Для чего нужны коды программирования
Перейти к содержимому

Для чего нужны коды программирования

  • автор:

Как правильно писать код?

На протяжении свой карьеры программиста, я неоднократно сталкивался с тем, что программисты не умеют писать код. Причем это может касаться как начинающих так уже и очень опытных людей. Честно говоря, по моему мнению существуют единицы, которые действительно умеют это делать. Я не претендую на полноту освещение проблемы и на то что мое мнение правильное, а рассмотрю ее со своей точки зрения.
На мой взгляд не существует и не может существовать единого стандарта и каждый человек волен выбирать и адаптировать свои собственные подходы к программированию. Но есть некоторый набор практик, который помогает в подавляющем большинстве случаев.

Прежде всего хочется обратится к первоистокам проблемы. Что вообще не так и зачем надо что-то менять. Я думаю, что мечтой каждого программиста, является писать код максимально быстро и максимально красиво, причем чтоб все четко работало с первого раза. Это позволит чаще читать фишки и пить кофе с тестировщицами, для особо ярых даст больше времени для для развития себя как специалиста.
Одно из основных отличий профессионального программиста от новичка является система приоритетов. Как правило сделать код работающим очень не сложно, сделать его понятным намного сложнее (желательно конечно чтоб при этом он остался работающим). Поэтому профессионал зачастую больше времени проводит за рефакторингом чем за дебагом, что само по себе уже хорошо, однако хотелось бы и момент рефакторинга сократить до минимума.

Итак основные идеи, которые могут помочь писать код лучше

Имей идею

В любой вашей реализации должна быть идея, это как линия которая проходит через всю функциональность и связывает ее воедино. До того как сесть что-то писать, вы должны более менее представлять как это все будет работать, какие есть блоки, как они друг с другом взаимодействуют. Не садитесь писать просто так, придумайте концепцию, так и интереснее и зачастую результирующий код станет понятнее. Естественно уже придумав что-то стоит максимально оставаться в рамках этой концепции, не стоит менять все при первых проблемах, проблемы будут всегда. Также не стоит лениться и со словами, “да ладно и так затащит” втыкать какуюто затычку. Это к добру не приведет.

Идеала нет

А хочется конечно, чтоб он был, но его в 99.(9)% нет. Не стоит пытаться сделать код идеальным, получится еще хуже потратится намного больше времени. Это просто борьба с ветряными мельницами, все же нам платят за то что наше приложение работает а на за то, как оно шикарно написано. Часто поиски идеала приводят к постоянным сменам концепций, бесконечным переписыванием одного и того же, в конечном итоге надоедает, человек все бросает, затыкает все затычкам и “да ладно и так затащит”. Должно быть хорошо и удобно, идеал это не удел инженеров это удел поэтов, а программисты все таки инженеры.

Сохраняй фокус

Одной из основных проблем особенно у новичков является копание в деталях. Надо фокусироваться на 1 задаче в единицу времени. Что я хочу сказать, вы пишете какую-то функцию, натыкаетесь на какой-то не простой момент с которым надо разобраться. В большинстве случаев вы знаете, что эта проблема решается 100%, но не знаете как. Если переключиться на ее решение, вы собьетесь с фокуса текущей проблемы, потом для того, чтоб вернуться придется потратить время, переключение контекста никогда не было бесплатной операцией. Эта идея так же распространяется на детали реализации. Предположим вам надо написать функцию которая читает какие-то данные из базы и записывает их в файл. Вот то и есть вашим контекстом. Решите эту проблему потом решайте остальные (тоесть чтение из базы и запись в файл). Изначально мы пишем следующее:

 var data = Read(); Write(data); 

и генерируем 2 заглушки для Read и Write, благо вижуал студия имеет магическую комбинацию клавиш alt+shift+f10, которую я прожимаю чаще всего (перебиндить ее на f1, просто f1 вместо поиска, мешает только то что это надо делать у всех). Что нам дает такой подход. Во-первых, мы пишем быстрее ибо остаемся в контексте. Во вторых мы пишем лучше ибо в один момент решаем одну задачу, да, ошибок будет меньше. В третьих мы получаем лучше код, он изначально формируется правильно. Функции называются правильно и по контексту, они получаются маленькие и простые. На мой взгляд это самая важная практика из всех перечисленных здесь.

Чувствуй запах

Как писал Фаулер в своем бессмертном произведении, у кода есть запах. Не буду сильно повторяться, скажу кратко. Если вы ощущаете, что с кодом что-то не так, подумайте как его улучшить. Такое чувство возникает как правило с опытом, однако если вы все время будете анализировать то, что пишете, после написания, оно у вас будет развиваться намного быстрее. Однако помните, идеала нет!

Лучше безобразно но единообразно

Выработайте свою систему именования переменных, функций и тп. старайтесь ее максимально придерживаться. Я вот например возвращаемое значение функции всегда называю result, может это не правильно и не отражает смысл, отсылка во времена делфи, но я так делаю и мне это нравится, мне так удобно. Также я всегда использую var никогда не использую явное типизирование (ну только когда выхода нет). Я так же стремлюсь всегда давать очень короткие имена переменным i,d,v,k для меня не проблема, ибо функции маленькие все понятно из контекста. Зачем писать currentNode если можно написать просто n и при это все равно все ясно? Более того, длинные имена переменных часто только усложняю изложение. Про стандарты кодирования я тут молчу это другая тема, их просто надо придерживаться.

Что? Где? Когда?

Задавайте себе больше вопросов по тому коду который вы пишете. Обрабатываются ли исключения? Правильно ли сделано управление ресурсами? Очищаются ли у вас кеши в нужный момент? Все ли хорошо с потокобезопасностью? Правильно ли вы используете библиотеки? В том ли месте находится функция которую вы пишете? Существует очень много вопросов которые стоит рассмотреть даже после того как код уже работает. Надо задаваться этими вопросами постоянно, тогда это войдет в привычку и все это будет делаться уже автоматом.

Будьте проще и люди к вам потянутся

Шаблоны проектирования, иерархии классов, элементы функционального программирования это все замечательные вещи. Однако стоит по возможности стараться все делать как можно проще. Чем проще код, тем он понятнее и тем легче его сопровождать. Глубокие иерархии классов очень сложно поддерживать и понимать. Зачастую наследования вообще стоит избегать, старайтесь заменять его реализацией интерфейсов. Шаблоны проектирования тоже дают великолепные решения, но подумайте, может стоит все сделать просто? Возможно оно так будет понятнее? Зачастую так оно и есть.

И на последок еще несколько замечаний

— Если вы дебажите свой код, который только что написали, что-то пошло не так.
— Стоит реже компилировать свой код, вообще стоит больше писать меньше собирать. Если вы конечно активно используете юнит тесты, то этот пункт в принципе отпадает, там и правда лучше чаще собирать и запускать тесты. Однако все равно не стоит это делать слишком уж часто.
— Изучите все возможности которые дает среда разработки, выучите горячие клавиши и используйте их, это очень сильно экономит время. Однако не советую сильно настраивать под себя среду, будет очень сложно если придется помогать коллеге за его компьютером.

Я здесь умышленно не привожу примеры кода, сейчас я пишу на C# (как пытливый читатель уже наверно догадался), но дело в том, что не существует принципиальных отличий в написании кода на PHP, C++, Delphi, C# и тп. даже на сильно отличающихся языках (например функциональных).

Хочу отметить, что простое прочтение каких-то правил и советов ничего не дает, надо отрабатывать. И вот это последняя мысль которую я хочу выразить. Не пишете просто код, всегда отрабатывайте и улучшайте свои навыки. “Сейчас просто напишу, а дома на кошках потренируюсь” ничего вам не даст совершенно. Можно было бы еще продолжить и расширить мой список, но я считаю изложенные моменты основными.

Написание кода — Жизнь программиста

Не волнуйтесь, если что-то не работает. Если бы всё работало, вас бы уволили.

Mosher’s Law of Software Engineering

Насколько важным является процесс кодирования в программировании? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Некоторые считают, что это и есть программирование, но на самом деле это не так.

Факты о программировании

Вот некоторые неочевидные факты о программировании:

  • Только 10-20% времени тратится на кодирование
  • Большая часть времени тратится на размышления
  • Существенная часть времени тратится на отладку
  • В день пишутся лишь десятки строк кода, которые пойдут в конечный продукт

Действительно, профессиональные разработчики тратят лишь 10-20% времени непосредственно на написание кода. Сравним, как выглядит работа программиста в реальной жизни с тем, как она обычно представляется в кино. В фильмах программисты постоянно набирают что-то на клавиатуре, но в обычной жизни вы скорее увидите человека, который чешет голову и задумчиво смотрит в экран, записи или вообще в пустоту. Зачастую тот код, который пишет программист, не является конечным. Он может постоянно его дорабатывать, переписывать, и в конечном итоге в день будет написаны несколько десятков строк готового кода, которые пойдут в конечный продукт.

Рассмотрим график, который показывает распределение рабочего времени в зависимости от уровня программиста: от начинающего до профессионального.

Ось Х отражает уровень программиста, а ось Y — его рабочий день. Видно, что есть очень сильная корелляция между уровнем разработчика и тем, на что уходит его рабочее время. Когда человек только начинает учиться программированию, то большую часть времени занимает именно процесс кодинга и отладки. Причем на отладку будет уходить даже больше времени, нежели указано на графике — не менее 90%. Отладка — это процесс поиска ошибок в коде. Именно количество времени, которое уходит на отладку, является одним из показателей уровня программиста. Помимо отладки новичок много занимается и кодингом, потому что ему нужно набивать руку. Кодинг можно сравнить с любым ремеслом, даже боевым искусством. Это такой процесс, который в конечном итоге, когда вы становитесь профессионалом достаточно серьёзного уровня, автоматизируется и становится просто способом реализации того, что вы придумали. И для ремесленника, и для художника, и для программиста первоочередная и самая сложная задача — это создать идею, продумать, что она в себя будет включать и как её воплотить в жизнь. А сам процесс воплощения обычно протекает гораздо проще.

Из чего состоят языки

Процесс кодинга — это непосредственная работа с языком. Пришло время разобраться, что из себя представляет язык. Любой язык программирования, равно как и язык естественный, состоит из 3 элементов.

Лексика

Первый элемент — это лексика. Лексика включает в себя словарь языка — набор слов, который в нём используется. В языках программирования такой набор слов гораздо более ограничен: в нём могут использоваться несколько десятков слов и спецсимволов против десятков тысяч слов в естественном языке. С другой стороны, выучить лексику языков программирования, а значит и усвоить его основы, гораздо проще. Ключевые слова учатся в процессе обучения и очень похожи во многих языках.

Синтаксис

Второй элемент языка — синтаксис, то есть те слова и конструкции, которые в нём присутствуют. Они записываются в виде программ, которые должны быть синтаксически корректными — это означает, что слова должны стоять в определенном порядке и подчиняться определенным правилам. Нарушение синтаксиса — это ошибка, и, в отличие от естественных языков, синтаксис в языках программирования — штука очень строгая, его нарушение сразу приводит к ошибке. Именно с этими ошибками в первую очередь сталкиваются программисты, которые пишут свои первые программы. Синтаксические ошибки просто отслеживать — нужно лишь немного набить руку. Знание синтаксиса — это основа, с которой начинается программирование.

Семантика

Третьим элементом языка является семантика. Одно дело — просто написать синтаксически верную конструкцию, но совершенно другое — чтобы она еще и правильно работала. Семантика подразумевает, что должно происходить под синтаксисом, и как это будет работать. Знание семантики — это уже более глубокий уровень и требует хорошего понимания того, что происходит в том или ином коде, начиная от уровня конкретных конструкций и заканчивая программами в целом. Она сопровождает разработчиков всегда и везде, поэтому важно понимать, зачем выполняется какое-то действие и почему оно так работает.

Чем на самом деле является язык программирования

Языки программирования существуют в 2 формах:

  • Стандарт языка
  • Реализация стандарта

Первая форма языка — это его стандарт, определяющий синтаксис и семантику. Не у всех языков есть стандарты, и они не всегда появляются до появления самого языка. Обычно появляется какой-то язык, и если он становится популярен, создается его стандарт и спецификация. Большинство современных языков имеют такие стандарты в том или ином виде.

Вторая форма языка — это реализация стандарта. Их может быть несколько, они все могут быть разработаны разными производителями, иметь свои особенности, но все без исключения должны подчиняться спецификации (стандарту). Подчинение спецификации даёт возможность исполнять код в разных средах.

Разобраться в разнице между стандартом языка и его реализацией можно на примере популярнейшего языка программирования JavaScript, который используется абсолютно везде и часто идёт вторым языком почти в каждом проекте, особенно в веб-разработке. Есть стандарт ECMA-262 или ECMAScript, а есть язык JavaScript, который является его реализацией. Существует несколько реализаций ECMAScript, среди которых TypeScript и JScript, которые написаны Microsoft, ActionScript от Macromedia (Adobe) и другие. При этом сам язык JavaScript остаётся такой же реализацией, которая имеет несколько сред исполнения.

Одной из таких сред является браузер. Есть несколько разных браузеров, у каждого из которых своя реализация JavaScript. Существует еще серверная, бэкенд-реализация — она называется NodeJS — которая позволяет исполнять тот же самый JavaScript. Некоторые теряются и не понимают разницы между JavaScript и NodeJS, выбирая, что же из этого им нужно учить. На самом деле, выбор здесь прост: в первую очередь надо осваивать JavaSсript, как самую популярную реализацию стандарта ECMAScript, и только после этого погружаться в специфики сред исполнения. Примерно такая же ситуация с другими языками.

Для любого языка истина в последней инстанции — это его спецификация. Зачастую её очень непросто читать, и есть более человечные способы знакомства с синтаксисом и семантикой языка, но помните о первоисточнике — к нему всегда можно обратиться и найти ответ на вопрос, как работает тот или иной элемент языка.

Заблуждение

Знание синтаксиса языка программирования и семантики и есть программирование?

Есть одно очень важное заблуждение, которое касается практически всех начинающих программистов. Его распространению способствует огромное количество курсов на просторах сети, разговоров на форумах, чатах, где бы то ни было. У молодых разработчиков возникает ощущение, что знание синтаксиса языка и его семантики — это и есть программирование, но на самом деле это не так. Да, это знание очень сильно приближает к освоению программирования, и без него нельзя стать разработчиком, но оно не является определяющим. Точно так же, как покупка фотоаппарата и изучение его документации не делает из человека фотографа, знание синтаксиса и семантики языка программирования не делает из человека программиста.

Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты

Почему программирование — это не написание кода

Программисты так любят свой код, что совсем забывают, для чего он нужен. Давайте-ка вспомним.

Евгений Кучерявый

Евгений Кучерявый

Пишет о программировании, в свободное время создаёт игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.

Люди, которые далеки от программирования, думают, что работа программистов заключается в написании кода. И хорош тот программист, который пишет больше кода за меньшее время. Мы можем их простить, потому что сами имеем ошибочное представление о работе других специалистов.

Беда в том, что мы, программисты, думаем о своей работе точно так же.

Давайте разберёмся, чем мы на самом деле должны заниматься и почему кода нужно писать как можно меньше.

Зачем нужны программисты

И код, и любые приложения на самом деле никому не нужны. Что действительно нужно людям — это решение их проблем.

Например, цель компании, которая владеет социальной сетью, — деньги. Чтобы получать больше денег, нужно привлечь больше пользователей. А для этого нужно, чтобы социальная сеть решала какие-то проблемы этих пользователей.

Ни один пользователь не заходит в приложение просто потому, что ему нравится, что оно существует.

Люблю этот набор единиц и нулей в моём вычислительном устройстве!

© Ни один пользователь в мире.

Пользователям не нужно это приложение, они хотят:

  • скоротать время в длинной очереди;
  • узнать новости;
  • пообщаться с другом или родственником, который живёт в другом городе;
  • отвлечься от бренности бытия на мемы с котиками.

Помогает ли код удовлетворить хоть одну из этих потребностей? Сам по себе — нет. Он лишь инструмент в руках программиста. Поэтому программист должен думать не о коде, а о том, как с его помощью решить конкретные проблемы.

Больше кода == больше проблем

Если не думать о конкретных задачах, то кода становится слишком много:

  • появляются фичи, которые не решают никаких проблем;
  • фичи, которые действительно нужны, работают не так, как это нужно пользователям;
  • используется неподходящая архитектура и так далее.

Всё это мешает развивать проект, потому что чем больше кода, тем больше вероятность, что где-то появятся уязвимости и баги. В итоге получается приложение, которое не только не решает прежних проблем, но и создаёт новые.

И наоборот: нацеленность на решение проблем позволяет лучше продумать архитектуру и правильно расставить приоритеты в разработке. Так можно достичь большей эффективности с помощью меньшего объёма кода.

Отсюда следует простое правило:

Если код можно не писать, то его не нужно писать.

Сколько времени нужно писать код

Я считаю, что не стоит заниматься этим больше 4 часов в день. Оставшееся время лучше тратить на планирование архитектуры, изучение потребностей пользователей, ревью существующего кода, составление тестов и документации (этим лучше заниматься заранее).

В пример можно привести эту статью. Мне потребовалось всего полдня, чтобы написать её, но перед этим я несколько недель «варил» её в своей голове. То же самое и с программированием: лучшие решения появляются когда угодно, но не в процессе написания кода.

Конечно, чтобы прийти к этому, нужно овладеть хотя бы одной технологией — тогда вы поймёте, как писать небольшие, но эффективные приложения.

Читайте также:

  • Нужен ли программисту английский?
  • Скроллим ленту с пользой: 27 групп во «ВКонтакте» для айтишников
  • Как улучшить SPA для удобства пользователей и выгоды бизнеса

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

По данным SuperJob, за год потребность в разработчиках выросла на 190%. О том, какой язык программирования выбрать и как начать с ним работать, рассказывает Владимир Языков, преподаватель курсов Нетологии и разработчик с 15-летним стажем. Да, ему и самому нравится его фамилия ��

Статья будет полезна тем, кто только присматривается к профессии программиста, хочет узнать побольше о языках программирования и сделать выбор.

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

Владимир Языков

Разработчик с 15-летним стажем и основатель компании Useful Web

Какими бывают и где используются языки программирования

Язык программирования похож на иностранный, только с его помощью донести информацию можно не до англичанина или француза, а до компьютера. Цель начинающего программиста — научиться изъясняться так, чтобы компьютер его понимал. Для каждой задачи, платформы и операционной системы хороши определённые языки, а всего их существует около 9 000. Изучать их все не нужно, можно успешно работать всего с несколькими языками или даже с одним.

По традиции, начиная осваивать новый язык, программист пишет на нём скрипт, который выводит на экран надпись Hello, World! Вот как это выглядит на разных языках:

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

Языков программирования так много, потому что программисты постоянно в поисках новых инструментов и возможностей, чтобы упростить и сделать более эффективным процесс разработки. Поэтому создаётся много узкоспециализированных языков, написанных специально под определённую область, а популярные языки широкого применения регулярно совершенствуются и обновляются.

Языки программирования используют в самых разных сферах. Кроме разработчиков, они нужны робототехникам, аналитикам, системным администраторам и иногда даже дизайнерам и редакторам.

Условно области, где применяются языки программирования, можно разделить на две большие группы:

  • Бизнес — разработка программ, которые помогают решать конкретные проблемы людей. Например, программист может создать для продуктового магазина сервис по доставке.
  • Развлечение — языки программирования используются для создания развлекательных приложений и игр.

Остановимся на самых популярных направлениях программирования.

Языки для веб-разработки

Веб-разработка имеет дело с созданием сайтов и приложений и ведётся по двум основным направлениям — фронтенд и бэкенд. Разберёмся на примере.

Практически в любом бизнесе есть фронт-офис и бэк-офис — подразделения, отвечающие за внешние и внутренние процессы в компании. В ресторане клиентов встречают хостес и сервированные столики — фронт-офис. Но готовятся все блюда, которые вынесут в зал, на кухне — её не видно клиентам, но она отвечает за ключевые процессы в бизнесе — бэк-офис.

Так вот, фронтенд — это внешняя оболочка сайта или приложения, то, что видит пользователь, а бэкенд — все отвечающие за это внутренние процессы, они пользователю не видны.

Для работы во фронтенде нужны три языка: HTML, CSS и JavaScript (JS). При этом настоящий язык программирования только последний.

JavaScript — один из главных языков фронтенда, альтернатив для него мало. Популярен также TypeScript, но он создан на основе JavaScript. Если вы хотите, например, чтобы после написания сообщения в чате, оно отображалось, без этих языков программирования не обойтись.

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

HTML и CSS формируют структуру сайта. HTML говорит, что обозначается на странице — заголовки, абзацы, картинки и так далее, а CSS говорит, как это будет выглядеть: какие размеры должны быть у заголовков, какого они цвета, есть ли подчёркивания и так далее.

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

С помощью бэкенда хранят и обрабатывают данные. Когда пользователя что-то заинтересовало на Ozon, он заходит в карточку товара, а потом в другую, третью и видит, что карточки очень похожи: все картинки слева, цена справа, описание и отзывы внизу. Нужный раздел уже получается найти интуитивно. Что подгружать на страницу в зависимости от ссылки, на которую пользователь нажал, — в том числе решает бэкенд.

Чтобы реализовывать бэкенд в веб-разработке, пригодятся PHP, Python, Java, Go, С#, C++, Ruby и другие.

PHP был особенно популярен в 2000-е годы и всё ещё находится в топ-15 самых распространённых языков, но в современных крупных компаниях вместо него теперь чаще используют Python или Go.

Ruby часто применяется в разработках для небольших стартапов.

Фулстек-разработчики создают сайты и приложения целиком, отвечают и за фронтенд, и за бэкенд.

Языки для десктопа

Поговорим о языках, на которых разрабатывают стационарные приложения — те, что предназначены для компьютеров.

C# и C++ чаще всего используются для создания программ для Windows, игр на движке Unity, проектов для Sony PlayStation и Microsoft Xbox.

На Java разрабатывают кроссплатформенные приложения, которые работают одновременно на Windows, Mac OS и Linux.

Swift в основном используется компанией Apple, чтобы создавать программы для устройств на собственной операционной системе.

Языки мобильной разработки

Для мобильной разработки тоже используется Java. Можно вспомнить популярные в нулевых Java-игры для мобильных — те, в которые мы играли на своих первых телефонах ещё в школе.

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

Сейчас с помощью Java создаются приложения для Android. Его альтернатива — Kotlin.

Для iOS используется Swift. Его предшественник — Objective C, раньше Apple использовали для своих разработок именно его.

Языки для разработки игр

При создании игр разработчики используют уже упомянутые выше C++, C# и Java.

Высокая производительность C++ делает его одним из основных в индустрии разработки игр. На этом языке создаются сложные и ресурсоёмкие игры.

Если вы хотите заниматься разработкой игр под Windows или на движке Unity, то C# — это хороший выбор. Благодаря своей универсальности, он отлично подходит для разработки игр на различных платформах, а также для создания 2D- и 3D-игр.

Язык Java — основной для тех, кто хочет создавать кроссплатформенные игры. Благодаря своей философии «Написал один раз — запусти в любом месте», он является одним из самых популярных среди разработчиков, делающих игры для разных систем.

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

Резюмируем

Ниже сводная таблица самых популярных языков программирования по направлениям:

Читать также

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

Тестировщик ПО: всё о профессии

Фронтенд Бэкенд Фулстек iOS Android Desktop QA Системное программирование Системное администрирование
JS PHP JS Swift Kotlin C++ Java C++ PowerShell
TS Java PHP Objective C Java C# Python C# Python
Python Java JS JS Java JS Rust
Go Python JS
C# Go Rust
JS C#
C/C++
Rust

Выбираем язык программирования: какие из них популярны, для чего они нужны и с чего начать изучение

Курс

Старт в программировании

Узнать больше

  • Познакомьтесь с популярными языками программирования: JavaScript, HTML, CSS, ECMAScript
  • Научитесь писать код за две недели
  • Создайте свой первый проект — небольшую игру для индивидуального подсчёта продолжительности жизни и мотивации

Как выбрать, какой язык учить

«Какой язык программирования лучше?» — один из самых популярных вопросов, который задают новички. Важно понимать, что хороши все, каждый в своей области. Ведь невозможно сказать, что лучше — французский или немецкий.

Стоит сначала выбрать направление, в котором вам будет интересно работать. Десктопные программы, мобильные приложения, игры — подумайте, что вам ближе. А когда определитесь, начните изучать один из языков, которые применяются в этой сфере.

Дальше разберёмся, какой язык учить из тех, что используются в выбранной вами области.

Популярность

Рейтинги самых популярных языков программирования публикуют регулярно. Те языки, на которые стоит обращать внимание, — на первых 10–15 позициях. Если вас заинтересовал язык, который не вошёл в топ-100, зарабатывать на нём вы вряд ли сможете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *