Кому нужны джуны
Перейти к содержимому

Кому нужны джуны

  • автор:

Так почему джуны все-таки не нужны?

Для джуна поиск работы похож на полосу препятствий. Тот, кто успешно преодолел ров с крокодилами, катящиеся шары, лаву и дротики с ядом, получает приз — классную работу.

Всем привет, это Макс Кравец. В 2021 году я написал серию статей о том, почему джуны никому не нужны и куда катится рынок зарплат разработчиков в IT. В них я посмотрел на вопросы со стороны нанимателя. Рассказал, почему джуны — это рисковая инвестиция. Дал общие советы, как новичку не застрять на начальном уровне, прокачать самостоятельно soft- и hard-скиллы и достигнуть желаемого роста в зарплате. Спустя полгода я решил дополнить эти материалы.

Примерно такие просьбы я получаю после тех статей

В общем, в этой статье разберу причины, почему джунов все еще не хотят брать на работу. И расскажу, как должен развиваться начинающий разработчик, чтобы быть конкурентоспособными. В конце — бонус от меня и команды Holyweb.

Причина №1. «От тебя одни убытки!»

Джун не приносит прибыль компании. Иногда его работа выходит в ноль, но чаще это минус. Джунам нужны менторы: они не самостоятельны, не умеют писать качественный код и взаимодействовать с окружением, не понимают принципов командной разработки. Компания вынуждена тратить время опытных разработчиков на обучение такого специалиста. В текущей ситуации работодатели не хотят идти на такие издержки.

Что делать джуну? Уже на собеседовании покажите, что вы способны приносить пользу с первого месяца. Или будете приносить ее в ближайшее время.

Научитесь делать качественно небольшой перечень задач, например, создавать формы авторизации и регистрации. Разберитесь с тем, как работать с UI Kit, сделайте пять, десять форм, а потом спросите у комьюнити, насколько это правильно и качественно. Вы получите экспертизу на небольшом участке работы и сможете показать ее на собеседовании.

Создавайте pet-проекты. Важно, чтобы это было что-то стандартное — задачи, которые потом встретятся вам в коммерческой разработке. Например, на любом React-проекте есть типовые задачи: формы авторизации, регистрации, восстановления пароля, корзина, дашборды, таблицы. В каждом интернет-магазине есть корзина, добавление в избранное, карточка товара. На интервью дайте понять работодателю, что способны забирать рутинные задачи на себя. В обмен на 20-30% задач, нацеленных на ваш рост.

Ищите компании со стажировкой, пусть и неоплачиваемой. Гуглите, изучайте подборки hh и Хабр Карьеры, читайте отзывы, спрашивайте в комьюнити: «Ребят, посоветуйте компании, где стажироваться». Возможно, вы не получите ответ с первой или второй попытки, но уверяю, рано или поздно он поступит. Есть много людей, готовых помогать джунам.

Вот четыре признака стажировки, которая вам подходит:

  • Должна соответствует вашему профилю. Если вы топите за JS, ищите обучение в этом направлении и не соглашайтесь на что-то отвлеченное.
  • Это действительно должна быть стажировка. Не просто формальная подпись о прохождении практики. Вас будут вовлекать в разработку и обучать практическим навыкам.
  • В компании выстроена корпоративная культура и прозрачная система оценки работы сотрудников. Это можно понять по отзывам.
  • Вам дадут ментора, к которому можно будет обращаться с вопросами.

Лайфхак: если вы очень сильно хотите попасть в какую-то конкретную компанию, предложите работодателю поработать тест-драйв — поработать 1-2 недели бесплатно без оформления. Если справитесь, компания оплатит вашу работу и оформит в штат. Так вы повысите свою вероятность попасть на работу мечты. Но не злоупотребляйте этим способом.

Причина №2. Удаленка

С одной стороны, удаленка решает кучу проблем: не надо толкаться в общественном транспорте в час пик, появляется несколько дополнительных часов в день. С другой, пропадает важная часть развития — личное взаимодействие с командой, менторами и средой. Вопрос холиварный, но я на своем опыте убедился, что прогресс в развитии сотрудника в офисе происходит в 2,5–3 раза быстрее, чем на удаленке.

Вторая важная часть удаленки — это доверие. Представьте, вы джун в офисе и вам дают сложную «боевую» задачу. Вы сидите над ней с утра до вечера, советуетесь с ментором. Project-менеджер видит процесс и думает про вас: «У него не получается, но он старается. Дадим ему шанс».

Другая картина: квартира, та же задача. Раздражение ментора, потому что вы обращаетесь, когда он максимально занят. Раздражение project-менеджера, потому что прогресс медленный или его совсем нет. Какое мнение? Правильно, «он не работает». Добавьте к этому страх джуна спросить, уточнить задачу и прочие прелести вербального общения или переписки.

Кажется, ситуация безвыходная. Но у любой задачи есть решение — интенсивный набор опыта и формирование доверия к себе. Поэтому:

  • В идеале ищите компании с офисом в вашем городе. Гибридный график — отличное решение для старта. Это поможет снять проблему доверия нового руководства и коллег.
  • Если вы нашли работу / стажировку на удаленке, постарайтесь быстрее понять правила игры в компании. Запрашивайте созвон «один на один» с руководителем. Задавайте вопросы: «что я делаю так / не так?», «в чем мне нужно прибавить компетенции?» и так далее. Самому запрашивать обратную связь — это нормально. Чем раньше вы поймете, что принято или не принято, тем лучше адаптируетесь. А еще будьте предсказуемым для своего ментора — если не успеваете сделать задачу в срок, скажите об этом как можно раньше.
  • Не нашли работу или стажировку — делайте совместные pet-проекты или Open Source проекты, даже с такими же новичками, как вы сами. Так вы быстрее поймете, как устроена командная разработка.
  • Чтобы не застыть в развитии на удаленке, окружайте себя полезным общением с профессионалами. Найдите ментора, тоже желательно из вашего города. Помогут профильные сообщества ВКонтакте или Твиттере, Хабр или сабреддиты на специальных форумах — Stack OverFlow, Reddit, CyberForum. Вполне возможно найти наставника, который готов помогать за интерес или небольшие деньги.
  • Общайтесь с комьюнити. Задавайте вопросы на Хабре, делитесь pet-проектами, запрашивайте ревьюить ваш код. Получите продуктивное живое общение.

Мы все понимаем, что кружка с логотипом PHP или фотоальбом с хакатона во «ВКонтакте» — это не то, что делает программиста хорошим программистом. Но, как ни странно, эйчары на такое все еще обращают внимание. Так что поработайте над собственным позиционированием: намекните, что вы дышите разработкой, фанатеете от определенных технологий. Удивительно, но факт: это работает и добавляет вам очков в глазах HR-специалиста.

Причина №3. Фулстечность

Джуны не могут определиться со стеком. Учат все подряд — фронт, бэк, мобильную разработку, и не специализируются на чем-то одном. В итоге на собеседовании быстро выявляются поверхностные знания.

Другая крайность: джуны закапываются в роадмапах, стараются выучить все и умирают на середине списка. Если знания не закреплять практикой, мозг забудет их почти сразу.

В начале пути сфокусируйтесь на одном стеке или языке. Например, JavaScript + TypeScript + React будет отличной связкой для фронтенд-разработчиков. Если говорить про PHP, остановитесь на фреймворках Laravel или Lumen — для старта этого будет более, чем достаточно.

Подкрепляйте теоретические знания практическими задачами, например, pet-проектами.

Причина №4. Пресловутые софт-скиллы

В современной разработке почти не осталось разработчиков-одиночек. Программист — командный игрок: планирование спринта, обсуждения в процессе, код-ревью, общение с QA-командой, менеджером, девопсом. Ваша способность взаимодействовать проверяется через навык самопрезентации и умение четко излагать свои мысли.

Их можно наработать только практикой.

  • Тренируйтесь проходить собеседования дома, записывая свои ответы на диктофон. В качестве интервьюера подойдет даже ваш кот 😉
  • Попробуйте найти ментора, который вас прособеседует.
  • Смотрите видео на YouTube, как проходить собеседования. Изучайте подборки в стиле «40 самых популярных вопросов на собеседовании».

Тренировка добавит вам уверенности!

Даже если это интервью перед зеркалом или собственным котом.

Причина №5. Зачем курсы, если есть гугл?

Часто встречаю джунов, которые признаются, что идут на курсы ради контроля. «Я отдал деньги, у меня будет программа и наставник, который меня проконтролирует». Это тупиковый подход. Если вы не готовы изучать все самостоятельно и для достижения целей вам нужна дополнительная мотивация, хорошим специалистом вам не стать.

Длительность некоторых курсов составляет 10-16 месяцев. За это время в коммерческой разработке можно стать хорошим специалистом. Тем более существует много бесплатных курсов, которые можно проходить, работая над коммерческим проектом.

Как будем это менять?

  • Научитесь гуглить. И не только на русском языке. Вообще, умение «серфить» — супер важный навык, которым обязан владеть каждый разработчик.
  • Развивайте навык самоконтроля. Лучший менеджер — это вы сами.
  • Отдельного внимания требуют бесплатные сервисы и курсы. Например, фронтенд-разработку можно изучать на Современный учебник JavaScript и HTML и HTML5.

Причина №6. «Да выучи ты уже!»

Из моей практики: кандидат, который отлично знает теорию, имеет гораздо больше шансов пройти собеседование, даже если на лайвкодинге не может решить всех задач. Логика работодателя проста: «Окей, он не дотягивает по hard-скиллам, это наработается с практикой. Зато ему не нужно разжевывать теорию».

Поэтому снова — научитесь гуглить. «Список вопросов для собеседования» + ваш вариант стека (JS, PHP, Java и так далее)*. В интернете можно найти массу примеров решения. Например, на портале LeetCode хорошие задачи на знание структур и алгоритмов.

* Я разделяю языки программирования на более и менее сложные в изучении. Это связано с количеством документации, поддержкой комьюнити и проектами, которые на нем создаются. С условного JS проще начать карьеру, чем с Java.

Причина №7. Резюме и Git

Джуны не понимают, насколько важно хорошо заполненное резюме с расписанными проектами и задачами. Пишет мне парень: «Я уже отправил 150 откликов на вакансии, мне не отвечают! Подскажи, что в нем не так?».

А собственно, там нет ничего, что может рассказать о нем как о специалисте, — с чем работал, какие задачи решал.

Наличие Git также большой плюс. Он показывает уровень подготовки, прогресс и задачи, с которыми вы работали. Мои разработчики запрашивают Git даже у джунов. И на собеседовании задают вопросы по нему. Почему это так сделал? Почему выбрал такое решение?

Поэтому обязательно оформите свое резюме — на что обратить внимание:

  • Распишите технологии, которые трогали. Все, по которым имеете теоретические знания или использовали в pet-проектах. Чем больше, тем лучше.
  • Обязательно указывайте образование и дополнительные активности, например, староста или победитель олимпиад.
  • Добавьте ваши проекты и опишите фичи, которые в них реализовали, даже если они кажутся мелкими. Нет коммерческих проектов? Описывайте pet-проекты.

Остались вопросы или есть свои советы, как джуну стать востребованным специалистом? Пишите в комментариях или напрямую мне в телеграм.

Стоит ли брать на работу джуниоров

Ища работу, начинающие программисты обнаруживают, что молодым у нас дороги нет. Компании неохотно берут новичков на работу, и тому есть весьма веские причины:

— Они частыми вопросами отвлекают старших коллег. Им нужно много объяснять, как работает система, а работа в это время стоит. Правильные вопросы задавать они ещё не умеют, а спрашивать приходится чуть ли не ежеминутно. В это время старшие коллеги обычно пытаются войти в поток, и они сильно заняты своей работой, ведь нового человека и взяли из-за того, что команда уже не справлялась. В результате джуниоры получают свой первый RTFM вместо ответа. Поиск ответов в почти полностью непонятной документации, коде или бескрайнем интернете для них заканчивается тем, что они тонут в информации. Всё, что им остаётся — это, ничего не понимая, беспомощно уткнутся в монитор, пока ими не заинтересуется тимлид.

— Они косячат, поэтому за ними нужно следить и вовремя бить по рукам. Каждый пропущенный баг исправить становится в десятки раз дороже, если он уже в продакшене. Поэтому сэкономленные на зарплате джуниора деньги не покрывают убытки, когда дело доходит до поддержки. Дефекты допускают и профессиональные программисты, но тогда баги и находятся, и исправляются быстрее. Джуниоры же ещё не знают инженерных практик, не могут следовать процессу, который обычно не рассчитан на них и их особые потребности. У них ещё не выработана трудовая дисциплина.

— Им хочется использовать какую-то новую модную технологию. До определённого момента все программисты ищут серебряную пулю, пока с опытом не приходит осознание, что за всё, так или иначе, приходится платить.

— Они не всегда сразу знают, чем им интересно заниматься, и скоро уходят. Не все сразу находят работу, от которой ощущается драйв. Для кого-то это игры на Unity, для кого-то — высоконагруженные сервера на Erlang, а для некоторых, вы не поверите, — заниматься археологией на старом и задавленным бюрократией проекте. Это, наверное, самая частая причина ухода джуниоров из хороших проектов.

— Они себя не окупают. Зарплата джуниоров всё равно довольно большая, и платить им меньше не стоит.

Это довольно серьёзные риски и траты для компании. Особенно остро они ощущаются в Украине и Беларуси, где компании в основном аутсорсинговые, а сотрудники для заказчика являются удалёнными. А это требует больше самостоятельности и профессионализма.

Тогда зачем компании нужны вчерашние студенты?

Тем не менее, мне было интересно исследовать, зачем крупные компании (даже такие высокотехнологичные, как Google) делают интернатуру и всё-таки берут на работу вчерашних студентов. Вариантов было много, но ключевой ответ я услышал в замечательном интервью с Евгением Кривошеевым, тренером из ScrumTrek.

Дело в том, что молодые нужны для компаний так же, как для эволюции нужны дети, взрослые, бабушки и смерть.

Вот несколько причин, почему вам могут понадобится именно джуниоры, даже если бюджета хватает на нескольких синьоров:

1. Они мучают вопросами, и их нужно вводить в проект. И это хорошо! При этом у вас часто всплывают разные сложности системы, которые вы раньше и не замечали. Например, у вас проект собирается какими-то shell скриптами с помощью ANT’а, и, объясняя это джуниору, вы можете подумать: а почему бы это не переписать на Maven и собирать одной стандартной командой?

2. Они отвлекают серьёзных мужиков от работы постоянными вопросами. И это хорошо. Очень часто бывает, что джун подходит с вопросом, а ему отвечают «Отстань, у меня тут бага, которую нужно срочно пофиксить». И отфутболивают его к другому, а тот дальше. В результате джуниор чувствует себя привокзальным попрошайкой и только злит сосредоточившихся на своей работе коллег.

Обычно, если такое случается, то почти наверняка синьоры также поступают и друг с другом. Возможно, у вас в команде не настроена коммуникация, или же у каждого программиста есть только свой участок работы и нет коллективного владения кодом. В любом случае, для джуниора следует выделить ментора, который будет ему помогать и отслеживать его «успеваемость». Обычно эту роль выполняет тимлид или ближайший по столу коллега, но это не правильно. Это роль должна быть полноценной и осознанной.

3. Им нужно много объяснять, как работает система. И это хорошо. Каждый раз отвечая на вопрос, стоит задуматься: а почему вам приходится это объяснять? Может быть, у вас нет документации? Вот и всплыла проблемка.

Обычно, чтобы ввести джуниора в проект, нужно прямо с ним сесть и начать решать задачу. Вот у вас и появилось парное программирование 😉

4. Они косячят. И это хорошо. Джун угробил базу, написав UPDATE без WHERE? А бекапы у вас были? Сразу же всплыла проблема, которую раньше не замечали, а ведь у вас может в любой момент винчестер полететь. Джун закоммитил какую-то ерунду? А у вас вообще построен процесс ревью? То-то же.

5. Джуны часто ещё не знают, что им интересно. И это хорошо. Именно поэтому они ещё смотрят по сторонам, расширяя кругозор, сравнивая технологии между собой. И пробуют перетянуть идеи, которые они нашли, к вам в проект.

В том то и дело, что как только джун останавливается на каком-то направлении, он концентрируется только на нём и развивается в миддла. И только потом, уже вертикально развившись до синьора, у него появляется время и желание посмотреть по сторонам.

6. Они быстро учатся. Они как губки впитывают новые технологии. И да, они постоянно норовят их впихнуть в проект. В том числе те, которые синьоры пробовали в своей молодости, но тогда они оказались слишком сырыми или для них не было рынка, или они опережали время. Например, in-memory БД (e.g. Redis) во времена, когда 512mb RAM было шиком, или функциональные языки (e.g. Scala), которые стали востребованными только с массовым внедрением многоядерных процессоров. Эта способность схватывать быстрее чем старшие товарищи может быть незаменимой и хорошо дополнять общую компетенцию команды.
Нужно помнить, что со временем юношеский энтузиазм неизбежно разбивается об горький опыт сменяется рассудительностью и консерватизмом.

7. Их мозг ещё не загажен штампами. Это даёт возможность смотреть на проблемы свежим взглядом. Кроме того, опытные программисты склоны к оверинжинергингу, в то время как джуны могут написать более простой и прямолинейный код. Например, синьор вероятнее будет оптимизировать конкатенацию строк в цикле через StringBuffer, а джун напишет этот код в лоб — проще и читабельнее. И оказывается, что современные компиляторы уже давно сами делают эту оптимизацию.

Или джун может просто сделать дубликат кода, который ещё и окажется копипастой с StackOverflow. Но она, тем не менее, может оказаться лучше, чем текущая ломающая архитектуру абстракция, которую бы сделал синьор. И будучи скопированной с форума, она наверняка не содержит багов

8. Джун может не знать о какой-то проблеме, с которой сталкивались старшие товарищи, и внезапно её решить в лоб. Например, вы не могли перевести ваш проект на последнюю версию библиотеки из-за коварного бага, а он, оказывается, уже давно исправлен. Тот случай, когда неосознанная компетенция вкупе с удачей приносит выигрыш.

9. Им интересно заниматься тем, чем более опытным коллегам уже не интересно. Например: сделать кнопку округлой и раскрасить с помощью CSS или сделать диалоговое окошко на JavaScript. А раз интересно, то и сделают они это, с большой вероятностью, лучше. Я знаю случай, когда джун сильно удивил команду матёрых синьоров, используя анимацию CSS 3, которой сам обучился, делая игрушку.

У вас может оказаться много работы, до которой руки не доходили — покрыть тестами какой-то старый модуль или сделать POC. И, оказывается, что эту работу как раз джуниор может сделать с большой охотой.

10. Неуёмная энергия. Джуниоры могут себе позволить овертаймы или потратить больше времени на изучение нового. У них нет семьи или денег на катание на сноубордах на выходных. Вообще, насколько я видел, большинство джуниоров, даже имеющих занятия кроме работы (семья, спорт, учёба, пьянки), всё равно с огромным энтузиазмом работают и выкладываются на полную. И некоторые к двадцати трём годам уже становятся вполне себе синьорами.

Это, вкупе с их относительной дешевизной, делает джунов особенно привлекательными для галер стартапов. В стартапах обычно важно в кратчайшие сроки сделать функционал или хотя бы прототип. На то, какого качества код получается, приходится закрывать глаза — уж хоть как-нибудь, нам главное на рынке удержатся, а потом уже порядок наведём. Может быть. Так и рождаются эти самые кровавые энтерпрайзы, забирающие душу.

11. Неожиданно, но джуниоры могут знать технологию лучше синьоров. Джуниоры обучаются по самым последним книгам и с самыми последними версиями технологий. Например, пока бородатые синьоры повязли в индусском легаси на шестой джаве и пишут спринговые контексты на XML, а для работы с базой используют какой-нибудь MyBatis, в котором нужно SQL писать руками, то джуны уже вовсю используют восьмую джаву с лямбдами и новый Spring Boot, где бины создают аннотациями, а с базой работают через модный Spring Data, без единой строчки SQL. И, обменявшись опытом, вы можете обнаружить, что для Spring Boot уже есть модуль MyBatis, и можете попробовать его и получить глоток свежего воздуха.

Большинство нас, старичков, учились самостоятельно, некоторые даже не имели книг и интернета. Хотя при желании всегда можно было найти в какой-нибудь школьной библиотеке книжку по Фортрану. Многие из нас просто пропустили базовое теоретическое обучение таким штукам, как структуры данных и алгоритмы. Тогда как большинство джунов проходят обучение на всяких курсах, где уже обкатан учебный материал. Например, даже на самых сомнительных курсах почти всегда рассказывают о шаблонах проектирования. Понимания, конечно, это не приносит, ведь оно приходит только с опытом. Но дает хотя бы какое-то представление.

Каждый раз, когда я менторил джунов, я всегда от них узнавал что-то новое. Один мне показал свой компилятор Brainfuck, написанный на JavaScript. Другой рассказывал про технологии BigData, которые он изучал на Coursera.

12. Околопрограммисткая специальность. Такие профессии, как специалист тех. поддержки, тестировщик-автоматизатор, DBA, Build Engineer, требуют знания программирования, чтобы, засучив рукава, полезть и исправить проблему. Опытные программисты предпочитают не идти на такие вакансии, но джуниоры вам могут отлично подойти. Возможно, они будут неплохо справляться и даже вырастут в синьоров по этому направлению. И таких опытных ценят даже больше, чем программистов, — из-за более узкой специализации.

Ещё один пример из жизни: старательный интерн с ярко выраженным гуманитарным складом ума не стал программистом, но зато отлично справляется с технической поддержкой, общаясь с клиентами и периодически заглядывая в код, чтобы им ответить как оно, блин, работает.

13. Падаваны для синьоров. Многим опытным специалистам было бы интересно попробовать себя в роли преподавателя, повысив этим свой социальный статус. Кстати, сам по себе опыт менторства повышает квалификацию. Возможно, у вас в команде есть синьор с тимлидскими амбициями, но эта роль уже занята. Так что дать ему «послушников» — хороший способ удержать ценного сотрудника и дать ему возможность вырасти до тимлида. К тому же, такой сотрудник может стать более собранным и дисциплинированным, показывая пример молодым.

14. Сын полка\Юнга — продолжение традиций, снисходительное отношение или, наоборот, дедовщина (да-да, такое тоже бывает!). Но, вообще говоря, передавать ремесло и воспитывать следующее поколение бойцов — это важно в долгосрочной перспективе. О таком обычно задумываются продуктовые компании, в которых знание продукта важнее, чем знание технологий.

Все компании несут потери на трудовом фронте: кто-то засиделся, и его выгонять пора, кто-то трактор завёл, кого-то в армию призвали, кто-то «ушёл на повышение», кто-то не выдержал корпоративной беготни в колесе и сдауншифтил на Гоа. Люди уходят. Но кто же придёт в замен? Как же наша, эта самая, корпоративная культура? И тогда вы решаете — мы будем воспитывать своего джуниора! Но тут возникает проблема: мы его как родного лелеяли, а он ушёл, неблагодарный. Тут возникает вопрос о лояльности.

Из моих наблюдений, если джуниор не уходит в первые пару лет, то он наверняка останется в компании надолго. И руководство это оценит и будет поощрять — давать ему лычки и бонусы за выслугу, повышать, предлагать проекты на выбор. То есть всячески давать знать, что он свой в этой семье и на него ставят в долгую.

Да и если он уходит из продуктовой компании, то куда он пойдёт? Ведь знания у него довольно узкопрофильные и в основном касаются продукта. Начинать карьеру заново тяжело.

Если у вас в компании всё в порядке с оплатой и поощрением заслуг, то, как правило, неблагодарные джуны уходят на другой проект просто за новыми приключениями. Каждого из нас точит вечное: «А, может, там интереснее?». У вас всё может быть отлично, но это следствие парадокса выбора — человеку всегда кажется, что он мог выбрать что-то получше. Это нормально, это и у синьоров бывает, просто меньше вызывает обиду.

Один джуниор, который год назад только устроился на хороший проект, недавно мне жаловался:
— Я тут уже всё изучил и вот чувствую, что ничему новому не учусь. Подумываю менять работу. Куда податься, не знаю. Что там сейчас в тренде?
— Boy, Boy! Придержи коня, ковбой. Не так и много таких хороших проектов. Ты бы на конференцию сходил, чё нового узнал, тренды те же. Услышишь про Continious Delivery, которого вам так не хватает — вот заодно попробуй пропихнуть в команде и внедрить. В общем, не спеши. Поверь, самое интересное с работой ты не пропустишь, если что.
— Спасибо, успокоил мю душу мятежную. Так и поступлю.
Вот так вот спас от опрометчивого увольнения.

Причин для увольнения может быть много. Возможно, ему банально денег предложили больше. Или на том проекте его друг работает. Или в коллектив не влился. В любом случае, это здорово, если утративший мотивацию человек уйдёт. Намного хуже будет, если он останется.

Мир всё равно тесен, и мы крутимся в одной бетономешалке. И бывает такое, что люди возвращаются. Или приумножают полученные знания и потом с вами же на конференции поделятся опытом. Или сами становятся тимлидами, а потом уже их ученики перебегают к вам. Так что не стоит расстраиваться по этому поводу — прямо или косвенно ваши затраченные усилия вам вернутся.

15. Благородные побуждения. Например, вы берёте студента из своей альма матер, потому что сами помните, как тяжело было найти себе работу. Это можно расценивать как альтруизм или даже как кумовство. Но, тем не менее, велика вероятность того, что в университете, где вы учились, потенциально находятся студенты с таким же, как у вас, складом ума и способностями.

Я считаю, что людей, способных к профессиональному программированию, не так уж и много. И те, кто поняли, что это их призвание, концентрируются в определённых точках, где они учатся друг у друга. Это объясняет, почему даже из глухих вузов, где учат чуть ли не дырочки не перфокартах делать, всё равно выходят матёрые профессионалы (которые на самом деле самоучки). Есть мнение, что гимназии с физико-математическим уклоном хорошо подготавливают программистов. Мне кажется, что здесь связь обратная — это не гимназии готовят программистов, а потенциальные программисты концентрируются в них и спокойно выживают, когда балбесов оттуда выгоняют.

Тут же кроется ответ, почему крупные компании бегают за студентами-инженерами. Если ученик может в Matlab расписать передаточную функцию, то, скорее всего, выучить программирование ему тоже не составит труда. И учитывая дефицит таких людей, они будут стараться заинтересовать выпускников именно своей компанией и готовы нести расходы на их обучение. Поэтому при устройстве на работу они даже глянут в диплом: хорошие оценки — это всё-таки кумулятивный показатель качеств как специалиста. Либо студент достаточно умён, либо достаточно прилежен. И то, и другое что-то скажет о потенциале будущего сотрудника.

16. Мотивация для нас, старичков. Это очень тебя мотивирует, когда ты уже закостенелый девелопер, и тут приходит какой-то сопляк, который схватывает всё на лету. Чувствуешь, что молодые наступают на пятки. А ещё и нахваливают какое-то модное реактивное программирование. Ты, конечно, делаешь скептическое лицо: «эх, молодость зелена». Но вечером приходишь домой, ужинаешь, задумываешься на минутку. А потом бьёшь кулаком по столу «Щенок!», да и записываешься на курс.

Хорошим джуном кашу не испортишь

Можно долго продолжать искать причины, почему вам может понадобится джуниор. Как ни удивительно, причины, по которым джуниоров отвергают, могут сделать их полезными для проекта.

Я пришёл к выводу, что джуниор — это прекрасный кандидат на роль «новичок на проекте». Так или иначе, все мы, приходя на новый проект, оказываемся в той же ситуации, что и джуниор. Большинство этих ситуаций точно также могут случаться и с миддлом, и с синьором.

Каждый из нас — немного джуниор. Даже работая на том же проекте, вы всё равно иногда сталкиваетесь с неизвестным модулем или технологией. Но, обладая большим опытом, мы проходим этот путь быстрее. И включаемся в проект на полную, возможно так и не улучшив процесс.

Если у вас налажен процесс на проекте, то интегрирование нового игрока в команду проходит безболезненно. А если процесс не налажен, то, возможно, как раз джуниор и поможет увидеть и исправить множество проблем. Более того, сама возможность добавить джуна в проект — это довольная важная метрика. Если у вас нет работы для джуниора, есть повод задуматься — а всё ли у вас в порядке? Почему только синьор может с этим хозяйством разобраться? Возможно, у вас очень устаревший стек технологий, который уже никто и не учит. А значит, дальше вам будет только сложнее искать сотрудников. А возможно, вашу систему следовало бы разделить на более простые модули.

Главное нужно признать — они также нужны на проекте, как и опытные программисты. Пока джуниоры будут с интересом ковырять какой-нибудь новый фреймворк, более опытные будут сосредотачиваться на предметной области и архитектуре. Таким образом, коллеги дополняют друг друга.

Так что, дорогие работодатели, помните народную мудрость:
Молодым — везде у нас дорога.
Старикам — везде у нас почёт.

А вы, джуниоры, не падайте духом и помните, что дорогу осилит идущий 😉

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

Кому сейчас нужны джуны после курсов? 4 истории тех, кто хочет в ИТ в 2023

Поговорили с айтишниками, которые решили войти в ИT только недавно — на фоне кризиса рынка, «оптимизации» команд и урезаний плюшек. Узнали их истории — результат у всех разный.

Кому сейчас нужны джуны после курсов? 4 истории тех, кто хочет в ИТ в 2023

Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы

— Нам рассказывали, что в группе не будет больше 10 или 15 человек. По факту оказалось человек на пять больше, что огорчило всех. Преподаватель один, и вопросов возникает очень много. Поэтому продвижение по занятию очень медленное, — говорит он. — Но не могу сказать, что мне было очень трудно. С первых занятий все очень заинтересовало, поразило, насколько это интересная тема. Преподаватель была очень хорошая.

На тот момент курс стоил 2 500 рублей. График занятий «был очень плотный», поэтому Артем уволился со склада и пошел работать таксистом в свободное время. Закончив обучение в начале июня 2022, работу в ИT выпускник искал до апреля 2023, но так и не нашел.

Новые условия. Половина за границей джуны отмирают. Большой ресёрч ИТ в Беларуси Как айтишники-джуны искали работу в Беларуси и Польше в 2022. 5 историй Компании впервые массово перевозят джунов. Как им в новых локациях? 3 истории Отказы отзыв вакансий нет денег на переезд. Узнали как дела у джунов Известная ИТ-компания поменяла правила стажировки в Польше. Стажёры огорчены Войти в айти 2022: джунам предлагают стажировки за которые платит. стажёр. Как это?

Текст: Отдел новостей Фото: unsplash Теги: long, джуны, ит, кризис

Нашли ошибку в тексте-выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Нашли ошибку в тексте-выделите ее и нажмите кнопку «Сообщить об ошибке».»

Читайте также
Альтернатива: в какие активы инвестировать в условиях нестабильности

В 2022 году большинство инвесторов понимает — без диверсификации активов уже не обойтись. Но как защитить свои накопления, если курс валюты скачет, а торги на биржах представляют все больший риск? Выбрали три варианта, на которые стоит обратить внимание.

Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории

dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году). Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации).

EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома

«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами. Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод. Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.

Пара айтишников переехала в Австралию. Впечатления, цены, жильё

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

table

table Table в Database
15 августа 2023, 11:47

2 года и уже синьёр)

Anonymous

16 августа 2023, 00:15

У меня в компании есть трёхлетний техлид))

m_m

20 августа 2023, 00:10

у нас есть 0,5 летний сеньер 🙂

deeaitch

15 августа 2023, 16:01

В сфере очевидно привлекают деньги

Вот и всё что нужно знать о джунах. А куда делось желание создать что-то интересное? Выдохлась отрась, все хотят сайтики клепать копипастом и получать кучу денех.

user_1966

15 августа 2023, 16:10

Те, у кого есть желание много работать и мало получать, идут во врачи или учителя)
В мотивации деньгами ничего плохого нет. Да и не думаю, что это причина того, что отрасль выдохлась, корни проблемы все таки другие.

Пользователь отредактировал комментарий 15 августа 2023, 16:10

Anthony Marchenko

Anthony Marchenko
15 августа 2023, 16:32

как я понимаю, с точки зрения программистов старой школы, есть два типа мотивации 1) правильная (создать что-то интересное) 2) не правильная (деньги)

Забавно, что нормальную отрасль и большие проекты на одних этузиастах не сделаешь. Людьми с идейной мотивацией вообще трудно управлять (ибо им, когда становится не интересно, они просто уходят на другую работу)


Вот, ксати, очень хорошая база по разбору типов мотиваций (займёт 15-20 минут), которую всем очень советую почитать

Мотивация от Олега Макаренко

Рассказывать буду по-простому, без ссылок на Адлера и Павлова, примерно так, как рассказывают кадровикам на тренингах. После прочтения статьи, вы сможете определить мотивацию любого человека, задав ему всего один вопрос.

Пользователь отредактировал комментарий 15 августа 2023, 16:32

deeaitch

15 августа 2023, 16:47

как я понимаю, с точки зрения программистов старой школы, есть два типа мотивации 1) правильная (создать что-то интересное) 2) не правильная (деньги)

Не правильно понимаешь. Тут важно что первостепенно а не мотивация как таковая. Никто не будет работать за гроши, но дело в том что стоит на первом месте. Получать больше это хорошо. Только вот деньги это ресурс а не цель.

Забавно, что нормальную отрасль и большие проекты на одних этузиастах не сделаешь.

Посмотри на огромнейшие открытые проекты. Компании стали вкладываться только когда уже готово было.

Anthony Marchenko

Anthony Marchenko
15 августа 2023, 16:52

[censored — П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement], с тобой кто-то на ты переходил?

balindus

15 августа 2023, 17:56

Ага, на деле нужны скучные и надежные исполнители а на интервью, судя по тенденциям, ищем наоборот — тех кто выделяется и вообще готов перевернуть индустрию.

Делать интересное — это прям в идеале. А в целом — достаточно чтобы нравилось вазюкаться с компами и чего-нибудь автоматизировать.

perfokarta

perfokarta
17 августа 2023, 12:43

как я понимаю, с точки зрения программистов старой школы, есть два типа мотивации 1) правильная (создать что-то интересное) 2) не правильная (деньги)

Во времена, когда «программисты старой школы» шли в профессию, зарплаты везде были примерно одинаковы. Поэтому деньги тогда не могли быть главной мотивацией. К тому же, нужно было пройти конкурсный отбор в вуз, закончить его. То есть, еще требовались определенные способности. И вот эта комбинация — интерес к работе плюс способности — создавали специалиста, который развивал себя, отрасль, делая привлекательные продукты, за которые платят. Для любой отрасли нужен баланс между отдавать и получать.

Если же у вас нет ни интереса, ни способностей, а только желание получить деньги на «поле», которое создали другие, то это может быть нормально, если вы не разоряете это поле.
К примеру, если я хочу заработать сбором клубники (которую вырастили другие) и бережно соберу ее сколько смогу и получу плату — это одно. Если же я буду собирать ее варварскими методами, повреждая ее культуру, используя какие-то травмирующие приспособления чтобы собрать больше — то это другое дело.

«Коллеги» без интереса и способностей на работе часто занимаются разными интригами, вытесняя увлеченных коллег, и разрушая проекты (свидетелем чему была неоднократно). Но в отличие, например, от музыкантов, чья фальшь или мастерство видны всем: и клиентам, и начальству — в IT кроме опытных коллег никто не оценит чей-то код. И когда чья-то «фальшь» станет видна всем — будет уже поздно.
И например, в отличие, от медицины, которая будет существовать пока живы люди — IT можно и разрушить. Жили же люди без IT еще сто лет назад.
Все эти процессы очень хорошо показаны в фильме «Кто убил BlackBerry».

Пользователь отредактировал комментарий 17 августа 2023, 12:43

Почему джуны никому не нужны и как это изменить?

— Нам нужен начинающий fullstack-web-mobile-разработчик с навыками написания кода на нескольких языках. От нас: бесценный опыт работы, офис с самокатом и собственная кухня с печеньками.
— Сколько денег заплатите?
— А что, опыт уже ничего не стоит?

Всем привет, это Макс Кравец из Holyweb. Знаю много историй, когда начинающего специалиста с первого дня бросают на задачи, за которые никто не берётся, и ждут, пока новый сотрудник сам «выплывет». А перегорит и уйдёт — значит, просто слабак, который не хочет работать.

С другой стороны такое отношение имеет определенные основания. У джунов часто завышены представление об идеальном проекте, зарплате и собственной ценности для работодателя. Из-за этого происходит разочарование даже в классных проектах и постоянная смена работы.

Если вы — тот самый джуниор, хотите расти как IT-специалист и зарабатывать больше, но считаете, что вас постоянно недооценивают и держат на неинтересных задачах, ​​этот материал для вас.

Впервые статья была опубликована на Tproger.

Джуны не нужны: взгляд со стороны нанимателей

1. Джун — это рисковая инвестиция

Компаниям нужны люди, которые могут самостоятельно решать задачи. Джуниор-специалист — ещё ученик, его сначала нужно вырастить до уровня самостоятельной работы, и речь идёт не только о хард, но и о софт скилах.

На обучение начинающего специалиста выделяют часы кого-то из старших сотрудников. И тогда получается, что бизнес, нанимая джуна, «в моменте» не только не приобретает новую боевую единицу, но и теряет часы сотрудника, выполняющего роль ментора. Был один сильный сотрудник — наняли джуна — вместе их стало 0,5.

Что с этим делать:

Математика «1 джун + 1 мидл = 0,5 разработчика» не совсем справедлива, если компания смотрит на долгосрочную перспективу. За два-три года начинающий разработчик вырастет в крепкого мидла, если приложить к этому усилия. Проблема в том, что джун через пару месяцев может уйти в другую компанию. И тогда все эти усилия окажутся напрасными.

Так что главное здесь: вкладываться должен не только наниматель, но и джун. Научить можно только того, кто сам готов учиться.

Важно: учиться в данном контексте — это найти баланс между «спросить совета сразу» и «попробовать решить самостоятельно». Одни джуны думают о задаче 5 минут и бодро шагают к ментору за подсказкой, другие наоборот — тратят много часов в поисках нужного решения, вместо того, чтобы вовремя обратиться за советом. Обе крайности плохо помогают в развитии. Лучше нащупать ту грань, когда самостоятельность не тормозит работу, но и не приходится отвлекать ментора по пустякам.

2. Джуны сразу претендуют на зарплату уровня мидлов

На сайтах онлайн-курсов всегда есть блок с потенциальной зарплатой. Вот что он обещает разработчикам:

Эту сумму джуны нередко называют на собеседованиях… и сразу выпадают из списков потенциальных кандидатов. Потому что никакая экономика в компании не сойдётся, если обучать сотрудника и при этом платить ему, как полноценному специалисту.

Проблема в том, что сайты курсов показывают среднюю, а то и медианную зарплату разработчиков в России, включая мидл-специалистов и техлидов.

Идём в указанный первоисточник и находим более развёрнутую информацию:

А потом там же читаем, что такое медианная зарплата:

Это не «сколько зарабатывает начинающий специалист», а вообще ситуация по рынку без привязки к грейдам. Причем ещё и до вычета налогов.

Что с этим делать:

Для оценки того, сколько можно заработать, лучше провести собственное исследование. Пойти на hh.ru, в поиске вбить «junior-разработчик» и посмотреть, что предлагают. В Москве зарплата будет порядка 50-60 тысяч рублей, в регионах — 35-40 тысяч рублей.

3. Джун умеет писать код, но не умеет работать

А в чём разница? Вроде же в этом и есть работа — писать код.

Не совсем. Мало писать код, нужно уметь взаимодействовать с окружением. То есть со всем, что сопутствует написанию кода: от принятия задачи до коммита и работы с таск-трекерами.

Вот типичные проблемы начинающих специалистов:

  • берутся за задачу, не разобравшись до конца в ее сути;
  • боятся задавать уточняющие вопросы;
  • плохо ориентируются в тулзах: от условного баск-менеджера Jira до Git;
  • не умеют разворачивать проект;
  • забывают трекать время по задачам;
  • не соблюдают код-стайл.

Что с этим делать:

От джуна не ждут, что он сразу будет решать самостоятельно все задачи. Ключевое на старте карьеры: потратить время и разобраться в процессах разработки, которые предшествуют написанию кода и следуют за ним.

«Вечный джун»: как разработчику не застрять на начальном уровне

Есть такой термин «вечный джун» — специалист, который работает в сфере не один год, но постоянно совершает ошибки новичка. Такие джуны точно никому не нужны. Дабы не зависнуть в этом статусе на многие годы, стоит сделать следующее:

1. Определиться со стеком

Начинающий специалист обычно поверхностно знает какой-то язык, может быть знаком с парой фреймворков. А дальше начинается «всё такое интересное, хочу всё попробовать». Этой темы я уже касался в статье «Прекратите изучать фреймворк, станьте JavaScript-разработчиком».

Часто в резюме разработчика вижу кашу из фреймворков: год поработал на Vue.js, полгода на — React, ещё пару месяцев — на Angular. На собеседовании спрашиваю: «Почему так?». И 99% процентов отвечают: «Такой проект был, занимался тем, на что кинули».

Это в корне неверный подход. Когда человек лезет сразу и во фронт, и в бэк, по верхам идёт по всем стекам и фреймворкам — он не станет специалистом ни в чём.

Что с этим делать:

Тут мой совет — определиться с одним стеком и несколько лет работать с ним. И только когда достигнете приемлемого уровня, можно подумать о развитии в смежных технологиях.

Отстаивайте тот стек, в котором хотите развиваться. Если компания не может обеспечить работу в определенном стеке, лучше уж сменить компанию. Да-да, вы не ослышались лучше ещё раз пройти все круги поиска, чем сформировать неправильный фундамент на старте и зависнуть на начальном уровне на пару лет.

2. Прокачивать самостоятельность и софт скиллы

Как понять, что специалист уже мидл или близок к этому уровню? Посмотреть, насколько качественно он может решать задачи самостоятельно.

Тут я выделю два навыка, без прокачки которых не обойтись:

  • учиться работать с информацией;
  • развивать самостоятельность в управлении загрузкой.

Джуны отличаются от более прокачанных специалистов тем, что пока не умеют хорошо работать с информацией. Чтобы решить задачу разработки, джун возьмёт первый попавшийся источник и будет возиться с ним. В то время как правильный путь — посмотреть разные источники, сравнить, прикинуть, как информация соотносится с твоей задачей. Посоветоваться с теми, кто с подобным уже сталкивался.

Вторая боль — джуны не умеют работать стабильно. Человек берется сразу за все задачи, которые в него кинули, сидит над ними до глубокой ночи, а на следующей день в принципе не в состоянии работать.

Когда ты начинающий специалист и за тобой закреплён наставник, он поможет распределять нагрузку и приоритет задач. Но дальше придется учиться самостоятельно управлять собственным расписанием, расставлять приоритеты, оценивать сроки и договариваться с менеджерами.

Что с этим делать:

  • Научиться анализировать свой день и вести некое подобие дневника развития. Выделять эпики, оценивать проделанную работу и сложности, которые возникали.
  • Быть в контексте трендов своего стека, искать разные источники информации, изучать новые тулзы, даже если они не используются в текущем проекте.
  • Самое очевидное, кэп: составить план по развитию. Самостоятельно или с помощью HR-куратора в вашей компании. Регулярно выставлять себе цели: например, в месяц сейчас возвращается с тестирования 20% задач, через 3 месяца должно быть не более 15%.
3. Пройти стажировку

Нигде не научат работать лучше, чем на работе. Стажировка в IT-компании — это самый верный путь попадания в проект и возможность учиться в реальных условиях.

Проблема со стажировкой в том, что некоторые джуниор-специалисты уверены, — это ниже их достоинства. Особенно после онлайн-курсов крупных платформ.

Парадокс, который сложно понять: люди готовы отдавать 100к рублей за обучающий курс. Но стажироваться за 50к на реальных проектах, где их потом еще и трудоустроят — отказываются. Потому что оплата не совпадает с их фантазиями.

Что с этим делать:

Мой совет такой: первые два года поставьте основной карьерной целью не высокий заработок, а прокачку навыков и рост до мидл-уровня.

При такой цели будет гораздо проще найти интересный проект и сильного ментора. А дальше уже подтянутся и крутые задачи, и зарплата, близкая к медианному уровню.

Суммируем

Каждый синьор и техлид когда-то был джуном. И тоже проходил весь этот путь.

Так что советую запастись терпением и понять: компании рады толковым джунам, которые адекватно оценивают свой уровень и готовы вкладываться в развитие.

  • не ждите, пока научат, учитесь сами — для этого найдите баланс между самостоятельностью в работе и умением вовремя попросить совет;
  • изучайте как устроен весь процесс разработки и его окружение, а не только написание кода;
  • придерживайтесь на старте одного стека;
  • оттачивайте софт-скилы, умение работать в команде;
  • регулярно проверяйте уровень своих компетенций.

В качестве резюме могу сказать: лучшие разработчики, с которыми мне приходилось работать, следуют принципу «СДАВ».

С — Саморефлексия

Для этого достаточно уделять ежедневно 15-20 минут, чтобы проанализировать задачи за день, обдумать, что получилось, а что — нет. Через месяц это войдёт в привычку, а со временем позволит не только быстрее писать код и решать задачи, но и продумывать архитектуру проектов.

Д — Досуг

Главный рабочий инструмент разработчик — мозг. И его нужно разгружать. А для этого нужен регулярный отдых, хобби, прогулки и физическая нагрузка. Кажется банальным, но именно навык организации досуга помогает не выгорать.

А — Адекватность

Обдумывать решения и не додумывать слова за другого человека, будь то коллега или тимлид. А для этого нужно осваивать кунг-фу «правильных вопросов». Например, спросить: «Чем ты руководствовался при выборе решения?» или «Почему важно сделать именно так?», а не сразу спорить и доказывать свою точку зрения.

В — Вовлеченность

Программирование и код должны быть интересны. Именно это позволит находить время и силы на развитие, изучение нового и постепенный рост. Если же человек пришёл в разработку только потому, что это сфера тренде, то скорее всего у ожидания быстро сменятся разочарованием и в топового разработчика вырасти не получится.

Если остались вопросы или есть что добавить по теме — пиши в комментариях к статье или сразу в Телеграм @maximkravec.

  • javascript
  • разработка
  • джуниоры
  • джуниор-разработчик
  • джуны
  • программирование
  • программисты
  • frontend
  • frontend-разработка
  • Веб-разработка
  • JavaScript
  • Программирование
  • Совершенный код
  • Управление разработкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *