Как правильно оформить сценарий – правила с примерами
Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.
Милослава Финдра
Редактор, автор блога Band
Автор статьи
В статье рассмотрим:
Поделиться
Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?
Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.
Требования к оформлению сценария
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.
Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».
Базовые правила разметки:
Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.
Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».
Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.
Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.
Правила форматирования:
Классический сценарный шрифт: Courier New.
Кегль (размер шрифта): 12.
Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.
Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.
Как правильно оформить титульный лист
Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:
Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.
Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.
Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.
Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.
Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.
Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».
Напиши свой первый сценарий в связке с профессиональным редактором на курсе «Профессия сценарист. Основы драматургии. Короткий метр».
Блоки, из которых состоит сценарий
Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.
«Время и место действия»
С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.
Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).
Текст набирается заглавными буквами (капслоком).
Пример правильного и неправильного отступа.
«Описание действия»
Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.
Пример правильного оформления «Описания действия».
Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.
«Имя героя»
Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.
Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.
Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».
После «Имени героя» обычно идет реплика:
Как выглядит реплика героя.
Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».
Пример реплики героя с ремаркой.
При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.
«Реплика героя»
Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.
Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).
Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.
Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.
«Ремарка»
Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.
Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.
Пример использования ремарок.
«Титр»
Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.
Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».
Профессиональные сокращения
ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.
Что еще почитать по этой теме:
Где посмотреть примеры оформления сценария
На сайте Международного союза интернет-деятелей можно посмотреть, как оформлен сценарий криминальной комедии «Мама не горюй».
Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.
Если вы хорошо владеете английским языком, посмотрите базу американских сценариев, сделанные по всем правилам.
Советы опытных сценаристов
Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.
Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.
«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».
Как правильно написать сценарий: от идеи до оформления
Сценарий – это произведение, на основе которого снимают короткометражный, полнометражный фильм, сериал (в том числе мультипликационные), музыкальный ролик, рекламный видеоролик, делают игру или организуют публичное мероприятие. Как видите, это очень широкое понятие. В статье мы будем говорить именно о том, как написать сценарий к фильму, хотя некоторые основы – общие для всех.
В этом руководстве расскажем, как найти идею для своего первого фильма, как ее сформулировать, развить, как написать текст и правильно его оформить, чтобы его можно было отправлять на студии. В конце расскажем о самых распространенных ошибках и о том, где можно найти лучшие образцы из классики кинематографа.
Кирилл Щедрин
Автор блога Band
Автор статьи
Поделиться
Разбираемся, что такое сценарий
Работа сценариста отличается от работы писателя, который сочиняет роман, повесть или рассказ. Многое из того, что существует в литературе (стилистика описаний, например), не будет работать в формате видео. В первую очередь сценарий — основа фильма, это стоит держать в голове.
Из чего он состоит:
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
– Диалоги. Пишутся как диалоги в пьесах, с указанием лиц диалога и ремарками в скобках. Например, в «Крике»: «ОТЕЦ (ищет) Кейси? Где ты, дорогая? Господи, да звони же в полицию». Или: «КЕЙСИ (по телефону). помогите. ».
– Действия. Описываются кратко, отдельные слова акцентируются заглавными буквами. Например, в «Бешеных псах»: «Мр. Розовый ЗАПРЫГИВАЕТ в машину. Полицейские СТРЕЛЯЮТ». Или в «Крике»: «Шум позади нее. Она резко оборачивается, смотрит на открытое окно в другом конце комнаты. ЦАРАПАЮЩИЙ звук. Она встает и идет к окну».
– Краткие описания обстановки, в которой разворачиваются эти диалоги и действия. Например, «От заката до рассвета» авторы начинают так: «Обычный магазин на дороге в Техасе. Больше никаких зданий рядом нет».
Более технический характер сценария объясняет, почему он обычно меньше романа по объему. Стандартный размер — 90–120 страниц. Одна страница примерно соответствует одной минуте экранного времени.
На сценарных конкурсах и в целом на приеме работ в студиях рассматривают в первую очередь логлайн и синопсис. Это дополнительный аргумент в пользу «метода снежинки», когда автор начинает с краткого изложения, а затем наращивает текст.
СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЕВ
Выпущено более 70 версий программы. Обновления выходят каждый месяц.
5 Платформ
Существуют версии для операционных систем: Windows, Mac OS X, Linux, iOS и Android.
КИТ Сценарист — это программа для создания киносценариев, которая ориентирована на международные стандарты в области кинопроизводства. Программа является полнофункциональной студией для создания историй начиная от рождения идеи и до передачи сценария в производство.
Разработка
Материалы проекта всегда под рукой
Данный раздел программы создан для того, чтобы вы могли собирать все необходимые материалы по проекту в одном месте. В нём вы можете сохранить основную информацию о сценарии, такую как его название, логлайн, синопсис, а также заполнить титульную страницу сценария.
Здесь же вы можете управлять списками персонажей и локаций. Создавать новых, добавлять им описания, фотографии, переименовывать и упорядочивать.
А ещё, в этом же разделе вы можете хранить разнообразные материалы (текстовые документы, изображения, ссылки на веб-страницы и ментальные карты) связанные с вашим проектом, организуя их удобным для себя образом.
Карточки
Создайте идеальную структуру истории
Модуль карточек позволит вам взглянуть на сценарий в виде карточек разложенных на доске, предоставляя таким образом наглядый способ для работы со структурой. Вы можете разложить карточки на доске последовательно, или столбцами.
Раскрашивайте их, делайте пометки, группируйте и раскладывайте по актам, а все изменения мгновенно отобразятся в тексте сценария и наоборот.
А если вам надоело сидеть за компьютером, вы можете распечатать карточки на листах бумаги и поработать с аналоговой версией своей истории.
Сценарий
Творите не беспокоясь о формальностях
Редактор сценария позволит вам думать только о самой истории. Всю работу по форматированию текста в соответствии с мировыми стандартами он возьмёт на себя.
Всего две кнопки Tab и Enter значительно ускорят вашу продуктивность при помощи алгоритма быстрой смены формата абзаца. А если вам не понравится стандартный алгоритм, вы сможете настроить программу так, как будет удобно именно вам.
Также модуль включает в себя навигатор по сценарию, что значительно упрощает навигацию по тексту. Умеет работать с заметками, осуществлять поиск по тексту и вообще будет незаметным помощником во всех вопросах работы с текстом сценария.
И да, больше никаких танцев с бубном для работы с текстом на русском, украинском, белорусском, казахском, китайском, на иврите, на любом языке в мире. Пишите на родном языке, сохраняйте и загружайте на нём же. Просто. Прямо сразу после установки. И не надо ничего настраивать.
Статистика
Получайте детальную информацию о сценарии на лету
В процессе работы вы можете сразу же видеть из скольки символов, слов и страниц состоит ваша история, а также приблизительную длительность истории и её отдельных сцен. Программой поддерживается три системы хронометража: постраничный, посимвольный и гибкий, так что вы сможете настроить его подсчёт максимально подходящим именно вам способом.
Модуль статистики предоставляет возможность получить подробные отчёты по сценарию, а также посмотреть графики активности персонажей по всему сценарию и динамику сцен, чтобы ни одна мелочь не ускользнула от вас.
При необходимости, вы можете сохранить отчёты и отправить их продюссеру или в производственную компанию.
Дружелюбный
Маленькие удобства для вашего комфорта
Иcпользуйте тёмную или светлую тему в зависимости от ваших предпочтений и времени дня, когда вы работаете. Тёмная подойдёт для работы в тёмных помещениях, вечером или ночью, а светлая будет удобна для работы при достаточном количестве света.
Подготовить сценарий к публикации — два клика. Программа умеет экспортировать сценарий форматах DOCX, PDF, FDX и Fountain. Расширенные настройки экспорта позволят вам автоматически проставить номера сцен, страниц, сформировать титульный лист и скорректировать текст на разрывах страниц.
Достаньте с полки свой запылившийся сценарий, который вы давно хотели закончить и импортируйте его в программу. Программа автоматически определит форматирование каждого блока, и через две минуты вы уже сможете работать над ним, не тратя время на изнурительное форматирование. Импорт поддерживает форматы DOCX, ODT, FDX, Fountain, Trelby и Celtx.
А если хотите остаться с текстом наедине — включайте полноэкранный режим и отдайтесь полёту своей фантазии.
Пишите классные сценарии
Используйте профессиональные инструменты для этого
А если вы думаете, что овладеть программой очень сложно, спешим сообщить, что это не так. Многие пользователи отмечают, что освоение программы не заняло больше пары часов благодаря тому, что у неё очень интуитивный интерфейс. Ну а для того, чтобы ещё сильнее смягчить вход в оружейную комнату сценариста, мы подготовили для вас справочные материалы.
Сценаристы о программе
Вы можете поделиться своими пожеланиями, каким должен быть идеальный софт для сценариста, поучаствовать в обсуждении функционала программы с другими сценаристами, или сообщить об обнаруженных вами ошибках в работе программы. Для автора программы очень важно знать мнение конечных пользователей – т.е. вас, начинающих и опытных сценаристов. Оставлять свои советы и пожелания к программе вы можете на странице программы в facebook, вконтакте, форуме сценаристов, сайте кинодраматург, форуме сценарного цеха или через форму обратной связи.
На самом деле, каждый раз боюсь, что вот уже все, лучше сделать прогу нереально, можно только испортить. Выходит новое обновление, и прога становится лучше. И не понимаешь, как вообще жил без новоявленной функции)
Орхан Самедов
Прекрасный пример импортозамещения: первая профессиональная программа для сценаристов, созданная в России. работая в западных программах, я постоянно сталкивался с теми или иными неудобствами. «Сценарист» привлекает простотой, надежностью и обратной связью с разработчиком. думаю, что расширение возможностей программы сделает её профессиональным стандартом.
Алексей Алешковский
Перешел на КИТ Сценарист с Celtx и очень доволен. Из главных достоинств программы хочу отметить гибкость настроек форматирования, возможность масштабирования отображения текста на мониторе и, конечно, то, что КИТ Сценарист — разработка отечественная, стало быть, все пожелания русскоязычных пользователей будут услышаны и поняты 🙂
Игорь Ткаченко
Большое спасибо Вам, за создание программы «КИТ Сценарист». Пользуюсь ей уже около года, радости мой нет предела. В программе есть все необходимое для создания полноценного сценария и в тоже время, как и все гениальное, программа проста и «интуитивно понятна». Еще раз спасибо, начинаю новый сценарий с новой версии.
Борис Дементьев
Дмитрий, добрый день! Что называется — не могу молчать. После восторженных отзывов в СЦ решила опробовать ваше творение. Ну что сказать. Охренительно! Очень удобно всё. Вы большой молодец. Спасибо вам огромное. Сценарий летит, как на крыльях. Просто сижу и думаю — надо написать отзыв, а-то нехорошо как-то получается — пользоваться нахаляву и даже слова доброго не сказать)))
Аник
Мне кажется очень важно, что каждый пользователь может вносить предложения по удобству и функциональности программы, тем самым «настраивая» её как бы под себя. И, что самое главное, разработчик к этим предложениям прислушивается и по мере возможностей и времени (и своих планов в отношении программы) их реализовывает. Ни в одной сценарной программе нет такой оперативной связи с разработчиком.
Сергей Голубев
Выберите версию программы для загрузки
КИТ Сценарист для настольных компьютеров является открытым программным обеспечением, что подразумевает бесплатное распространение и возможность свободного использования пользователями по всему миру.
Мобильные же версии программы распространяются на платной основе. С подробностями вы можете ознакомиться на странице сервисы.
Мы сейчас и мы в будущем
С каждым днём, с каждым обновлением мы стараемся быть лучше. Все идеи и мысли, все пожелания и замечания фиксируются, проходят жёсткий контроль и выносятся для реализации. Если у вас есть предложения по улучшению, фантастические идеи, или просто замечания, то незамедлительно сообщайте о них! Давайте вместе создадим лучший инструмент для сценаристов.
Остались вопросы?
Если у вас появились какие-либо вопросы, или требуются уточнения, то смело пишите нам.
Пишите нам, если хотите обсудить программу, предложить улучшения, похвалить программу или даже поругать.
С предложениями о сотрудничестве, о желании поучаствовать в жизни проекта, об идеях перспективных проектов так или иначе связанных с кино — пишите нам немедленно!
Сценарий: софт
Практически все сценаристы и кинематографисты используют популярные компьютерные программы для написания сценария.
Не жалейте средств на приобретение программного обеспечения. Правильно отформатированный сценарий написать намного труднее без использования специальной программы.
Хороши следующие программы:
- Final Draft — очень популярная, мощная и функциональная программа, $250
- Movie Magic Screenwriter — также отличный вариант для профессионалов, $200
- Celtx — бесплатная, очень достойная альтернатива
- Писарь — плагин к Microsoft Word, только для форматирования и разметки
- Scenewriter Pro, Dramatica, Movie Outline, Scrivener, Montage, Scripped и др.
Если ваш сценарий не будет правильно отформатирован, это будет вызывать ощущение любительского подхода в глазах всех заинтересованных лиц — финансистов, актеров, сотрудников.
Final Draft и Movie Magic — обе программы очень распространены в киноиндустрии. Это достойные приложения, имеющие широкие возможности, и они используются большинством профессиональных сценаристов.
Подобрав подходящий инструмент, мы будем учиться писать сценарии, в том числе на примерах лучших сценарных работ.