Частота процессора и правильное ее понимание
Если брать сугубо специфические характеристики процессоров , то тактовая частота является наиболее известным параметром. Поэтому необходимо конкретно разобраться с этим понятием. Также, в рамках данной статьи, мы обсудим понимание тактовой частоты многоядерных процессоров, ведь там есть интересные нюансы, которые знают и учитывают далеко не все.
Достаточно продолжительное время разработчики делали ставки именно на повышение тактовой частоты, но со временем, «мода» поменялась и большинство разработок уходят на создание более совершенной архитектуры, увеличения кэш-памяти и развития многоядерности , но и про частоту никто не забывает.
Что же такое тактовая частота процессора?
Для начала нужно разобраться с определением «тактовая частота». Тактовая частота показывает нам, сколько процессор может произвести вычислений в единицу времени. Соответственно, чем больше частота, тем больше операций в единицу времени может выполнить процессор. Тактовая частота современных процессоров, в основном, составляет 1,0-4ГГц. Она определяется умножением внешней или базовой частоты, на определённый коэффициент. Например, процессор Intel Core i7 920 использует частоту шины 133 МГц и множитель 20, в результате чего тактовая частота равна 2660 МГц.
Частоту процессора можно увеличить в домашних условиях, с помощью разгона процессора. Существуют специальные модели процессоров от AMD и Intel , которые ориентированы на разгон самим производителем, к примеру Black Edition у AMD и линейки К-серии у Intel.
Хочу отметить, что при покупке процессора, частота не должна быть для вас решающим фактором выбора, ведь от нее зависит лишь часть производительности процессора.
Понимание тактовой частоты (многоядерные процессоры)
Сейчас, почти во всех сегментах рынка уже не осталось одноядерных процессоров. Ну оно и логично, ведь IT-индустрия не стоит на месте, а постоянно движется вперёд семимильными шагами. Поэтому нужно чётко уяснить, каким образом рассчитывается частота у процессоров, которые имеют два ядра и более.
Посещая множество компьютерных форумов, я заметил, что существует распространенное заблуждение насчёт понимания (высчитывания) частот многоядерных процессоров. Сразу же приведу пример этого неправильного рассуждения: «Имеется 4-х ядерный процессор с тактовой частотой 3 ГГц, поэтому его суммарная тактовая частота будет равна: 4 х 3ГГц=12 ГГц, ведь так?»- Нет, не так.
Я попробую объяснить, почему суммарную частоту процессора нельзя понимать как: « количество ядер х указанную частоту».
Приведу пример: «По дороге идёт пешеход, у него скорость 4 км/ч. Это аналогично одноядерному процессору на N ГГц. А вот если по дороге идут 4 пешехода со скоростью 4 км/ч, то это аналогично 4-ядерному процессору на N ГГц. В случае с пешеходами мы не считаем, что их скорость будет равна 4х4 =16 км/ч, мы просто говорим: «4 пешехода идут со скоростью 4 км/ч». По этой же причине мы не производим никаких математических действий и с частотами ядер процессора, а просто помним, что 4-ядерный процессор на N ГГц обладает четырьмя ядрами, каждое из которых работает на частоте N ГГц» .
То есть, по сути, частота процессора от количества ядер не изменяется, увеличивается лишь производительность процессора. Это нужно понимать и помнить.
Перейти к статье: основные характеристики процессоров (открывается в новой вкладке)
Комментарии
+60 # Olga 28.02.2012 12:43
Спасибо. Теперь понятно.
+27 # Администратор 28.02.2012 18:24
Всегда пожалуйста 🙂
+22 # Геннадий Живоглазов 28.02.2012 15:04
Весьма полезные разъяснения, особенно для начинающих! Да я и сам думал (но не задумывался!) — а как считать «результирующую » частоту многоядерных процессоров? А ведь понимал, что просто каждое ядро имеет указанную частоту. А считать-то надо не рабочую частоту, а суммарную производительно сть процессора в целом!
+10 # Администратор 28.02.2012 18:28
Да так оно и есть. Многоядерность по сути очень заметно помогает в приложениях создающих многопоточную нагрузку, когда нагружается не одно ядро, а все 2, 3, 4 ядра. Сейчас многие приложения и игры стараются подстраивать под такой принцип работы.
+64 # Николай 04.03.2012 11:33
Я думаю в примере можно предсчтавить пешеходов с переносимым грузом. Если есть четыре груза, то четырехядерник увеличит производительно сть в четыре раза, как 4 пешехода в сравнении если бы пешеход четырежды возвращался, но быстрее донести одну порцию груза четверо в сравнении с одним не смогут.
+21 # Администратор 04.03.2012 12:31
Да, можно и так 🙂 , в Вашем варианте уже больше на понимание производительно сти.
-1 # мухтар 10.06.2012 19:20
а если у нас игра требующая 3,0 Ггц,то как будут работать 2 ядра каждая по 2,1 ггц?два ядра сложатся в один ряд чтобы обеспечить 3,0 Г гц?или тот процесс равный 3,0 Г гц нагрузки при запуске игры окуратно,поочер едно будут проходить по двум ядрам?
еще один вопрос:как лучше если два ядра с частотами больше или четыре ядра частотами меньше?
+7 # Администратор 11.06.2012 10:31
а если у нас игра требующая 3,0 Ггц,то как будут работать 2 ядра каждая по 2,1 ггц?два ядра сложатся в один ряд чтобы обеспечить 3,0 Г гц?или тот процесс равный 3,0 Г гц нагрузки при запуске игры окуратно,поочер едно будут проходить по двум ядрам?
Два ядра не сложатся в один ряд, но если игра сможет создать двухпоточную загрузку процессора( а она скорее всего сможет это сделать), то эффективнее будет двухъядерный, но опять же всё зависит от конкретной модели.
еще один вопрос:как лучше если два ядра с частотами больше или четыре ядра частотами меньше?
Тут опять же зависит от конкретных моделей. Приведите конкретные модели, тогда уже и будем сравнивать, ведь частота и количество ядер, не всё решают.
-4 # Владимир 27.08.2012 15:52
Возьмём к примеру НОУТБУК ASUS ZENBOOK UX31E-DH52. У него тактовая частота 1900 GHz и 2 ядра. Ему больше не требуется или благодаря двум ядрам это как-то компенсируется?
0 # Администратор 27.08.2012 23:10
В данном ноутбуке стоит процессор достаточно хорошего уровня производительно сти( как для ноутбука) — Core i5-2557M. Благодаря двум ядрам (4 потока), значительно увеличивается производительно сть, по сравнению с тем, если бы у данного процессора было одно ядро, за счёт опять же одновременной обработки нескольких потоков. Также, в данном случае производительно сть процессора увеличивается за счёт наращивания частоты с помощью технологии Intel Turbo Boost
-1 # АлексейЧ 05.09.2012 16:16
А подскажите, пожалуйста, есть ли смысл менять Pentiun Dual-Core E6500 2.93Ghz на Core 2 Quad Q9450 2.66Ghz? Комп для игрушек (ну, на средних настройках), видео GForce GTХ550Ti, 4Gb.
+3 # Администратор 05.09.2012 22:19
Смотря какой смысл Вы преследуете. В играх, при замене на Quad производительно сть очень заметно повысится: 12 Мб кеша L2 + многоядерность в лице 4 ядер. Правда, в наши дни, апгрейд на 775 сокете в любом случае довольно относительная штука. Core 2 Quad Q9450 2.66Ghz уже плотненько устарел, несмотря на то, что ещё может выдавать хорошие показатели производительно сти. Возможно, стоит задуматься об апгрейде материнская плата + новый процессор (к примеру, Сore i5 на Sandy или Ivy Bridge).
+3 # АлексейЧ 05.09.2012 22:50
Апгрейд МП+проц — это уже хорошие деньги. А тут передо мной два этих «камня» и совершенно бесплатно 🙂 . Так что можно смело менять Dual-Core на Quad? И еще, в случае смены процессора операционку придется переустанавлива ть?
-2 # Администратор 06.09.2012 10:23
Два 775 сокета, поэтому скорее всего можно смело менять. На 100% можно сказать, узнав модель материнской платы и просмотрев официальные спецификации поддерживаемых процессоров.
Зачастую при замене процессора переустановка Windows не требуется, за исключением некорректной работы. Тобеж, работает хорошо — не трогаем, работает плохо — переустанавлива ем 🙂
-2 # АлексейЧ 06.09.2012 11:22
Проц подходит (МП Gigabyte P43-ES3G) — проверил на сайте. Так что буду менять. Спасибо за помощь.
Ps: Еще и подразогнать хочу. 😆
+3 # Юрий 25.10.2012 00:23
А почему тогда в играх пишется минимальные требования к процессору например 3ГГц, но рекомендуемые ПАРАМЕТРЫ два ядра 2.3 ГГц
Значит тогда удваивается скорость потоков
+6 # Администратор 25.10.2012 12:23
Потому что, зачастую, процессор 2,3 ГГц с двумя ядрами, будет лучше справляться с подобными задачами, чем процессор с одним ядром, но с 3 ГГц. Здесь все дело в результирующей производительно сти, а не в циферках частоты. Да и вообще в требованиях к играм бывает такой бред пишут — несоответствие ужаснейшее бывает.
З.Ы. Самой по себе скорости потоков нету 🙂
Есть скорость выполнения задач, которая и увеличивается за счет количества потоков. Сама по себе скорость обработки в этом самом потоке, может увеличиться лишь после архитектурных доработок и изменения принципов обработки данных.
0 # Юрий 25.10.2012 19:18
Тогда вопрос! Это только распространяетс я для двух-ядерника с частотой 2.3 или в общем на любые двух-ядерные или четырех-ядерные процессоры. Просто один мой товарищ убеждает меня что если у игры минимальные требования 3.0 ГГц, а фактически на компьютере 2.1ГГц но двух-ядерный, то тогда 2.1 увеличивается как он сказал почти в двое но не совсем а почти в двое. Но при таком раскладе тогда игра должна летать получается!
+9 # Администратор 26.10.2012 18:37
Это распространяетс я на все виды процессоров, независимо от количества ядер и частотных показателей 🙂
Я уже писал в статье, что частота от количества ядер не меняется. Частота — это один показатель, количество ядер — совсем другой, они можно сказать независимы и не влияют друг на друга. По поводу того, что пишут разработчики игр, это абсолютно пальцем в небо. Писать в требованиях одним лишь показателем частоты — это полнейший бред. В играх производительно сти зависит от массы параметров: начиная объёмом кэш-памяти и заканчивая банальными архитектурными особенностями.
Вот если они пишут конкретную модель процессора, то тогда можно сравнивать производительно сть вашего процессора с этим и делать выводы, 2 или 3 ГГц — это ничего не решает, сейчас частота далеко не ключевой параметр.
+4 # Марина 04.11.2012 12:34
Все предельно понятно и просто! Спасибо)
+4 # Администратор 04.11.2012 14:01
Всегда пожалуйста 🙂
+1 # Ruslan 21.11.2012 23:46
а для игры FarCry3 ноутбук с какими параметрами лучше взять чтоб нормально играть
p.s. такой покатит www.novatek.by/item/0020596/
+1 # Администратор 22.11.2012 10:12
Да, вполне неплохо будет, Far Cry 3, не особо прожорливая, можно даже с процессором i5 взять, особой разницы не будет, учитывая, что дискретное видео будет одно и тоже.
-5 # Соня 22.11.2012 01:15
Огромное спасибо автору, за объяснение, что колв-во процессоров не перемножается на частоту))
Ребят, объясните блондинке, что к чему, пожайлуста)
я ооочень давно не просвещалась в этой теме, назрел вот такой вопрос..
есть три ноута:
1. 2-ядерный процессор, 2400МГц
2. 3-ядерный, 2100МГц
3. 4-ядерный, 1500МГц
у каждого по 4Гб оперативы, видео от 512 до 1024Мб
Машина нужна для работы в фотошопе..
+9 # Администратор 22.11.2012 09:51
Всегда пожалуйста 🙂
Почти для любых действий выполняемых в Adobe Photoshop, подходят вот такие официально указанные требования:
— Intel® Pentium® 4 or AMD Athlon® 64 processor
— 1GB of RAM
Но при некоторых действиях, особенно при работе с большими по разрешению изображениями, эти самые требования могут увеличиваться.
Вы лучше укажите конкретные модельки (названия) процессоров, тогда будет легче сориентироватьс я, по одной частоте и количеству ядер тяжело выбрать 🙂
Если говорить предварительно, то работая с Photoshop до СS4, более резонно будет использовать 2-ух ядерный процессор, так как ранние эти версии лучше оптимизированы под 2 ядра. Если СS 5-6, то здесь уже можно посмотреть в сторону 4-ядерного процессора, по крайней мере это будет резонно, при интерполяции разрешений больших объёмов, например)
Но, опять же, лучше укажите конкретные модели процессоров 🙂
-1 # Соня 22.11.2012 10:04
В данный момент юзаю photoshop cs6, но думаю вернуться к пятерочке, ибо она работает шустрее)
насчет процессоров не знаю, уже столько всего пересмотрела, что просто голова кругом..
в общем нужен ноут до 550$ для работы с фотографиями, преимущественно в фотошопе (сырой размер фотки 7-10мб)
+3 # Администратор 22.11.2012 22:59
Основная проблема в том, что ноутбуки по такой цене, оснащаются дисплеем, который не блещет качеством для серьёзной работы в фотошоп. Фотошоп, будет работать вполне сносно и на одноядерном процессоре, а вот проблема с дисплеем остается. Если Вы до этого работали, с обычными недорогими дисплеями, и Вас всё устраивало, то будем подбирать ноутбук до 550$
+1 # Edvard 22.11.2012 18:17
Здрасте =)
Прочитал статью — очень интересно.
Собственно я тут пытаюсь разобраться в одном вопросе техническом. Не нашел пока однозначного какого то конкретного ответа, учитывая, что в знания технические в данной сфере слабоваты.
Вопрос такой.
Винда 32 и 64 разрядная каким образом влияет на процессор и улучшает его показатели и на сколько повышается производительно сть процессора, при переходе с 32 на 64 разрядную?
И вот по ядрам вопрос все таки. Не могу в голове нарисовать эти ядра правильно)).
Если 3 человека (ядра) идут по улице с 3Ггц, то на каждого будет тратиться 1 Ггц или я тогда не понял, что является 133МГц и чтоесть множитель 20? Можно объяснить на каком нибудь простом примере?
Заранее благодарен =)
+32 # Администратор 23.11.2012 00:12
Добрый вечер 🙂
Если Вы уже немного вникли в тему, то уже знаете, что главный плюс 64-х битной системы, даже для обычных пользователей компьютера, заключается в поддержке памяти более 4 Гб, соответственно, 32-х битная ОС, поддерживает максимум до 4 Гб (3,5-3,7).
Но, как я понял, Ваш вопрос заключался в непосредственно м влиянии на работу процессора. Сама суть заключается в структуре 32-х битных и 64-х битных процессоров. У 32-х битного процессора, есть всего 32 бита, для оперирования данными при вычислениях, для большинства задач этого хватает, но когда речь заходит о сложных вычислениях, данные начинают дробиться на блоки по 32 бита. У 64-х битных процессоров, соответственно, 64 бита, поэтому при дико сложных вычислениях, скорость работы 64-х битных процессоров возрастает.
Для явного примера, приведу программу, которой сам пользуюсь — Adobe After Effects, эта программа нужна для создания зрелищных эффектов в видео, и требует мощную систему. Так вот после версии CS5, разработчики вообще не «включали» поддержку 32-х битных систем. Данная программа и другие ей подобные, работает только на 64-х битных системах. Это все говорит о реальном преимуществе.
Но пока 64 бита, нужно либо для поддержки более 4 Гб ОЗУ, либо для повышения производительно сти в таких специфических приложениях.
По поводу вопроса по ядрам. Если Вы не поняли пример со скоростью, то приведу пример с грузом в более подробной форме)
Имеются две бригады:
— одноядерный процессор с частотой 3 Ггц (в бригаде 1 человек)
— трёхъядерный процессор с частотой 3 Ггц ( в бригаде 3 человека).
Перед одной бригадой находится гора ящиков, которые нужно перенести. И перед второй бригадой находится гора таких же ящиков, которые тоже нужно перенести.
Имеется общее условие (архитектурная особенность процессора): за один раз одна бригада может взять только три ящика так как обе бригады, неважно из скольки человек они состоят, обладают 3 Ггц частоты.
Нам нужно понять какая же бригада- процессор (будет работать эффективней)
По результатам 1-ая бригада окажется медленнее, потому что вторая бригада поделит три ящика между собой и будут нести по одному, соответственно идти им будет легче и они дойдут быстрее, то есть процессор выполнит работу быстрее.
Но САМА СУТЬ! Если бы мы плюсовали частоту 3+3+3 Ггц, получилось бы 9 ящиков за раз, а это противоречит нашему условию, то есть противоречит архитектурным особенностям процессора и принципам их работы. 🙂
То есть, при соблюдении условия, в случае когда будет лежать только один ящик, обе бригады будут нести этот один ящик одинаковое количество времени, так как двое человек из второй бригады будут идти вхолостую.
Фух 😮 , из проще и подробнее получилась целая закрученная задача 8) , надеюсь Вы сможете понять.
По поводу 133 и 20 — это понятия из которых складывается сама частота, то есть это общее понимание самой частоты, и ничего общего с многоядерностью не имеет.
Как работает процессор?
Кратко и доступно о том, как работает центральный процессор, регистры, память, инструкции и кэш, а также что такое УУ и АЛУ и зачем они нужны.
Инструмент проще, чем машина. Зачастую инструментом работают руками, а машину приводит в действие паровая сила или животное.
Компьютер тоже можно назвать машиной, только вместо паровой силы здесь электричество. Но программирование сделало компьютер таким же простым, как любой инструмент.
Процессор — это сердце/мозг любого компьютера. Его основное назначение — арифметические и логические операции, и прежде чем погрузиться в дебри процессора, нужно разобраться в его основных компонентах и принципах их работы.
Два основных компонента процессора
Устройство управления
Устройство управления (УУ) помогает процессору контролировать и выполнять инструкции. УУ сообщает компонентам, что именно нужно делать. В соответствии с инструкциями он координирует работу с другими частями компьютера, включая второй основной компонент — арифметико-логическое устройство (АЛУ). Все инструкции вначале поступают именно на устройство управления.
Существует два типа реализации УУ:
- УУ на жёсткой логике (англ. hardwired control units). Характер работы определяется внутренним электрическим строением — устройством печатной платы или кристалла. Соответственно, модификация такого УУ без физического вмешательства невозможна.
- УУ с микропрограммным управлением (англ. microprogrammable control units). Может быть запрограммирован для тех или иных целей. Программная часть сохраняется в памяти УУ.
УУ на жёсткой логике быстрее, но УУ с микропрограммным управлением обладает более гибкой функциональностью.
Арифметико-логическое устройство
Это устройство, как ни странно, выполняет все арифметические и логические операции, например сложение, вычитание, логическое ИЛИ и т. п. АЛУ состоит из логических элементов, которые и выполняют эти операции.
Решаем популярные задачи с асинхронным кодом на JavaScript: часть вторая
Большинство логических элементов имеют два входа и один выход.
Ниже приведена схема полусумматора, у которой два входа и два выхода. A и B здесь являются входами, S — выходом, C — переносом (в старший разряд).
На данный момент этот блок не поддерживается, но мы не забыли о нём! Наша команда уже занята его разработкой, он будет доступен в ближайшее время.
Хранение информации — регистры и память
Как говорилось ранее, процессор выполняет поступающие на него команды. Команды в большинстве случаев работают с данными, которые могут быть промежуточными, входными или выходными. Все эти данные вместе с инструкциями сохраняются в регистрах и памяти.
Регистры
Регистр — минимальная ячейка памяти данных. Регистры состоят из триггеров (англ. latches/flip-flops). Триггеры, в свою очередь, состоят из логических элементов и могут хранить в себе 1 бит информации.
Прим. перев. Триггеры могут быть синхронные и асинхронные. Асинхронные могут менять своё состояние в любой момент, а синхронные только во время положительного/отрицательного перепада на входе синхронизации.
По функциональному назначению триггеры делятся на несколько групп:
- RS-триггер: сохраняет своё состояние при нулевых уровнях на обоих входах и изменяет его при установке единице на одном из входов (Reset/Set — Сброс/Установка).
- JK-триггер: идентичен RS-триггеру за исключением того, что при подаче единиц сразу на два входа триггер меняет своё состояние на противоположное (счётный режим).
- T-триггер: меняет своё состояние на противоположное при каждом такте на его единственном входе.
- D-триггер: запоминает состояние на входе в момент синхронизации. Асинхронные D-триггеры смысла не имеют.
Для хранения промежуточных данных ОЗУ не подходит, т. к. это замедлит работу процессора. Промежуточные данные отсылаются в регистры по шине. В них могут храниться команды, выходные данные и даже адреса ячеек памяти.
На данный момент этот блок не поддерживается, но мы не забыли о нём! Наша команда уже занята его разработкой, он будет доступен в ближайшее время.
Память (ОЗУ)
ОЗУ (оперативное запоминающее устройство, англ. RAM) — это большая группа этих самых регистров, соединённых вместе. Память у такого хранилища непостоянная и данные оттуда пропадают при отключении питания. ОЗУ принимает адрес ячейки памяти, в которую нужно поместить данные, сами данные и флаг записи/чтения, который приводит в действие триггеры.
Прим. перев. Оперативная память бывает статической и динамической — SRAM и DRAM соответственно. В статической памяти ячейками являются триггеры, а в динамической — конденсаторы. SRAM быстрее, а DRAM дешевле.
Команды (инструкции)
Команды — это фактические действия, которые компьютер должен выполнять. Они бывают нескольких типов:
- Арифметические: сложение, вычитание, умножение и т. д.
- Логические: И (логическое умножение/конъюнкция), ИЛИ (логическое суммирование/дизъюнкция), отрицание и т. д.
- Информационные: move , input , outptut , load и store .
- Команды перехода: goto , if . goto , call и return .
- Команда останова: halt .
Прим. перев. На самом деле все арифметические операции в АЛУ могут быть созданы на основе всего двух: сложение и сдвиг. Однако чем больше базовых операций поддерживает АЛУ, тем оно быстрее.
Как центрировать в CSS через Flexbox, Grid, Position и Margin
Инструкции предоставляются компьютеру на языке ассемблера или генерируются компилятором высокоуровневых языков.
В процессоре инструкции реализуются на аппаратном уровне. За один такт одноядерный процессор может выполнить одну элементарную (базовую) инструкцию.
Группу инструкций принято называть набором команд (англ. instruction set).
Тактирование процессора
Быстродействие компьютера определяется тактовой частотой его процессора. Тактовая частота — количество тактов (соответственно и исполняемых команд) за секунду.
Частота нынешних процессоров измеряется в ГГц (Гигагерцы). 1 ГГц = 10⁹ Гц — миллиард операций в секунду.
Чтобы уменьшить время выполнения программы, нужно либо оптимизировать (уменьшить) её, либо увеличить тактовую частоту. У части процессоров есть возможность увеличить частоту (разогнать процессор), однако такие действия физически влияют на процессор и нередко вызывают перегрев и выход из строя.
Выполнение инструкций
Инструкции хранятся в ОЗУ в последовательном порядке. Для гипотетического процессора инструкция состоит из кода операции и адреса памяти/регистра. Внутри управляющего устройства есть два регистра инструкций, в которые загружается код команды и адрес текущей исполняемой команды. Ещё в процессоре есть дополнительные регистры, которые хранят в себе последние 4 бита выполненных инструкций.
Ниже рассмотрен пример набора команд, который суммирует два числа:
- LOAD_A 8 . Это команда сохраняет в ОЗУ данные, скажем, . Первые 4 бита — код операции. Именно он определяет инструкцию. Эти данные помещаются в регистры инструкций УУ. Команда декодируется в инструкцию load_A — поместить данные 1000 (последние 4 бита команды) в регистр A .
- LOAD_B 2 . Ситуация, аналогичная прошлой. Здесь помещается число 2 ( 0010 ) в регистр B .
- ADD B A . Команда суммирует два числа (точнее прибавляет значение регистра B в регистр A ). УУ сообщает АЛУ, что нужно выполнить операцию суммирования и поместить результат обратно в регистр A .
- STORE_A 23 . Сохраняем значение регистра A в ячейку памяти с адресом 23 .
Вот такие операции нужны, чтобы сложить два числа.
Шина
Все данные между процессором, регистрами, памятью и I/O-устройствами (устройствами ввода-вывода) передаются по шинам. Чтобы загрузить в память только что обработанные данные, процессор помещает адрес в шину адреса и данные в шину данных. Потом нужно дать разрешение на запись на шине управления.
Курс «Профессия Джуниор Frontend-разработчик»
Программа построена от простого к сложному и под силу каждому, у кого есть желание учиться.
Кэш
У процессора есть механизм сохранения инструкций в кэш. Как мы выяснили ранее, за секунду процессор может выполнить миллиарды инструкций. Поэтому если бы каждая инструкция хранилась в ОЗУ, то её изъятие оттуда занимало бы больше времени, чем её обработка. Поэтому для ускорения работы процессор хранит часть инструкций и данных в кэше.
Если данные в кэше и памяти не совпадают, то они помечаются грязными битами (англ. dirty bit).
Поток инструкций
Современные процессоры могут параллельно обрабатывать несколько команд. Пока одна инструкция находится в стадии декодирования, процессор может успеть получить другую инструкцию.
Однако такое решение подходит только для тех инструкций, которые не зависят друг от друга.
Если процессор многоядерный, это означает, что фактически в нём находятся несколько отдельных процессоров с некоторыми общими ресурсами, например кэшем.
Следите за новыми постами по любимым темам
Подпишитесь на интересующие вас теги, чтобы следить за новыми постами и быть в курсе событий.
Процессор
Сколько я себя помню, всегда мечтала сделать процессор. Наконец, вчера я его сделала. Не бог весть что: 8 бит, RISC, текущая рабочая частота — 4 кГц, но он работает. Пока что в программе моделирования логических цепей, но все мы знаем: «сегодня — на модели, завтра — на деле!».
Под катом несколько анимаций, краткое введение в двоичную логику для самых маленьких, короткий рассказ про основные микросхемы логики процессора и, собственно, схема.
Двоичная логика
Двоичная система счисления (для тех, кто не в курсе) — это такая система счисления, в которой нет цифр больше единицы. Такое определение многих сбивает с толку, пока они не вспомнят, что в десятичной системе счисления нет цифр больше девятки.
Двоичная система используется в компьютерах потому, что числа в ней легко кодировать напряжением: есть напряжение — значит, единица; нет напряжения — значит, ноль. Кроме того, «ноль» и «один» легко можно понимать как «ложно» и «истинно». Более того, большая часть устройств, работающих в двоичной системе счисления, обычно относится к числам как к массиву «истинностей» и «ложностей», то есть оперирует с числами как с логическими величинами. Для самых маленьких и тех, кто не в курсе, я расскажу и покажу, как работают простейшие элементы двоичной логики.
Элемент «Буфер»
Представьте, что вы сидите в своей комнате, а ваш друг — на кухне. Вы кричите ему: «Друг, скажи, в коридоре горит свет?». Друг отвечает: «Да, горит!» или «Нет, не горит». Ваш друг — буфер между источником сигнала (лампочкой в коридоре) и приемником (вами). Более того, ваш друг — не какой-нибудь там обычный буфер, а буфер управляемый. Он был бы обычным буфером, если бы постоянно кричал: «Лампочка светится» или «Лампочка не светится».
Элемент «Не» — NOT
А теперь представьте, что ваш друг — шутник, который всегда говорит неправду. И если лампочка в коридоре светится, то он скажет вам «Нет, в коридоре совсем-совсем темно», а если не светится — то «Да, в коридоре свет горит». Если у вас есть такой друг на самом деле, значит, он воплощение элемента «Не».
Элемент «Или» — OR
Для объяснения сути элемента «Или» одной лампочки и одного друга, к сожалению, не хватит. Нужно две лампочки. Итак, у вас в коридоре две лампочки — торшер, к примеру, и люстра. Вы кричите: «Друг, скажи, хотя бы одна лампочка в коридоре светит?», и ваш друг отвечает «Да» или «Нет». Очевидно, что для ответа «Нет» все лампочки обязательно должны быть выключены.
Элемент «И» — AND
Та же самая квартира, вы, друг на кухне, торшер и люстра в коридоре. На ваш вопрос «В коридоре обе лампочки горят?» вы получаете ответ «Да» или «Нет». Поздравляю, теперь ваш друг — это элемент «И».
Элемент «Исключающее Или» — XOR
Повторим еще раз эксперимент для элемента «Или», но переформулируем свой вопрос к другу: «Друг, скажи, в коридоре только одна лампочка светит?». Честный друг ответит на такой вопрос «Да» только в том случае, если в коридоре действительно горит только одна лампочка.
Сумматоры
Четвертьсумматор
Четвертьсумматором называют элемент «Исключающее Или». Почему? Давайте разберемся.
Составим таблицу сложения для двух чисел в двоичной системе счисления:
0+0= 0
0+1= 1
1+0= 1
1+1= 10
Теперь запишем таблицу истинности элемента «Исключающее Или». Для этого обозначим светящуюся лампочку за 1, потухшую — за 0, и ответы друга «Да»/«Нет» как 1 и 0 соответственно.
0 XOR 0 = 0
0 XOR 1 = 1
1 XOR 0 = 1
1 XOR 1 = 0
Очень похоже, не так ли? Таблица сложения и таблица истинности «Исключающего Или» совпадают полностью, кроме одного-единственного случая. И этот случай называется «Переполнение».
Полусумматор
При переполнении результат сложения уже не помещается в столько же разрядов, во сколько помещались слагаемые. Слагаемые — два однозначных числа (одна значащая цифра, понимаете?), а сумма — уже двузначное (две значащих цифры). Две цифры одной лампочкой («Светится»/«Не светится») уже не передать. Нужно две лампочки. Нужно — сделаем!
Кроме XOR, для сумматора нам потребуется элемент «И» (AND).
0 XOR 0 = 0 0 AND 0 = 0
0 XOR 1 = 1 0 AND 1 = 0
1 XOR 0 = 1 1 AND 0 = 0
1 XOR 1 = 0 1 AND 1 = 1
Тадам!
0+0= 00
0+1= 01
1+0= 01
1+1= 10
Наша вундервафля полусумматор работает. Его можно считать простейшим специализированным процессором, который складывает два числа. Полусумматор называется полусумматором потому, что с его помощью нельзя учитывать перенос (результат работы другого сумматора), то есть нельзя складывать три однозначных двоичных числа. В связи с этим из нескольких одноразрядных полусумматоров нельзя сделать один многоразрядный.
Я не буду вдаваться в подробности работы полных и многоразрядных сумматоров, просто надеюсь, что основную идею вы уловили.
Более сложные элементы
Мультиплексор
Предлагаю снова включить воображение. Итак, представьте. Вы живете в частном одноквартирном доме, возле двери этого дома стоит ваш почтовый ящик. Выходя на прогулку, вы замечаете странного почтальона, который стоит возле этого самого почтового ящика. И вот что он делает: достает кучу писем из сумки, читает номер на почтовом ящике, и в зависимости от номера на ящике бросает в него то или иное письмо. Почтальон работает мультиплексором. Он определенным образом (номер на конверте) определяет, какой отправить сигнал (письмо) по сигнальной линии (почтовый ящик).
Мультплексоры состоят обычно только из сочетаний элементов «И», «Или» и «Не». У одноразрядного мультиплексора один вход называется «выбор адреса», два входа с общим названием «входной сигнал» и один выход, который так и называется: «выходной сигнал».
Когда на «выбор адреса» подается 0, то «выходной сигнал» становится таким же, как первый «входной сигнал». Соответственно, когда на «выбор» подается 1, то «выходной сигнал» становится равным второму «входному сигналу».
Демультиплексор
А вот эта штучка работает с точностью до наоборот. На «выбор адреса» даем адрес, на «вход данных» даем данные, на выходе с номером «адрес» имеем данные со входа.
Счетчик
Для понимания работы счетчика вам опять понадобится ваш друг. Позовите его из кухни (надеюсь, он не сильно там скучал, и, главное, не съел всю вашу еду), и попросите делать вот что: пусть он запомнит число 0. Каждый раз, когда вы будете прикасаться к нему, он должен прибавить единицу к тому числу, которое помнит, сказать результат и запомнить его. Когда результат будет равен (допустим) 3, он должен выкрикнуть «Абракадабра!» и отвечать при следующем прикосновении, что сейчас он помнит число 0. Немного сложно? Смотрите:
Вы прикасаетесь к другу. Друг говорит «Один».
Вы прикасаетесь к другу. Друг говорит «Два».
Вы прикасаетесь к другу. Друг говорит «Три». Друг выкрикивает «Хабрахабр!». Критическая атака! Вы временно парализованы и не можете двигаться.
Вы прикасаетесь к другу. Друг говорит «Ноль».
Ну, и так далее. Очень просто, верно?
Вы, конечно, поняли, что ваш друг сейчас — это счетчик. Прикосновение к другу можно считать «тактирующим сигналом» или, попросту говоря, сигналом продолжения счета. Крик «Абракадабра» показывает, что запомненное значение в счетчике — максимальное, и что при следующем тактирующем сигнале счетчик будет установлен в ноль. Есть два отличия двоичного счетчика от вашего друга. Первое: настоящий двоичный счетчик выдает запомненное значение в двоичном виде. Второе: он всегда делает только то, что вы ему говорите, и никогда не опускается до дурацких шуточек, способных нарушить работу всей процессорной системы.
Память
Триггер
Давайте продолжим издеваться над вашим несчастным (возможно, даже воображаемым) другом. Пусть теперь он запомнит число ноль. Когда вы касаетесь его левой руки, он должен запоминать число ноль, а когда правой — число один. При вопросе «Какое число ты помнишь?» друг должен всегда отвечать то число, которое запоминал — ноль или один.
Простейшей запоминающей ячейкой является RS-триггер («триггер» значит «переключатель»). RS-триггер может хранить в себе один бит данных («ноль»/«один»), и имеет два входа. Вход Set/Установка (совсем как левая рука вашего друга) записывает в триггер «один», а вход Reset/Сброс (соответственно, правая рука) — «ноль».
Регистр
Немного сложнее устроен регистр. Ваш друг превращается в регистр тогда, когда вы просите его что-нибудь запомнить, а потом говорите «Эй, напомни мне, что я говорил тебе запомнить?», и друг правильно отвечает.
Регистр обычно может хранить в себе чуть больше, чем один бит. У него обязательно есть вход данных, выход данных и вход разрешения записи. С выхода данных вы в любой момент можете прочитать то, что в этом регистре записано. На вход данных вы можете подавать те данные, которые хотите в этот регистр записать. Можете подавать данные до тех пор, пока не надоест. В регистр все равно ничего не запишется до тех пор, пока на вход разрешения записи не подать один, то есть «логическую единицу».
Сдвиговый регистр
Вы когда-нибудь стояли в очередях? Наверняка стояли. Значит, вы представляете, каково быть данными в сдвиговом регистре. Люди приходят и становятся в конец очереди. Первый человек в очереди заходит в кабинет к большой шишке. Тот, кто был вторым в очереди, становится первым, а тот, кто был третьим — теперь второй, и так далее. Очередь — это такой хитрый сдвиговый регистр, из которого «данные» (ну, то есть люди) могут убегать по делам, предварительно предупредив соседей по очереди. В настоящем сдвиговом регистре, разумеется, «данные» из очереди сбегать не могут.
Итак, у сдвигового регистра есть вход данных (через него данные попадают в «очередь») и выход данных (из которого можно прочитать самую первую запись в «очереди»). Еще у сдвигового регистра есть вход «сдвинуть регистр». Как только на этот вход приходит «логическая единица», вся очередь сдвигается.
Есть одно важное различие между очередью и сдвиговым регистром. Если сдвиговый регистр расчитан на четыре записи (например, на четыре байта), то первая в очереди запись дойдет до выхода из регистра только после четырех сигналов на вход «сдвинуть регистр».
Оперативная память
Если много-много триггеров объединить в регистры, а много-много регистров объединить в одной микросхеме, то получится микросхема оперативной памяти. У микросхемы памяти обычно есть вход адреса, двунаправленный вход данных (то есть в этот вход можно записывать, и с него же можно считывать) и вход разрешения записи. На вход адреса подаем какое-нибудь число, и это число выберет определенную ячейку памяти. После этого на входе/выходе данных мы можем прочитать то, что записано в эту самую ячейку.
Теперь мы одновременно подадим на вход/выход данных то, что хотим в эту ячейку записать, а на вход разрешения записи — «логическую единицу». Результат немного предсказуем, не так ли?
Процессор
BitBitJump
Процессоры иногда делят на CISC — те, которые умеют выполнять много разных команд, и RISC — те, которые умеют выполнять мало команд, но выполняют их хорошо. Одним прекрасным вечером мне подумалось: а было бы здорово, если бы можно было сделать полноценный процессор, который умеет выполнять всего одну команду. Вскоре я узнала, что существует целый класс однокомандных процессоров — OISC, чаще всего они используют команду Subleq (вычесть, и если меньше или равно нулю, то перейти) или Subeq (вычесть, и если равно нулю, то перейти). Изучая различные варианты OISC-процессоров, я нашла в сети сайт Олега Мазонки, который разработал простейший однокомандный язык BitBitJump. Единственная команда этого языка так и называется — BitBitJump (скопировать бит и перейти по адресу). Этот, безусловно эзотерический, язык является полным по Тьюрингу — то есть на нем можно реализовать любой компьютерный алгоритм.
Подробное описание BitBitJump и ассемблер для этого языка можно найти на сайте разработчика. Для описания алгоритма работы процессора достаточно знать следующее:
1. При включении процессора в регистрах PC, A и B записаны 0
2. Считываем ячейку памяти с адресом PC и сохраняем прочитанное в регистр A
3. Увеличиваем PC
4. Считываем ячейку памяти с адресом PC и сохраняем прочитанное в регистр B
5. Увеличиваем PC
6. Записываем в ячейку с адресом, записанным в регистре B, содержимое бита с адресом А.
7. Считываем ячейку памяти с адресом PC и сохраняем прочитанное в регистр B
8. Записываем в регистр PC содержимое регистра B
9. Переходим к пункту 2 нашего плана 10. PROFIT.
К сожалению, алгоритм бесконечный, и потому PROFIT достигнут не будет.
Собственно, схема
Схема строилась стихийно, поэтому правят бал в ней страх, ужас и кавардак. Тем не менее, она работает, и работает прилично. Чтобы включить процессор, нужно:
1. Ввести программу в ОЗУ
2. Нажать на включатель
3. Установить счетчик в положение 4 (это можно делать и аппаратно, но схема стала бы еще более громоздкой)
4. Включить тактовый генератор
Как видите, использованы один регистр, один сдвиговый регистр, одна микросхема ОЗУ, два двоичных счетчика, один демультиплексор (представленный компараторами), два мультиплексора и немного чистой логики.
Можете скачать схему в формате circ для программы Logisim, и поиграться.
Что дальше?
Во-первых, можно увеличить разрядность процессора — заменив 8-битные элементы на 16-битные.
Во-вторых, можно вынести ОЗУ из процессора, и добавить несложную схему, которая будет приостанавливать процессор, изменять ОЗУ и снова включать процессор. Такая схема будет выполнять функции простого контроллера ввода-вывода. Тогда можно будет сделать на базе этого процессора калькулятор, контроллер или еще какую-нибудь забавную бесполезную штуку.
В-третьих, можно воплотить всю эту схему в железе. Что я собираюсь сделать. Как только сделаю — обязательно расскажу и покажу.
Спасибо всем за внимание!
P.S. Ссылки (для тех, кому лень читать):
1. Процессоры URISC — ru.wikipedia.org/wiki/Urisc
2. Сайт языка BitBitJump — mazonka.com/bbj/index.html
3. Программа для моделирования логических схем Logisim — http://ozark.hendrix.edu/~burch/logisim/
4. Самодельный URISC (ORISC) процессор для Logisim — narod.ru/disk/31367690001/oo.circ.html
- процессор
- сделай сам
- для самых маленьких
Что такое процессор (CPU)
В статье расскажем о том, что такое ЦП (центральный процессор), рассмотрим функции процессора и разберем как он работает.
Процессор – это устройство, отвечающее за обработку информации. Его называют по-разному: центральный процессор (ЦП) или центральное процессорное устройство (ЦПУ) или central processing unit (CPU), но все эти термины обозначают элемент, который является “мозгом” вычислительного устройства (смартфона, телевизора, компьютера, планшета, фотоаппарата, сервера).
Процессор представляет собой квадратную пластину со стороной около 5 сантиметров, с одной стороны которой находятся, похожие на ножки, коннекторы. С их помощью он прикрепляется к материнской плате – специальному элементу для установки дополнительных расширений.
Мощность процессора отвечает за скорость обработки команд и сказывается на продуктивности работы.
Что делает процессор
Зачем нужен процессор в устройствах? Он осуществляет управление всеми вычислительными операциями и элементами. Функции, которые выполняет ЦП:
- выполняет операции с данными оперативной памяти.
- создает команды и обрабатывает запросы от внутренних компонентов или внешних устройств.
- временное хранит данные о проделанных операциях или отданных командах.
- выполняет логические и арифметические операции с полученной информацией.
- передает итоги обработки информации внешним устройствам.
Из чего состоит процессор
Центральный процессор это не конечная деталь. Он состоит из трех составных частей:
Ядро отвечает за большую часть всех функций CPU. Оно выполняет расшифровку, чтение, отправку инструкций другим элементам или принимает инструкции от них. Одномоментно ядро способно выполнять только одну команду, происходит это за сотые доли секунд. Таким образом, наличие одного ядра говорит о том, что ПК или сервер будет выполнять все инструкции поочередно. Современное оборудование редко использует одноядерные процессоры, так как в этом случае оно работает очень медленно.
Ядро в свою очередь состоит еще из двух частей:
- Арифметико-логическое устройство (АЛУ). Оно осуществляет выполнение арифметических и логических операций.
- Устройство управления (УУ). Оно координирует работу всех частей процессора, его взаимодействие с внешним оборудованием. Происходит это с помощью электрических сигналов.
- Запоминающее устройство.
Это небольшая память процессора, в которой хранится информация о текущих командах и промежуточных результатах. Она состоит из кеша и регистров. Регистры отвечают за “запоминание” информации, а кеш хранит часто выполняемые инструкции. Обращение в кеш происходит быстрее, чем к оперативной памяти, поэтому объем кеш-память процессора влияет на скорость работы ЦПУ.
Это каналы для передачи команд внутри процессора.
Основные характеристики процессоров
- Сокет (Socket)
Это разъем для установки процессора на материнскую плату. Существует множество видов сокетов, поэтому при выборе ЦП нужно обратить внимание, чтобы его сокет подходил к материнской плате. Например, если на материнской плате разъем LGA 1151, то нужно выбирать процессор с таким же сокетом, иначе его нельзя будет установить.
- Тактовая частота
Этот параметр показывает количество обрабатываемых операций (тактов) в секунду. Измеряется в в мегагерцах (МГц) или гигагерцах (ГГц) Чем выше показатель тактовой частоты, тем выше производительность процессора.
Например, процессор с частотой 1 МГц обрабатывает 1 миллион операций в секунду, а процессор с частотой 1 ГГц – 1 миллиард операций.
Как было сказано выше, ядро – самая главная часть процессора и чем больше ядер, тем больше команд одновременно сможет обрабатывать ЦПУ. Чем больше ядер в процессоре, тем выше его производительность и скорость выполнения операций.
Показывает сколько потоков информации может обрабатывать одно ядро. Поток это технология, которая позволяет разделить производительность ядра, то есть физически ядро одно, а фактически оно может одновременно обрабатывать два процесса. На текущий момент не все процессоры обладают дополнительными потоками.
Кэш состоит из трех уровней памяти: L1, L2, L3. Чем больше памяти, тем лучше работает процессор.
Кэш первого уровня L1 — содержит те данные, которые могут потребоваться программе для выполнения инструкции,
Кэш второго уровня L2 — медленнее, в сравнении с кэшем первого уровня, но больше по размеру. Кэш L2 содержит информацию, которая может потребоваться в будущем.
Кэш третьего уровня L3 — самый большой и при этом самый медленный кэш. Его объем варьируется от 4 до 50 мегабайт.
- Разрядность процессора
Это количество бит информации, которые процессор может обрабатывать за один такт (операцию). Например, размер данных за такт равен 1 байту, процессор считает восьмиразрядным (8 bit), если размер данных 2 байта, то ЦПУ шестнадцатиразрядный (16 bit), при размере 4 байта – процессор тридцатидвухразрядный (32 bit), в случае с 8-байтовым размером данных процессор считается шестидесятичетырехразрядный (64 bit).
Чем больше размер обрабатываемых данных, тем выше производительность процессора.
Как работает процессор
ЦУ обрабатывает команды на языке двоичного кода, говоря простым языком: 0 – это “нет”, 1 – это “да”. Каждый запрос, приходящий процессору состоит из комбинаций двух чисел 0 и 1.
Все операции внутри процессора это повторяющийся цикл, который не останавливается, пока работает компьютер или сервер: взять инструкцию из памяти, прочитать и расшифровать команду, осуществить действия.
Рассмотрим как работает процессор компьютера более подробно:
- Блок управления процессора забирает из оперативной памяти, где находится программа, определенные данные и команды, которые требуется выполнить. Вся эта информация загружаются в кэш-память.
- Получив данные из кэша, процессор записывает их в регистры. При этом инструкции отправляются в регистры команд, а значения помещаются в регистры данных.
- После считывания инструкций и данных, арифметико-логическое устройство выполняет эти команды.
- Результаты выполнения команд записываются в регистры. Если вычисления завершены, то они записываются также в буферную память процессора. Так как число регистров небольшое, промежуточные результаты хранятся в кэш-памяти.
- Если цикл вычислений завершен, результат сохраняется в оперативной памяти компьютера, чтобы освободить место в буферной памяти ЦП для новых вычислений. Если кэш-память переполнена, то неиспользуемая информация отправляется в кэш нижнего уровня или в оперативную память.
Виды процессоров
Существуют процессоры для мелкой техники, такой как ноутбуки компьютеры, телефоны,их можно назвать настольные ЦП. Второй вид процессоров – серверные, предназначены для оборудования, работающего с огромными массивами данных.
Основные функции настольных процессоров – это выполнения функций домашних компьютеров: запуск нескольких программ, перемещение информации, работа с браузерами, запись данных на различные накопители, запуск игр, обработка фото- и видеоматериалов. Им не требуется большое число ядер, но необходима высокая тактовая частота.
Серверные процессоры могут работать с несколькими подключенными клиентами, поэтому им требуется большее число ядер, высокий объем кэш-памяти и поддержка больших объемов оперативной памяти.
Также различают типы процессоров по принципу выполнения команд:
- CISC (Complete Instruction Set Computing) – этот тип процессора с полным набором команд. Они характеризуется:
– большим количеством различных машинных команд, каждая команда выполняется за несколько тактов ЦП
– небольшим количеством регистров общего назначения
– различными форматами команд с разными длинами
– преобладанием множественной адресацией
- RICS (Restricted Instruction Set Computer) – процессор, повышение работоспособности которого происходит за счет упрощения инструкций. В ЦП с RISC-архитектурой применяется ограниченный набор быстрых команд.
Каждая команда выполняется за за один такт. В таких процессорах требуется меньшее число транзисторов, что снижает их энергопотребление и стоимость. Архитектура RISC использует наиболее простейшие команды, что упрощает процесс их выполнения. Более сложные команды обрабатываются как составные из “простых” команд.
- VLIW (Very Long Instruction Word) – процессоров, работающие через объединение простых команд в “связку”. Эти команды должны быть независимы друг от друга и осуществляться параллельно.
Архитектура VLIW известна с начала 80-х годов. Она основана на том, что задача эффективного параллельного выполнения команд возлагается на «разумный» компилятор (программу, переводящую команды в машинный код). Компилятор первоначально делает анализ всей инструкции, выбирает команды, которые могут быть выполнены одновременно. Затем объединяет такие команды в связки, которые рассматриваются как сверхдлинные команды. В результате получается несколько сверхдлинных команд, которые исполняются одновременно.
Как выбрать процессор
На рынке процессоров известны две крупные компании-производителя: AMD и Intel. Они находятся в тесной конкуренции друг с другом, хотя AMD стремится создать нишевый продукт с низкой ценой, а Intel нацелена на топовые, производительные процессоры с высокой эффективностью и низкой энергопотребляемостью.
Основные характеристики по которым необходимо выбирать процессор это: скорость работы (ГГЦ), количество ядер, объем кэш-памяти, тактовая частота (МГЦ или ГГЦ).
Прежде чем приступить к выбору CPU, необходимо определить для чего нужен процессор, какие задачи стоят перед оборудованием, на котором будет стоять ЦП.
Если вам требуется выполнения обычных задач (работа в поисковых системах, в Word и Excel, чтение почты) на ноутбуке или ПК, то вам достаточно встроенных процессоров, со стандартными параметрами.
Предположим, что вы хотите купить ноутбук для сетевых игр или для монтирования видеоматериалов. В этом случае вам потребуется более мощные характеристики оборудования. ПК для игр, обработки фото или видео лучше выбирать с процессорами у которых не менее четырех ядер.
Восьмиядерный ЦПУ потребуется для мощного персонального компьютера, например, под использование профессиональных программ (3ds Max, Adobe Lightroom Classic, SiSoftware Sandra 2020, Adobe Premiere Pro, AutoCAD) или для профессиональных геймеров.
Еще один важный показатель при выборе CPU – тактовая частота. У простых двухъядерных процессоров она 3,5 ГГц – это средний класс компьютеров. Чем выше уровень тактовой, тем быстрее работает процессор. Например, для игрового ноутбука желательно выбирать ЦП с частотой не менее 4 ГГц.
Выбор процессора для сервера это отдельная задача, которую лучше всего доверить специалисту. Кратко отметим, что стоит учитывать ряд параметров: характеристики CPU, структура и состав сервера, на какое количество пользователей он будет рассчитан, какой тип задач будет на нем выполняться (объемные вычисления, хранение данных, размещение программ с постоянным доступом к ним и т.д.). Также стоит учитывать бюджет, в рамках которого требуется приобрести оборудование.
Так как нагрузки на вычислительные системы быстро растут (появляются новые приложения и программы, которые обрабатывают больше информации), то при выборе процессора лучше сделать запас производительности примерно на 20-30% с перспективой на будущее.
Заключение
Назначение процессора – это обработка информации и выполнение различных команд. Без ЦПУ компьютер не будет работать, он выполняет абсолютно все задачи, даже самые простые. Процессор в оборудовании – как мозг внутри человека.
Мощность ПК и серверного оборудования зависит от процессора. При выборе устройств всегда отталкивайтесь от задач, которые вы планируете выполнять, также делайте запас производительности на случай увеличения нагрузки на оборудование.