Shell linux что это
Перейти к содержимому

Shell linux что это

  • автор:

Shell linux что это

Интерпретатор командной строки, или shell (shell — оболочка) — эта та программа, которая принимает команды от пользователя и исполняет их.

  • Взаимодействие с пользователем (редактирование командной строки, история команд и т.д.).
  • Обработка (расширение) шаблонов имен (» * «, » ? » и т.д.).
  • Перенаправление ввода/вывода команд.
  • Управление заданиями.

Кроме того, shell — это специализированный язык программирования, в котором есть переменные, конструкции while, if, for и т.д., функции и много чего еще. Он позволяет писать как несложные сценарии для автоматизации повседневных задач, так и довольно сложные программы (например, запуск и останов большинства Unix’ов производятся сценариями на языке shell).

Хотя работа непосредственно в командной строке (а не в оболочке типа NortonCommander или какой-нибудь оконной) на первый взгляд не столь удобна, она обеспечивает более удобный доступ к таким функциям, как перенаправление ввода/вывода и управление заданиями — оболочки типа Midnight Commander в этом случае будут только мешать.

Shell — это не одна конкретная программа. Исторически существует несколько подвидов оболочек; «генеалогическое древо» представлено на Рис.1.

Рис.1: семейство
интерпретаторов командной строки

Не вдаваясь в подробности истории (краткое описание можно найти в разделе 3.10 книги «Unix: универсальная среда программирования» Кернигана и Пайка), стоит лишь заметить, что csh и tcsh не в полной мере реализуют командный язык sh, а zsh, являясь самой последней разработкой, умеет все, что и любой другой подвид, и плюс много чего еще.

Кроме того, поскольку командный интерпретатор имеет десятки параметров для настройки, не следует удивляться, увидев, что некая знакомая оболочка на другом компьютере выглядит и ведет себя по другому.

Изложение в данном разделе основано на zsh (которая и используется на практических занятиях), но большая часть описанного верно и для других оболочек.

Совет
Совет: чтобы узнать, какой используется shell, надо выполнить команду

Оболочка пользователя ( shell ) в Linux.

Операционные системы семейства Linux, как впрочем, и любые другие ОС, предполагают наличие интерфейса взаимодействия между компонентами компьютерной системы и конечным пользователем, т. е. наличие программного уровня, который обеспечивает ввод команд и параметров для получения желаемых результатов. Такой программный уровень получил название «оболочка» или, на английском языке — shell .

Что такое оболочка ?

Командная оболочка ( shell ) обеспечивает взаимотействие между пользователем и средой операционной системы Linux. Она является специализированным программным продуктом, который обеспечивает выполнение команд и получения результатов их выполнения, или, если совсем уж упрощенно, оболочка — это программа, которая предназначена для обеспечения выполнения других программ по желанию пользователя. Примером оболочки может быть, например, интерпретатор команд command.com операционной системы MS DOS, или оболочка bash операционных систем Unix / Linux.

Все оболочки имеют схожие функции и свойства, в соответствием с их основным предназначением — выполнять команды пользователя и отображать результаты их выполнения:

— Интерпретация командной строки.

— Доступ к командам и результатам их выполнения.

— Поддержка переменных , специальных символов и зарезервированных слов.

— Обработка файлов, операций стандартного ввода и вывода.

— Реализация специального языка программирования оболочки.

Для операционных систем семейства Unix / Linux возможно использование нескольких различных оболочек, отличающихся свойствами и методами взаимодействия с системой. Наиболее распространенными оболочками являются

sh — оболочка Bourne , классическая оболочка для ОС Unix

bash оболочка Bourne Again (GNU Bourne-Again SHell). Пожалуй, наиболее распространенная на данный момент, оболочка в среде ОС семейства Linux.

ksh — оболочка Korn , разработанная в качестве развития оболочки Bourne с историей командной строки и возможностью редактирования команд.

csh — оболочка C , использующая синтаксис популярного языка программирования C

tcsh — версия оболочки C с интерактивным редактированием командной строки.

В системе может быть установлено несколько различных оболочек, и для каждого пользователя возможно использование своей, запускаемой по умолчанию, оболочки. Все это, естественно, выполняется автоматически в процессе загрузки и регистрации пользователя.

В процессе загрузки операционных систем семейства Linux, после загрузки ядра системы выполняется переход в интерактивный режим – режим взаимодействия пользователя и операционной системы. В ОС Linux, первым запускаемым в ходе загрузки процессом, является программа инициализации init , которая считывает содержимое конфигурационного файла /etc/inittab , определяет перечень и характеристики терминалов, имеющихся в системе, и вызывает программу интерактивного входа getty , отображающую приглашение для ввода имени пользователя. После ввода имени пользователя и пароля, программа getty вызывает программу login , которая проверяет достоверность учетной записи, выполняет переход в домашний каталог пользователя и передает управление программе начального запуска сеанса, в качестве которой обычно используется программа оболочки пользователя, конкретная разновидность которой определяется содержимым файла /etc/passwd для данной учетной записи. Например:

user1:x:508:511::/home/user1:/bin/sh
interbase:x:510:511::/home/interbase:/bin/csh
apb:x:511:513:apb:/home/apb:/bin/bash

Как видно из содержимого файла /etc/passwd, для пользователя user1 будет запущена оболочка sh ( оболочка Bourne ), для пользователя interbase — оболочка csh (оболочка C ) и для пользователя apb — оболочка bash ( Bourne Again ). После старта оболочки, на экран выводится приглашение к вводу команд ( обычно в виде знака доллара $ , если работа выполняется в контексте учетной записи обычного пользователя , или фунта # , если оболочка используется под учетной записью привилегированного пользователя ( root ).

При выходе из оболочки, ядро системы возвращает управление программе init , которая перезапускает процесс входа в систему и на терминале отображается приглашение к вводу имени пользователя. Выход из оболочки может быть выполнен одним из двух способов :

— посредством команды exit выполненной пользователем

— при получении процессом оболочки сигнала kill , отправленного ядром, например при перезагрузке системы.

Интерпретация командной строки.

Пользовательский ввод в ответ на приглашение оболочки обычно называют командной строкой или командой . Команда Linux — это строка символов из имени команды и аргументов, разделенных пробелами. Аргументы предоставляют команде дополнительные параметры, определяющие ее поведение. Наиболее часто в качестве аргументов используются опции и имена файлов и каталогов. Например, командная строка

ls -l file01 file02

содержит команду ls , опцию -l и два имени файлов file01 file02 .

При использовании нескольких опций, их можно объединять. Например, варианты следующих команд идентичны :

Команды, являющиеся частью оболочки, называются встроенными. К таким командам относятся, например, cd, if, case и т. п. Естественно, встроенные команды могут отличаться для различных вариантов оболочек. Кроме встроенных команд, возможно использование программных модулей, представляющих собой отдельные исполняемые файлы, или файлов скриптов или сценариев — обычных текстовых файлов, содержащих последовательно выполняемые строки с командами оболочки. Некоторые скрипты (сценарии) могут выполняться процессами Linux, как например, планировщиком задач cron . Планировщик задач, как правило, предназначен для автоматического выполнения задач администрирования системы по расписанию. Задачи cron представляют собой команды или скрипты и выполняются автоматически, без какого либо вмешательства человека и могут выполняться в контексте разных учетных записей пользователей. В случае, когда задача планировщика предполагает выполнение какого-либо скрипта, возникает проблема выбора оболочки, которая должна быть запущена в качестве дочернего процесса cron для обработки команд из файла скрипта — ведь оболочка может быть любой, а синтаксис скрипта, как правило, предполагает использование конкретной оболочки, под которую он написан. Для устранения данной проблемы, в ОС семейства Linux принято в первой строке скрипта указывать разновидность оболочки, необходимой для его выполнения, в виде:

#!/bin/bash — для оболочки bash

#!/bin/sh — для оболочки sh

Знак # является признаком комментария и следующие за ним символы не интерпретируются в качестве команды. Такой прием позволяет явно указать, какая оболочка должна быть использована для обработки последующего содержимого файла. Если же скрипт не содержит запись, явно определяющую требуемую оболочку, то будут использованы настройки из учетной записи, в контексте которой выполняется данный скрипт. В этом случае, возможна ситуация, когда скрипт, написанный для оболочки, например, tch будет передан для выполнения в оболочку bash , что приведет к невозможности его выполнения.

При выполнении команд или сценариев используются переменные окружения (на английском языке — environment , значения которых характеризуют программную среду, в которой происходит выполнение команд. Такие переменные могут содержать общие настройки системы, параметры графической или командной оболочки, пути исполняемых файлов и т.п. Значения переменных окружения устанавливаются на уровне системы (для всех пользователей) и на уровне конкретного пользователя. Для установки переменных окружения на уровне системы используется содержимое файлов:

/etc/profile — устанавливает переменные только для командных оболочек. Может запускать любые скрипты в оболочках, совместимых с Bourne shell.

/etc/bash.bashrc — устанавливает переменные только для интерактивных оболочек. Он также запускает bash-скрипты.

/etc/environment — используется модулем PAM-env. В этом файле можно указывать только пары имя=значение .

Каждый из этих файлов имеет свои особенности применения, поэтому следует внимательно выбирать тот, который подходит для ваших целей. Например, если нужно добавить пользовательский каталог ~/bin в переменную PATH для всех пользователей, поместите следующий код в один из системных файлов инициализации окружения (/etc/profile или /etc/bash.bashrc):

# Если идентификатор ID пользователя более или равно 1000, и существует каталог ~/bin, и он

#не был ранее добавлен в переменную PATH,

# выполнить экспорт ~/bin в переменную $PATH.

if [[ $UID -ge 1000 && -d $HOME/bin && -z $(echo $PATH | grep -o $HOME/bin)

Как правило, в операционных системах Linux, идентификатор пользователя менее 1000 или менее 500 используется для служебных учетных записей. В данном примере, переменная окружения будет установлена для всех локальных пользователей системы с идентификатором 1000 или более.

Если же нужно изменить среду окружения для конкретного пользователя, используется модификация содержимого среды окружения пользователя:

— ~/.bash_profile , ~/.bash_login и т.п. — файлы инициализации командной оболочки из домашнего каталога пользователя.

— ~/.profile — файл инициализации профиля пользователя. Используется многими оболочками для определения переменных среды.

~/.pam_environment — пользовательский аналог файла /etc/environment, который используется модулем PAM-env.

Например, чтобы добавить каталог пользователя ~/bin в пути поиска исполняемых файлов, заданных переменной PATH , можно например, в файл ~/.profile поместить строку:

Чтобы установить переменные окружения для графических приложений, используется содержимое файлов настройки графической среды пользователей ~/.xinitrc

Гораздо чаще значения переменных окружения задаются для текущего сеанса пользователя. Например, для добавления пользовательского каталога ~/bin в пути поиска исполняемых файлов:

Новое значение переменной PATH будет действовать только до завершения текущего сеанса пользователя.

Для просмотра значения переменной можно использовать команду echo $переменная , например:

В настоящее время, самой распространенной оболочкой, как уже упоминалось выше, является bash . Вызвано это, в первую очередь тем, что оболочка bash является sh — совместимой командной оболочкой, в которую добавлены полезные возможности из оболочек Korn shell ( ksh ) и C shell ( csh ). Оболочка bash может без какой-либо модификации выполнять большинство скриптов, написанных под язык программирования оболочки sh и в максимальной степени пытается приблизиться к стандарту POSIX , что привело к появлению множества улучшений, причем как для программирования, так и использования в интерактивном режиме. В современной реализации bash имеется режим редактирования командной строки, неограниченный размер истории команд, средства управление заданиями, возможность использования псевдонимов, обширный перечень встроенных команд, функции командной оболочки и т.п. В целом, bash в наибольшей степени соответствует потребностям среднестатистического пользователя, что и сделало ее наиболее используемой в среде Linux.

При запуске bash без параметров командной строки, оболочка запускается в интерактивном режиме, отображая на экране приглашение к вводу команд. Интерактивная оболочка обычно читает данные из терминала пользователя и пишет данные в этот же терминал, стандартным устройством ввода является клавиатура, а стандартным устройством вывода – дисплей. Пользователь вводит команды на клавиатуре, а результат их выполнения отображается на дисплее.

Bash-скрипты, часть 3: параметры и ключи командной строки

Освоив предыдущие части этой серии материалов, вы узнали о том, что такое bash-скрипты, как их писать, как управлять потоком выполнения программы, как работать с файлами. Сегодня мы поговорим о том, как добавить скриптам интерактивности, оснастив их возможностями по получению данных от пользователя и по обработке этих данных.

image

Наиболее распространённый способ передачи данных сценариям заключается в использовании параметров командной строки. Вызвав сценарий с параметрами, мы передаём ему некую информацию, с которой он может работать. Выглядит это так:

$ ./myscript 10 20

В данном примере сценарию передано два параметра — «10» и «20». Всё это хорошо, но как прочесть данные в скрипте?

Чтение параметров командной строки

Оболочка bash назначает специальным переменным, называемым позиционными параметрами, введённые при вызове скрипта параметры командной строки:

  • $0 — имя скрипта.
  • $1 — первый параметр.
  • $2 — второй параметр — и так далее, вплоть до переменной $9 , в которую попадает девятый параметр.
#!/bin/bash echo $0 echo $1 echo $2 echo $3

Запустим сценарий с параметрами:

./myscript 5 10 15

Вот что он выведет в консоль.

Вывод параметров, с которыми запущен скрипт

Обратите внимание на то, что параметры командной строки разделяются пробелами.

Взглянем на ещё один пример использования параметров. Тут мы найдём сумму чисел, переданных сценарию:

#!/bin/bash total=$[ $1 + $2 ] echo The first parameter is $1. echo The second parameter is $2. echo The sum is $total.

Запустим скрипт и проверим результат вычислений.

Сценарий, который находит сумму переданных ему чисел

Параметры командной строки не обязательно должны быть числами. Сценариям можно передавать и строки. Например, вот скрипт, работающий со строкой:

#!/bin/bash echo Hello $1, how do you do
./myscript Adam

Он выведет то, что мы от него ожидаем.

Сценарий, работающий со строковым параметром

Что если параметр содержит пробелы, а нам надо обрабатывать его как самостоятельный фрагмент данных? Полагаем, если вы освоили предыдущие части этого руководства, ответ вы уже знаете. Заключается он в использовании кавычек.

Если скрипту надо больше девяти параметров, при обращении к ним номер в имени переменной надо заключать в фигурные скобки, например так:

Проверка параметров

Если скрипт вызван без параметров, но для нормальной работы кода предполагается их наличие, возникнет ошибка. Поэтому рекомендуется всегда проверять наличие параметров, переданных сценарию при вызове. Например, это можно организовать так:

#!/bin/bash if [ -n "$1" ] then echo Hello $1. else echo "No parameters found. " fi

Вызовем скрипт сначала с параметром, а потом без параметров.

Вызов скрипта, проверяющего наличие параметров командной строки

Подсчёт параметров

В скрипте можно подсчитать количество переданных ему параметров. Оболочка bash предоставляет для этого специальную переменную. А именно, переменная $# содержит количество параметров, переданных сценарию при вызове.

#!/bin/bash echo There were $# parameters passed.
./myscript 1 2 3 4 5

В результате скрипт сообщит о том, что ему передано 5 параметров.

Подсчёт количества параметров в скрипте

Эта переменная даёт необычный способ получения последнего из переданных скрипту параметров, не требующий знания их количества. Вот как это выглядит:

#!/bin/bash echo The last parameter was $

Вызовем скрипт и посмотрим, что он выведет.

Обращение к последнему параметру

Захват всех параметров командной строки

В некоторых случаях нужно захватить все параметры, переданные скрипту. Для этого можно воспользоваться переменными $* и $@ . Обе они содержат все параметры командной строки, что делает возможным доступ к тому, что передано сценарию, без использования позиционных параметров.

Переменная $* содержит все параметры, введённые в командной строке, в виде единого «слова».

В переменной $@ параметры разбиты на отдельные «слова». Эти параметры можно перебирать в циклах.

Рассмотрим разницу между этими переменными на примерах. Сначала взглянем на их содержимое:

#!/bin/bash echo "Using the \$* method: $*" echo "-----------" echo "Using the \$@ method: $@"

Вот вывод скрипта.

Переменные $* и $@

Как видно, при выводе обеих переменных получается одно и то же. Теперь попробуем пройтись по содержимому этих переменных в циклах для того, чтобы увидеть разницу между ними:

#!/bin/bash count=1 for param in "$*" do echo "\$* Parameter #$count = $param" count=$(( $count + 1 )) done count=1 for param in "$@" do echo "\$@ Parameter #$count = $param" count=$(( $count + 1 )) done

Взгляните на то, что скрипт вывел в консоль. Разница между переменными вполне очевидна.

Разбор переменных $* и $@ в цикле

Переменная $* содержит все переданные скрипту параметры как единый фрагмент данных, в то время как в переменной $@ они представлены самостоятельными значениями. Какой именно переменной воспользоваться — зависит от того, что именно нужно в конкретном сценарии.

Команда shift

Использовать команду shift в bash-скриптах следует с осторожностью, так как она, в прямом смысле слова, сдвигает значения позиционных параметров.

Когда вы используете эту команду, она, по умолчанию, сдвигает значения позиционных параметров влево. Например, значение переменной $3 становится значением переменной $2 , значение $2 переходит в $1 , а то, что было до этого в $1, теряется. Обратите внимание на то, что при этом значение переменной $0 , содержащей имя скрипта, не меняется.

Воспользовавшись командой shift , рассмотрим ещё один способ перебора переданных скрипту параметров:

#!/bin/bash count=1 while [ -n "$1" ] do echo "Parameter #$count = $1" count=$(( $count + 1 )) shift done

Скрипт задействует цикл while , проверяя длину значения первого параметра. Когда длина станет равна нулю, происходит выход из цикла. После проверки первого параметра и вывода его на экран, вызывается команда shift , которая сдвигает значения параметров на одну позицию.

Использование команды shift для перебора параметров

Используя команду shift , помните о том, что при каждом её вызове значение переменной $1 безвозвратно теряется.

Ключи командной строки

Ключи командной строки обычно выглядят как буквы, перед которыми ставится тире. Они служат для управления сценариями. Рассмотрим такой пример:

#!/bin/bash echo while [ -n "$1" ] do case "$1" in -a) echo "Found the -a option" ;; -b) echo "Found the -b option" ;; -c) echo "Found the -c option" ;; *) echo "$1 is not an option" ;; esac shift done
$ ./myscript –a –b –c –d

И проанализируем то, что он выведет в терминал.

Обработка ключей в скрипте

В этом коде использована конструкция case , которая сверяет переданный ей ключ со списком обрабатываемых скриптом ключей. Если переданное значение нашлось в этом списке, выполняется соответствующая ветвь кода. Если при вызове скрипта будет использован любой ключ, обработка которого не предусмотрена, будет исполнена ветвь «*».

Как различать ключи и параметры

Часто при написании bash-скриптов возникает ситуация, когда надо использовать и параметры командной строки, и ключи. Стандартный способ это сделать заключается в применении специальной последовательности символов, которая сообщает скрипту о том, когда заканчиваются ключи и начинаются обычные параметры.

Эта последовательность — двойное тире (—). Оболочка использует её для указания позиции, на которой заканчивается список ключей. После того, как скрипт обнаружит признак окончания ключей, то, что осталось, можно, не опасаясь ошибок, обрабатывать как параметры, а не как ключи. Рассмотрим пример:

#!/bin/bash while [ -n "$1" ] do case "$1" in -a) echo "Found the -a option" ;; -b) echo "Found the -b option";; -c) echo "Found the -c option" ;; --) shift break ;; *) echo "$1 is not an option";; esac shift done count=1 for param in $@ do echo "Parameter #$count: $param" count=$(( $count + 1 )) done

Этот сценарий использует команду break для прерывания цикла while при обнаружении в строке двойного тире.

Вот что получится после его вызова.

Обработка ключей и параметров командной строки

Как видно, когда скрипт, разбирая переданные ему данные, находит двойное тире, он завершает обработку ключей и считает всё, что ещё не обработано, параметрами.

Обработка ключей со значениями

По мере усложнения ваших скриптов, вы столкнётесь с ситуациями, когда обычных ключей уже недостаточно, а значит, нужно будет использовать ключи с некими значениями. Например, вызов сценария в котором используется подобная возможность, выглядит так:

./myscript -a test1 -b -c test2

Скрипт должен уметь определять, когда вместе с ключами командной строки используются дополнительные параметры:

#!/bin/bash while [ -n "$1" ] do case "$1" in -a) echo "Found the -a option";; -b) param="$2" echo "Found the -b option, with parameter value $param" shift ;; -c) echo "Found the -c option";; --) shift break ;; *) echo "$1 is not an option";; esac shift done count=1 for param in "$@" do echo "Parameter #$count: $param" count=$(( $count + 1 )) done

Вызовем этот скрипт в таком виде:

./myscript -a -b test1 -d

Посмотрим на результаты его работы.

Обработка параметров ключей

В данном примере в конструкции case обрабатываются три ключа. Ключ -b требует наличия дополнительного параметра. Так как обрабатываемый ключ находится в переменной $1 , соответствующий ему параметр будет находиться в $2 (тут используется команда shift , поэтому, по мере обработки, всё, что передано сценарию, сдвигается влево). Когда с этим мы разобрались, осталось лишь извлечь значение переменной $2 и у нас будет параметр нужного ключа. Конечно, тут понадобится ещё одна команда shift для того, чтобы следующий ключ попал в $1 .

Использование стандартных ключей

При написании bash-скриптов вы можете выбирать любые буквы для ключей командной строки и произвольно задавать реакцию скрипта на эти ключи. Однако, в мире Linux значения некоторых ключей стали чем-то вроде стандарта, которого полезно придерживаться. Вот список этих ключей:

-a Вывести все объекты.
-c Произвести подсчёт.
-d Указать директорию.
-e Развернуть объект.
-f Указать файл, из которого нужно прочитать данные.
-h Вывести справку по команде.
-i Игнорировать регистр символов.
-l Выполнить полноформатный вывод данных.
-n Использовать неинтерактивный (пакетный) режим.
-o Позволяет указать файл, в который нужно перенаправить вывод.
-q Выполнить скрипт в quiet-режиме.
-r Обрабатывать папки и файлы рекурсивно.
-s Выполнить скрипт в silent-режиме.
-v Выполнить многословный вывод.
-x Исключить объект.
-y Ответить «yes» на все вопросы.

Если вы работаете в Linux, вам, скорее всего, знакомы многие из этих ключей. Использовав их в общепринятом значении в своих скриптах, вы поможете пользователям взаимодействовать с ними, не беспокоясь о чтении документации.

Получение данных от пользователя

Ключи и параметры командной строки — это отличный способ получить данные от того, кто пользуется скриптом, однако в некоторых случаях нужно больше интерактивности.

Иногда сценарии нуждаются в данных, которые пользователь должен ввести во время выполнения программы. Именно для этой цели в оболочке bash имеется команда read .

Эта команда позволяет принимать введённые данные либо со стандартного ввода (с клавиатуры), либо используя другие дескрипторы файлов. После получения данных, эта команда помещает их в переменную:

#!/bin/bash echo -n "Enter your name: " read name echo "Hello $name, welcome to my program."

Обратите внимание на то, что команда echo , которая выводит приглашение, вызывается с ключом -n . Это приводит к тому, что в конце приглашения не выводится знак перевода строки, что позволяет пользователю скрипта вводить данные там же, где расположено приглашение, а не на следующей строке.

Обработка пользовательского ввода

При вызове read можно указывать и несколько переменных:

#!/bin/bash read -p "Enter your name: " first last echo "Your data for $last, $first…"

Вот что выведет скрипт после запуска.

Несколько переменных в команде read

Если, вызвав read , не указывать переменную, данные, введённые пользователем, будут помещены в специальную переменную среды REPLY :

#!/bin/bash read -p "Enter your name: " echo Hello $REPLY, welcome to my program.

Использование переменной среды REPLY

Если скрипт должен продолжать выполнение независимо от того, введёт пользователь какие-то данные или нет, вызывая команду read можно воспользоваться ключом -t . А именно, параметр ключа задаёт время ожидания ввода в секундах:

#!/bin/bash if read -t 5 -p "Enter your name: " name then echo "Hello $name, welcome to my script" else echo "Sorry, too slow! " fi

Если данные не будут введены в течение 5 секунд, скрипт выполнит ветвь условного оператора else , выведя извинения.

Ограничение времени на ввод данных

Ввод паролей

Иногда то, что вводит пользователь в ответ на вопрос скрипта, лучше на экране не показывать. Например, так обычно делают, запрашивая пароли. Ключ -s команды read предотвращает отображение на экране данных, вводимых с клавиатуры. На самом деле, данные выводятся, но команда read делает цвет текста таким же, как цвет фона.

#!/bin/bash read -s -p "Enter your password: " pass echo "Is your password really $pass? "

Вот как отработает этот скрипт.

Ввод конфиденциальных данных

Чтение данных из файла

Команда read может, при каждом вызове, читать одну строку текста из файла. Когда в файле больше не останется непрочитанных строк, она просто остановится. Если нужно получить в скрипте всё содержимое файла, можно, с помощью конвейера, передать результаты вызова команды cat для файла, конструкции while , которая содержит команду read (конечно, использование команды cat выглядит примитивно, но наша цель — показать всё максимально просто, ориентируясь на новичков; опытные пользователи, уверены, это поймут).

Напишем скрипт, в котором используется только что описанный подход к чтению файлов.

#!/bin/bash count=1 cat myfile | while read line do echo "Line $count: $line" count=$(( $count + 1 )) done echo "Finished"

Посмотрим на него в деле.

Чтение данных из файла

Тут мы передали в цикл while содержимое файла и перебрали все строки этого файла, выводя номер и содержимое каждой из них.

Итоги

Сегодня мы разобрали работу с ключами и параметрами командной строки. Без этих средств диапазон использования скриптов оказывается чрезвычайно узким. Даже если скрипт написан, что называется, «для себя». Тут же мы рассмотрели подходы к получению данных от пользователя во время выполнения программы — это делает сценарии интерактивными.

В следующий раз поговорим об операциях ввода и вывода.

Уважаемые читатели! Спасибо вам за то, что делитесь опытом в комментариях к предыдущим частям этого цикла материалов. Если вам есть что сказать об обработке всего того, что можно передать в скрипт при запуске или во время его работы, уверены, многим будет интересно об этом почитать.

  • Блог компании RUVDS.com
  • Настройка Linux
  • Серверное администрирование

Что такое shell-скрипты в linux и зачем они нужны

Shell Script — это не что иное, как текстовый файл, содержащий ряд команд, которые могут быть выполнены оболочкой или базовой операционной системой. Некоторые из команд, которые вы вводите в командной строке, на самом деле могут быть сценариями оболочки, выполняющими набор других команд более низкого уровня. Также многие программы в Linux используют сценарии оболочки в качестве сценариев запуска.

На файл сценария оболочки должны быть установлены разрешения execute, чтобы пользователь мог выполнить файл. Оболочка считывает команды из сценария и затем выполняет их по порядку. Это практически эквивалентно вводу каждой из этих команд по очереди в командной строке.

Сценарии оболочки обеспечивают определенную простоту и удобство, но также имеют ряд других преимуществ…

Простота использования: Если вам нужно выполнить серию команд, то проще поручить это скрипту. Для выполнения нескольких команд достаточно ввести имя скрипта.

Многократное использование: Когда вы обнаруживаете, что выполняете один и тот же набор команд несколько раз, самое время создать сценарий оболочки. Это позволит вам надежно выполнять их, не допуская ошибок, таких как опечатки и пропущенные команды.

Легче запомнить: легче поддерживать, особенно если вы используете несколько аргументов и опций командной строки. Очень легко пропустить опцию команды или аргумент, если каждый раз вводить их в командную строку.

Циклы и условия: В дополнение к простым командам, командная оболочка также предоставляет возможность проверки условий и перебора переменных и файлов. Такие команды могут быть довольно длинными, если вводить их непосредственно в оболочку.

Легче распространять: Если вы распространяете или делитесь программным обеспечением, которое требует выполнения нескольких различных команд для настройки или выполнения, то лучше всего сделать сценарий оболочки. Это намного проще, чем документировать все это. Кроме того, вы можете учесть изменения в окружающей среде с помощью условных операторов. Именно по этой причине многие программы имеют либо конфигурационный, либо стартовый сценарий.

На самом деле нет никаких особых требований к файлу, который должен быть сценарием оболочки. Тем не менее есть ряд моментов, которые отличают его от других файлов

Разрешения файла: Как было отмечено ранее, скрипт или файл должен иметь соответствующие разрешения. Минимальным требованием является наличие у пользователя прав на чтение и выполнение файла.

Действительные команды: Содержимое файла должно быть корректными командами оболочки или операторами, которые исполняющая оболочка может выполнить без ошибок. Между оболочками могут быть некоторые различия в синтаксисе, поэтому ваши команды должны быть корректными для исполняющей оболочки.

Спецификация оболочки или Shebang: В первой строке скрипта должно быть указано, какая оболочка или программа должна использоваться для интерпретации команд. Это очень важно, поскольку все оболочки могут иметь разный синтаксис для команд. Это также называется shebang.

Имя или расширение файла: Обычно, но не всегда, скрипт заканчивается расширением, и обычно это исполняющая оболочка. Примеры включают такие расширения, как .sh, .ksh или .csh. Это скорее условность, чем требование. Вы можете иметь сценарий вообще без расширения.

Путь к файлу: Обычно скрипт располагается в папке bin/. Опять же, это просто условность, а не правило. Вы можете размещать сценарии оболочки в любом месте файловой системы. Если папка находится в пути к файлу, то вы можете выполнить их, просто введя имя скрипта. В противном случае вы можете выполнить их, указав относительный или абсолютный путь к скрипту.

В заключение приведем краткую пошаговую процедуру создания простого сценария оболочки.

Создайте текстовый файл с помощью вашего любимого текстового редактора. Для этого можно использовать vi, но подойдет и другой текстовый редактор. Мы назовем этот сценарий myhelloworld.sh.

nano myhelloworld.sh

Введите содержимое скрипта, начиная с shebang. Содержимое файла выглядит примерно так:

#!/bin/sh echo "Hello World"

Теперь сохраните файл в папке и измените права доступа к нему, чтобы сделать его исполняемым.

chmod 755 ./myhelloworld.sh

Выполните скрипт, используя путь

./myhelloworld.sh

Теперь скрипт должен вывести на экран текст «Hello World». Теперь вы знаете, как можно добавлять дополнительные команды в сценарий.

Поделиться ссылкой на статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *