6 шагов: Как организовать семинар или воркшоп?
Как правильно организовать собственный воркшоп или семинар? Мы поделимся своим опытом и расскажем, как подготовиться и эффективно провести ваше мероприятие. За 6 шагов вы научитесь планировать и организовывать действительно качественные семинары.
Если вам нравится обучать окружающих чему-то новому, выступать перед аудиторией, тогда семинары и презентации – то, что вам нужно.
Если вы наемный работник, то для вашей карьеры очень полезным будет развитие ораторских навыков. Если вы бизнесмен – воркшопы станут прекрасным способом расширить базу клиентов и приобрести репутацию эксперта в своем деле.
Шаг 1 — Выбираем тему
Выбирайте тему для презентации, основываясь на собственной компетентности и поставленных целях, а также на потребностях аудитории. Если вы устраиваете тренинг по менеджменту для работодателей, вы должны поставить перед собой цель дать новые знания, по крайней мере, для 90% аудитории. Если вы организовали собственный воркшоп, ваша основная задача – поделиться собственным опытом.
Шаг 2 — Выбираем формат презентации
Воркшоп – это совместная работа всех участников над созданием чего-либо и приобретением новых навыков. Если, например, ваш воркшоп называется «Преодоление страха», то участники должны на практике научиться преодолевать свои фобии. При этом семинар не требует практической вовлеченности участников. Они могут отвечать или задавать вопросы, но не более того.
Шаг 3 — Оцените продолжительность презентации
Обдумайте продолжительность вашей презентации исходя из объема имеющегося материала и потребностей аудитории. Например, если вы проводите аттестационный курс, вам нужно организовать двух-трехдневную программу. Если же вы проводите курсы стрессового менеджмента, вам понадобиться от двух до четырех часов.
Шаг 4 — Сделайте список тезисов
Составьте краткий очерк презентации из базовых принципов. После каждого раздела повторяйте основные тезисы, которые аудитория должна усвоить. Обновите в памяти аудитории все содержание презентации от поставленных задач и до выводов. Пройдитесь несколько раз по основным пунктам для усовершенствования результата.
Шаг 5 — Позаботьтесь о визуализации
Подготовьте визуальные средства для презентации. Это может быть слайд-шоу, плакаты, видео, игры, что угодно, в зависимости от вашей темы. Убедитесь, что подобные средства понятны и лаконичны, видны с любой точки аудитории, не содержат ошибок и не противоречат друг другу. Визуальные средства должны дополнять вашу презентацию, если нет – лучше от них отказаться.
Шаг 6 — Генеральная репитиция
Попрактикуйтесь в проведении воркшопа с людьми, которые оценят его и дадут хорошие советы. Вы можете обратиться за оценкой и советом в различные клубы, например, разговорные, или разослать видео со своей презентацией нескольким людям. Также стоит спросить мнение и о подобранных визуальных средствах, раздаточных материалах и о вашей манере проведения презентации.
Советы и предупреждения
Продумайте форму оценки презентации участниками. Мнение и пожелания аудитории помогут вам усовершенствовать свою презентацию.
Никогда не пересказывайте дословно и не читайте презентацию со слайдов.
Редактор: Анна Дольник
Что такое воркшоп: нюансы обучения, форматы и примеры
Сегодня поговорим о том, что такое воркшоп, чем он так примечателен и почему так популярен.
Что же такое воркшоп?
Воркшоп – это современная модель обучения, основными принципами которой являются наличие большого количество практики и обучение навыкам работы в команде.
На практике воркшопы представляют собой что-то в духе мастерской, где собирается группа заинтересованных в определенной дисциплине людей и специалист, демонстрирующий нюансы выбранной профессии и помогающий разобраться как ее в азах, так и в более углубленных особенностях.
Воркшоп может быть как в физическом представлении, так и в виртуальном. Все зависит от изучаемых навыков. К примеру, если это воркшоп по поварскому делу, то, естественно, необходимо соответствующее оборудование и специальное помещение (кухня). Если же это воркшоп по data-science, то достаточно связи через Zoom, Microsoft Teams или FaceTime Links.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Стоит ли брать во внимание такое явление, как воркшоп?
Однозначно стоит, потому что они лишены большей части недостатков других вариантов обучения.
Даже если мы возьмем для примера классическую модель обучения, как в школе, то увидим, насколько она «проседает» в сравнении с воркшопом. В ней подается огромное количество теории, но нет столь нужных практических навыков. Имеются ограничения по выбору дисциплин, большая часть работы выполняется соло, а в «профессиональных» навыках человека остается внушительное количество пробелов.
Воркшоп, напротив, даже своей структурой сильно отличается от классических методик образования. В нем намеренно делаются акценты на самых важных вещах, чтобы с ходу погрузить человека в рабочую деятельность и дать четкое понимание того, что его ждет в работе по выбранной специальности.
Стандартный набор характеристик воркшопа
- Акцент на практике. Да, теоретические знания даются, но решение практических задач является основой обучения.
- Обучение проходит в ускоренном и даже немного агрессивном формате. Студентов активно пичкают заданиями и заставляют быстро поглощать любую получаемую информацию, а затем сразу использовать ее в деле.
- Особое внимание уделяется не только профессиональным навыкам, но и коммуникационным способностям человека, умению учиться, адаптироваться, переживать стресс и т.п.
- Часто присутствует ограниченный срок выполнения задач.
- Многие знания должны быть получены студентом еще до похода в воркшоп. Так процесс будет идти быстрее, да и эффективность обучения будет гораздо выше.
- Воркшопы дают возможность опробовать профессию на реальных примерах. То есть появляется возможность поработать с «живыми» проектами, а не абстрактными примерами.
- Ну и все чаще по окончании воркшопа формируется полноценное портфолио, которое можно использовать в своей карьере.
Типы воркшопов
Воркшопы делятся на несколько типов. Их может быть больше или меньше в разных системах категоризации, но ключевые типы всегда остаются. Иногда у них могут отличаться названия, но суть остается одной. В этой статье рассмотрим самые популярные варианты с их наиболее привычными наименованиями.
Дискуссионный клуб
Эта форма воркшопа подразумевает постоянный обмен информацией в группе. Большая часть обучения проходит через коммуникацию между людьми, которые пришли учиться. Главная составляющая дискуссионного клуба – обмен имеющимся опытом и идеями, а также взаимный поиск ошибок и предложений по их исправлению.
Такой подход особенно распространен среди маркетологов и будущих преподавателей. Для них практика общения и обсуждение собственных идей является достаточно эффективной системой обучения.
Еще одна важная составляющая дискуссионного клуба – наличие ведущего, который контролирует беседу, улаживает конфликты и позволяет каждому участнику высказать свою позицию.
Тимбилдинг
Один из наиболее универсальных методов обучения в команде. Геймификация процесса применяется в менеджменте, сфере обслуживания и т.п.
В ходе тимбилдинга ведущий воркшопа устанавливает ряд правил и роли. Задача обучающихся правильно отыгрывать свои роли, сформировать корректные модели поведения и усвоить навыки в ходе следования правилам игры.
Во время тимбилдинга участники должны решить поставленные задачи в ограниченный период времени. Поэтому они в короткие сроки собираются и переходят к делу, времени на стеснения и зажатость попросту не остается.
Мастерская
Это формат воркшопа, подразумевающий активную физическую деятельность. Он требует особого подхода к созданию условий для обучения. Например, предоставить инструментарий и расходные материалы, если это воркшоп по рукоделию или ремонту, или косметические средства и кураторов при обучении оказанию косметологических услуг.
Методика обучения перенята из средневековых школ для подмастерья. Тогда профессионалы готовили себе учеников группами, с ходу проверяя их навыки на практике. Здесь действует та же система.
Подобные воркшопы можно сравнить с уроками труда в школе (там, где они еще есть и представляют собой что-то внятное и полезное).
Мозговой штурм
Подобный подход к генерации идей и умений уже не в новинку. Его используют и в школах, и в университетах. Это вообще одна из самых действенных методик добычи ответов на поставленные вопросы.
Суть мозгового штурма заключается в следующем:
- Коллектив формирует какую-то цель. То есть ставит задачу, которую нужно решить, или поднимает вопрос, на который нужно найти ответ.
- Этот же коллектив генерирует идеи. С каждого участника хотя бы по одному варианту.
- Затем отбираются лучшие идеи.
Таким образом, удается задействовать «коллективный разум» и его силами решить задачу, найдя более эффективное и интересное решение поставленной проблемы.
Марафон
Довольно популярная система обучения, отличающаяся от других воркшопов более длительным сроком выполнения поставленных задач.
Подобный подход используется в разработке. Компании собирают большую группу людей, желающих стать программистами, и тренируют их в течение полугода. По ходу обучения большая часть учеников отсеивается, остаются только самые выносливые и пытливые.
Такая манера обучения дает сразу два преимущества. Во-первых, появляется гораздо больше времени на то, чтобы ученики могли освоить предлагаемые им знания. Во-вторых, проверяются дополнительные навыки студентов (усидчивость, умение вежливо общаться, работать в команде и т.п.).
Как запустить собственный воркшоп
Вроде бы звучит все довольно просто. Нужна какая-то идея, и можно с ходу создавать собственную учебную программу. И чисто технически это действительно так: наличия комплекса заданий и средства связи со студентами уже достаточно, чтобы считаться воркшопом, но на деле от вас требуется куда больше.
Воркшоп должен быть полезным для потенциальной аудитории, иначе не удастся ее привлечь. А если и удастся, то без интересной учебной программы там вряд ли кто-то захочет задержаться. А еще необходимо решить ряд фундаментальных организационных моментов.
Готовим программу
Начинаем с обучающей программы. Сейчас в сети столько различных курсов и онлайн-школ, что уже трудно создать что-то новое и привлечь публику.
Взять, к примеру, те же курсы по обучению программированию. Они зачастую друг от друга не отличаются, и создавать новый похожий смысла нет.
Перед тем как организовать воркшоп, придумайте, чем заинтересовать публику. Что нового вы можете ей предложить в плане знаний? Какой новый подход к обучению позволит ей быстрее освоить навыки?
Также не забывайте о выборе тематики. Не распыляйтесь особо, давайте конкретные знания и решайте конкретные проблемы.
Ищем место для проведения занятий
С онлайн-кусрами все просто: выбираете удобную платформу для общения и кидаете всем ссылку для выхода на связь. Подойдет буквально любой сервис, использующийся для рабочей коммуникации.
А вот при встрече офлайн придется арендовать помещение. Причем не просто помещение, а еще и все необходимое для обучения оборудование. Об этом стоит подумать заранее, до анонса воркшопа и приглашения гостей.
Четко рассчитайте бюджет, чтобы в итоге не оказаться в долгах, если не придет нужно количество учеников или некорректные расчеты приведут к потере большего количества денег, чем ожидалось. В общем, будьте прозорливы и старайтесь предусмотреть даже самые худшие сценарии развития.
Подбираем подходящее время
Важно сделать так, чтобы каждый из желающих успел принять участие в воркшопе. Чтобы он проходил в удобное время, вечером или в выходные, когда больше всего заинтересованных студентов сможет освободиться от работы и будничных хлопот.
Также важно корректно выбрать срок проведения мероприятия. Чтобы оно не было неоправданно затянутым. Онлайн-курс по разработке можно растянуть на полгода, а вот мозговой штурм по какому-то вопросу в маркетинге не получится растянуть на месяц, его нужно уложить в пару часов.
Ищем достойных преподавателей
Этот пункт важен для тех воркшопов, что предлагают большое количество профессиональных навыков и ближе по своей структуре к классическим вариантам обучения, в частности к марафонам.
Нужно как-то донести всю необходимую информацию до большого количества студентов, причем сделать это качественно. В одиночку это сделать вряд ли получится. Помимо базы обучающих материалов, нужно найти людей, которые будут эту базу помогать осваивать.
Для небольших воркшопов это тоже может быть важно. Если вы сами не в состоянии стать грамотным куратором для условного мозгового штурма, то лучше пригласить для этих целей кого-то, кто уже имел опыт подобного взаимодействия с людьми.
Примеры воркшопов
Воркшопы проводят тысячи крупных компаний и представителей малого бизнеса. Кто-то фокусируется исключительно на образовании, а кто-то использует воркшопы как метод привлечения новой аудитории или повышения собственной репутации. Сценариев применения много, но все они по-своему интересны.
Ниже рассмотрим парочку воркшопов. Какими они бывают на практике и что представляют собой в целом. Возможно, это даст какие-то идеи по реализации собственного «марафона» или «мастерской».
Воркшоп по фотографии
Популярное направление среди начинающих фотографов и профессионалов. Сейчас достаточно зайти в Google, и перед глазами откроется целый ворох интерактивных курсов по съемке и работе фотографа в целом.
Один из популярных курсов, высвечивающихся в Google, – курс некой Юлии Зальновой. Она набирает в группу не более 6 человек и в сжатом формате не только объясняет то, как красиво снимать портреты и пейзажи, но и учит тонкостям профессии. Например, рассказывает о том, как правильно работать с клиентами, понимать их пожелания, решать финансовые вопросы и т.п.
Воркшоп от Wrike Tech Club
В 2020 году компания Wrike проводила воркшоп по итерационной разработке. Причем абсолютно бесплатно, в онлайн-формате.
Все обучение представляло собой что-то в духе лекции, в которой активно участвовали обучающиеся, задавая вопросы и тут же получая ответы.
Создатели учебной программы разобрали большую часть аспектов итерационной модели разработки и показали, как на практике решать проблемы, которые возникают в ходе рабочей деятельности.
IKEA
Шведский производитель мебели IKEA на регулярной основе устраивает воркшопы различных форматов. Сейчас, в виду пандемии, почти все они проводятся онлайн, но ранее были и встречи в реальности.
Обучающие программы здесь самые разные: могут научить собирать стулья самостоятельно, помогают разобрать бардак на кухне и систематично разложить всю посуду, консультируют по выбору мебели и оформлению жилого помещения.
В общем, проводят настоящие уроки труда с вкраплениями дизайна и базовой инженерии (разобрать посуду на кухне – это тоже своего рода игра в тетрис).
Вместо заключения
Мы разобрали основные особенности воркшопов. Теперь мы знаем, какими они бывают и как создать собственный. Главное, все делать во имя знаний и с энтузиазмом относиться к подобной деятельности. Независимо от того, собираетесь вы получать знания или давать их. Посещайте курсы, всегда учитесь и старайтесь учить других только полезному.
Как провести воркшоп по созданию карты пути пользователя (CJM)
Как провести семинар по созданию карты пути пользователя, чтобы выявить болевые точки и возможности для улучшения пользовательского опыта.
Преимущества использования карты пути пользователя огромны, если они используются по назначению — в качестве средства достижения конкретной бизнес-цели. Ранее проведенное нами исследование о применении CJM на практике позволило выделить несколько преимуществ:
- объединение заинтересованных сторон вокруг общей цели;
- формирование общего видения;
- возможность сосредоточиться на потребностях клиентов;
- помощь членам команды в установлении личной связи с конечными пользователями.
В процессе проведения того же исследования была выявлена одна из основных болевых точек — отсутствие четкого представления о процессе создания карты пути пользователя у многих участников. Мы уже делали публикацию, содержащую 5-этапное руководство по созданию CJM, однако в данной статье более подробно описывается процесс проведения одного из этапов: семинара по созданию карты пути пользователя.
Существует множество различных способов проведения семинара по созданию карты пути, который определяется структурой семинара, видоизменяющейся в зависимости от уровня квалификации ведущего и методов, которые он предпочитает использовать.
В данной статье представлен обзор одного из способов проведения — метод кейсов (Case Study) с примерами из семинара, прошедшего недавно. Тем не менее, есть множество других возможных вариаций, которые также довольно эффективны.
1. Подготовка к семинару
Прежде чем собирать всех в одном помещении, необходимо выполнить следующие шаги, чтобы убедиться, что все участники в достаточной степени подготовлены, вовлечены и хорошо понимают формат и цели проведения семинара.
Шаг 1. Создайте команду. Создание карты пути пользователя — это процесс, направленный на укрепление сотрудничества. Если вы создаете CJM в одиночку, не вовлекая в этот процесс других, будьте готовы к тому, что когда вам понадобится поддержка со стороны этих людей, они не недоверчиво отнесутся к вашей карте пути и не будут увлечены ее идеями. Создайте команду единомышленников из представителей разных подразделений, которые помогут вам в продвижении процесса и поддержат вас рекомендациями. Они также могут принять участие в вашем семинаре.
Шаг 2. Расставьте приоритеты в отношении актеров и сценариев. Необходимо заранее решить: чей (актер) и какой (сценарий) путь вы планируете наносить на CJM. Вы должны сосредоточиться на одном актере и одном сценарии в рамках одной карты, но это не означает, что вы не можете использовать более одного сценария или карты на семинаре. Просто учтите данную сложность и подготовьтесь к ней посредством выделения дополнительного времени и продумывания логистики (например, разделение на небольшие группы). При необходимости заранее спланируйте, как вы будете разбивать участников на команды. Для этого выясните, кто они, и подберите наиболее подходящий сценарий для каждого (вы ведь не хотите, чтобы создатель сервисов для малого бизнеса работал со сценарием для потребительских товаров).
Шаг 3. Соберите и поделитесь существующими исследованиями. Часто бывает полезно начать с того, что у вас уже есть. Действуйте по следующему алгоритму:
- Соберите и проанализируйте все исследования о UX, маркетинге, аналитике или поддержке клиентов, связанные с вашим проектом;
- Объедините полученные данные;
- Выявите пробелы в вашей базе знаний;
- Создайте общее хранилище, чтобы все участники имели доступ к собранным вами данным, которые могут включать в себя карты опыта, отчеты, данные дневниковых исследований или рекомендации по бренду или опыту.
Шаг 4. Дайте «домашнее задание». Предоставьте участникам материалы для самостоятельного изучения перед семинаром. Независимо от того, насколько подробно и четко вы изложили все предыдущие сведения, проведите последний этап подготовки. Поделитесь актуальной литературой, информацией о последних исследованиях и задайте несколько открытых вопросов, чтобы мягко заинтересовать и увлечь аудиторию.
Дайте участникам «домашнее задание», чтобы они лучше подготовились к семинару. На скриншоте представлены выдержки из домашних заданий семинара по созданию CJM, которые содержат ссылки на актуальную литературу и определения ключевых понятий, с которыми участники могут столкнуться на семинаре.
2. Семинар: пошаговое руководство
В нашем конкретном случае структура семинара предполагает проведение участников через следующие процессы:
- Создание карты текущего состояния;
- Корректировка и дополнение карты текущего состояния на основе данных, полученных от клиента;
- Приоритизация болевых точек на пути пользователя;
- Мозговой штурм с клиентами для поиска новых идей и потенциальных решений;
- Создание видения будущего состояния методом набросков или дизайн-студии.
Все этапы можно разбить на 3 части:
- Часть I: Подготовка основы. Обзор основных концепций и входных данных для создания CJM;
- Часть II: Создание карты текущего состояния. Создание первой версии CJM, корректировка и дополнение карты совместно с клиентами, приоритизация болевых точек;
- Часть III: Видение будущего состояния. Мозговой штурм для создания идей будущего состояния методом набросков.
Проведение семинара может занимать от одного до нескольких дней. Это определяется количеством участников семинара, а также численностью приоритетных сценариев и актеров.
Часть I: Подготовка основы
Деятельность первой части семинара направлена на ознакомление участников со следующими аспектами:
- ментальной моделью;
- языком процесса создания карты пути пользователя;
- существующими исследованиями и материалами, которые они получат на входе;
- этапами создания CJM;
- понятиями «актер» и «сценарий».
Шаг 1. Обучение и напоминание. Вы должны быть готовы к тому, что некоторые участники могут даже не открыть ваше домашнее задание, которое вы с таким трудом для них подготовили! Поэтому вам придется применить творческий подход, чтобы убедиться в том, что неподготовленные участники понимают основные концепции, не усыпляя при этом тех, кто старательно готовился.
Вы можете, например, провести викторину, чтобы объединить процесс обучения для неподготовленных участников и, одновременно, проверку уровня подготовки участников, которые готовились к семинару. Помимо этого, развлекательный формат викторины поможет создать заряд бодрости на весь день. Затем, разделите аудиторию на небольшие группы, чтобы те, у кого действительно не было возможности подготовиться, не выделялись и чувствовали себя комфортно, а атмосфера оставалась приятной и легкой.
Викторина по материалам домашних заданий поможет участникам освежить знания и позволит ведущему определить общий уровень подготовки.
Шаг 2. Обзор актеров и сценариев. Хотя вы заранее определили, на каких актерах и сценариях следует сконцентрироваться, предоставьте участникам возможность почувствовать себя сопричастными к процессу выбора (и еще раз убедитесь в том, что они правильно понимают эти понятия). Например, возможность обсуждения в ходе короткой интерактивной викторины, подобной приведенной ниже, поможет участникам лучше познакомиться со сценариями и быстрее погрузиться в их детали.
Предоставьте участникам дополнительные возможности для обучения и знакомства со сценариями. Даже короткая интерактивная викторина поможет повысить вовлеченность участников в работу со сценариями.
Шаг 3. Обзор исследований (еще раз). Даже если вы поделились с участниками результатами существующих исследований перед проведением семинара, имейте ввиду, что не все могут выделить время на их изучение. Поэтому вы должны посвятить некоторое время программы семинара на разбор ключевых моментов. Если аудитория знакома с исследованиями, важно убедиться, что все согласны с их результатами, а воспоминания о них достаточно свежи. Обзор исследований можно провести в формате выступления одного-двух человек, просто рассказывающих о результатах исследований, или же это может быть что-то более интерактивное.
Например, на недавнем семинаре по созданию CJM для аудитории, хорошо знакомой с существующими исследованиями, мы сделали краткий обзор того, «что мы уже знаем» об опыте пользователя. Участники работали в небольших командах, они отмечали исследования на стикерах, по одному на каждый, после чего объединяли их в группы, а затем делились своими находками с участниками других команд. Такой подход дает бонус в виде доски со стикерами, которую команды могут использовать в своем рабочем пространстве в процессе создания карты.
Участники семинара по созданию CJM расклеивают стикеры с результатами исследований, связанных с назначенным им сценарием (слева), с целью создания диаграммы сходства (справа).
Шаг 4. Проведение тренинга по содействию. Если к вашему семинару присоединятся пользователи, помогите участникам к этому подготовиться. Как у ведущего семинара, вероятнее всего, у вас не будет возможности лично взаимодействовать с каждой командой, поэтому необходимо расширить возможности своих участников. Помните, что ваша аудитория — представители разных профессий, поэтому не все знакомы с процессом проведения UX-исследований. Предоставьте участникам дополнительное руководство. Я предпочитаю поступать следующим образом:
- провести тренинг по содействию;
- предоставить командам подробное руководство по содействию и проведению интервью, с примерами вопросов для проработки каждого сценария.
Часть II: Создание карты текущего состояния
Во второй части семинара команды выполняют ряд действий по созданию первого варианта карты пути пользователя, обновлению карты на основе отзывов клиентов, и выявлению болевых точек.
Шаг 1. Создание карты текущего состояния. Данный шаг предполагает объединение коллективных знаний каждой команды на карте, созданной для каждого конкретного сценария в отдельности. Не забывайте напоминать участникам, что в данный момент они создают карту предположений, поэтому возникновение пробелов и неизвестности — неизбежно. На данном этапе можно делать предположения, потому что в дальнейшем карта будет скорректирована и дополнена за счет проведения дополнительных исследований. Именно поэтому для создания карты так удобно использовать стикеры — чтобы внести какие-либо изменения, их можно достаточно легко оторвать и заменить новыми стикерами.
Карта текущего состояния должна иметь пробелы (как та, что представлена выше), потому что команды могут не знать всей информации о пути пользователя, когда они находятся в начале процесса создания CJM. Карта текущего состояния позволяет сформировать пространство для объединения всего, что уже известно, и оставляет место для пробелов, которые будут заполнены в результате проведения дополнительных исследований.
Шаг 2. Интервью с пользователями. Объединение результатов более ранних исследований позволяет создать карту текущего состояния. На следующем шаге к командам присоединяются пользователи, которые выступают в роли актеров или персон, соответствующих разным сценариям. Приглашайте пользователей в соответствии с актуальными критериями отбора (например, для сценариев, связанных с открытием новой кредитной карты, идеально подбирать респондентов, которые находятся в процессе принятия решения об оформлении новой кредитной карты или недавно ее открыли). Используя предоставленное руководство по содействию, команды проводят интервью с пользователями, задавая открытые вопросы об их опыте в процессе прохождения по сценарию.
Участники воркшопа по созданию CJM проводят интервью с пользователями, которые присоединились к их командам. Карты текущего состояния расклеены по всему помещению.
Шаг 3. Внесение корректировок. Если после того, как пользователи поделились опытом, предположений со стороны команды не поступает, то обсуждение заходит в тупик. Команды должны вести пользователей по картам предположений и продолжать задавать открытые вопросы, тем самым побуждая их делиться историями. Бывает полезно предоставить пользователям реальные инструменты для того чтобы усилить их вовлечение в процесс. Например, на уже знакомом вам семинаре по созданию CJM мы раздали пользователям стикеры, чтобы с их помощью они могли выразить свое согласие или возражение, и попросили их внести свой вклад в создание карты, физически отразив свой опыт, что помогло нам проверить и развить наши предположения.
(Слева) Команды проводят пользователей по картам текущего состояния. (Справа) Пользователи используют стикеры в виде серебряной звезды для того чтобы пометить элементы карты, которые соответствуют их опыту, и желтые стикеры с предупреждающим восклицательным знаком, для того чтобы отметить элементы карты, которые ему не соответствуют.
Шаг 4. Выявление и приоритизация болевых точек. После углубленного обсуждения и внесения корректировок в карту пути, команды должны сосредоточиться на трудностях, возникающих у пользователей в процессе прохождения по сценарию. Эти трудности, также называемые болевыми точками, станут основой для формирования видения будущего состояния. Облегчите процесс выявления болевых точек для участников, предложив им заполнить готовые формы:
- Мне нужен ______.
- Мне нужен ______, чтобы ______.
Пример: «Мне нужен простой способ сравнить варианты, чтобы не перегружаться».
Выделите время, чтобы участники могли в тихой и спокойной обстановке сформулировать свои болевые точки и отметить их на стикерах. Затем они должны поместить стикеры на специально отведенную для этого область карты, провести совместное обсуждение выявленных болевых точек и, на основе этих обсуждений, составить диаграмму сходства. После обсуждения проведите точечное голосование, чтобы определить, какие болевые точки наиболее критичны.
Выявленные болевые точки после точечного голосования.
Часть III: Видение будущего состояния
Заключительная часть семинара: видение будущего состояния. На этом этапе участники устраивают мозговой штурм совместно с пользователями для поиска новых идеи, а затем проводят несколько циклов создания набросков, презентации и критики для создания сценариев будущего состояния.
Шаг 1. Генерация идей. На основе выявленных болевых точек, участники семинара совместно с пользователями придумывают абстрактные идеи, которые, по их мнению, являются решениями существующих проблем. Побуждайте команды мыслить масштабно и использовать метафоры для выражения своих идей, чтобы они не переходили к конкретным решениям (например, функциям) слишком рано. Установите ограничение по времени и поставьте командам цель, которую можно измерить количественно (например, постарайтесь предложить не менее 5 идей за 5 минут), чтобы участники не переусердствовали с переоценкой своих идей. После этапа генерации идей участники представляют их остальным членам команды.
(Слева) Участники генерируют идеи, отмечая их на стикерах, после выявления критических болевых точек на пути пользователя. (Справа) Примеры идей.
На нашем семинаре мы слушали презентации команд, параллельно проводя голосование за самые удачные и осуществимые идеи. Участники и пользователи голосовали за наиболее удачные идеи, размещая определенное количество золотых звезд на стикеры с соответствующими идеями. Остальные члены команды голосовали за наиболее осуществимые идеи, отмечая их крупными зелеными точками.
В результате был составлен визуальный рейтинг идей, учитывающий возможность их реализации и полезность с точки зрения устранения трудностей, с которыми сталкиваются пользователи. В конце этого шага лучше всего устроить небольшой перерыв, поблагодарить пользователей за потраченное время и продолжить только со внутренними участниками.
(Слева) Участники презентуют идеи своим командам. (Справа) Идеи, по которым было проведено голосование с точки зрения их полезности и осуществимости.
Шаг 2. Создание набросков сценариев будущего состояния. На основе составленного рейтинга участники приступают к задаче преобразования идей в набор взаимодействий, используя технику дизайн-студии, состоящую из нескольких циклов создания набросков, презентации и критики. Сначала участники молча создают наброски сценариев будущего состояния, основанные на идеях, занимающих самые высокие позиции в рейтинге. Затем они представляют наброски своей команде для критики.
В примере, приведенном ниже, мы использовали реальные инструменты (т.е. стикеры), чтобы зафиксировать ход дискуссии: участники отмечали наброски, которые, по их мнению, были наиболее удачными, зелеными стикерами (зеленый цвет = хороший). Для аспектов отдельных сценариев, которые можно было бы улучшить, они писали комментарии на желтых стикерах (желтый = идеи). Эти стикеры помещались непосредственно на наброски сценариев для последующего внесения корректировок.
Команды молча работают над набросками сценариев (вверху слева), презентуют свои наброски (вверху справа), получают критику команды (внизу слева). Сильные и слабые моменты отмечены стикерами с комментариями, размещенных непосредственно на набросках сценариев (справа внизу).
Шаг 3. Создание сценариев будущего состояния. В рамках последнего мероприятия участники объединяют лучшие идеи и самые сильные аспекты своих набросков в один общий сценарий, отражающий единое видение командой будущего состояния. Затем команды презентуют итоговую версию сценария всем участникам семинара.
Участник представляет сценарий будущего состояния, созданный его командой, всем участникам семинара.
3. Завершение семинара
После заключительного шага действуйте без промедлений, чтобы сохранить динамику и использовать воодушевление, возникшее в течение семинара.
Шаг 1. Обмен впечатлениями. Зафиксируйте результаты семинара, сделав снимки итоговых результатов каждой команды, а также участников и пользователей в процессе работы над созданием CJM (разумеется, заранее получив их согласие.) Поделитесь полученными фотографиями в общем хранилище.
Шаг 2. Оживление идей. Участники покидают семинар с несколькими проработанными сценариями и новыми взаимодействиями, запечатленными в набросках. Теперь они могут использовать итеративный дизайн для создания прототипов низкой точности на основе этих сценариев и тестировать их с пользователями, продолжая вносить корректировки в соответствии с их отзывами.
Шаг 3. Совершенствование процесса. По мере того, как вы раз за разом используете формат семинара для создания карт пути пользователя, продолжайте корректировать и совершенствовать этот процесс, чтобы он был еще более полезным и эффективным для его участников.
Заключение
Существует большое множество вариантов проведения семинара по созданию CJM. В данной статье мы разобрали рекомендации по проведению семинара в формате метода кейсов. Общая структура и описанные мероприятия — это отправная точка, созданная для одного конкретного контекста. Поэтому следует использовать данное руководство в качестве отправного пункта и адаптировать его содержание в соответствии с вашими целями, возможностями и ограничениями.
Воркшоп
Воркшоп (workshop) — формат обучающего мероприятия, которое помогает участникам получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков.
Слово в переводе с английского означает «рабочая мастерская». Воркшопы позволяют закрепить материал, научиться создавать что-то новое. Специалистам такие мероприятия помогают найти новые идеи и направления для роста, новичкам — разобраться в том или ином навыке.
«IT-специалист с нуля» наш лучший курс для старта в IT
Теоретический блок обычно небольшой и, как правило, подается «в фоне». Ключевое внимание уделяется не ему, а практике.
Зачем нужны воркшопы
Если говорить простыми словами, воркшоп — это практика. Он позволяет изучить что-то и сразу попробовать это, чтобы знания не успели забыться и закрепились в памяти.
- Воркшопы для новичков обычно нужны для обучения. Они помогают выучить новое, получить знания, попрактиковаться.
- Воркшопы для профессионалов нужны для поиска вдохновения, обмена идеями, появления новых инсайтов.
Прохождение воркшопа — это запись в портфолио и готовая работа, которую можно показать потенциальному работодателю. Такие мероприятия всегда направлены на результат — наставник помогает в этом участнику. Организаторы воркшопа могут проводить его из желания привлечь внимание к определенной технике, популяризировать что-то, провести рекламную акцию. Но чаще участие в воркшопе платное.
Профессия / 8 месяцев
IT-специалист с нуля
Попробуйте 9 профессий за 2 месяца и выберите подходящую вам
Где применяются воркшопы
В теории воркшоп можно провести по любой теме: от разработки сайтов до вышивания крестиком. Но лучше всего такое обучение работает в сферах, где допускается совместная работа и можно за относительно короткое время создать что-то новое.
Воркшопы популярны у представителей диджитал-профессий — мероприятия позволяют сразу получить практический результат или скооперироваться для решения какой-либо задачи. В этом случае результат — концепт. Например, итогом воркшопа по интернет-маркетингу может стать концепция рекламной кампании, по продуктовому менеджменту — стратегия развития продукта, и так далее. Воркшопы также могут проводить компании для своих сотрудников.
Отличие от мастер-класса, семинара и тренинга
От мастер-класса. Иногда слова «воркшоп» и «мастер-класс» применяют как синонимы. Но разница есть. Отличие воркшопа от мастер-класса — более высокий уровень самостоятельности и простор для творческих действий. Во время мастер-классов ученики обычно просто повторяют за наставником какой-то конкретный прием, технику или предмет. Во время воркшопов — делают что-то свое, а наставник подсказывает как.
Если сравнивать мероприятия с учебой в школе, воркшоп больше похож на сочинение, а мастер-класс — на диктант. Оба вида нужны, но имеют разные цели.
От семинара. Семинар — это мероприятие, менее ориентированное на практику. В нем большой блок уделяется теории, которую преподносит наставник или подготавливают в виде докладов сами участники. Практическая часть намного меньше, чем в воркшопе, но все же есть, а вот на лекциях ее нет вовсе, это другой формат.
От тренинга. Тренинг же, наоборот, имеет сильный упор на практику. Но отличается идеей: задача участников тренинга — тренироваться, а участников воркшопа — создавать новое. Во время тренинга ученики не обязательно воплощают собственный продукт или концепт. Они могут выполнять упражнения, задания от тренера, которые не всегда направлены на конечный результат.
Часто разные форматы «сливают» в один или разделяют по иным критериям. Тут все зависит от того, какой терминологией привыкли пользоваться в конкретной сфере, и от предпочтений организаторов.
Как проходит воркшоп
Воркшоп может проходить в любом пространстве, которое ориентировано на групповую работу. Для диджитал-направлений наличие специального оснащения не обязательно. Поэтому воркшопы могут проводиться в формате онлайн или в помещениях без жесткой специализации.
Формат частично связан с тем, какой именно воркшоп будет проводиться: индивидуальный или групповой.
- На индивидуальном мероприятии каждый делает свой проект, иногда участники соревнуются друг с другом.
- На групповом воркшопе участники объединяются в одну или несколько групп и делают проект вместе.
Также организация воркшопа зависит от его направления. Мы разберем несколько — поговорим, чем может быть на практике это мероприятие, какие у него есть типы.
Дискуссионный клуб. Этот формат подразумевает общение и продумывание идей. В отличие от предыдущего, он больше подходит для профессий, где результат воркшопа — готовый концепт. Участники продумывают свои идеи, а потом выступают перед остальными и презентуют результат. По итогам выступления проводится дискуссия: наставник и другие участники задают вопросы, выступающий отвечает. Это похоже на презентацию научной работы, только предмет обсуждения — практические решения.
Кроме продумывания идей, люди учатся коммуницировать, аргументировать и учитывать возражения. Конструктивные замечания со стороны других участников могут помочь в улучшении продукта.
Курс для новичков «IT-специалист
с нуля» – разберемся, какая профессия вам подходит, и поможем вам ее освоить
Мозговой штурм, он же brainstorm. Эту технику могут использовать в компаниях, где от сотрудников нужны креативные идеи или необычные решения. Она тоже подходит для направлений, где создается концепт.
У участников есть задача или проблема, они вместе пытаются ее решить: кооперируются друг с другом, генерируют идеи, дополняют мысли других. Это учит придумывать новое и прислушиваться к коллегам.
Соревнование. Здесь, в отличие от предыдущего формата, участники соревнуются друг с другом. Каждый из них реализует что-то свое; задача — сделать лучше, качественнее и интереснее, чем другие. Иногда участников разбивают по командам, и группы соревнуются друг с другом. Воркшопы возможны в любых направлениях, но чаще используются там, где от людей нужны интересные идеи: в маркетинге, менеджменте и других.
Марафон. Это тоже соревнование, но более долгое и масштабное. Ведь и в спорте марафон — бег на длинные дистанции. Тут важны не только моментальная идея, но и ее реализация, умение планировать работу и доводить дело до конца. Если другие виды воркшопов могут занимать несколько часов, то марафон длится минимум несколько дней, а может идти и месяцами.
Конкретный формат марафона может различаться — все зависит от сферы. Наставник может давать множество разных заданий, и участники должны выполнить их лучше, чем другие. А может предложить участникам реализовать большой проект, и тогда участники будут работать над ним на протяжении всего марафона. В последнем случае формат начинает походить на хакатон, но с упором на обучение и поддержку со стороны наставника.
Стоит ли пробовать
Если вас интересует получение новой профессии, вы хотите попробовать свои силы в интересующей сфере и сразу прикоснуться к практике — стоит. Воркшоп — не универсальный формат и не научит всему, но он поможет «пощупать» направление, которое вам интересно. Также вы получите бесценные практические навыки: если вам понравится сфера, вы сможете использовать их в дальнейшем обучении и процесс пойдет легче. Результат воркшопа — готовый проект, который можно включить в портфолио. Это еще один плюс формата.
IT-специалист с нуля
Наш лучший курс для старта в IT. За 2 месяца вы пробуете себя в девяти разных профессиях: мобильной и веб-разработке, тестировании, аналитике и даже Data Science — выберите подходящую и сразу освойте ее.
Статьи по теме: