Как обозначить не равно в c
Перейти к содержимому

Как обозначить не равно в c

  • автор:

Сравнения, условия и выбор

В языке C++ есть такое понятие, как логическая величина, которая принимает два значения: правда и ложь, true и false , 1 и 0 . Для хранения логических величин у нас есть тип данных boolean ( bool ), который может принимать значения 0 ( false ) или 1 ( true ). Логические переменные часто называют флагами: если переменная равна true – флаг поднят, если false – опущен.

Сравнение

Два числа можно сравнить при помощи операторов сравнения:

  • == равенство ( a == b )
  • != неравенство ( a != b )
  • >= больше или равно ( a >= b )
  • > больше ( a > b )
  • < меньше ( a < b )

В рассмотренных выше абстрактных примерах с a и b мы получаем логическое значение, которое является результатом сравнения чисел. Пусть a = 10 и b = 20 , тогда скобка (a > b) вернёт значение false , потому что a меньше b . А вот (a != b) вернёт true , т.к. а действительно не равно b .

Для связи нескольких логических величин используются логические операторы:

  • ! логическое НЕ, отрицание. Есть аналог – оператор not
  • && логическое И. Есть аналог – оператор and
  • || логическое ИЛИ. Есть аналог – оператор or
byte a = 10, b = 20; (a > b); // false (a != b); // true boolean flag = true; flag; // true !flag; // false !(a > b); // true //flagA = true, flagB = false; (flagA && flagB); // false, т.к. B false //flagA = true, flagB = true; (flagA and flagB); // true, т.к. оба true //flagA = true, flagB = false; (flagA || flagB); // true, т.к. хотя бы А true //flagA = false, flagB = false; (flagA or flagB); // false, т.к. ни А ни В не true

Двойное неравенство

Сравнение float

Со сравнением float чисел всё не так просто из за особенности самой модели “чисел с плавающей точкой” – вычисления иногда производятся с небольшой погрешностью, из за этого сравнение может работать неверно! Пример из урока про вычисления:

float val1 = 0.1; // val1 == 0.100000000 float val2 = 1.1 - 1.0; // val2 == 0.100000023 . // казалось бы, val1 == val2 // но сравнение вернёт false if (val1 == val2); // false

Будьте внимательны при сравнении float чисел, особенно со строгими операциями

true/false и 1/0

Для программы ключевое слово true это 1 , а false это 0 , и их можно равноценно друг на друга заменять. Зачем тогда их придумали, если можно использовать 1 и 0 и получить более короткую запись? Эти обозначения нужны в первую очередь для удобства программиста, чтобы в большой программе сориентироваться по типам данных, т.к. true и false принято присваивать только к логическим переменным типа bool . Например, если в коде встретится var = 0; – то var может быть любым численным типом данных, а если var = false; – то мы сразу понимаем, что это флаг, и это понимание помогает быстрее сориентироваться в чужом и своём коде.

Условный оператор if

Условный оператор if (англ. “если”) позволяет разветвлять выполнение программы в зависимости от логических величин, т.е. результатов работы операторов сравнения и логических переменных.

if (лог. величина) < // выполняется, если лог. величина - true >

Оператор else (англ. “иначе”) работает в паре с оператором if и позволяет предусмотреть действие на случай невыполнения if :

if (лог. величина) < // выполняется, если лог. величина - true >else < // выполняется, если лог. величина - false >

Также есть третья конструкция, позволяющая ещё больше разветвить код, называется она else if :

if (лог. величина 1) < // выполняется, если лог. величина 1 - true >else if (лог. величина 2) < // выполняется, если лог. величина 2 - true >else < // выполняется иначе >

Посмотрим на все эти операторы в действии в большом примере:

// при выполнения одного действия // внутри условия, <> не обязательны if (a > b) c = 10; // если a больше b, то c = 10 else c = 20; // если нет, то с = 20 // вместо сравнения можно использовать лог. переменную boolean myFlag, myFlag2; // если myFlag true, то c присвоить 10 if (myFlag) c = 10; // сложные условия // если оба флага true, то c присвоить 10 if (myflag && myFlag2) c = 10; // при выполнении двух и более действий // внутри условия, <> обязательны! if (myFlag) < с = 10; b = c; >else < с = 20; b = a; >byte buttonState; if (buttonState == 1) a = 10; // если buttonState 1 else if (buttonState == 2) a = 20; // если нет, но если buttonState 2 else a = 30; // если и это не верно, то вот

Оператор if позволяет управлять программой и создавать разветвлённые действия в зависимости от разных условий. Обратите внимание на последний блок в примере выше, там где используется else if для выбора действия в зависимости от значения одной и той же переменной. Существует оператор выбора switch , позволяющий сделать код более красивым. О нём поговорим чуть ниже.

Особенность bool

В уроке о типах данных я упоминал о том, что bool принимает значение true , если присвоить ему отличное от нуля число, то есть оператору if можно скормить любое число, и он вернёт true в любом случае, кроме нуля. Это бывает удобно в некоторых случаях, но также может и приводить к ошибкам, которые трудно отловить. if (50) <> – код в фигурных скобках будет выполнен.

Порядок условий

Порядок условий играет очень большую роль: логические выражения и переменные проверяются слева направо, и если результат всего выражения в скобках будет однозначно определён после проверки первого выражения – остальные выражения проверяться не будут. Например если в выражении if (a && b && c) хотя бы а имеет значение false , проверка остальных выражений ( b и c ) уже не выполняется, потому что всё выражение заведомо будет false .

Или наоборот: если в выражении if (a || b || c) хотя бы а будет true – всё выражение также будет true и b с c не будут проверяться.

Это может помочь в оптимизации кода: например, есть какой-то флаг и выражение, которое вычисляется прямо в условии и сразу проверяется. Если флаг опущен, микроконтроллер не будет тратить время на лишние вычисления и сразу покинет условие. Например:

if (flag && analogRead(0) > 500) < // делать что то >

Тернарный оператор ?

Оператор знак вопроса ? , или тернарный оператор, является более коротким аналогом для записи конструкции if else . Действие с оператором ? имеет следующий вид:

условие ? выражение1 : выражение2

Это работает так: вычисляется условие, если оно истинно, то всё действие возвращает значение выражения 1, а если оно ложно, то всё действие возвращает значение выражения 2. Пример:

byte a, b; a = 10; // если а > 9, b получает значение 100 // иначе b получает значение 200 b = (a > 9) ? 100 : 200;

Аналогичная конструкция на if-else

a = 10; if (a > 9) b = 100; else b = 200;

Ещё вариант с вычислением:

byte a = 10, b = 5; // прибавим к b результат выражения a*10 если а > 10 // иначе прибавим a+10 b += (a > 9) ? (a * 10) : (a + 10);

Аналогичным образом можно использовать оператор ? для вывода данных и текста в последовательный порт (подробнее о нём в другом уроке):

Serial.println((a > 9) ? "больше 9" : "меньше 9");

Важный момент: если результат присваивается или передаётся в функцию, тип данных должен быть одинаковый! То есть код Serial.println((a > 9) ? 9 : «меньше 9»); приведёт к ошибке, так как мы пытаемся передать или int или char* , что не будет работать.

Также можно получать значения из функций, если они имеют одинаковый возвращаемый тип данных:

a = condition ? func1() : func2();

А можно ли сделать на операторе ? более сложную конструкцию, типа else if ? Можно!

void setup() < Serial.begin(9600); // код выводит "размер" переменной value byte value = 5; // конструкция на if-else if (value >19) Serial.println(«> 19»); else if (value > 9) Serial.println(«> 9″); else Serial.println(» < 9"); // на операторах ? Serial.println(( (value >9) ? ( (value > 19) ? «> 19» : «> 9″ ) : »

Оператор выбора

Оператор выбора switch позволяет создать разветвление кода в зависимости от значения одной переменной. Синтаксис такой:

switch (значение) < case 0: // выполнить, если значение == 0 break; case 1: // выполнить, если значение == 1 break; case 2: case 3: case 4: // выполнить, если значение == 2, 3 или 4 break; default: // выполнить, если значение не совпадает ни с одним из case break; >

Наличие оператора default необязательно. Наличие оператора break обязательно, иначе сравнение пойдёт дальше, как показано для case 2, 3 и 4.

При помощи условных операторов и операторов выбора строится логика работы программы. Условный оператор поможет сравнить значение с датчика и принять решение, что делать дальше. Оператор выбора отлично справится с изменяющимися режимами работы программы или опросом кнопок, нажатых на ИК пульте.

Значения case обязательно должны быть константами, так как программа не сравнивает значение, а сразу переходит на нужный блок кода

Также конструкция на switch работает быстрее, чем аналогичная на else if : происходит выбор варианта и моментальный переход на нужный блок кода, а в else if в каждой строке производится проверка логического выражения.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

Нужно быть крайне внимательным при работе с оператором switch , потому что код, находящийся внутри фигурных скобок switch() < >, является одним блоком кода для всех кейсов. Соответственно кейсы case – всего лишь ярлыки перехода между участками этого блока. Почему это так важно: все кейсы находятся в одной области видимости, то есть внутри switch не могут быть объявлены локальные переменные с одинаковыми именами:

switch (mode) < case 0: long val = 100; break; case 1: long val = 100; // приведёт к ошибке break; case 2: break; >

Более того, крайне не рекомендуется создавать локальные переменные внутри кейсов, так как это может сломать код!

switch (mode) < case 0: break; case 1: // локальная переменная long val = 100; break; case 2: // при mode == 2 будет выводиться кек // только если убрать локальную переменную выше! Serial.println("kek"); break; >

Что делать, если очень хочется? Обернуть содержимое кейса в блок при помощи фигурных скобок:

switch (mode) < case 0: break; case 1: < long val = 100; >break; case 2: Serial.println("kek"); break; >

Диапазон значений

В switch также можно задавать диапазон значений для кейсов через . , всё будет понятно из примера:

switch (a)

По сути данный код равносилен вот такой конструкции на else if :

if (a > 0 && a < 100) b = 1; else if (a < 200) b = 2; else if (a < 300) b = 3; else if (a < 400) b = 4; else if (a < 500) b = 5; else if (a < 600) b = 6;

Вариант со свитчем выполняется быстрее (доли микросекунды), т.к. программа опять же будет выбирать значения, а не сравнивать их.

Видео

Полезные страницы

  • Набор GyverKIT – большой стартовый набор Arduino моей разработки, продаётся в России
  • Каталог ссылок на дешёвые Ардуины, датчики, модули и прочие железки с AliExpress у проверенных продавцов
  • Подборка библиотек для Arduino, самых интересных и полезных, официальных и не очень
  • Полная документация по языку Ардуино, все встроенные функции и макросы, все доступные типы данных
  • Сборник полезных алгоритмов для написания скетчей: структура кода, таймеры, фильтры, парсинг данных
  • Видео уроки по программированию Arduino с канала “Заметки Ардуинщика” – одни из самых подробных в рунете
  • Поддержать автора за работу над уроками
  • Обратная связь – сообщить об ошибке в уроке или предложить дополнение по тексту ([email protected])

Как поставить знак "не равно"?

Как можно в case вставить знак больше или равно?
Помогите решить задачу : Напишите функцию " char getLevel(int)", на входе которой находится.

Как можно в case вставить знак больше или равно?
Как можно в case вставить знак больше или равно? Например switch(n)< case : //Вот в этой.

Как поставить в с ++ знак деление с остатком?
В с++ я ставлю знак деление вот вот % но компьютер выдаёт ошибку. Как ставить знак деление с.

как в Excel вместо точек и запятых поставить знак равно (например в место 1,00 - 1=00)
Подскажите пожалуйста, требует банк так указывать сумму в платежных поручениях

Базовые операторы

Оператор — это специальный символ или выражение для проверки, изменения или сложения величин. Например, оператор сложения ( + ) суммирует два числа let i = 1 + 2 , а логический оператор И && объединяет два логических значения if enteredDoorCode && passedRetinaScan .

Язык Swift поддерживает большинство стандартных операторов C, а также ряд возможностей для устранения типичных ошибок в коде. Оператор присваивания ( = ) не возвращает значение, что позволяет избежать путаницы с оператором проверки на равенство ( == ). Арифметические операторы ( + , - , * , / , % и т. д.) могут обнаруживать и предотвращать переполнение типа, чтобы числовой переменной нельзя было присвоить слишком большое или слишком маленькое значение. Контроль переполнения типа включается в Swift специальными операторами, которые описаны в разделе Операторы переполнения.

Также в Swift имеются два сокращенных оператора интервала ( a..

В этой главе описываются стандартные операторы Swift. Более сложные операторы Swift рассмотрены в главе Продвинутые операторы, где описано, как объявить пользовательские операторы и реализовать стандартные операторы для пользовательских типов.

Терминология

Операторы делятся на унарные, бинарные и тернарные:

  • Унарные операторы применяются к одной величине (например, -a ). Унарные префиксные операторы ставятся непосредственно перед величиной (например, !b ), а унарные постфиксные операторы — сразу за ней (например, c! ).
  • Бинарные операторы применяются к двум величинам (например, 2 + 3 ) и являются инфиксными, так как ставятся между этими величинами.
  • Тернарные операторы применяются к трем величинам. Как и в языке C, в Swift есть только один такой оператор, а именно — тернарный условный оператор ( a ? b : c ).

Величины, к которым применяются операторы, называются операндами. В выражении 1 + 2 символ + является бинарным оператором, а его операндами служат 1 и 2 .

Оператор присваивания

Оператор присваивания ( a = b ) инициализирует или изменяет значение переменной a на значение b :

let b = 10 var a = 5 a = b // теперь a равно 10

Если левая часть выражения является кортежем с несколькими значениями, его элементам можно присвоить сразу несколько констант или переменных:

let (x, y) = (1, 2) // x равно 1, а y равно 2

В отличие от C и Objective-C оператор присваивания в Swift не может возвращать значение. К примеру, следующее выражение недопустимо:

if x = y < // это неверно, так как x = y не возвращает никакого значения >

Эта особенность не позволяет разработчику спутать оператор присваивания ( = ) с оператором проверки на равенство ( == ). Благодаря тому, что выражения типа if x = y некорректны, подобные ошибки при программировании на Swift не произойдут.

Арифметические операторы

Язык Swift поддерживает четыре стандартных арифметических оператора для всех числовых типов:

  • сложение ( + )
  • вычитание ( - )
  • умножение ( * )
  • деление ( / )
1 + 2 // равно 3 5 - 3 // равно 2 2 * 3 // равно 6 10.0 / 2.5 // равно 4.0

В отличие от C и Objective-C арифметические операторы Swift по умолчанию не допускают переполнения типа. Контроль переполнения типа включается в Swift специальными операторами (например, a &+ b ). Подробнее см. в главе Операторы переполнения.

Оператор сложения служит также для конкатенации, или же склейки, строковых значений (тип String ):

"hello, " + "world" // равно "hello, world"

Оператор целочисленного деления

Оператор целочисленного деления ( a % b ) показывает, какое количество b помещается внутри a , и возвращает остаток деления a на b .

Заметка

Оператор целочисленного деления ( % ) в некоторых языках называется оператором деления по модулю. Однако учитывая его действие над отрицательными числами в Swift, этот оператор, строго говоря, выполняет деление с остатком, а не по модулю.

Оператор целочисленного деления работает следующим образом. Для вычисления выражения 9 % 4 сначала определяется, сколько четверок содержится в девятке :

В одной девятке содержатся две четверки , а остатком будет 1 (выделено оранжевым цветом).

На языке Swift это записывается так:

9 % 4 // равно 1

Чтобы получить результат деления a % b , оператор % вычисляет следующее выражение и возвращает остаток :

a = ( b × множитель ) + остаток

где множитель показывает, сколько раз целых b содержится в a .

Подставляя в это выражение 9 и 4 , получим:

Точно так же рассчитывается остаток, когда a отрицательно:

-9 % 4 // равно -1

Подставляя в наше выражение -9 и 4 , получим:

причем остаток будет равен -1 .

Если b отрицательно, его знак отбрасывается. Это означает, что выражения a % b и a % -b всегда будут давать одинаковый результат.

Оператор унарного минуса

Для изменения знака числового значения служит префиксный минус - , который называется оператором унарного минуса:

let three = 3 let minusThree = -three // minusThree равно -3 let plusThree = -minusThree // plusThree равно 3, т. е. "минус минус три"

Оператор унарного минуса ( - ) ставится непосредственно перед значением, без пробела.

Оператор унарного плюса

Оператор унарного плюса ( + ) просто возвращает исходное значение без каких-либо изменений:

let minusSix = -6 let alsoMinusSix = +minusSix // alsoMinusSix равно -6

Хотя оператор унарного плюса не выполняет никаких действий, он придает коду единообразие, позволяя зрительно отличать положительные значения от отрицательных.

Cоставные операторы присваивания

Как и в языке C, в Swift имеются составные операторы присваивания, совмещающие простое присваивание ( = ) с другой операцией. Одним из примеров может служить оператор присваивания со сложением ( += ):

var a = 1 a += 2 // теперь a равно 3

Выражение a += 2 является краткой формой записи a = a + 2 . Таким образом, один и тот же оператор выполняет одновременно операцию сложения и присваивания.

Заметка

Составные операторы присваивания не возвращают значение. К примеру, нельзя написать так: let b = a += 2 .

Для получения полного списка операторов присваивания, предусмотренных стандартной библиотекой Swift, см. Operator Declarations.

Операторы сравнения

Язык Swift поддерживает все стандартные операторы сравнения из C:

  • равно ( a == b )
  • не равно ( a != b )
  • больше ( a > b )
  • меньше ( a < b )
  • больше или равно ( a >= b )
  • меньше или равно ( a
Заметка

В языке Swift есть также два оператора проверки на идентичность/тождественность ( === и !== ), определяющие, ссылаются ли два указателя на один и тот же экземпляр объекта. Дополнительную информацию см. в главе Классы и структуры.

Каждый оператор сравнения возвращает значение типа Bool , указывающее, является ли выражение истинным:

1 == 1 // истина, так как 1 равно 1 2 != 1 // истина, так как 2 не равно 1 2 > 1 // истина, так как 2 больше чем 1 1 < 2 // истина, так как 1 меньше 2 1 >= 1 // истина, так как 1 больше либо равно 1 2 

Операторы сравнения часто используются в условных выражениях, включая инструкцию if :

let name = "world" if name == "world" < print("hello, world") >else < print("Мне жаль, \(name), но я тебя не узнаю") >// напечатает "hello, world", так как name очевидно равно "world"

Подробнее об инструкции if см. в главе "Управление потоком".

Вы так же можете сравнивать кортежи, которые имеют одно и то же количество значений, которые, в свою очередь, должны быть сравниваемыми, что означает, что кортеж типа (Int, String) может быть сравнен с кортежем такого же типа.
Кортежи сравниваются слева направо, по одному значению за раз до тех пор, пока операция сравнения не найдет отличия между значениями. Если все значения кортежей попарно равны, то и кортежи так же считаются равными. Например:

(1, "zebra") < (2, "apple") // true, потому что 1 меньше 2, "zebra" и "apple" не сравниваются (3, "apple") < (3, "bird") // true , потому что 3 равно 3, а "apple" меньше чем "bird" (4, "dog") == (4, "dog") // true , потому что 4 равно 4 и "dog" равен "dog"

В примере выше, в первой строке вы можете видеть сравнение слева направо. Так как 1 меньше 2 , то (1, “zebra”) меньше (2, “apple”) , несмотря на остальные значения кортежа, потому что это неравенство было определено первыми членами. Не важно, что “zebra” не меньше, чем “apple” , потому что сравнение уже определено первыми элементами кортежей. Однако, когда первые элементы кортежей одинаковые, то сравниваются вторые элементы и так далее.

Кортежи могут сравниваться, только в том случае, если оператор сравнения можно применить ко всем членам кортежей соответственно. Например, как показано в коде ниже, вы можете сравнить два кортежа типа (String, Int) потому что и String , и Int могут сравниться оператором < . И наоборот, кортеж типа (String, Bool) сравниваться не может, так как к значениям типа Bool операторы сравнения не применяются.

("blue", -1) < ("purple", 1) // OK, расценивается как true ("blue", false) < ("purple", true) // Ошибка так как < не может применяться к значениям типа Bool 
Заметка

Стандартная библиотека Swift включает в себя операторы сравнения кортежей, которые имеют менее семи значений. Если вам нужны операторы, которые могут сравнивать кортежи с более, чем шестью элементами, то вам нужно реализовать их самостоятельно.

Тернарный условный оператор

Тернарный условный оператор — это специальный оператор из трех частей, имеющий следующий синтаксис: выражение ? действие1 : действие2 . Он выполняет одно из двух действий в зависимости от того, является ли выражение true или false . Если выражение равно true , оператор выполняет действие1 и возвращает его результат; в противном случае оператор выполняет действие2 и возвращает его результат.

Тернарный условный оператор является краткой записью следующего кода:

if выражение < действие1 >else

Ниже приведен пример расчета высоты строки в таблице. Если у строки есть заголовок, то она должна быть выше своего содержимого на 50 точек, а если заголовка нет, то на 20 точек:

let contentHeight = 40 let hasHeader = true let rowHeight = contentHeight + (hasHeader ? 50 : 20) // rowHeight равно 90

В развернутом виде этот код можно записать так:

let contentHeight = 40 let hasHeader = true var rowHeight = contentHeight if hasHeader < rowHeight = rowHeight + 50 >else < rowHeight = rowHeight + 20 >// rowHeight равно 90

В первом примере с помощью тернарного условного оператора величине rowHeight в одну строку присваивается правильное значение. Этот вариант не только короче второго примера, но и позволяет объявить величину rowHeight константой, так как в отличие от конструкции if ее значение не нужно изменять.

Тернарный условный оператор — это короткая и удобная конструкция для выбора между двумя выражениями. Однако тернарный условный оператор следует применять с осторожностью. Избыток таких коротких конструкций иногда делает код трудным для понимания. В частности, лучше не использовать несколько тернарных условных операторов в одном составном операторе присваивания.

Оператор объединения по nil

Оператор объединения по nil ( a ?? b ) извлекает опционал a , если он содержит значение, или возвращает значение по умолчанию b , если a равно nil . Выражение a может быть только опционалом. Выражение b должно быть такого же типа, что и значение внутри a .

Оператор объединения по nil является краткой записью следующего кода:

a != nil ? a! : b

В вышеприведенном коде тернарный условный оператор и принудительное извлечение ( a! ) используются для обращения к значению внутри a , если a не равно nil , или для возвращения b в противном случае. Оператор объединения по nil — это более элегантный, короткий и понятный способ одновременно проверить условие и извлечь значение.

Заметка

Если a не равно nil , выражение b не анализируется. Такой подход называется краткой проверкой условия (short-circuit evaluation).

В следующем примере оператор объединения по nil выбирает между стандартным значением цвета и пользовательским:

let defaultColorName = "red" var userDefinedColorName: String? // по умолчанию равно nil var colorNameToUse = userDefinedColorName ?? defaultColorName // userDefinedColorName равен nil, поэтому colorNameToUse получит значение по умолчанию — "red"

Переменная userDefinedColorName объявлена как строковый ( String ) опционал и по умолчанию равна nil . Так как userDefinedColorName является опционалом, ее значение можно анализировать посредством оператора объединения по nil . В вышеприведенном примере этот оператор задает начальное значение для строковой ( String ) переменной colorNameToUse . Так как userDefinedColorName равно nil , выражение userDefinedColorName ?? defaultColorName возвратит значение defaultColorName , т. е. "red" .

Если переменной userDefinedColorName присвоить отличное от nil значение и снова передать ее в оператор объединения по nil , вместо значения по умолчанию будет использовано значение внутри userDefinedColorName :

userDefinedColorName = "green" colorNameToUse = userDefinedColorName ?? defaultColorName // userDefinedColorName не равно nil, поэтому colorNameToUse получит значение "green"

Операторы диапазона

В языке Swift есть два оператора диапазона, которые в короткой форме задают диапазон значений.

Оператор замкнутого диапазона

Оператор замкнутого диапазона ( a. b ) задает диапазон от a до b , включая сами a и b . При этом значение a не должно превышать b .

Оператор замкнутого диапазона удобно использовать при последовательном переборе значений из некоторого диапазона, как, например, в цикле for-in :

for index in 1. 5 < print("\(index) умножить на 5 будет \(index * 5)") >// 1 умножить на 5 будет 5 // 2 умножить на 5 будет 10 // 3 умножить на 5 будет 15 // 4 умножить на 5 будет 20 // 5 умножить на 5 будет 25

Подробнее о циклах for-in см. в главе Управление потоком.

Оператор полузамкнутого диапазона

Операторы полузамкнутого диапазона особенно удобны при работе с массивами и другими последовательностями, пронумерованными с нуля, когда нужно перебрать элементы от первого до последнего:

let names = ["Anna", "Alex", "Brian", "Jack"] let count = names.count for i in 0.. // Person 1 будет Anna // Person 2 будет Alex // Person 3 будет Brian // Person 4 будет Jack

Односторонние диапазоны

Операторы замкнутого диапазона имеют себе альтернативу - это диапазон, который продолжается насколько возможно, но только в одну сторону, например, диапазон, который включает все элементы массива, начиная от 2 и до последнего индекса. В этих случаях вы можете пропустить значение с одной стороны оператора диапазона. Этот тип диапазона называется односторонним, потому что оператор имеет значение только с одной стороны. Например:

for name in names[2. ] < print(name) >// Brian // Jack for name in names[. 2] < print(name) >// Anna // Alex // Brian

Оператор полузамкнутого диапазона так же имеет одностороннюю форму, которая записывается только с одним конечным значением. Точно так же как и в случае, когда вы включаете значение в обе стороны, конечное значение не является частью самого диапазона. Например:

for name in names[.. // Anna // Alex

Односторонние диапазоны могут быть использованы в разных контекстах, а не только в сабскриптах. Вы не можете итерировать по одностороннему диапазону, который пропускает первое значение, потому что становится не очевидным, где должна начинаться итерация. Вы можете итерировать по одностороннему диапазону, который пропускает последнее значение, однако, так как диапазон длится бесконечно, убедитесь, что вы добавили условие окончание итерации в цикл. Вы так же можете проверить имеет ли односторонний диапазон конкретное значение, что показано ниже:

let range = . 5 range.contains(7) // false range.contains(4) // true range.contains(-1) // true

Логические операторы

Логические операторы изменяют или комбинируют логические значения типа Boolean (булево) — true и false . Язык Swift, как и другие C-подобные языки, поддерживает три стандартных логических оператора:

  • логическое НЕ ( !a )
  • логическое И ( a && b )
  • логическое ИЛИ ( a || b )

Оператор логического НЕ

Оператор логического НЕ ( !a ) инвертирует булево значение — true меняется на false , а false становится true .

Оператор логического НЕ является префиксным и ставится непосредственно перед значением, без пробела. Как видно из следующего примера, его можно воспринимать как "не allowedEntry ":

let allowedEntry = false if !allowedEntry < print("ACCESS DENIED") >// Выведет "ACCESS DENIED"

Конструкция if !allowedEntry означает "если не allowedEntry ". Идущая за ней строка будет выполнена, только если "не allowedEntry" является истиной, т. е. если allowedEntry равно false .

Как видно из этого примера, удачный выбор булевой константы и имен переменных делает код коротким и понятным, без двойных отрицаний и громоздких логических выражений.

Оператор логического И

Оператор логического И ( a && b ) дает на выходе true тогда и только тогда, когда оба его операнда также равны true .

Если хотя бы один из них равен false , результатом всего выражения тоже будет false . На самом деле, если первое значение равно false , то второе даже не будет анализироваться, так как оно все равно не изменит общий результат на true . Такой подход называется краткой проверкой условия (short-circuit evaluation).

В следующем примере проверяются два значения типа Bool , и если они оба равны true , программа разрешает доступ:

let enteredDoorCode = true let passedRetinaScan = false if enteredDoorCode && passedRetinaScan < print("Welcome!") >else < print("ACCESS DENIED") >// Выведет "ACCESS DENIED"

Оператор логического ИЛИ

Оператор логического ИЛИ ( a || b ) является инфиксным и записывается в виде двух вертикальных палочек без пробела. С его помощью можно создавать логические выражения, которые будут давать true , если хотя бы один из операндов равен true .

Как и описанный выше оператор логического И, оператор логического ИЛИ использует краткую проверку условия. Если левая часть выражения с логическим ИЛИ равна true , то правая не анализируется, так как ее значение не повлияет на общий результат.

В приведенном ниже примере первое значение типа Bool ( hasDoorKey ) равно false , а второе ( knowsOverridePassword ) равно true . Поскольку одно из значений равно true , результат всего выражения тоже становится true и доступ разрешается:

let hasDoorKey = false let knowsOverridePassword = true if hasDoorKey || knowsOverridePassword < print("Welcome!") >else < print("ACCESS DENIED") >// Выведет "Welcome!"

Комбинирование логических операторов

Можно также составлять и более сложные выражения из нескольких логических операторов:

if enteredDoorCode && passedRetinaScan || hasDoorKey || knowsOverridePassword < print("Welcome!") >else < print("ACCESS DENIED") >// Выведет "Welcome!"

В этом примере с помощью нескольких операторов && и || составляется более длинное и сложное выражение. Однако операторы && и || по-прежнему применяются только к двум величинам, поэтому все выражение можно разбить на три простых условия. Алгоритм работы будет следующим:

если пользователь правильно ввел код дверного замка и прошел сканирование сетчатки или если он использовал действующую ключ-карту или если он ввел код экстренного доступа, то дверь открывается.

Исходя из значений enteredDoorCode , passedRetinaScan и hasDoorKey первые два подусловия дают false . Однако был введен код экстренного доступа, поэтому все составное выражение по-прежнему равно true .

Заметка

Логические операторы Swift && и || являются лево-ассоциированными, что означает, что составные выражения с логическими операторами оценивают в первую очередь выражения слева направо.

Явное указание круглых скобок

Иногда имеет смысл использовать дополнительные круглые скобки, чтобы сложное логическое выражение стало проще для восприятия. В примере с открытием двери можно заключить в круглые скобки первую часть составного выражения, что сделает его нагляднее:

if (enteredDoorCode && passedRetinaScan) || hasDoorKey || knowsOverridePassword < print("Welcome!") >else < print("ACCESS DENIED") >// Выведет "Welcome!"

Круглые скобки показывают, что первые две величины составляют одно из возможных значений всего логического выражения. Хотя результат составного выражения не изменится, такая запись сделает код понятнее. Читаемость кода всегда важнее краткости, поэтому желательно ставить круглые скобки везде, где они облегчают понимание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Урок №43. Логические операторы: И, ИЛИ, НЕ

На этом уроке мы рассмотрим логические операторы И, ИЛИ и НЕ в языке С++.

Оглавление:

  1. Логические операторы
  2. Логический оператор НЕ
  3. Логический оператор ИЛИ
  4. Логический оператор И
  5. Короткий цикл вычислений
  6. Использование логических операторов И/ИЛИ
  7. Законы Де Моргана
  8. А где же побитовое исключающее ИЛИ (XOR)?
  9. Тест

Логические операторы

В то время как операторы сравнения используются для проверки конкретного условия: ложное оно или истинное, они могут проверить только одно условие за определенный промежуток времени. Но бывают ситуации, когда нужно протестировать сразу несколько условий. Например, чтобы узнать, выиграли ли мы в лотерею, нам нужно сравнить все цифры купленного билета с выигрышными. Если в лотерее 6 цифр, то нужно выполнить 6 сравнений, все из которых должны быть true.

Также иногда нам нужно знать, является ли хоть одно из нескольких условий истинным. Например, мы не пойдем сегодня на работу, если больны или слишком устали, или если выиграли в лотерею. �� Нам нужно проверить, является ли хоть одно из этих трех условий истинным. Как это сделать? С помощью логических операторов! Они позволяют проверить сразу несколько условий за раз.

В языке C++ есть 3 логических оператора:

Оператор Символ Пример Операция
Логическое НЕ ! !x true, если x — false и false, если x — true
Логическое И && x && y true, если x и y — true, в противном случае — false
Логическое ИЛИ || x || y true, если x или y — true, в противном случае — false

Логический оператор НЕ

Мы уже с ним сталкивались на уроке №34.

Логический оператор НЕ (!)
Операнд Результат
true false
false true

Если операндом является true, то, после применения логического НЕ, результатом будет false. Если же операнд до применения оператора НЕ был false, то после его применения станет true. Другими словами, логический оператор НЕ меняет результат на противоположный начальному значению. Он часто используется в условных выражениях:

bool bTooLarge = ( x > 100 ) ; // переменная bTooLarge будет true, если x > 100
if ( ! bTooLarge )
// Делаем что-нибудь с x
// Выводим ошибку

Следует помнить, что логический оператор НЕ имеет очень высокий уровень приоритета. Новички часто совершают следующую ошибку:

std :: cout << "x does not equal y" ; std :: cout << "x equals y" ;

Результат выполнения программы:

Но х ведь не равно у , как это возможно? Поскольку приоритет логического оператора НЕ выше, чем приоритет оператора равенства, то выражение ! х == у обрабатывается как (! х) == у . Так как х — это 5 , то !x — это 0 . Условие 0 == у ложное, поэтому выполняется часть else!

Напоминание: Любое ненулевое целое значение в логическом контексте является true. Так как х = 5 , то х вычисляется как true, а вот !x = false , т.е. 0 . Использование целых чисел в логических операциях подобным образом может запутать не только пользователя, но и самого разработчика, поэтому так не рекомендуется делать!

Правильный способ написания программы, приведенной выше:

if ( ! ( x == y ) )
std :: cout << "x does not equal y" ; std :: cout << "x equals y" ;

Сначала обрабатывается х == у , а затем уже оператор НЕ изменяет результат на противоположный.

Правило: Если логический оператор НЕ должен работать с результатами работы других операторов, то другие операторы и их операнды должны находиться в круглых скобках.

Логический оператор ИЛИ

Если хоть одно из двух условий является истинным, то логический оператор ИЛИ является true.

Логический оператор ИЛИ (||)
Левый операнд Правый операнд Результат
false false false
false true true
true false true
true true true

Рассмотрим следующую программу:

std :: cout << "Enter a number: " ; std :: cin >> value ;
if ( value == 0 || value == 1 )
std :: cout << "You picked 0 or 1" << std :: endl ; std :: cout << "You did not pick 0 or 1" << std :: endl ;

Здесь мы использовали логический оператор ИЛИ, чтобы проверить, является ли хоть одно из двух условий истинным: левое ( value == 0 ) или правое ( value == 1 ). Если хоть одно из условий — true или оба сразу true, то выполняться будет стейтмент if. Если ни одно из условий не является true, то результат — false и выполняться будет стейтмент else.

Вы можете связать сразу несколько условий:

if ( value == 0 || value == 1 || value == 2 || value == 3 )
std :: cout << "You picked 0, 1, 2, or 3" << std :: endl ;

Новички иногда путают логическое ИЛИ ( || ) с побитовым ИЛИ ( | ). Хоть у них и одинаковые названия, функции они выполняют разные.

Логический оператор И

Только при условии, что оба операнда будут истинными, логический оператор И будет true. Если нет, тогда — false.

Логический оператор И (&&)
Левый операнд Правый операнд Результат
false false false
false true false
true false false
true true true

Например, мы хотим узнать, находится ли значение переменной х в диапазоне от 10 до 20. Здесь у нас есть два условия: мы должны проверить, является ли х больше 10 и является ли х меньше 20.

std :: cout << "Enter a number: " ; std :: cin >> value ;
if ( value > 10 && value < 20 ) std :: cout << "Your value is between 10 and 20" << std :: endl ; std :: cout << "Your value is not between 10 and 20" << std :: endl ;

Если оба условия истинны, то выполняется часть if. Если же хоть одно или сразу оба условия ложные, то выполняется часть else.

Как и с логическим ИЛИ, мы можем комбинировать сразу несколько условий И:

if ( value > 10 && value < 20 && value != 16 ) // Делаем что-нибудь // Делаем что-нибудь другое

Короткий цикл вычислений

Для того, чтобы логическое И возвращало true, оба операнда должны быть истинными. Если первый операнд вычисляется как false, то оператор И должен сразу возвращать false независимо от результата второго операнда (даже без его обработки). Это называется коротким циклом вычисления (англ. «short circuit evaluation») и выполняется он, в первую очередь, в целях оптимизации.

Аналогично, если первый операнд логического ИЛИ является true, то и всё условие будет true (даже без обработки второго операнда).

Как и в случае с оператором ИЛИ, новички иногда путают логическое И ( && ) с побитовым И ( & ).

Использование логических операторов И/ИЛИ

Иногда возникают ситуации, когда смешивания логических операторов И и ИЛИ в одном выражении не избежать. Тогда следует знать о возможных проблемах, которые могут произойти.

Многие программисты думают, что логические И и ИЛИ имеют одинаковый приоритет (или забывают, что это не так), так же как и сложение/вычитание или умножение/деление. Тем не менее, приоритет логического И выше приоритета ИЛИ. Таким образом, операции с оператором И всегда будут вычисляться первыми (если только операции с ИЛИ не находятся в круглых скобках).

Рассмотрим следующее выражение: value1 || value2 && value3 . Поскольку приоритет логического И выше, то обрабатываться выражение будет так:

value1 || (value2 && value3)

(value1 || value2) && value3

Хорошей практикой является использование круглых скобок с операциями. Это предотвратит ошибки приоритета, увеличит читабельность кода и чётко даст понять компилятору, как следует обрабатывать выражения. Например, вместо того, чтобы писать value1 && value2 || value3 && value4 , лучше записать (value1 && value2) || (value3 && value4) .

Законы Де Моргана

Многие программисты совершают ошибку, думая, что !(x && y) — это то же самое, что и !x && !y . К сожалению, вы не можете использовать логическое НЕ подобным образом.

Законы Де Моргана гласят, что !(x && y) эквивалентно !x || !y , а !(x || y) эквивалентно !x && !y .

Другими словами, логические операторы И и ИЛИ меняются местами! В некоторых случаях, это даже полезно, так как улучшает читабельность.

А где же побитовое исключающее ИЛИ (XOR)?

Побитовое исключающее ИЛИ (XOR) — это логический оператор, который используется в некоторых языках программирования для проверки на истинность нечётного количества условий.

Побитовое исключающее ИЛИ (XOR)
Левый операнд Правый операнд Результат
false false false
false true true
true false true
true true false

В языке C++ нет такого оператора. В отличии от логических И/ИЛИ, к XOR не применяется короткий цикл вычислений. Однако его легко можно сымитировать, используя оператор неравенства ( != ):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *