LXF89:LaTeX
Волшебных текстовых процессоров не существует. Телепатией программы пока не обладают. Они, естественно, делают то, что им сказано, но вкус и чувство прекрасного у них полностью отсутствует. В конце занимательного приключения по созданию текстов частенько приходится брать управление в свои руки, дабы навести лоск на почти готовое произведение.
Вёрстка – это процесс составления страниц определённого размера (полос) газеты, журнала, книги из набранных строк, заголовков, иллюстраций и т.п. в соответствии с разметкой или макетом. В этой главе разберёмся с тем как задавать размеры, что такое макет полосы набора и как «удерживать» текст в рамках дозволенного.
Определённые «размеры» и переменные «длины»
Для определения расстояния LaTeX поддерживает переменные типа «длина». Например, ранее уже упоминалась команда \TeXtwidth – это переменная, хранящее значение длины, равное ширине текста.
Для создания переменной типа «длина» следует воспользоваться командой \newlength. В качестве обязательного параметра ей передаётся имя переменной. При создании переменной присваивается нулевая длина, так что следующим шагом необходимо приравнять её чему-то:
\newlength\MyLen> \setlength\MyLen>1cm plus 2.5fill minus 5mm> \addtolength\MyLen>5em> Длина \lstinline!\MyLen! равна \the\MyLen.
Длина в LaTeX – это не просто какой-то определённый размер. Это более сложная структура с указанием границ возможного сжатия и растяжения. Границы растяжения определяются с помощью инструкции plus, а сжатия – minus. При формировании абзацев TeX использует эту информацию для максимально «красивого» заполнения.
Команда \setlength эквивалентна оператору присваивания. В свою очередь команда \addtolength позволяет увеличить переменную на указанную величину, которая может быть отрицательной. Макрос \the позволяет «развернуть» переменную длины для вывода на печать.
LaTeX «говорит» в терминах англо-американской системы мер. Эта система отживает своё, но её наследие будет ещё долго проявляться и портить жизнь современному «метрическому» миру. Для определённости следует знать, что один дюйм (in) равен 2.54 сантиметра, и в нём умещается 72.27 пунктов (1 pt ≈ 0.35 mm). Метрические величины представлены привычными сантиметрами (cm) и миллиметрами (mm). Кроме упомянутых величин, LaTeX умеет оперировать размерами в больших пунктах (bp), пунктах Дидо (dd), пиках (pc) и цицеро (cc) – традиционных единицах измерения, используемых в типографиях. Минимальной ненулевой единицей длины в LaTeX является приведённый пункт (sp), который составляет 1/65536 от одного пункта.
Кроме определённых единиц измерения, длину можно задавать также и в относительных: 1ex соответствует высоте строчной латинской буквы x, а 1em – ширине прописной латинской буквы M. Эти величины меняются вместе со сменой шрифта, что позволяет задавать автоматически масштабирующиеся горизонтальные промежутки, не привязанные к конкретному размеру и типу шрифта. Например, широкий пробел, задаваемый с помощью команды \quad, определяется как \hspace .
\setlength\MyLen>1ex> Высота x равна \the\MyLen\par \Large \setlength\MyLen>1ex> Высота x равна \the\MyLen
Интересной инструкцией является длина fill – это бесконечность. TeX поддерживает операции с бесконечностями, причём оперирует тремя их видами: fil, fill и filll, где filfillfilll. С помощью этих сущностей производится центрирование боксов и более сложные выравнивания.
Если хочется узнать ширину текста, то можно воспользоваться командой \settowidth:
\settowidth\MyLen>очень длинная фраза> \addtolength\MyLen>1em> \centering \framebox[1.2\MyLen]очень длинная фраза>\par \framebox[1.2\MyLen]короткая фраза>
Аналогично, команда \settoheight позволяет выяснить высоту текста над базовой линией, а \settodepth – глубину под базовой линией. При использовании длины можно добавить перед ней множитель.
А теперь немного «магии» из английского FAQ по LaTeX:
\makeatletter \newcommand\maxwidth>% \ifdim\Gin@nat@width>\linewidth \linewidth \else \Gin@nat@width \fi > \makeatother
Эта конструкция определяет переменную длины \maxwidth таким образом, что при вставке картинки:
\includegraphics[width=\maxwidth]«картинка»>
ширина картинки становится равной минимальному из двух возможных значений: «естественной» ширины картинки (размер в BoundingBox) или ширины строки. Это позволяет вывести картинку в натуральную величину при условии, что она не выходит за рамки дозволенного и загнать её в эти рамки, коли она за них вылезает.
calc
В дополнение к стандартным возможностям, пакет calc расширяет базовые операции с длинами. Фактически calc вводит арифметические операции в привычной со школы инфиксной записи.
\setlength\MyLen> (1em+\widthofочень длинная фраза>)*\real1.2>> \centering \framebox[\MyLen]очень длинная фраза>\par \framebox[\MyLen]короткая фраза>
При загрузке calc \setlength и \addtolength переопределяются так, что в качестве аргумента после этого можно передавать арифметические выражения. Кроме арифметики, в calc определяются макросы \widthof , \heightof и \depthof – ширина, высота и глубина текста.
Определение ширины (width), высоты (height) и глубины (depth).
При умножении длины на число длина должна стоять до числа (4mm*2 – верно, а 2*4mm– нет). Делить и умножать можно только на целые числа. Действительные числа вводятся с помощью уже использованного в примере макроса \real и отношения длин, вычисляемого с помощью команды:
\ratio«длина»>«длина»>
Подробное описание пакета можно найти в документации calc.pdf из коллекции tools.
Скелет страницы
На рисунке ниже приведён результат выполнения команды \layout из одноимённого пакета. Основное место на странице занимает текст – верстальщики зовут его «основной текст» или «тело текста» (bodytext). Справа и слева от текста расположены поля. Поля обычно остаются пустыми, но иногда они используются для заметок («маргиналий» или «фонариков»). В верхней и нижней части страницы расположены, соответственно, верхний и нижний колонтитулы. Колонтитул представляет из себя справочную строку, помогающую ориентироваться в структуре текста.
1 один дюйм + \hoffset 2 один дюйм + \voffset 3 \oddsidemargin = 2pt 4 \topmargin = -41pt 5 \headheight = 18pt 6 \headsep = 21pt 7 \textheight = 635pt 8 \textwidth = 448pt 9 \marginparsep = 12pt 10 \marginparwidth = 49pt \marginparpush = 6pt (not shown) \voffset = 0pt \paperheight = 845pt 11 \footskip = 50pt \hoffset = 0pt \paperwidth = 597pt
Макет полосы набора класса scrartcl (опция a4paper). Результат выполнения команды \layout.
Совокупность размеров и расположений указанных полей, а также вид и содержание колонтитулов называется макетом полосы набора. На рисунке пунктирной линией изображены поля драйвера (1 и 2) относительно которых выстраиваются все остальные поля. По договорённости отступы до полей драйвера равны одному дюйму. Переопределив \hoffset и \voffset (по умолчанию они равны нулю), можно легко сдвинуть полосу набора целиком по горизонтали и вертикали, соответственно.
Ниже перечислены параметры, которые управляют макетом полосы набора:
- Тело текста характеризуется высотой \TeXthight (7) и шириной \TeXtwidth (8) При многоколоночной вёрстке ширина колонки равна \columnwidth. Переменная \linewidth принимает значение, равное длине строки текущего текста.
- \oddsidemargin (3) добавляется слева в случае односторонней печати. При двусторонней печати полосы набора для чётных и нечётных страниц различаются. В этом случае для нечётных слева опять же добавляется \oddsidemargin, а для чётных \evensidemargin.
- Верхний колонтитул располагается на расстоянии \topmargin (4) от поля драйвера, имеет высоту \headheight (5), а тело текста отступает от колонтитула на расстояние \headsep (6).
- \footskip позиционирует базовую линию нижнего колонтитула относительно последней строки текста.
- Поля для заметок имеют ширину \marginparwidth (10) и отступают от тела текста на расстояние \marginparsep (9). Ещё одна опция управляет минимальным расстоянием между заметками: \marginparpush.
Выбор размера бумаги
Физический размер бумаги описывается параметрами \paperwidth и \paperheight. Стандартные базовые классы LaTeX (article, book, report и letter) по умолчанию предполагают, что для печати используется бумага формата letter. Очевидно, это умолчание не годится для России, где стандартом является формат A4 (210×297 мм). Обычно установить правильный формат можно с помощью передачи параметра a4paper при выборе класса документа:
\documentclass[a4paper,12pt,oneside]scrbook>
Для создания небольших брошюрок со страницей размера A5 (половина размера A4) используется опция a5paper.
Ориентация
Для портретной и альбомной ориентации вообще-то требуются разные макеты полосы набора. Альбомная ориентация может использоваться по умолчанию в некоторых специализированных классах (например, slides).
lscape в действии.
Если повернуть требуется только текст без изменения полей колонтитулов, то проще всего воспользоваться окружением landscape из пакета lscape. Всё, что находится внутри этого окружения поворачивается на 90 градусов против часовой стрелки. При использовании pdflatex для изменения ориентации не только текста, но и страницы (дабы не наклонять при чтении текста голову набок) при загрузке пакета следует передать ему опцию pdftex или воспользоваться пакетомнадстройкой pdflscape.
Лучше не менять параметры макета во время набора, но если очень хочется это сделать, то можно воспользоваться стандартным пакетом portland. Он позволяет менять портретную ориентацию на альбомную и обратно на лету, переопределяя соответствующие управляющие макетом переменные. Команды \portrait и \landscape работают как переключатели между этими режимами. В пакете определены и одноимённые с переключателями окружения. Это довольно низкоуровневый пакет, и пользоваться им надо аккуратно.
rotpages в действии.
Если по какой-то причине требуется развернуть текст на 180 градусов, можно воспользоваться пакетом rotpages. В пакете определены два переключателя режима \rotboxpages и \endrotboxpages, которые указывают границы повёрнутого теста. Пакет умеет разворачивать не только страницы, но и колонки. Подробности можно найти в документации: rotpages-doc.pdf.
Меняем макет
Причина, по которой неискушённый ТеХник начинает менять макет полосы набора, обычно заключается в том, что он использует стандартные классы LaTeX – один из четвёрки article, book, report или letter. Это очень древние классы, и на них много чего «завязано», поэтому они прибывают в абсолютно замороженном состоянии. Поэтому лучше для начала найти себе класс по душе. Например, scrartcl, scrbook, scrreprt и scrlettr – классы из коллекции KOMA-Script, которые дублируют функциональность стандартной четвёрки, но ориентируются на европейских пользователей и размер листа A4. А.И. Роженко в рамках коллекции ncclatex (NCC) предоставляет класс ncc, ориентированный на русских TeXников.
Двигаем размеры
Выбор, естественно, не ограничивается упомянутыми выше классами – он огромен. Поэтому, прежде чем что-то изменять, следует внимательно изучить уже имеющиеся решения. И даже если вы знаете, что делаете, лучше не переопределять переменные, управляющие размерами макета полосы набора, вручную. Правильным решением будет воспользоваться одним из уже имеющих специализированных пакетов, например: geometry или vmargin.
geometry
Пакет geometry меняет размеры прямо в процессе загрузки стилевого файла, например, так:
\usepackage[height=25cm,a4paper,hmargin=3cm,2cm>]geometry>
Разбор параметров выполняется с помощью пакета keyval, который уже упоминался в статье «Графика» (см. LXF86). В качестве параметров можно передавать выражения, если загружен пакет calc.
Список воспринимаемых пакетом опций очень обширен. В документации (geometry.pdf) подробное описание всех имеющихся опций занимает свыше пяти страниц текста. Использование этого пакета для изменения размеров полей является более предпочтительным, чем изменение размеров напрямую. Обилие принимаемых параметров позволит задать любой формат полосы набора в наиболее естественной форме, не ошибившись при расчётах. Подробное описание пакета, к сожалению, выходит за все разумные ограничения на объём статьи. К счастью, документация очень хорошая и чрезвычайно подробная.
vmargin
Пакет vmargin управляет размерами макета через выставку полей. Перед этим следует задать формат листа:
\setpapersize[«ориентация»]«формат листа»>
В качестве обязательного параметра команды можно указать один из следующих форматов: A0, A1, …, A9, B0, B1, …, B9, C0,…, C9, USletter, USlegal и USexecutive. Необязательный параметр может принимать значения landscape (альбомная ориентация) или portrait (портретная ориентация, по умолчанию). Для нестандартных форматов листа можно задать размеры с помощью ключевого слова custom команды:
\setpapersizecustom>«ширина»>«высота»>
После того, как вы определитесь с размером страницы, можно задавать размеры для полосы набора с помощью одной из следующих команд:
%Полоса набора с колонтитулами \setmargins«ширина поля слева»>«высота поля сверху»>% «ширина текста»>«высота текста»>% «высота»>«отступ»>%верхний колонтитул «высота»>«отступ»>%нижний колонтитул %Полоса набора без колонтитулов \setmargnohf«ширина поля слева»>«высота поля сверху»>% «ширина текста»>«высота текста»>% %Установка рамеров без изменения колонтитулов \setmarg«ширина поля слева»>«высота поля сверху»>% «ширина текста»>«высота текста»>%
Кроме перечисленных команд, определены их аналоги: \setmarginsrb, \setmargnohfrb, \setmargrb. Отличие состоит в том, что вместо ширины и высоты тела текста в качестве параметров им передаются ширина правого поля и высота нижнего поля. Подробно пакет описан в документации vmargin.pdf.
Стили страницы
Полоса набора – это не только размеры: это ещё и наполнение колонтитулов. Обычно оно определяется в классе документа. Здесь без необходимости лучше тоже ничего не менять.
Простейший способ изменить стиль страницы – это воспользоваться командой:
\pagestyle«стиль страницы»>
Если стиль надо переопределить только для текущей страницы, то следует воспользоваться командой \thispagestyle .
Есть три стандартно определённых стиля:
- empty Страница выводится без каких-либо колонтитулов – только текст.
- plain Выводится только номер страницы в нижнем колонтитуле.
- headings В верхнем колонтитуле выводится номер страницы и информация, определяемая классом документа.
Если и это наполнение не устраивает, то можно определить свой собственный стиль. Пакет fancyhdr специализируется как раз на этом.
fancyhdr
Заполняем колонтитулы с помощью fancyhdr.
Чтобы воспользоваться возможностями пакета, необходимо загрузить стилевой файл и выбрать стиль с помощью \pagestyle
Пакет fancyhdr позволяет управлять содержимым колонтитула. Возможности: верхний и нижний колонтитул разбивается на три независимых части, многострочные колонтитулы, колонтитулы, вылезающие по ширине за \textwidth, декоративные линейки, разные колонтитулы для чётных и нечётных страниц, отдельные колонтитулы для специальных полос (начала глав, страницы, отведённые под плавающие объекты). Вот простейший пример для определения колонтитулов с помощью fancyhdr:
\usepackagefancyhdr> … \begindocument> \pagestyleempty> %очищаем стиль страницы \pagestylefancy> %включаем пользовательский стиль \lheadА.В.Тор> %верхний колонтитул слева \chead---~\arabicpage>~---> % там же по центру \rheadСтатья> %верхний колонтитул справа % аналогично для оформления нижнего колонтитула \cfoot---~\romanpage>~---> \lfoot\hspace0.7cm>Это просто демонстрация> \rfootвозможностей \textbffancyheadings>>
Переменная page содержит номер страницы. Подробности о том что можно сотворить с колонтитулами, следует искать в документации к пакету fancyhdr.pdf.
Причёсываем текст
Дефект набора (коридор).
Теперь, когда границы определены, разберемся, что можно сделать для красивого размещения текста на странице. Часть забот по следованию правилам вёрстки LaTeX берёт на себя. Вам, например, не требуется следить за единообразием оформления полос. Но есть дефекты, которые компьютеру заметить не под силу, например, так называемые коридоры.
Строка
Переполненная строка. Включена опция draft.
Когда строка с точки зрения TeX становится слишком разряженной (Underfull) или слишком сжатой (Overfull), в log-файле появляются предупреждения, начинающиеся словами вида:
Overfull \hbox (26.1765pt too wide) in paragraph at lines 347--356 [][]\T2A/cmr/m/n/12 Список вос-при-ни-ма-е-мых па-ке-том оп-ций очень об-ши-рен. В до-ку-мен-та-ции geometry.pdf Если при выборе класса документа передать ему опцию draft: \documentclass[draft,a4paper,12pt,oneside] то такие проблемные места будут отмечаться прямо в тексте.
Обычно подобные переполнения связаны с тем, что LaTeX не знает, как перенести какое-либо слово. В этом случае следует сообщить ему, что и где можно переносить, как это было показано во второй части цикла «Базовые элементы» (см. LXF84). В крайнем случае можно насильно разорвать строку с помощью команды \linebreak или \\. В отличии от \linebreak, команда \\ не выравнивает остаток строки по правому полю.
Если можно редактировать текст, то для исправления дефектов набора лучше переделать предложение так, чтобы в новой инкарнации тест не создавал проблем для чтения.
Горизонтальные пробелы
Расстояние между словами можно изменить с помощью горизонтальных промежутков. Они создаются с помощью команды \hspace. В качестве параметра команде передаётся длина. Вариант команды \hspace* отличается от основной тем, что создание пробела не игнорируется даже тогда, когда пробел приходится на начало или конец строки.
Существует несколько определённых по умолчанию горизонтальных пробелов:
- \quad – горизонтальный промежуток шириной 1em. Также есть \qquad – удвоенный \quad, и \endspace – половина от \quad.
- \hfill – бесконечный горизонтальный промежуток. Два \hfill подряд в два раза больше, чем один. Также есть «уменьшенная» бесконечность – \hfil.
- \hrulefill – то же, что и \hfill, но заполненный промежуток подчеркивается. Аналогично, есть команда, заполняющая всё точками – \dotfill.
Страница
Проблемы могут возникнуть и при формировании страниц. В крайнем случае, можно воспользоваться командами принудительного завершения страницы \pagebreak или \newpage. Отличие первой команды от второй в том, что после формирования страницы полоса выравнивается по нижней кромке – это может привести к неоправданному растяжению страницы. Если проблему можно решить путём увеличения/уменьшения страницы на одну-две строки, то лучше воспользоваться следующими макросами:
\newcommand\longpage>\enlargethispage\baselineskip>> \newcommand\shortpage>\enlargethispage-\baselineskip>>
Команда \longpage увеличивает тело текста текущей страницы на одну строку, а \shortpage, соответственно, уменьшает. Длина \baselineskip служит для определения интерлиньяжа – междустрочного пробела.
Висячая строка
Одним из самых неприятных дефектов набора является «висячая строка». Висячая строка – это концевая строка абзаца, стоящая первой на странице, или начальная срока абзаца, стоящая на странице последней. Этих артефактов следует всячески избегать. Для подавления этого эффекта в заголовке документа следует определить две переменные:
%подавление висячих строк. \clubpenalty=10000 \widowpenalty=10000
Вертикальные просветы
По аналогии с командой \hspace , вертикальные промежутки организуются с помощью команды \vspace . Модификация команды \vspace* создаёт вертикальный просвет, которые не игнорируется, даже если просвет попадает на начало или конец страницы.
Вертикальные просветы также имеют свои умолчания:
- \bigskip – вертикальный промежуток, равный примерно \baselineskip. Также имеются \medskip – половина от \bigskip, и \smallskip – четверть от \bigskip.
- \vfill – бесконечный вертикальный промежуток. Два \vfill подряд в два раза больше, чем один. Также есть «уменьшенная» бесконечность – \vfil.
Печать через две строки
До сих пор временами встречаются требования вида: «Предоставить диплом, набранный в два интервала» – пережиток эпохи печатных машинок [при наборе «в два интервала» интерлиньяж равен удвоенному значению кегля, «в один интервал» – самому значению кегля, – прим. ред.]. Для решение этой проблемы лучше всего воспользоваться пакетом spacing. В пакете определена команда \doublespacing, которая выполняет искомое действие. Так же в spacing определены макросы \onehalfspacing и \singlespacing – печать в полтора и один интервал, соответственно. Для вертикальной разрядки небольшого фрагмента текста лучше воспользоваться одноимёнными окружениями или окружением spacing:
\beginspacing>2.5> >. \endspacing>
В качестве основного параметра окружению spacing передаётся интервал, с которым следует печатать текст.
Послесловие
В этом тексте присутствует далеко не вся информация, необходимая для вёрстки текста. Несмотря на то, что LaTeX позволяет верстать книги любителям без помощи профессионалов, лучше при любой возможности спрашивать у этих профессионалов совета. Понимание того, что, где и зачем надо исправлять, в случае LaTeX чрезвычайно важно, потому что, как правило, и так очевидно.
советы
В этом посте я расскажу, как изменить ориентацию отдельной страницы в LaTeX с сохранением ориентации номеров. Это может быть нужно, например, если надо разместить широкую иллюстрацию или таблицу в документе с портретной ориентацией страниц.
Поможет в этом пакет lscape и окружение landscape им предоставляемое:
% в преамбуле
\usepackage
.
% в тексте
\begin
.
% часть текста, которая должна быть повёрнута (напечатана как на горизонтально-ориентированной странице)
.
\end
Примечание: если используется драйвер pdftex, а не dvips, то в преамбуле документа нужно писать \usepackage[pdftex]
LaTeX — как.
Вот решил сделать се в латехе ведомость — и как её сделать мало того что параметр landscape делает не альбомную ориентацию а фегню какуюто дак вообще оно его форматирует фиг знает как , как сделать табличку такую как у мну и вообще как ??
Вот мой файл в виндовом доке он такой уже 1,5 года — делал минут 20 , в латехе проё чцелый час и както у мну не получается даже страницу в альбомную ориентацию перекинуть
В общем буду благодарен если кто скажет как сделать такое чтото в латехе 🙂
manowar ★★
19.01.04 18:33:17 MSK
Re: LaTeX — как.
А ты Львовского почитай — все получится 🙂
asd ★
( 19.01.04 18:39:37 MSK )
Re: LaTeX — как.
Можно начать с этого.
\documentclass[a4paper] \usepackage \begin \thispagestyle \begin \begin <|l|l|l|>\hline some & text & here \\ \hline and & here & too \\ \hline \end \end \end
Перегонять в ps с помощью $dvips -o file.ps file.dvi
anonymous
( 19.01.04 19:16:43 MSK )
Ответ на: Re: LaTeX — как. от asd 19.01.04 18:39:37 MSK
Re: Re: LaTeX — как.
Гупсь по Львовскому как раз то оно и не идёт а всё начинается с того что оно мне в альбомную ориентацию его не переводит а просто смещает вправо
manowar ★★
( 19.01.04 19:37:40 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 19.01.04 19:37:40 MSK
Re: Re: Re: LaTeX — как.
manowar (*) (19.01.2004 19:37:40):
> оно мне в альбомную ориентацию его не переводит а просто смещает вправо
dvips -t a4 -t landscape
Die-Hard ★★★★★
( 19.01.04 19:42:33 MSK )
Ответ на: Re: LaTeX — как. от anonymous 19.01.04 19:16:43 MSK
Re: Re: LaTeX — как.
О усё — с \begin получилось только с ним в пдф чегото странно выводится — с точечьками и без буковок :)) Но это не важно — дви нормальные получаются .
manowar ★★
( 19.01.04 19:43:34 MSK ) автор топика
Re: LaTeX — как.
Еще рыба: \documentclass [12pt] \usepackage \pagestyle \begin \begin \begin Hello, World!\\ This is the best formular!\\[1cm] Go away, black monkey. \\[25mm] \begin <|ccccccc|>\hline Line 1 Column 1& & The text for 2& &text for 3 & &column 4\\ \hline Line 2 Column 1&\vline &\multicolumn &\vline &column 4\\ \hline 3: Column 1 &\vline & The text for 2& \vline &text for 3 &\vline &column 4\\ \hline \end \end \end \end
Die-Hard ★★★★★
( 19.01.04 19:44:23 MSK )
Ответ на: Re: LaTeX — как. от Die-Hard 19.01.04 19:44:23 MSK
Re: Re: LaTeX — как.
Всё правильно , но меня более интерисует как сделать таблицу более сложную чем просто решётка — типа чегото что у меня в доке , то есть в одном рядке стокото столбов в другом стокото , а вот самое главное — то , как косую линию сделать по ячейке? чтобы нижняя левая половина была с одним текстом а верхняя правая с другим
manowar ★★
( 19.01.04 19:56:59 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 19.01.04 19:56:59 MSK
Re: Re: Re: LaTeX — как.
С этим тоже ясно и ещё одно — как развернуть текст в смысле если колонка узкая — чтоб он был ориентирован под углом 90 градусов к основному тексту
manowar ★★
( 19.01.04 20:06:13 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 19.01.04 19:56:59 MSK
Re: Re: Re: LaTeX — как.
manowar (*) (19.01.2004 19:56:59):
> . то есть в одном рядке стокото столбов в другом стокото
В моем примере это есть
> как косую линию сделать по ячейке?
В чистом ЛаТеХе — никак.
Наверное, есть какие-то расширения для такого, я не знаю.
Die-Hard ★★★★★
( 19.01.04 20:25:02 MSK )
Ответ на: Re: Re: Re: LaTeX — как. от Die-Hard 19.01.04 20:25:02 MSK
Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Насчёт примера не знаю там весь текст расположен горизонтально или вертикально смотря чем и как смотреть а чтобы в одних ячейках текст был расположен вертикально а в других горизонтально допустим мне предметы вписать .
И появилась проблема маленькая
вот такая таблица и |||| деления не рисуют линию там где есть \multicolumn там пустое место . Как сделать чтобы оно рисовало линию?
manowar ★★
( 19.01.04 21:40:53 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: LaTeX — как. от Die-Hard 19.01.04 20:25:02 MSK
Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Насчёт линии — нашёл
manowar ★★
( 19.01.04 22:06:29 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 19.01.04 21:40:53 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Насчёт таблицы тоже нащёл. Лано — бум ваять
manowar ★★
( 19.01.04 22:54:51 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 19.01.04 22:54:51 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
А вот насчёт текста повёрнутого на 90 градусов — как его сделать?? Чтото может с псевдорисунками иль как?
manowar ★★
( 20.01.04 01:24:20 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 01:24:20 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
И ещё одно есть такой отличнейший шрифт Arial Narrow как чтото подобное организовать в ТеХ? То есть уменьшить ширину символов если сказать грубо
manowar ★★
( 20.01.04 01:25:31 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 01:24:20 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
% именно graphicx, а не graphics.
Obidos ★★★★★
( 20.01.04 08:52:36 MSK )
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от Obidos 20.01.04 08:52:36 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Угу — ещё такая вещь — про линию — как узнать координаты на странице?
manowar ★★
( 20.01.04 10:32:42 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 10:32:42 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Котельников, Чеботаев. Издательская система LaTeX2e, стр. 184.
Если коротко, то примерно так:
Когда мы делаем окружение picture, то координата 0,0 находится там, где был бы левая нижняя граница «замещающего» картинку символа. Единица измерения координат задается в \unitlength.
Также см. Львовский, стр.173.
Obidos ★★★★★
( 20.01.04 11:31:02 MSK )
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от Obidos 20.01.04 08:52:36 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
У мну почемуто не работает
manowar ★★
( 20.01.04 13:22:15 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 13:22:15 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
И ещё такой вопрос — как сделать шрифт узкий?
manowar ★★
( 20.01.04 13:31:46 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 13:22:15 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Вот — у меня работает: \documentclass [12pt] \usepackage \usepackage[dvips] \pagestyle \begin \begin \begin Hello, World!\\ This is the best formular!\\[1cm] Go away, black monkey. \\[25mm] \begin <|ccccccc|>\hline Line 1 Column 1& & The text for 2& &text for 3 & &column 4\\ \hline Line 2 Column 1&\vline &\multicolumn< \hspace*\rotatebox \parbox[b][]<0.3\linewidth> < The text for 2 and 3 Long text Long text Long \\[1ex] >> &\vline &column 4\\ \hline 3: Column 1 &\vline & The text for 2& \vline &text for 3 &\vline &column 4\\ \hline \end \end \end \end
Die-Hard ★★★★★
( 20.01.04 13:34:29 MSK )
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 13:22:15 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
> У мну почемуто не работает
Потому что надо не dvi смотреть, а ps или pdf.
Obidos ★★★★★
( 20.01.04 13:47:02 MSK )
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от Obidos 20.01.04 13:47:02 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Отлично а трь остался пока 1 вопрос — как сделать узкий шрифт — в смысле чтото типа Arial Narrow так как просто рублёный кривой немного
manowar ★★
( 20.01.04 16:47:21 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 16:47:21 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
И ещё такое как точно посчитать угол наклона линии которую рисуем ? Там чтото сказано про ограничения но можно же менять как размер так и кординаты от этого изменяется угол (у меня по крайней мере:)) И интересно — мона ли нарисовать линию просто задав координаты начала и конца?? Так же с \multiput ??
manowar ★★
( 20.01.04 16:49:22 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 16:47:21 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Да медленно мысли бегут — в общем такая трабла при трансформе в ПДФ вместо кирилицы получаем точечки разных размеров (по шрифтам :)) И это только при использовании окружения landscape если ввести текст вне этого окружения то он отобразится как надо.
manowar ★★
( 20.01.04 16:51:53 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 16:51:53 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Ещё такая вещь когда текст ввести в этом окружении но в отдельном блоке \makebox то он нормально виден в ПДФ , кстати — в ПС и ДВИ такого нету , право в ДВИ не крутится текст 🙂 Кстати — какие есть удобные смотрелки дви и пс (так чтобы качество показа нормальное было к тому же)
manowar ★★
( 20.01.04 16:59:07 MSK ) автор топика
Ответ на: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как. от manowar 20.01.04 16:49:22 MSK
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: LaTeX — как.
Цитируем гг. Котельникова и Чеботаева (далее КЧ):
> Прямые линии в процедуре picture имеют конечный, хотя и широкий набор углов наклона к осям рисунка. Поэтому линию нельзя задать, указывая её начальную конечную точки.
Здесь нет возможности разместить картинку, так что буду на словах. Попробуйте нарисовать это на бумаге, сразу станет ясно. Далее вольный пересказ КЧ.
Представьте себе, что командой put мы установили начальную точку линии с координатами (x0,y0). Теперь запись \line(x,y) означает следующее:
Из начальной точки (x0,y0) мы проводим линию до точки (x0+x, y0+y), у КЧ эта вторая точка называется «точка прицеливания». Но еще мысленно продолжим эту линию еще дальше. Далее от начальной точки (x0,y0) по горизонтали отсчитываем dx и от конца этого отрезка опускаем перпендикуляр на горизонтальную ось координат. В какой-то точке этот перпендикуляр пересечет нашу линию. Это и будет точка конца линии.
tvmanualsection-rus
5.02 Книжная или альбомная ориентация дизайна
В тактильной графике размер изображения имеет большое значение для восприятия. TactileView предоставляет несколько вариантов управления дизайном и размером бумаги для оптимального восприятия.
Несколько листов бумаги
Максимальный размер бумаги, с которой обычно могут работать принтеры, – это A4, A3, US Letter или Tabloid. Однако рисунки могут быть больше, чем максимальный размер бумаги, когда необходимо увеличить изображение, чтобы сохранить уровень детализации исходного изображения. Для создания тактильной графики большого размера её можно поместить на несколько листов, составленных по горизонтали и/или вертикали. Красная граница бумаги показывает размер рисунка и количество листов.
Количество деталей на тактильной диаграмме
.С одной стороны, уровень детализации, допустимый на тактильной графике, ограничен возможностями восприятия её кончиками пальцев. С другой стороны, относительно большой размер точек Брайля и минимальное требуемое расстояние между точками также ограничивают количество деталей, которые могут быть изображены.
Следовательно, чем больше размер дизайна, тем больше деталей можно сохранить при печати на принтере Брайля. Это поможет контролировать сложность дизайнов.
Рисунок 1. Это изображение показывает форму ветви папоротника, но может не содержать достаточной детализации листьев. Детальное отображение листа можно вынести на отдельное изображение .
Изображения как можно большего размера
Несмотря на ограничение размера изображения, рекомендуется использовать как можно большую бумагу. Согласование ориентации дизайна с размерами тактильной графики (т. е. использование альбомной ориентации для широких изображений и книжной для более высоких) позволяет оптимально расположить рисунок на бумаге. Смена альбомной ориентации на портретную и наоборот может увеличить изображение на 30%, что значительно улучшает восприятие.
Рисунок 2. Если выбрать правильную ориентацию, можно сделать более крупное изображение и сохранить больше деталей.
При изменении ориентации дизайна изображение не будет масштабироваться. Таким образом, размер и расположение элементов в вашем дизайне не изменится и детали не будут потеряны. Тем не менее, дизайн будет автоматически расширен дополнительным пустым пространством или будет обрезано лишнее пустое пространство, в соответствии с новой ориентацией бумаги.
Лучше всего подумать об оптимальном размере тактильной диаграммы до начала работы с дизайном: более высокий уровень детализации потребует большего размера дизайна. Корректировки размера всегда можно выполнить позже, масштабируя дизайн с помощью фиолетовых маркеров по краям. Однако надписи имеют фиксированный размер. При масштабировании изображения они могут перекрывать изображение или оказываться слишком далеко от элементов рисунка, на которые они ссылаются.
6.04 Определение фигуры
Инструмент «Определить фигуру» используется для добавления свойств поверхности, таких как текстуры, к выбранным частям дизайна.
Инструмент «Определить фигуру», как следует из названия, обнаруживает среди элементов элементов дизайна фигурную область. Выберите инструмент «Определить фигуру» на левой вертикальной панели инструментов, затем щёлкните в дизайне в центре области, которую вы хотите редактировать. Контуры обнаруженной фигуры будут указаны красной пунктирной линией.
Рисунок 1. Выбор области дизайна с помощью инструмента «Определить фигуру».
Значок «Определить фигуру»:
Тонкая настройка выделения
В некоторых случаях для определения фигуры может потребоваться точная настройка, чтобы получить именно ту фигуру, которая вам нужна. Вы можете использовать фиолетовые маркеры, чтобы отрегулировать опорные точки фигуры, или щёлкнуть по одному из сегментов линии, чтобы добавить опорную точку.
В некоторых случаях обнаружение может быть неудачным, поскольку область не полностью окружена линиями или другими частями дизайна. Небольшие пробелы приводят к тому, что другие области окажутся связанными с областью, которую вы хотите определить.
Вы можете компенсировать небольшие промежутки, выбрав «Изменить критерии определения фигуры» на панели инструментов или в контекстном меню. В открывшемся диалоговом окне вы можете перенастроить уровни для уменьшения разрыва. Чем выше значения, тем меньше пробелов в обнаружении формы; однако обнаруженная форма будет окружена несколько большим пустым пространством.
Вы можете применить определение фигуры к цветным изображениям. В критериях обнаружения вы можете настроить диапазон цветов, которые будут включены в фигуру вокруг позиции обнаружения.
Диалоговое окно критериев определения содержит предварительный просмотр обнаруженной области, в котором белым цветом указывается, какая область является частью выделения. После того, как вы настроили критерии, нажмите «Повторить обнаружение», чтобы улучшить обнаруженную форму.
Значок «Изменить критерии определения фигуры»:
Рисунок 2. Используйте диалоговое окно «Изменить критерии определения фигуры», чтобы точно настроить обнаруженную фигуру. Нажмите на картинку, чтобы увеличить.
Добавление свойств
Если вы удовлетворены обнаруженной фигурой, вы можете добавить ей свойства, такие как текстуры или контур, как и для любого другого (синего) объекта.
Рисунок 3. Добавление свойств для обнаруженной области, таких как стиль линии и текстура.
3.05 Сочетание клавиши и колёсика мыши
При работе с программой с помощью мыши, ряд функций легко доступен, если использовать колёсико мыши. Ниже описаны различные операции с использованием колёсика мыши для повышения эффективности при рисовании.
Операции | Клавиши |
---|---|
Вертикальное панорамирование дизайна | Прокрутка колёсика вверх-вниз |
Увеличение масштаба | Ctrl + колёсико вверх |
Уменьшение масштаба | Ctrl + колёсико вниз |
Поворот выделенного объекта на 5 градусов | Shift + колёсико вверх/вниз |
Поворот выделенного объекта на 1 градус | Shift + Alt + колёсико вверх/вниз |
Увеличение / уменьшение толщины линии | Shift + колёсико вверх/вниз |
Изменение размера точки | Shift + колёсико вверх/вниз |
Вертикальное панорамирование дизайна (колёсико вверх/вниз)
Когда мышь находится в области дизайна, прокрутка колесиком мыши вверх или вниз (без нажатых клавиш) позволит вам перемещать дизайн по вертикали.
Изменение масштаба (Ctrl + колёсико вверх/вниз)
Чтобы просмотреть конкретную часть дизайна более подробно, вы можете увеличить масштаб с помощью Ctrl + колёсико вверх/вниз. Ctrl + колёсико вниз уменьшит масштаб для просмотра большей области дизайна.
Поворот объекта (Shift + колёсико, Shift + Ctrl + колёсико)
Почти все объекты (включая надписи) можно поворачивать на любое количество градусов. Угол поворота можно установить в поле редактирования, нажав кнопку «Поворот» на панели инструментов объекта. Для удобства доступа выбранный объект можно поворачивать с шагом 5 градусов, используя Shift + колёсико мыши вверх/вниз. Для большей точности, Ctrl + Shift + колёсико вверх/вниз будет поворачивать объект с шагом 1 градус.
Увеличение / уменьшение толщины линии или размера точки (Shift + колёсико вверх/вниз)
Значение толщины линии, ширины ластика или размера синих точек можно установить, введя значение в соответствующие диалоговые окна. Во время рисования размер может быть легко отрегулирован Shift + колёсико вверх/вниз.
2.06 Меню «Настройки»
Первые шаги по настройке программы в соответствии с вашими потребностями вы пройдёте с Мастером настройки. Тем не менее, в меню «Настройки» можно найти дополнительные параметры и диалоговые окна настроек. В этом меню можно найти все различные настройки программы, в том числе те, которые включены в Мастер настройки.
Большинство названий этих параметров, вероятно, будут говорить сами за себя. В каждом диалоговом окне настроек есть пояснительное описание, которое поможет выбрать наиболее подходящую для вас настройку. В приведённом ниже списке описано назначение каждого параметра в меню «Настройки» и общее назначения пунктов меню.
Регистрация компьютера
В окне регистрации необходимо ввести код программного продукта (SPC). После выбора «Регистрация через Интернет» ваши регистрационные данные будут проверены на сайт TactileView для проверки действительности регистрации. Учтите, что код программного продукта действителен только для одного компьютера.
Мастер настройки: Шаг 1
Общие
Может быть выбрана система измерений, соответствующие ей единицы измерений и их начальные значения. Можно отрегулировать размер маркеров, которые «захватывают» мышью для изменения объектов. По умолчанию размер этих маркеров 5 пикселей.
Можно протестировать и настроить шлюз к Интернет-каталогу TactileView. Здесь же можно ввести имя и адрес электронной почты автора для загрузки дизайнов в каталог. Именно на этот адрес будет отправлен отзыв о графических особенностях и удобстве восприятия тактильных дизайнов.
Мастер настройки: Шаг 3
Языки
Можно установить язык интерфейса программы, а также язык надписей в дизайне. Правильный выбор языка надписей важен для загрузки дизайнов в каталог, так как надписи переводятся на все доступные языки.
Мастер настройки: Шаг 3
Таблицы Брайля
В разных странах и для разных языков действуют различные соглашения по преобразованию текста в Брайль. Выберите основную таблицу Брайля из расширенного набора таблиц Liblouis (включая краткопись). При вводе надписи в дизайн с помощью инструмента «Добавить надпись» символы Брайля будут автоматически генерироваться в соответствии с выбранной таблицей Брайля.
Мастер настройки: Шаг 2
Подписаться на рассылку
Рассылка Thinkable – это ресурс, на котором мы объявляем о событиях и делимся идеями об использовании TactileView и различных других продуктов компании Thinkable. Наша регулярная новостная рассылка – отличный способ оставаться в курсе нашей работы и всего, что происходит в Thinkable, поэтому мы приглашаем вас зарегистрироваться и оставить свой отзыв.
Мастер настройки: Шаг 3
Обновление компонентов TactileView
Технически программа представляет собой модульную систему. Различные модули, такие как тексты программы, которые вы встречаете в диалоговых окнах, хранятся в закрытых разделах сайта TactileView. При каждом запуске программы TactileView автоматически будут загружаться любые новые обновления. Эта настройка обеспечивает большую гибкость и удобство для получения небольших обновлений без каких-либо действий с вашей стороны, поэтому рекомендуется включить этот параметр. Обратите внимание, что для получения обновлений требуется подключение к Интернету.
Мастер настройки: Шаг 3
Представление надписи: на экране
Внешне Брайль сильно отличается от обычных букв и с трудном читается зрячими пользователями. Поэтому текст надписей в дизайне может отображаться как стандартным шрифтом, так и в соответствующих символах Брайля на основе выбранной таблицы Брайля. Цвет стандартного шрифта (по умолчанию зелёный) можно изменить или полностью отключить.
Мастер настройки: Шаг 3
Представление надписей: на печати
Надписи, напечатанные на термобумаге, могут быть представлены и по Брайлю, и стандартным шрифтом, как это выглядит на экране. Точки Брайля печатаются чёрным. Плоскопечатный шрифт можно отключить или выбрать для него желаемый цвет. При печати на термобумаге, необходимо убедиться, что выбран не серый и не чёрный цвет.
Мастер настройки: Шаг 2
Вид линии/точки
Расположение и расстояние между точками Брайля будут отличаться в зависимости от выбранного типа печати. На этапе создания дизайна может быть проще работать с непрерывными линиями. Для тщательной проверки тактильной компоновки может быть полезно перейти в режим просмотра точек. При переключении из одного режима в другой будет отображаться пояснительное сообщение.
Математическая запись (редактор формул)
Для подготовки математических выражений в их пространственном представлении можно использовать редактор формул MathType. Выражение из mathML копируется и вставляется в TactileView. Для представления формул по Брайлю используются некоторые математические обозначения. Здесь выбирается предпочтительная математическая запись.
Мастер настройки: Шаг 4
Вставить дизайн TactileView в текстовый файл
Дизайны TactileView могут встраиваться в документы подготовленные в редакторе Брайля Duxbury Braille Translator (DBT). Подробнее об этом см. в разделе Сторонние программы.
Мастер настройки: Шаг 4
Рисунки
Различные стрелки, электрические или химические символы, смайлики и т. п. можно добавить в дизайн в виде рисунка, выбрав инструмент рисования «Импортировать», а затем «Добавить рисунок». Библиотека рисунков встроена, но можно добавлять новые категории рисунков. В этом диалоговом окне настроек вы можете выбрать папку для вашей личной библиотеки рисунков.
Речь
В этом диалоговом окне выбирается синтезатор речи, который выполняет две задачи.
Синтезатор речи озвучивает сообщения программы для поддержки пользователей программ экранного доступа и прочитывает текст, содержащийся в аудиостилях объектов.
Отпечатанный дизайн называется тактильной диаграммой. В дополнение к тактильной информации, в дизайн может быть добавлен слой звуковой информации. Некоторые области могут предлагать аудиостиль (См. также Редактирование свойств объекта). Синтезатор речи используется для исследования звуковой информации в диаграммах.
Цифровая ручка TactileView
Цифровая ручка TactileView – связующее звено между программой и чертежной доской TactiPad или планшетом TactileView ClickPad. В обоих случаях программа предоставляет дополнительные функциональные возможности в сочетании с аппаратным обеспечением. Необходимо обратить внимание на положение приемника и калибровку. Использование этой настройки предназначено для слабовидящих пользователей цифровой ручки и требует высокого уровня квалификации.
См. также разделы Цифровая ручка TactileView , TactiPad и ClickPad
Сканер
Когда сканер подключен к компьютеру, его можно настроить в этом диалоговом окне настроек. Выберите «Быстрое сканирование» в меню «Портал» или щёлкните значок сканера на верхней панели инструментов, чтобы запустить процесс сканирования и вставить скан в существующий дизайн или в новый документ. Для дальнейшей обработки используйте инструменты рисования на панели инструментов рисования.
Веб-камера
Если компьютер оборудован встроенной или внешней веб-камерой, то, чтобы запустить её, выберите «Активировать веб-камеру» в меню «Портал» или щёлкните значок «Активировать веб-камеру» на верхней панели инструментов. Полученное изображение можно вставить в существующий дизайн или в новый документ. Для дальнейшей обработки используйте инструменты рисования на панели инструментов рисования.
Микрофон
Встроенный или внешний микрофон можно настроить для добавления записей в качестве аудиостиля объекта. См: Редактирование свойств объекта.
Планшет
Для исследования тактильно-звуковых диаграмм может использоваться планшет. Он настраивается в этом диалоговом окне настроек. См. также раздел «Тактильно-звуковые диаграммы».
Запросы печати (удалённый принтер)
Не у всех есть доступ к производственному оборудованию для тактильной графики (термобумаге или к принтеру Брайля) . Через сайт TactileView принтеры могут быть доступны для удаленной печати другими пользователями. Эта функция требует установки программы и принтера, доступного для других в качестве так называемого производственного объекта.
Чтобы отправить ваши запросы печати на удаленный принтер, необходимо, чтобы код клиента и телепринт-код отслеживали, какой дизайн должен быть напечатан каким принтером и для какого клиента.
Производственный объект требует код клиента и идентификационный код принтера для получения запросов печати с сайта TactileView.
6.06 Инструменты ручка и ластик
Добавление и стирание линий
Все проекты TactileView имеют растровое изображение, которое действует как «основной слой». Этот слой может редактироваться с помощью инструментов ручки и ластика.
Ручка и ластик
Чтобы нарисовать от руки линии, которые автоматически становятся частью растрового изображения и не редактируются, выберите значок «Ручка» на панели инструментов в левой части экрана или в меню «Инструменты рисования». Прежде чем начинать рисовать, выберите желаемую толщину линии, используя ползунок рядом с панелью инструментов. Для более удобной настройки размера ручки при рисовании в дизайне вы можете использовать Shift + колёсико мыши. На панели инструментов или в контекстном меню вы можете выбрать круглую или квадратную ручку или форму ластика, выбрав «Круговой наконечник» или «Квадратный наконечник». Вы также можете выбрать, рисовать ли «Прямые линии» или «От руки».
Теперь вы можете использовать мышь, перемещая её в области дизайна. Все, что вы рисуете с помощью инструмента «Ручка», автоматически становится частью растрового изображения и не станет редактируемым объектом, пока вы не выделите область, содержащую ваш рисунок, и не преобразуете её в объект-рисунок, или не используете функцию «Определить фигуру», чтобы создать редактируемый объект из замкнутой области, выделенной от руки. Режим рисования ручкой будет длиться до тех пор, пока вы не выберете другой инструмент рисования или пока не нажмёте клавишу выхода на клавиатуре.
Значок «Ручка»:
Значок выбора толщины линии:
Рисунок 1. Для настройки толщины линий используется ползунок или Shift+ колёсико мыши.
Значок «Прямые линии»:
Значок «От руки»:
Рисунок 2. Рисование прямых или кривых линий.
Значок «Круговой наконечник»:
Значок «Квадратный наконечник»:
Рисунок 3. Использование кругового или квадратного наконечника.
Ластик
Чтобы стереть линию на растровом изображении, выберите значок «Ластик» на панели инструментов у левого края экрана или выберите параметр «Ластик» в меню «Инструменты рисования». Ширина и форма ластика могут быть отрегулированы так же, как толщина линии ручки и так же могут использоваться прямые линии или «от руки» и круговой или квадратный ластик.
Начните стирать, перемещая мышь по линиям, которые вы хотите стереть. Режим стирания будет длиться до тех пор, пока вы не выберете другой инструмент рисования или пока не нажмёте клавишу выхода на клавиатуре. Вы можете стереть только линии, являющиеся частью растрового изображения. Поэтому, если вы хотите стереть часть синего объекта или вставленного изображения, вам сначала нужно объединить их с растровым изображением. Вы можете прочесть об этом больше в разделе руководства Работа со слитыми растровыми изображениями.
Значок «Ластик»:
Значок выбора ширины ластика
Значок «Прямые линии»:
Значок «От руки»:
Рисунок 4. Использование ластика для стирания участка в дизайне.
12.06 Печать нескольких дизайнов, буклет
TactileView содержит удобный инструмент, который позволяет последовательно печатать несколько дизайнов. Доступ к этой функции можно получить, выбрав «Печать нескольких дизайнов» в меню «Файл».
Совет: связанный буклет уже может указывать ориентацию страницы, поэтому в некоторых случаях может быть полезно отключить правый маркер для документа.
Подготовка списка печати в виде TXT-файла
За несколько шагов вы можете легко создать список печати. Вы можете или напрямую выбрать файлы для печати (1a) или подготовить заранее список печати (1b).
1a. Выбор нескольких файлов
Вы можете выбрать файлы, которые хотите напечатать, в открывшемся диалоговом окне. Удерживайте нажатой клавишу Ctrl, чтобы выделять отдельные файлы, или удерживайте клавишу «Shift», чтобы выделять последовательно идущие файлы. Когда вы выделите все файлы, щёлкните «Открыть».
Следующее диалоговое окно позволяет сохранить список выбранных файлов в виде списка печати .txt. Этот список необходимо сохранить в той же папке, в которой находятся выбранные файлы. Введите имя и щёлкните «Сохранить». Если вы не хотите использовать список печати позже, вы можете пропустить этот этап, нажав «Отмена».
1b. Использование предварительно подготовленного списка печати (TXT-файл)
Вы можете заранее создать список печати с помощью любого текстового редактора, такого как Word или Блокнот, или выбрать список печати, который был создан ранее, как описано в 1a.
Каждая строка в списке печати должна содержать одно имя файла, включая расширение файла .bpx. Если файл находится в подпапке, напишите её имя перед именем файла, разделив их косой чертой. Убедитесь, что все имена файлов указаны правильно, включая пробелы и знаки препинания. Файлы могут повторяться, если это необходимо. Ваш список печати должен выглядеть так:
file_name 1.bpx
folder_name/file_name 2.bpx
file_name 3.bpx
Сохраните список печати в виде TXT-файла в папке, в которой находятся дизайны TactileView. В TactileView выберите «Печать нескольких дизайнов» в меню «Файл», затем выберите «одиночный выбор: список с именами файлов (* .txt)» и выберите сохранённый список печати. Для подтверждения щёлкните «Открыть».
2. Выбор порядка печати
В следующем диалоговом окне выберите порядок печати файлов, какой вы хотите. Вы можете выбрать печать дизайнов в том порядке, в котором они включены в список для печати. Или же выбрать обратный порядок, чтобы первый файл в списке гарантированно оказался верхним в стопке. Алфавитный и обратный алфавитный порядок могут быть полезны, если имена файлов уже содержат нумерацию.
Любые файлы в списке, которые не могут быть найдены, не будут напечатаны. Задание печати будет продолжено со следующего имени файла в списке.
Сочетание текста и графики
TactileView имеет возможность встраивать дизайны в текстовый документ, который был создан в Duxbury Braille Translator (DBT). При использовании DBT вы можете использовать более продвинутые функции форматирования, такие как нумерация страниц, верхние и нижние колонтитулы и т. д.
8.01 Введение в математическую запись
Формулы для зрячих пользователей обычно пишутся в пространственном виде таким образом, что компоненты и их отношения могут быть поняты из их взаимного расположения. Например, при делении делимое находится над горизонтальной чертой, а делитель под этой чертой.
Для печати по Брайлю это пространственное представление должно быть преобразовано в непрерывную линию символов Брайля. Также должны быть преобразованы другие общепринятые математические символы, такие как скобки, квадратные корни и др.
Математическая запись и таблицы Брайля
С тех пор, как компьютеры начали играть свою роль в математике и естествознании, возникла необходимость найти однозначный способ представления результатов (в том числе и по Брайлю). Многие из редакторов формул в качестве универсального языка для хранения и управления математическими формулами используют MathML. Этот язык также используется для добавления формул в ваш дизайн в TactileView.
Чтобы получить правильную формулу, напечатанную по Брайлю, требуется двухэтапное преобразование: применение правил математической записи и применение таблицы Брайля для перевода символов в соответствующие точки Брайля.
Рисунок 1. Преобразование формулы MathType в математическую надпись в TactileView путем применения выбранной математической записи (в данном случае LaTeX) и таблицы Брайля (en-us-comp8.ctb).
Математическая запись применяет набор правил, которые преобразуют пространственные элементы из графического макета (MathML) в непрерывную строку текста. Для указания взаимосвязи частей, для отображения специальных математических символов или для обозначения логического порядка элементов должны быть вставлены дополнительные символы. Наиболее известные математические записи, среди которых : код Немета, унифицированный английский Брайль, LaTeX, Марбургская система и система Dedicon доступны в TactileView.
В результате первого этапа преобразования формула стала читаться как текст в линейном, а не в пространственном представлении. На втором этапе «транслятор Брайля» (в TactileView используется проект с открытым исходным кодом LibLouis) применяет нужную таблицу Брайля для преобразования линейного текста уравнения в соответствующие символы Брайля.
Клавиатурный ввод математических формул
При вводе математической формулы в TactileView важно использовать правильный синтаксис для только текстовой математической записи на компьютере. Пространственное расположение элементов в математическом выражении должно быть заменено комбинациями определённых символов с использованием, при необходимости, круглых скобок. В приведенном ниже списке представлен обзор того, использование каких математических элементов в формулах поддерживается в TactileView. Примеры показывают, как применять и комбинировать эти элементы.
Математический элемент или функция | Символ | Пример |
Разделитель между несколькими формулами | ; | y= |
Параметр формулы | x | y=x |
Операторы | ||
Сложение | + | y=x+1 |
Вычитание | — | y=x-3 |
Умножение | * | y=2*x |
Деление | / | y=x/3 |
Возведение в степень | ^ | y=2^x |
Скобки | ( ) | y= (x+2)/(x-3) |
Функции | ||
Модуль | abs( ) | y=abs(x+2) |
Квадратный корень | sqrt( ) | y=sqrt(2*x) |
Натуральный логарифм | ln( ) | y=ln(x-1) |
Десятичный логарифм | log( ) | y=log(x+1) |
Экспонента | exp( ) | y=exp(x^2-2*x) |
Синус | sin( ) | sin(2*x) |
Косинус | cos( ) | cos(2*x) |
Тангенс | tan( ) | tan(2*x) |
Арксинус арккосинус арктангенс | asin( ) acos( ) atan( ) | y=asin(x-1) |
Гиперболический синускосинустангенс | sinh( ) cosh( ) tanh( ) | y=sinh(x-1) |
Гиперболический арксинус арккосинус арктангенс | asinh( ) acosh( ) atanh( ) | y=asinh(x-1) |
Константы | ||
Десятичный знак | . | y=1.5*x |
Основание натурального логарифма | e | y=e^(x^2-2*x) |
Пи | pi | y=sin(2*pi*x) |
Золотое сечение | phi | y=2*phi*x |
Производные | ||
Первая производная | ‘ | y=(x^2-3*x+4)’ |
Вторая производная и выше | ‘ | y=(sin(2*x+1))» |
4.03 Импорт изображений из Интернета
Изображения из Интернета часто служат отличным источником для тактильного изображения. Количество различных изображённых предметов практически бесконечно. Тем не менее, выбор правильного материала из этого огромного ресурса может как улучшить тактильное качество, так и минимизировать усилия, необходимые для преобразования изображения в тактильную графику.
Понимание того, какое изображение подойдёт лучше всего
Практически любое изображение может быть использовано в качестве основы для тактильной графики, но некоторые из них подходят больше, чем другие. Например, некоторые изображения труднее понимать после преобразования в тактильное изображение. В целом, более высокий уровень детализации приведет к более сложной тактильной графике. Такие понятия, как тени или трёхмерная перспектива, могут быть очень трудными для понимания слепому читателю.
Второе соображение – это количество усилий, необходимых для преобразования изображения в тактильно удобный дизайн. Конечно, это сильно зависит от типа содержимого, которое вы хотите включить в изображение, но обычно «чем меньше, тем лучше»: более простое изображение требует меньше времени для преобразования, чем более детальное.
Изображение должно быть возможно понять на ощупь. Это означает, что изображения часто необходимо упростить, отделив линии от остального. В большинстве случаев предпочтительно в качестве основы для дизайна использовать рисунки линиями.
Рисунок 1. Изображение справа содержит меньше мелких деталей и менее сложное, что облегчает чтение тактильной версии и требует меньше усилий для редактирования, чем изображение слева.
Разумное использование поиска картинок Google
Используя Google, вы можете искать изображения, которые соответствуют любым введенным вами ключевым словам. Как правило, это даст тысячи результатов, поэтому во многих случаях вам нужно будет уточнить критерии поиска. Вы можете попытаться найти синоним или тесно связанное слово (например, «деревья» или «роща» вместо «лес»). Если вы говорите на нескольких языках, может быть полезно поискать на другом языке.
Google также предоставляет некоторые инструменты для уточнения типа изображения, которое вы ищете. Вы можете найти их, нажав на кнопку «Инструменты поиска». Это позволит вам применить несколько полезных фильтров для поиска материала, подходящего для тактильного использования. Наиболее важные критерии для тактильного использования:
– Размер: большие изображения, как правило, лучше, чем маленькие, поскольку они обеспечивают лучшее качество изображения и сохраняют больше деталей при увеличении. Вы также можете выбрать «Показать размеры» в разделе «Дополнительные инструменты», чтобы получить быстрый обзор размеров изображения.
– Тип: уточните тип представленных изображений. «Рисунки линиями» или «Клип-арт» отлично подходят в качестве основы для тактильного изображения, поскольку они часто уже упрощены до отдельных линий и будут ближе к тому, что требуется для тактильного изображения. Мы всегда советуем сначала проверить, доступны изображения этих типов, чтобы минимизировать количество усилий, необходимых для создания тактильного изображения.
Другие инструменты поиска, такие как цвет и время, можно использовать для дальнейшего уточнения результатов. Если предполагается публикация изображений, можно выбрать соответствующие права использования.
Рисунок 2. Используя Инструменты поиска, вы можете отобрать рисунки линиями (справа) вместо более сложных изображений, таких как фотография слева; рисунки линиями намного легче читать и редактировать.
Размещение изображения в вашем дизайне TactileView
Найдя подходящее изображение, щелкните по нему правой кнопкой мыши, чтобы открыть контекстное меню, и выберите «Копировать изображение». Изображение скопируется в буфер обмена. В TactileView нажмите Ctrl+V, чтобы вставить изображение в дизайн. Изображение будет помещено в ту область дизайна, где находился указатель мыши. Вы также можете щёлкнуть правой кнопкой мыши в пустой области дизайна, затем выбрать «Вставить», чтобы поместить изображение в положение щелчка. Или вы можете выбрать «Вставить» из меню «Правка» или щелкнуть значок «Вставить» на верхней горизонтальной панели инструментов, что поместит изображение в верхний левый угол дизайна.
If you have saved an image on your computer, you can choose ‘Import’ from the drawing tools icon bar, then select ‘Import SVG’ for svg images or ‘Import image from file’ for bitmap image (.jpg, .png, …), or select ‘Import image from file’ from the File menu. Далее щёлкните в дизайне в том месте, куда вы хотите вставить изображение.
Вы всегда можете изменить размер или переместить изображение в нужную позицию в дизайне. Используйте перо и ластик, комбинируйте фильтры на панели инструментов рисования или в меню «Фильтры», или используйте любой другой инструмент рисования, чтобы внести во вставленное изображение изменения, необходимые для тактильного использования.