучения к другому с учетом быстро меняющейся внешней (не образовательной) среды и внутренней (образовательной) среды;

— принцип поддержки, заключающийся в количестве и качестве взаимодействия субъектов образовательного процесса, в ходе которого происходит изменение личностных качеств студентов;

— принцип саморазвития и рефлексии, предполагающий, что асинхронный дискурс по своей сути саморефлексивен и, следовательно, более способствует глубокому обучению, чем синхронный дискурс.

На сегодняшний день нет единого и универсального алгоритма построения смешанного обучения. Наиболее интересным, на наш взгляд, является построение

гибридной технологии обучения согласно модели SAMR (Substitution — Augmentation -Modification — Redefinition.), предложенной Рубеном Пуэнтедура. Данная модель позволяет облегчить выбор, интеграцию и оценку технологических средств обучения, а также мотивировать студентов к обучению в новой, цифровой образовательной реальности. Модель включает в себя четыре уровня и обеспечивает градацию вовлеченности обучающихся и использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения, начиная с простой замены, когда технологии просто подменяют какое-либо средство обучения (т.е. образовательная задача может быть выполнена и без их использования), постепенно поднимаясь до уровня, на котором применение информационных технологий открывает новые, ранее недоступные возможности [Puentedura 2006].

Первый уровень, субституция, не предполагает никаких функциональных изменений, но представляет собой реплику технологических средств с учетом новой образовательной модальности, а именно переход на цифровую технику, облачные технологии, образовательные платформы и т.д.

Второй уровень, приращение, предполагает функциональные изменения на этапе решения образовательных задач. Смешанное обучение предполагает увеличение количества образовательных задач по сравнению с традиционным обучением.

Третий уровень, модификация, предполагает значимые изменения образовательных задач за счет внедрения новых технологий.

Четвертый уровень, редефиниция (переопределение), за счет внедрения новых технологий позволяет постановку и достижение новых, ранее не реализуемых задач.

Таким образом, нижние уровни модели SAMR служат повышению эффективности занятий, то есть расширению учебной деятельности по сравнению с традиционной методикой. Однако на этапе субституции и приращения студенты не достигают более высоких когнитивных уровней.

Два последних уровня трансформируют процесс обучения. Образовательные задачи становятся более открытыми, сложными, аутентичными, что позволяет достичь более высоких когнитивных уровней, а также сформировать универсальные учебные действия. Кроме того, на верхних уровнях модели образуется образовательная синергия между педагогом и студентами, что позволяет осуществлять познавательную деятельность более высокого уровня.

Наибольшего педагогического эффекта в смешанном обучении можно добиться путем наложения модели таксономии Блума на модель Пуэнтедуры.

Таксономия Блума была задумана как иерархия образовательных целей, выстроенная от простого к сложному. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения [Бактыбаев 2017].

Первый уровень модели SAMR соответствует первым уровням таксономии Блума, которые состоят в том, чтобы запомнить и понять информацию. На втором уровне модели SAMR (приращение) происходит понимание и применение полученных знаний за счет увеличения количества образовательных задач, которые можно решить, используя цифровые технологии. На уровне модификации происходит анализ и синтез материала, то есть интеграция усвоенной информации для выработки новых представлений, планов действия, обобщений и схем. И наконец, на уровне

редефиниции модели БЛМЯ происходит обобщение информации и формулирование оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных критериев.

Безусловно, для успешного обучения не обязательно проходить верхние уровни моделей Пуэнтедуры или Блума. Некоторые технологии или методы могут требовать менее сложных задач. Педагог должен разработать задачу в соответствии с целями или условиями обучения. В идеале студент должен иметь возможность выбора наиболее подходящих инструментов для выполнения предложенного задания. Но задания более высокого уровня требуют постоянной поддержки со стороны преподавателя, особенно при дистанционном или смешанном обучении.

Соответственно, смешанное обучение на основе модели БЛМЯ должно обладать интерактивным характером и отвечать следующим условиям:

— организация студенческой автономии. Смешанное обучение, как и дистанционное, требует большой самостоятельности со стороны студентов. Поэтому педагогу важно четко определить когнитивные профили обучающихся, с тем чтобы предвидеть возможные трудности и предоставить им ресурсы, направленные на то, чтобы сделать их более самостоятельными и мотивированными;

— эксплицитный характер обучения. Для самостоятельной реализации образовательного маршрута сценарий обучения должен быть явным. Перед обучающимся необходимо ставить четкие цели. При этом студент должен обладать свободой в выборе средств достижения этих целей;

— сотрудничество. Разработка курсов для смешанного обучения требует от преподавателя мобилизации различных навыков (навыков методического проектирования образовательного процесса, навыков разработки и использования электронного обучающего контента, тьюторских навыков и т.д.), поэтому любой курс должен создаваться в сотрудничестве с другими педагогами, программистами, специалистами в области компьютерной графики;

— мотивация педагога на улучшение учебной деятельности. Педагог должен быть сосредоточен на вовлечении студентов в учебную деятельность, а не просто на использовании цифрового контента;

— постепенный переход к простым в использовании цифровым инструментам, избегая при этом ненужных сложных инструментов как для обучающегося, так и для обучающего.

Данные условия показывают, что интерактивность должна проявляться как на уровне педагога, так и на уровне обучающихся. На уровне педагога интерактивность заключается в управлении и организации деятельности студентов, конструировании процесса обучения, выборе образовательной траектории и мониторинге достижений обучающихся, моделировании занятия средствами традиционных или информационно-коммуникационных технологий. На уровне обучающихся интерактивность носит индивидуальный характер и включает в себя реакцию на задания преподавателя, выбор темпа и траектории изучения материала и взаимодействие с обучающей средой. Кроме того, обязательным компонентом интерактивности на уровне студента является взаимодействие между обучаемыми и взаимодействие между обучающимися и учебным материалом.

Степень интерактивности при смешанном обучении определяется вариативностью его организационных форм.

Две основные организационные формы смешанного обучения — это синхронное и асинхронное обучения.

В синхронном обучении все участники «присутствуют» на занятиях в одно и то же время. В связи с этим оно напоминает традиционные методы обучения в аудитории,

несмотря на то что участники образовательного процесса могут работать в удаленном режиме.

Асинхронное обучение носит гибкий характер и не предполагает непосредственного нахождения субъектов образовательного процесса в определенном месте и в определенное время. Обучение осуществляется с помощью цифровых инструментов, поддерживающих асинхронное участие студентов, таких как веб-конференция, видеоконференция, учебное телевидение, чаты, электронная почта и т.д.

В смешанном обучении эти две формы могут быть объединены, что позволяет разнообразить и развивать образовательные технологии и образовательную модальность по двум направлениям: через тьюторское управление и через техническое управление. Пересечение этих направлений дает разнообразные структуры смешанного обучения в соответствии с четырьмя квадрантами:

— отсутствие тьютора / отсутствие цифровой среды — это традиционные формы самостоятельной работы;

— наличие тьютора / отсутствие цифровой среды, то есть традиционные формы очного обучения;

— наличие тьютора / наличие цифровой среды, то есть синхронное обучение на базе цифровых образовательных платформ или с использованием электронного контента;

— отсутствие тьютора / наличие цифровой среды — асинхронное обучение или самостоятельная работа в Интернете.

При этом, в зависимости от учебной задачи, та или иная структура смешанного обучения будет доминантной.

Многообразие форм смешанного обучения требует и многообразия образовательных ресурсов, которые можно разделить на две группы:

— традиционные образовательные ресурсы — книги, тексты, наглядность, аудиозаписи и т.д.;

— электронные образовательные ресурсы — электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, компьютерные обучающие программы, онлайн-тесты и т.д.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) обладают рядом особенностей, проистекающих из общих свойств электронных носителей информации, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных дидактических преимуществ [Долгова 2017].

• ЭОР несут в себе большой объем информации, за счет возможности размещения нескольких ресурсов на одном электронном носителе.

• Технические возможности ЭОР обеспечивают вариативность форм представления учебной информации (текст, графика, аудио, видео, мультимедиа).

• Гипертекстовая структура представления информации дает возможность формирования логических взаимосвязей между информационными блоками, а также обеспечивает удобство навигации.

• ЭОР дают возможность интерактивного взаимодействия с контентом и участниками образовательного процесса.

• ЭОР обладают гибкостью и адаптивностью, что позволяет сделать учебный процесс более индивидуализированным и дифференцированным.

Кроме того, ЭОР могут носить комплексный характер, то есть совмещать в себе учебный контент и инструментарий для организации учебной деятельности, позволяющий создавать электронные образовательные ресурсы.

В смешанном обучении ЭОР могут быть распределены обучающимся индивидуально, но также могут быть упорядочены и интегрированы в курсы на цифровых образовательных платформах.

Таким образом, анализ теоретико-дидактических основ смешанного обучения позволил нам выделить ряд основных преимуществ данного вида обучения, связанных, прежде всего, с возможностью использования цифровых образовательных ресурсов:

1) гибкость. Одним из самых больших преимуществ смешанного обучения является возможность проходить обучение не только в синхронной, но и асинхронной форме, в соответствии с индивидуальным графиком. Кроме того, гибкость также означает прохождение обучения с любого носителя, будь то настольный компьютер, планшет или смартфон. Использование видеоконференций также делает обучение более гибким;

2) персонализация. Благодаря оцифровке учебных материалов образовательный маршрут можно персонализировать с помощью различных модулей, чтобы адаптировать их к потребностям каждого студента за счет использования различных обучающих форматов. Персонализация образовательных маршрутов позволяет постепенно увеличивать сложность достижения цели обучения;

3) вариативность и избыточность учебной информации. При смешанном обучении педагог перестаёт быть единственным источником информации, а избыточность информации, получаемой студентом, позволяет формировать у него разнообразные навыки работы с ней. Кроме того, доступ к информации становится вариативным за счет размещения ее на электронных носителях и в онлайн-пространстве (в том числе в форме онлайн-курсов и в ЭИОС);

4) интерактивность, достигаемая за счет использования мультимедиа, подкастов, форумов и т.д.;

5) ясность образовательной траектории при изучении предмета и прозрачность и понятность системы оценивания, особенно в той её части, где выставление отметки происходит на основе электронных заданий с автоматической проверкой обеспечивают точную и четкую обратную связь о том, как студент взаимодействует с материалом и позволяют организовать индивидуальное наблюдение, коррекцию и адаптацию работы в соответствии с профилями обучающихся;

6) повышение активности обучающегося, заключающееся в самостоятельности, самоконтроле и мотивации;

7) отмена логистических ограничений за счет возможности дистанционной работы.

Однако, несмотря на видимые преимущества, смешанное обучение обладает также существенными недостатками и рисками:

1) уменьшение личностного взаимодействия. Индивидуализация обучения может вызвать чувство изоляции у некоторых обучаемых. Чтобы имитировать социальные аспекты традиционного обучения и организовать более активное взаимодействие обучающихся с педагогом и другими обучающимися необходимо использовать такие инструменты, как видеоконференции, социальные сети и дискуссионные форумы;

2) физиологические проблемы. В ходе прохождения электронной части смешанного обучения обучающиеся проводят много времени работая на компьютерах и других подобных устройствах; это означает, что увеличивается нагрузка на глаза, ухудшается осанка;

3) проблемы с самодисциплиной. Отсутствие физического присутствия педагога может снизить мотивацию обучения;

4) технические сложности, связанные с отсутствием доступа к ресурсам;

5) отсутствие готовности студентов работать с системах электронного обучения;

6) недостаточный уровень владения ИТ-технологиями преподавателем;

7) затратность. Смешанное обучение требует технической поддержки и определённых затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.

Несмотря на перечисленные недостатки, у смешанного обучения большое будущее, оно будет развиваться за счет внедрения новых форм электронного обучения и развития моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, что позволит существенно расширить возможности образовательной среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *