Как называется легкость переключения способов решения проблемы
Перейти к содержимому

Как называется легкость переключения способов решения проблемы

  • автор:

Психология

сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени. Когда говорится о внимании, то подразумевается также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. В тоже время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше человек сосредоточен на решении данной задачи, тем меньше он замечает окружающее, вернее замечает, что происходит, но не отчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к определенному предмету, он оказывается в центре сознания человека, все остальное воспринимается в данный момент слабо, оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию – контроль и регуляцию деятельности . Внимание неразрывно связано с сознанием в целом [18] . Эта связь раскрывается в наиболее известных психологических теориях внимания . Согласно моторной теории Т. Рибо , интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями состояния организма. В качестве физиологического состояния внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других реакций. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и яркость вследствие сосредоточения на них всей двигательной активности. В соответствии с теорией А.А. Ухтомского , физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей. Согласно концепции внимания П.Я. Гальперина , внимание является одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль над содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля, являются результатом формирования новых умственных действий. Рассмотрим основные виды внимания [18]. 1. В зависимости от активности личности выделяют: − непроизвольное; − произвольное; − постпроизвольное внимание. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так оно возникает и поддерживается без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Деятельность захватывает человека в этих условиях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Стоит человеку услышать интересную информацию, как он невольно отвлекается от работы и прислушивается. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их можно разделить условно на категории.

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила и интенсивность. Достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, резкий запах невольно привлекают внимание человека. Поэтому если днем шаги по коридору не привлекают особого внимания, то ночью те же шаги в полной тишине заставят человека прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится и к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета. В эту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя как его новизна. При этом под «новизной» понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление и прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно человеку, что вызывает у него определенную эмоциональную реакцию, является важнейшим причиной непроизвольного внимания. В отличие от непроизвольного произвольное внимание – активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями [18]. Поэтому его часто называют активным, волевым, преднамеренным. Приняв решение заняться какойнибудь деятельностью, человек выполняет это решение, сознательно направляя свое внимание даже на то, что ему не интересно в данный момент, но чем необходимо заняться. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга. Произвольное внимание зависит от состояния нервной системы (снижается при расстроенном, чрезмерно возбужденном состоянии) и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой (неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и явления действительности определенным образом). Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекание психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Развитие произвольное внимание у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Несмотря на качественные отличия от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать человека, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью. Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается [18]. Постпроизвольное внимание, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы входит в работу и когда появляются первые позитивные результаты, возникает интерес и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат, при этом происходит

автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Постпроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности. 2. По характеру направленности выделяют [18]: − внешненаправленное; − внутреннее внимание. Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления. Внутреннее – на собственные мысли и переживания. 3. По происхождению выделяют [18]: − природное; − социально обусловленное внимание. Природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания; оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения. 4. По механизму регуляции выделяют [18]: − непосредственное; − опосредованное внимание. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов. 5. По своей направленности на объект различают [18]: − сенсорное (внимание направлено на восприятие); − интеллектуальное (внимание направлено на мысли и образы, находящиеся в сознании человека, на мышление и работу памяти); − моторное (повышенная сосредоточенность на физических действиях). Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенности на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания . К ним относят: − концентрация; − устойчивость; − объем; − распределение; − переключаемость. Концентрация внимания выражается в степени или интенсивности сосредоточенности на объекте. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряженности несколько повышается, а при высокой – понижается). Устойчивость внимания – это временная характеристика внимания, длительность сосредоточения на объекте или явлении, умение не отвлекаться в течение определенного промежутка времени. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относят: 1) Индивидуальные физиологические особенности организма (свойства нервной системы и общее состояние организма в данный момент времени).

2) Психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.д.). 3) Мотивация (наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, его значимость для личности). 4) Внешние обстоятельства при осуществлении деятельности. Общая устойчивость внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов. Объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Однако известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов. Объем внимания, поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточено внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Под распределение внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать одновременно несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Но, это не означает, что эти виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому переключению с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один их видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, выполнение деятельности невозможно. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении (в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания) область его распределения значительно сужается. Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменившейся ситуации. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом. Легкость переключения внимания у всех людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервнопсихического напряжения этот показатель снижается (возможно, компенсаторно) за счет повышения устойчивости и сосредоточенности. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Так, высокая сосредоточенность может сочетаться со слабой переключаемостью. Но отмечают и виды нарушения внимания . К ним относят [18]: − рассеянность;

− отвлекаемость; − апатию. Рассеянность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени . Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры головного мозга, находящихся в состоянии торможения. Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность . Человек, страдающий такого рода рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре головного мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Причины подлинной рассеянности разнообразны , их знание необходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие вентиляцию легких и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления или переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность. Еще одной причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от обязанностей. Скучное преподавание, которое не побуждает мыслить, чувствовать, не требует напряжения воли – один из источников рассеянности внимания обучающихся. Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой – отвлекаемость внимания возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в данный момент какой-либо деятельностью . Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызвана действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами и желаниями, в коре головного мозга появляется мощный очаг возбуждения, с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объему внимания, по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется

запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой. Апатия (бесстрастие, невозмутимость) – философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувств страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние. В современном русском языке апатия понимается как синоним лени, бесчувствия, равнодушия, безразличного отношения к окружающему, безволия. Апатия в медицине – состояние, обусловленное безучастным, отрешенным отношением к происходящему вокруг. Сопровождается отсутствием внешних эмоциональных проявлений, и, зачастую, снижением психической активности. Внимание является одной из наиболее важных психических функций и оказывает существенное влияние на психические процессы, обеспечивая целенаправленность и сосредоточенность познавательной деятельности человека, усиливая восприятие и память, активизируя мышление. Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития . Среди подобных условий можно назвать следующие: 1. Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека: − правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых; − своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов; − учет дневного ритма работоспособности (пик нашей активности приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 ч.); − чередование умственных и физических занятий. 2. Создание благоприятной рабочей обстановки: − отсутствие сильных внешних раздражителей – обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности), перенос других дел на иное время; − обеспечение гигиенических условий работы (чистый воздух, комфортная температура воздуха); − оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений); − привычные условия работы. 3. Организация деятельности: − установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному); − поставить конкретные задачи (определить, что необходимо сделать для решения того или иного вопроса); − определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения. Кроме того: Поиск путей появления интереса к задаче: следует обратить внимание на любопытные и необычные детали, взглянуть на происходящее по-новому. Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало. А также развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания. Внимание – это сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Внимание характеризует общий склад личности, социальную направленность человека. Оно может выражаться в наблюдательности (интеллектуальное качество) и внимательности (нравственное свойство личности, которое проявляется в чуткости, отзывчивости, понимании другого человека). Внимание является необходимым условием овладения

любыми видами деятельности. Изменения внимания зависят от индивидуальнотипологических, возрастных и других характеристик человека. Контрольные вопросы 1. Роль внимания в познавательной деятельности человека. Определение внимания. 2. Формы проявления внимания. 3. Анатомо-физиологические основы внимания. Роль ретикулярной формации мозга в механизме внимания. 4. Критерии внимания и его функции. 5. Факторы, определяющие внимание. 6. Классификация видов внимания. Непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание. 7. Основные свойства внимания. Взаимосвязь различных свойств внимания. 8. Виды нарушения внимания: рассеянность, отвлекаемость, апатия. 9. Развитие внимания. 3.2 Рациональные формы освоения действительности Как уже упоминалось, процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней – чувственной и логической. Чувственное познание включает в себя ощущения, восприятия и представления, логическое познание осуществляется посредством понятий, суждений и умозаключений. Чувственная форма познания подробно рассмотрена выше. А данный раздел посвятим изучению рациональных форм освоения действительности. 3.2.1 Память Определение понятия «память». Теории памяти. Функции памяти. Классификация видов памяти по времени хранения информации: кратковременная, оперативная, долговременная. Двигательная, образная, эмоциональная, вербальная, генетическая память. Произвольное и непроизвольное запоминание. Факторы, действующие на запоминание и сохранение информации. Закономерности памяти: эффект края, реминисценция, интерференция, вытеснение. Тренировка памяти, мнемотехнические приемы: ассоциации, группировка материала, метод акростихов, метод «мест». Нарушения памяти Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти. Существуют десятки гипотез, теорий и течений, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти до сих пор не выработано. Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти : физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационнокибернетическая, а также группа психологических теорий.

Физическая теория памяти Согласно этой теории нервный импульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание. Химическая теория памяти Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) – основой индивидуальной памяти. Биохимическая теория памяти Авторы данной теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени – собственно биохимической – происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти. Физиологическая теория памяти Данная теория базируется на учении И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс – акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Информационно-кибернетическая теория памяти Теория связана с появлением вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом. Психологические теории памяти В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: − ассоциативную теорию; − гештальт – теорию; − смысловую теорию памяти; − теорию деятельности. Так, суть ассоциативной теории заключается в следующем: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов. Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти: образование связи между различными представлениями определяется не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает. Эта деятельность субъекта и определяет запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Таким образом, в самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой человеком. Человеческая память – это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Переходя к характеристике процессов памяти , необходимо отметить, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относят: запоминание; сохранение; воспроизведение; забывание материала. Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особое значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания : − непреднамеренное (или непроизвольное) запоминание; − преднамеренное (или произвольное) запоминание. Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования приемов запоминания и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание – это запоминание, при котором человек проявляя определенные волевые усилия, ставит перед собой определенную цель – запомнить информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, преднамеренное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. При этом необходимо учитывать, что большинство систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой – запомнить соответствующий материал, с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. По другому признаку – по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, – выделяют запоминание: − механическое; − осмысленное. Механическое запоминание основано на повторении материала без его осмысливания, то есть без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Смысловое запоминание предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени. Если сравнить эти способы запоминания материала, можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в

памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов – всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группировании их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, то есть нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения . Повторение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивным, повторения должны отвечать определенным требованиям: Заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. 1) Заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного результата в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. 2) Если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие. 3) Если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а затем быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях. 4) Повторения нужны не только тогда, когда вы учите материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно. Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения : − концентрированное; − распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Экспериментально доказано, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Выучить материал можно двумя способами: а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не станет ясно, что он выучен; б) прочитать материал 1-2 раза, затем попытаться его произвести, после чего снова почитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т.д. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным, если использовать второй вариант, который намного продуктивнее и целесообразнее первого. Успех запоминания во многом зависит от самоконтроля . Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что вы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание при следующем чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала . Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Процесс запоминания может протекать и как мгновенное запечатление – импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания . Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
опыты и эксперименты

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами о общества (экономической, социальной, политической и духовной), т.е. речь идёт о социализации.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconformirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.doc 821.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ : ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» , в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Важно создать условия для того, чтобы обучающиеся учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. В связи с этим необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний .

Это обусловлено характеристиками личности, среди которых: восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение), беглость (быстрота генерирования различных идей), гибкость (легкость переключения способов решения проблемы), оригинальность(усовершенствование объекта, новые решения, идеи), нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы), антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы).

У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, сначала по конкретной теме, а потом на основе обобщения и содержательного дополнения любых практически значимых задач.

Функциональная грамотность включает в себя 5 основных направлений. На примере своих уроков мы сегодня постараемся раскрыть эти направления. Т.к. основная задача как учителя школьного образования сегодня — подготовить учащихся к адаптации в современном мире.

Формирование функциональной грамотности происходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной), т.е. речь идёт о социализации.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекции.

Методы и приемы работы

  • пересказ — умение выстраивать монологическое высказывание с опорой на текст, умение рассказать о том или ином историческом событии;
  • составление рассказа по иллюстрации — умение выстраивать самостоятельное речевое высказывание, обращая внимание на детали изображения, характеризующие те или иные события, или исторический период.
  • составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем;
  • преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму;
  • подбор примеров к тексту;
  • объяснительное комментированное чтение;
  • аналитическое чтение;
  • составление рассказа по иллюстрации;
  • выделение смысловых частей текста и другие.

Пример . История 5 класс.

— Опишите рисунок «Охота на диких коз». Можно предложить учащимся составить описательный рассказ по иллюстрации, а можно — от лица участника этой охоты.

— Написание рассказа от лица древнеегипетского вельможи, крестьянина или фараона в 5 классе, от лица московского ремесленника, помещика, крестьянина начала 16 века в 6 классе. Учащемуся необходимо примерить на себя те или иные исторические сюжеты и образы, проникнуться духом того времени, очеловечить события, эмоционально окрасить свой рассказ, изложить его в письменном виде.

— Особое место занимает изучение, подробный анализ исторических, правовых документов, знакомство с мнениями историков, современников по тому или иному вопросу. Учащиеся высказывают свое мнение по проблеме, на основе тех этических ценностей, которые выработало человечество в ходе своего развития. И вот здесь возникает место для дискуссии, т.к. мнения учащихся могут не совпадать, возникает необходимость приводить доводы в защиту своей точки зрения, т.е. давать аргументированный ответ

Обществознание 6 класс.

При изучении темы «Межличностные отношения», учащиеся получают задание написать мини-сочинение «Литературный герой или исторический деятель, который мне симпатичен». Учащиеся должны , во-первых, порассуждать о том, какие качества личности, поступки вызывают у них симпатию(антипатию) , во-вторых, привести пример исторического деятеля, литературного героя, который вызывает у них те или иные чувства и почему.

— Работа в группах способствует формированию коммуникативной грамотности. Викторины, кроссворды способствуют систематизации и обобщению изученного материала, а если эта работа огранизована в группах, то можно говорить и формировании коммуникации.

Обществознание 7 класс.

Тема: «Правоохранительные органы». На основе полученных на уроке знаний и информации, представленной в таблице, ответьте на вопросы.

  • Как называется группа государственных органов, перечисленных в таблице? Какие еще государственные органы из этой группы вам известны?
  • Какой орган власти из перечисленных в таблице наиболее известен россиянам? Чем это можно объяснить?
  • Перечислите основные задачи, которые стоят перед сотрудниками названных вами органов государственной власти.

На своих уроках широко использую информационную грамотность, формируя умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из сети Интернет, перерабатывать, систематизировать информацию и представлять ее разными способами: сообщение, реферат, презентация и другое.

Читательская грамотность выделяется как один из элементов информационной грамотности. Читательская грамотность или смысловое чтение — важнейший метапредметный результат обучения. На уроках истории и обществознания формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника, письменными историческими источниками, при работе с картой, схемой, таблицами, иллюстрациями.

Таким образом, подобная система работы помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся. При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.

Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности

Планируемый образовательный результат

Задание 27. Какие цели преследовала макроэкономическая политика в указанный период? две цели .

1) стабилизировать экономику;

2) избавить ее от кризисов и инфляции;

3) поддержать высокие темпы роста и занятости.

Задание 28. Назовите две характерные черты «социально ориентированной экономики».

1) создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся;

2) наличие важных законодательных норм, касающихся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях.

— дать оценку наиболее значительным событиям

— раскрывает характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений в государстве; б) ценностей, господствовавших в обществе

— даёт оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории

В 50−70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран.

В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов.

В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой».

Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.

Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.

1) Указать цель писем

а) выразить свою точку зрения о возможности применения смертной казни как высшей меры наказания Б) продемонстрировать свой социальный опыт

— строитлогическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

— решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Андрей: Если опираться на экономические факторы, то смертная казнь более выгодна для государства чем пожизненное заключение.. Ведь содержать преступника нужно содержать около 20 лет. Да и среди налогоплательщиков есть родственники жертвы преступления. И высшая мера наказания показывает потенциальным преступникам уровень реальной ответственности.

Ирина: Я считаю, что смертная казнь – это дикость. Мы живем в XXI веке! В век высоких технологий! Я не могу понять как убийство еще одного человека может воскресить другого? Данный вопрос обсуждается в Венской конвенции и волнует умы людей не одно десятилетие. Да и судьи могут ошибиться, а человека не вернешь.

Данные интернет источника

Выяснить: 1. что образуется в результате такого ведения хозяйства?

2. Живёт ли семья по средствам?

3. Каковы последствия такого планирования своих финансов?

(Ответ:Чтобы узнать, что получится в результате составления такого бюджета, как у Антоновых, нужно сначала сложить все расходы: 20 тыс. р. + 7500 р. + 8 тыс. р. + 4 тыс. р. = 39 500 р. Затем нужно из доходов вычесть расходы: 38 тыс. р. – 39 500 р. = = – 1500 р. В семье Антоновых образовался дефицит, так как расходы превышают доходы на 1500 р. Последствия, скорее всего, будут такие: семье придётся брать у кого-то в долг, так дефицит будет только нарастать и уже через год он составит —18 тыс. р.)

— применяет теоретические знания

по финансовой грамотности для практической

деятельности и повседневной

— сопоставляет свои потребности

и возможности, оптимально распределяет

свои материальные и трудовые

ресурсы, составляет семейный бюджет

В семье Антоновых совокупный доход составляет 38 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 20 тыс. р. Максим Антонов тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 7,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 8 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 4 тыс. р.

Большинство учащихся успешно решают данную задачу. И на выходе получают 988 год.
Что дает решение такой задачи, если брать конкретно этот пример.
1. Учащиеся использую навык обращения с историческим временем;
2. У них продолжается формироваться представление об истории, как об историческом процессе;
3. По ходу решения задачи, они узнаю еще одну ключевую в русской истории дату, которую будут изучать на уроках обществознания, или повторять ее, если дата уже пройдена. Принятие Конституции РФ.
4. Решение таких задач дети воспринимают как развлечение, вызов, отдых от основного потока информации, поэтому охотно их решают.
5. Соблюдено главное условие, учащиеся не получили готовую дату, а добыли ее сами, что значительно повышает шанс ее длительного запоминания.

Найти начало правления Петра II, Анны Иоанновны, количество лет, проведенных на троне Елизаветой Петровной.
На выходе учащиеся получают еще одну ключевую дату 1762 – год воцарения Екатерины Великой. Одного из ключевых правителей русской истории.
Близость календаря к точным наукам позволяет применять разный уровень сложности. Так, например, из задачи можно удалить некий известный компонент, тем самым дети должны будут активировать свои знания и применить их при решении проблем.

— распознаёт проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредством математики;

-анализирует использованные методы решения;

— интерпретирует полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

— формулирует и записывать результаты решения.

«1613 году в России был избран первый царь из Династии Романовых. Спустя 380 лет в Российской Федерации будет принята Конституция. За 5 лет до этого в стране праздновали юбилей: 1000 с момента принятия христианства на Руси».
Когда случилось принятие Христианства?

«Екатерина I правила Российским государством с 1725 по 1727 года. Анна Иоанновна правила в 5 раз дольше, чем Екатерина Алексеевна. А Петр II правивший сразу после Екатерины I на 7 лет меньше, чем Анна Иоанновна. Между началом правления Анны Иоанновны и воцарением Екатерины II прошло 32 года. В каком году к власти пришла Екатерина II?»

Используя материал «Схема эволюции человека», дать ответы на следующие вопросы. ВОПРОС 1. В чем состоит главная идея представленной информации?

У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

Дать объяснение данному факту.

ОТВЕТ: Это связано с процессом расселения первобытного человека по планете, в основе выделения

стадий антропогенеза лежит целый комплекс критериев (признаков): биологический,

Представить свои аргументы в качестве научного прогноза, за или против.

— делает краткое утверждение, используя факты, и принимать решения на основе естественнонаучных знаний

— размышляет над своими действиями, обосновать свои решения, используя естественнонаучные знания и факты

— конструирует объяснения на основе доказательств и аргументов, базированных на анализах

http://900igr.net/up/datas/238049/006.jpg

  1. Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт.

Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой

Задания по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории и обществознания

Задание № 1. Внимательно прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте. После выполнения задания, обсудите исправленные ответы в группе (задание дается после изучения с детьми темы урока в 5 классе для закрепления изученного материала при проведении исторического QUIZа по теме Древняя Греция ).

Текст с ошибками

Самый могущественный из древнейших греческих городов был город – Микены – он был расположен в Северной Греции на скалистом холме. На восточных берегах полуострова Малая Азия находилось Троянское царство. Троянские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие походы за добычей. Около 1300 года до н.э. против Микен выступило троянское войско.

Данный тип задания помогает проверить не только усвоение материала учащимися, но и развивает навыки читательской грамотности (смысловое чтение), насколько внимательно был прочитан текст, до конца ли его прочитал ребенок, все ли ошибки были исправлены.

Элемент урока в 5 классе с приемом театрализации по теме Спарта»

Играет негромкая музыка в кабинет входит учитель в костюме богини Афины и с ней 3 ученика в костюмах и масках жителей Спарты.

Учитель: Смотрите путники, кто это перед нами? ( выходят 3 ученика переодетых в жителей Спарты ).

1-ый ученик: Здравствуйте путники! Я когда – то жил в своём свободном, прекрасном государстве Лаконии, но потом пришли спартанцы и завоевали его, нас же превратили в рабов. Я работаю день и ночь на спартанских землях, почти весь урожай отдаю хозяину. Мы с семьёй живем в постоянном страхе, что в нашу хижину ворвутся спартанские воины и убьют нас.

2- ой ученик: Нам с семьёй тоже приходится туго, несмотря на то, что мы являемся свободными, работать приходится очень много. Изо дня в день мы производим одно и то же: лепим горшки, шьём одежду, изготавливаем оружие. Здесь вы не найдете ни дорогих тканей, ни золотых украшений, ни предметов роскоши, ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов.

3-ий ученик: Презренные людишки, чего вы постоянно жалуетесь. Мы спартанцы не знаем, что такое усталость и отступление. Мы горды, что наш город, единственный в Элладе, не имеет стен, ибо стенами его заменяет мужество юношей.

Учитель: Догадались ли вы путники, какие категории населения спартанского населения мы с вами сейчас повстречали? Давайте вновь обратимся к нашему путеводителю и узнаем, какие группы людей проживают в Спартанском государстве? Кто есть кто из наших новых знакомых? (Илоты-рабы, спартанцы-воины, периэки-ремесленники).

В Спарте народу не больше, чем в трёх-четырёх деревнях. Вокруг Спарты было много деревень, где проживали илоты — рабы. Илотов было раз в десять больше, чем спартанцев. Спартанцы, даже самые знатные, ходили в простой одежде. У них не было дорогих тканей. Золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения, расплачивались громоздкими железными прутьями. Ремеслом занимались периэки (в переводе «живущие вокруг»), свободные неспартанцы, жившие в пограничных районах. Ремесленники производили предметы первой необходимости и оружие для воинов.

В Спарте была строгая дисциплина к чему приучали еще с детства. Приглядевшись, вы можете увидеть, что Спарта напоминает военный лагерь, вдоль улиц тянутся одноэтажные дома, похожие друг на друга, на улицах видны отряды марширующих спартанцев. Обедать дома воинам запрещается. Они вместе ели одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра изредка мясо или рыбу.

Учитель: Давайте с вами обсудим, чем общественное устройство Спарты отличалось от Афинского? (после обсуждений, учащиеся заносят новую информацию о Спарте в дневник путешественника)

Данное занятие получается достаточно динамичным, способствуетреализации творческого потенциала учащихся, помогает переключать внимание с одного вида работы на другой.Ш кольники развивают навык работы с документами, осмысливают события на основе исторического анализа, аргументируют свой ответ, записывают информации в дневник путешественника .

Работа со схемамина уроке истории в 6 классе тема: Начало раздробления Древнерусского государства (урок проводится в игровой форме, учащиеся делятся на группы сословий Древнерусского государства и получают жетоны за верные ответы)

Работа с раздаточным материалом.

Сначала вели усобицы сыновья Ярослава Мудрого, затем его внуки.Ведя войну между собой, князья не помогали друг другу, а половцы постоянно совершали набеги на Русь.

У вас на столах семейное древо Ярослава Мудрого. Определите, кем Владимир Мономах был Ярославу и чей он был сын. Назовите внука Ярослава.

Работа с картографическим материалом

Данный тип задания способствует развитию навыка работы с картографическими символами и способностью перевода полученной знаково-символической информацию в устный ответ. Картографические задания достаточно часто встречаются в заданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Также развивает навык ориентирования учащихся на местности по карте, что важно, если они планируют продолжить обучение в другом городе, так как им придется учиться ориентироваться через программы «Яндекс Карта», «2ГИС» и т.п.

Задания по формированию коммуникативной, информационной грамотности на занятии кружка «Юный музеевед» по теме: Археологические раскопки

После введения учащихся в тему занятия, просмотра и обсуждения фильма об археологических раскопках. Учитель рассказывает учащимся о функциях приложения VideoEditor (которое они предварительно установили, оно бесплатное и довольно простое в использовании), затем перед учащимися ставится задача снять мультфильм о проведении археологических раскопок. Дети делятся на небольшие группы по 5-6 человек им выдается «Памятка о создании мультфильма в приложением VideoEditor», дополнительный реквзит (емкости с песком и землей, фигурки людей, машины, альбомные листы, кртон, карандаши, краски и т.д.) и предлагается приступить к съемкам.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
презентация к уроку

В презентации представлена информация по теме «Функцианальная грамотность», раскрывается её понятие, дан обзор международных сравнительных исследований: PIRLS, TIMSS, PISA.

Скачать:

Вложение Размер
Файлfunktsionalnaya_gramotnost.pptx 2.12 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Функциональная грамотность школьников Матафонова Н.Н., учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальск

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Характеристики личности: восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение); беглость (быстрота генерирования различных идей); гибкость (легкость переключения способов решения проблемы); оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи); нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы); антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы).

Согласно нормативно-правовой базе Российской Федерации и целевым ориентирам государства по развитию образования в нашей стране предусмотрены следующие процедуры оценки качества образования.

Тестирование PIRLS ( Progress in International Reading Literacy Study ) направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах. PIRLS

Тестирование TIMSS ( Trends in Mathematics and Science Study ) нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран. Инструкция перед выполнением: TIMSS

Тестирование TIMSS ( Trends in Mathematics and Science Study ) нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран. Пример для 4 класса: TIMSS

PISA Международная программа по оценке качества обучения PISA ( Programme for International Student Assessment ) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. Дополнительной областью оценивания в цикле исследования 2012 года стало « креативное решение задач», в цикле 2015 года – «совместное решение задач», в цикле 2018 года – «глобальная компетентность». Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции – оценивание финансовой грамотности учащихся.

Ц иклы исследования PISA: 2000 , 2003 , 2006 , 2009 , 2012 , 2015 , 2018 , 2021 Количество стран-участниц в исследовании PISA PISA-2000 PISA-2003 PISA-2006 PISA-2009 PISA-2012 PISA-2015 PISA-2018 32 страны мира 40 стран мира 57 стран мира 65 стран мира 65 стран мира 70 стран мира 79 стран мира

В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления: PISA-2012 – финансовая грамотность ; PISA-2015 – решение проблем; PISA-2018 – глобальные компетенции. В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы . А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные . В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники , с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Пройдите тестирование «Предпосылки развития функциональной грамотности обучающихся»

Олимпиады для педагогов

Расположите в правильной последовательности план анализа текста: А. Определите основную идею текста. Б. Внимательно читайте вопрос к тесту и отвечайте только на него, не подменяя содержание вопроса другим смысла. В. Определите, из какого раздела курса обществознания данный текст. Г. Внимательно прочитайте текст. Д. Прямые ответы на вопросы или подсказки к ним содержатся в тексте, а зачастую часть ответа скрыта в самом вопросе.

Умение решать любые практически значимые задачи формируется на основе:
Оригинальности проблемы
Обобщения и содержательного дополнения умения решать задачи по конкретной теме
Восприимчивости к проблеме
Наличия прикладных знаний

Интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике.

Качество образования
Конформизм
Функциональная грамотность
Компетентность
Быстрота генерирования различных идей называется:
Антиципация
Восприимчивость к проблеме

При развитии функциональной грамотности, помимо практико-ориентированного подхода в обучении, необходимо обратить внимание на следующие затруднения учащихся:

низкий уровень практических навыков
неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков и определение формата задания
формальное изучение предмета
Отсутствие базовых теоретических знаний

На что необходимо обратить внимание в первую очередь при развитии функциональной грамотности? (возможны несколько вариантов ответа)

Использование репродуктивного метода в преподавании
Умение самостоятельно работать с информацией
Умение организовать домашний учебный труд
Заучивание определенных терминов

Расположите в правильной последовательности этапы составления простого плана: А. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Б. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. В. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал). Г. Запишите план. План должен полностью охватывать все содержание текста. В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки. Д. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *